Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

приводит к сознанию развивающегося для будущего
христианства. В соловьевском государстве Христос является кровью в артерии
всей социальной жизни; и существенно то, что государство мыслится во всей
конкретностиличности, т. е. так, что оно хотя и действенно как духовная
сущность, но в то же время, исполняет свое назначениесовсеми свойствами
характера личности*. Кроме этой совсем
ещезачаточной философии, никакая другая философия не проникнута таксильно
понятием Христа, светящимся нам только с самых вершин духопознания. Все,
чтомы встречаем на Востоке, начиная от народной душевности и подымаясь
вплоть до философии, предстает переднами как нечто, что несет в себе еще
только зачаток будущегоразвития и что поэтому должно было преуспевать при
особом воспитании того духа времени, который нам уже знаком как дух
временидревнего греческого народа, который после вступившего
Христоваимпульса был снабжен миссией стать деятельным духом времени
позднейшей Европы. Не только воспитывать, но и лелеять с первой ступени ее
бытия должен был этот дух времени народную душевность, которая прорастит и
разовьет семя шестого периода культуры. Итак, мы действительно можем
сказать, — причем понятие отца и понятиематери теряют их разделяющий смысл,
— что то, чем является русская народная душевность в ее постепенном
становлении в народной душе, не тольковоспитано, а вскормлено и вспоено тем,
чтоидет от древне-греческого духа времени, в другом ранге внешнедеятельного
далее.
Так распределяются миссии между западной, центральной исеверной Европой
и Европой восточной. На эти свершения я и хотел вам указать. Основываясь на
сказанном, мы сможем дать ещенесколько указаний и показать, как разовьется
европейское будущее, приняв в себя и те идеалы, которые мы должны создать
себе из этих познаний; мы покажем, как под влиянием этих свершений
германо-северный дух народа понемногу преобразуется в духа времени.

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ

Начиная наше последнее рассмотрение, я должен поистине, отметить, что,
собственно, еще о многом, многом надо было бысказать и что, в сущности
говоря, из того, что относится к этойбогатой теме, лишь самое малое смогло
быть действительно затронуто в течение этого цикла лекций. Однако, я все же
могунадеяться, что на подобные темы мы говорим здесь не в последнийраз. Пока
же для начала, как раз для этой темы, дальнейшее рассмотрение которой в наши
дни и без того представляет в определенном отношении некоторые затруднения,
должно быть достаточно уже данных сдержанных указаний. В последних
изложениях красной нитью проходит указание на нечто, что содержится в
германо-северной мифологии или учении о богах, и что в имагинативнойформе
удивительным образом связано со всем, что в форме познавательной мы в
состоянии извлечь из современного духовного исследования. Это тоже одна из
причин, позволяющих нам надеяться, что тот дух народа, тот архангел, который
ведет эту странуираспростирает над ней свою воспитательную деятельность,
проникнет развитыми им в течение столетий способностями то, что можетбыть
названо современной философией, современным духовным исследованием, и что
отсюда это современное духовное исследование получит определенное,
свойственное народному характеру оплодотворение.
Чем дальше мы проникали бы в частности германо-северноймифологии, тем
больше мы увидели бы, что в образах этой мифологии — как, действительно, ни
в какой иной мифологии — удивительно выражаются оккультные истины. Быть
может некоторые из вас, кто читал мое «Тайноведенье» или слушал другие
лекциикоторые мне дано было здесь прочесть, вспомнят, что некогда в течение
земной эволюции совершилось возвращение тех душ людей, которые вовремена
седой древности, еще до древнего лемурийского периода, по совершенно особым
причинам поднялись к различным планетамнашей планетной системы: к Сатурну,
Юпитеру, Марсу, Венере, Меркуриюи что эти души в течение последнего
лемурийского и всегоатлантического времени стремились соединиться с тем, что
благодаря отделению Луны от нашей Земли мало-помалу как способностии
предрасположения смогло выработать физическое тело. Они спускались тогда на
Землю, эти души людей Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия. Это
событие, которое еще и сегодня можно найти в хронике акаши. То, что в
течение атлантического времени воздух Атлантиды был проникнут
туманно-водянистыми образованиями, это было состояние, которое в то время
было связано именно с этимнисхождением душ, которое воспринималось тогда
древним атлантическим ясновидением. Рождение каждого нового существа тогда
ещев пластически-мягком, гибком, формующем теле, его, так сказать,
нисхождение из духовных высот — все вновь рассматривалось каквнешнее
выражение того, что из духовного окружения, из атмосферы, из планетарного
бытия нисходит душа, чтобы соединиться с возникающим на Земле телом.
Этот процесс, когда земные тела как бы открывались к оплодотворению
тем, что лучилось из небесных высот, сохранился ввоззрении, которое перешло
в германо-северную мифологию. Сознание этого сохранилось так долго, что еще
Тацит нашел его, наблюдая южных германцев, которые он описывает в своей
«Германии». Никто не сможет понять рассказТацита о богине Нертус, не зная о
существовавшем в свое время указанном процессе. Колесница богини Нертус реет
над водами. Позже это перешло в ритуал, в обряд; в более же ранних временах
это было восприятием. Эта богиня представляла то, что могло быть дано в
людских телахнисходящим из планетарных высот людским душам. Это
таинственноесвершение, лежащее в основа мифа о Нертус, сохранилось во
всемтом, что нам повествуют древние сказания и легенды, указывающиена
становление физического человека. Ниордр, внутренне-родственный богине
Нертус, есть ее мужской противообраз. Он являетсяпредставителем древнейшего
воспоминания в нисхождении духовнодушевного человека, о людях, которые
некогда поднялись в планетарные выси и которые в течение атлантического
времени вновьспустились, чтобы вновь соединиться с физическим телом.
Из моей маленькой статьи «Кровьсовсем особый сок» вы можете
заключить насколько значительную роль сыграли в свое время взаимоотношения
народови ихсмещение. Но большую рольсыграли не только взаимоотношения и
смешение народов, выразившиеся в кровосмешении, но и способствующие развитию
духовные идушевные влияния народных духов. В своей наиболее чистой форме это
созерцание нисхождения сохранилось в глубине того мира сказаний, который в
далекие времена выработался в этих северных областях. В сказаниях о ванах вы
находите старейшее воспоминаниеоб этих вещах. Здесь, на севере, было
особенно живо в финскойтрадиции воспоминание об этом соединении нисходящего
из планетарных высей душевно-духовного с тем, что произошло из самоготела
Земли и что северная традиция именует страной великанов. То, что развилось
из земной телесности, это относится к страневеликанов. Мы поймем поэтому,
что человек германского северачувствовал с этой стороны влияние
определенного импульса; он чувствовал, как в его мало-помалу разлившейся
душе работало этодревнеебогосозерцание, которое было присуще здесь, когда
тумано-воды Атлантиды в далекой древности распростирались еще надэтой
областью. Человек германского севера чувствовал в своейдуше нечто, берущее
свое начало в божественном, идущее от тогобога, который непосредственно
происходил от тех божественно-духовных архангельских существ, которые
руководили сочетанием душевно-духовного с земно-физическим, Бог Фрейер и его
сестра Фрейа, которые некогда были здесь, на севере, особенно любимыми
божествами, мыслились и ощущались в их происхождении как те ангельские
существа, которые излили в человеческую душу все необходимое ей для
непосредственного дальнейшего развития на физическом плане старых, силой
ясновидения усвоенных сил. В пределахфизически-чувственного мира, в мире,
ограниченном восприятиями внешнихорганов чувств, Фрейер был продолжателем
всего того, что ясновидчески было усвоено прежде. Он был живым продолжением
ясновидчески вобранных в себя сил. Поэтому он должен был связать себя с тем,
что как физическо-телесные органы существует для этих душевных сил в самом
человеческом теле, сил, которые затем вносят в физический план то, что было
воспринято древнейшим ясновидением. Это находит свое отражение в браке
Фрейера с Герд, дочерью великанов. Она представляет физическиесилы самого
земного становления, В этих представлениях еще отражается нисхождение
божественно-духовного вфизическое. Замечательно подчеркнуто в этом облике
Фрейера, что он пользуетсятем, что нафизическом плане дает человеку
возможность изживатьспособности, которые были заложены в нем его
предшествующимиясновидческими восприятиями. В распоряжении Фрейера
находитсяясень по имени Блютхуф, чем отмечается значение крови для развития
Я*. В его распоряжении находится также
странный, удивительный корабль, которыми может расширяться

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн