но действовали на астральное тело,
и, будучи призванным выработать свое Я, выработать
самостоятельностьчеловека, он чувствовал в нихне просто возможность зла, но
вэтихподступивших к астральному телу силах, приводящих его ксвободе и
самостоятельности, он прежде всего чувствовал свободноеначало; он чувствовал
в этих силах своего рода откровение бунтующего человека. В той силе, которая
еще и в германских северныхобластях принимала участие в возникновении рас,
поскольку онаопределяла внешний облик и цветчеловека и делала его
самостоятельным, деятельным в мире существом, ощущался
люциферическийимпульс. В своем ясновидческом созерцании
северянин-германецпрежде всего ощущал Люцифера как того, кто делает человека
свободным человеком; человеком, который не стремится жить в простой
самоотдаче каким-нибудь внешним силам, а который в самом себенесет прочное
ядро своего существа и стремится к деятельностииз собственного побуждения.
Это влияние Люцифера северянин-германец испытывал как благотворное влияние.
Он не замечает, что это влияние вызывает еще и нечто другое: Люцифер
скрывается за странным, переменчивым обликом Локи; и воспринимая
действительность, констатировали, что, прослеживая мысль о свободе и
самостоятельности человека, приходишь к ее источнику — Локи; но силой
древнего ясновидения знали и тот факт, то в Локи находится причина того, что
в вожделениях и поступкахчеловека снижает его в его собственном существе с
того уровня, на котором бы он находился, живя только в самоотдаче Одину
иазам. И здесь прежде всего человеком чувствовалось жуткое величиеэтой
мифологии германского севера; с непреложной необходимостьюощущалось то, что
лишь благодаря духовной науке мало-помалу вновьбудет осознано людьми.
Каким же образом действует люциферическое влияние? Оно проникает в
астральное тело, действуя этим самым на все три членачеловеческого существа,
— как на само астральное тело, так и натела эфирное и физическое. Вне нашего
духовнонаучного движенияв наши дни об этом влиянии Люцифера можно говорить
лишь намеками, но вам все больше будет становиться понятнаэта тройственность
влияния Люцифера в астральном, в эфирном и в физическомтелах человека.
В эфирном теле вызывается то, что становится в человеке поводом к
неправдивости, колжи. Ложь и неправдивость — это нечто, что преступает
пределы внутреннего существа человека. В астральном теле, в собственном
внутреннем существе человека, люциферическим влиянием проникается
самосущность человека, и этосказывается в себялюбии. Эфирное тело
проникается изнутри импульсом к неправдивости и этим предрасполагается к
возможности лжи. В теле физическом вызывается болезнь и смерть. Тем, кто
принимал участие в моем последнем курсе*,
это понять не трудно. Но здесь я все же хочу еще раз указать на то, что все,
что в физическом теле человека сказывается как болезнь и смерть, кармически
связано с тем, что мы называем люциферическим влиянием. Итак, в астральном
теле Люцифер вызывает себялюбие, вэфирном -ложь и неправду, в физическом —
болезнь и смерть. Конечно, всематериалистически мыслящие люди современности
невероятно удивятся тому, что болезнь и смерть духовная наука выводит из
люциферического импульса, но это тоже связано с кармой. Человек никогда не
узнал бы болезни и смерти, если бы не это вмешательствоЛюцифера. Более
глубокое погружение человека в материалистическоеначало- это кармический
результат люциферического влияния, и этоуравновешивается с другой стороны
болезнью и смертью.
Итак, мы можем сказать: результатом люциферического влияния в человеке
— в его физическом, эфирном и астральном телах — являются болезнь и смерть,
ложь и неправдивость, и себялюбие. Отметим, что современная
материалистическая наука умиранию животного и растительногоорганизма дает то
же объяснение, что исмерти человека. Эти материалистически мыслящие люди не
могутпостичь того, что, одновнешнее явление может выглядеть точнотак
же, как и другое и, тем не менее, вытекать из совсем иных источников.
Внешне проявленные факты могут исходить из совершенно различных начал.
Так, смерть животного обоснована иначе, чем у человека, хотя внешняя
видимость обеих одинакова. Теоретически-познавательное доказательство этих
вещей потребовало бы слишком много времени. В сущности, я хочу только
сказать, что с тем, что наука называет причинностью, обстоит весьма неважно.
Из царящей здесь неясности почти на каждом шагу совершаются ошибки.
Представьте себе, например, следующий случай: человек влез на лестницу, упал
с нее и со смертельной раной был подобран мертвым. Какое заключение может
быть более естественным, чем следующее: падением человек нанес себе
смертельную рану, которая и явилась причиной его смерти. Но положение вещей
могло бы быть совершенно иным: этот человек мог умереть от разрыва сердца
еще до падения и упасть уже мертвым; силой падения могла быть нанесена рана
и, таким образом, внешне все положение предстало бы, как описано выше,
смерть же наступила бы по совершенно иным причинам. Приведенный здесь случай
выражен, конечно, в слишком сильных красках, но наука часто совершает
подобного рода ошибки. Внешние обстоятельства могут быть часто совсем
одинаковы, и все же внутренние причины совершенно различны.
Итак, возьмем как данные духовно-научного исследования, что
люциферическое влияние способствует возникновению в астральном теле
себялюбия, в теле эфирном — лжи и неправдивости и в физическом теле —
болезни и смерти. Что же должна была сказать северная германская мифология,
желая указать, что от Локи, от Люцифера, может исходить это троякое
действие? Она должна была сказать: у Локи есть три отпрыска. Первый
способствует возникновению себялюбия; это змея Мидгард (Midgardschlange)
выражающая собой влияние люциферического духа на астральное тело. Второе-это
то, что искажает человеческое познавание как таковое. В человеке физического
плана это проявляется как нечто, живущее в его духе и несогласующееся с
действительностью внешнегомира. Это то, что является неправдой в нем. То,
что является у нас абстрактной ложью, у северян, еще живших более на
астральном плане, на этом астральном плане изживалось в
определенномастральном существе. Выражением всего, что является затмением,
неправильным виденьем, есть какое-нибудь существо животного порядка, —
здесь, на севере, это, главным образом, Фернис-волк (Ferniswolf). Это
второе: влияние со стороны Локи на эфирное тело, результатом которого
является внутренняя склонностьчеловека к самообману, к мышлению о вещах не
сообразно действительности, т. е. вещи внешнего мира предстают ему в
неверном освещении. Это, в сущности, тем или иным образом северная
германская мифология связывает с обликом волка. Это астральная фигуралжи и
всякой неправды, идущейиз внутреннего побуждения.
Но там, где человек походит к внешнему миру, там Люцифервстречается с
Ариманом, так что всякое заблуждение, проскальзывающее в область познания, —
также и познания ясновидческого, — всякая иллюзия, всякая майа является
следствием этойлжи и неправдивости. Таким образом, в Фернис-волке нам
надлежит видетьобразованиеокутывающее…; где сумрак не пронизывается
внешнимсветом, истиной, там древние северяне говорят о волке. Это проходит
сквозь все северное сознание, и вы увидите, что этот образупотребляется в
этом смысле повсюду, вплоть до внешних фактов.
Когда древний северянин высказывал свое впечатление отсолнечного
затмения — (во времена древнего ясновидения человек, конечно, ещевидел
иначе, чем теперь при помощи подзорной трубы), то он выбирал образ волка,
преследующего Солнце, который, настигнув Солнце, этим самым и вызывает его
затмение. Внутренне это вполне соответствует фактам. Такая терминология
принадлежит к величественности, к жуткой величественности северноймифологии.
Здесь я могу лишь слегка коснуться этого; но чем дольше мы могли бы говорить
о северной мифологии, тем больше вы увидели бы, как все это всесторонне
проведено в северном мифологическом представлении, и это по той причине, что
мифологияявляется результатом древнего ясновидения, но ясновидения, в
которое повсюду вступает Я.
Современные материалисты скажут: ведь это суеверие, никакой волк не
преследует Солнце, но древний северянин, человек имагинации, видит эти факты
в образах, и я мог бы привести вам многие так называемые научные истины, в
которых таится большезаблуждений и скрытого ариманизма, чем в
соответствующем астральном явлении, которое описывается как