Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

Навстречу этой,

освобожденной от всех чувственных уз, душе выступает второй

«Страж порога» и говорит приблизительно следующее:

«Ты освободилась из мира чувств. Ты завоевала свое право

на отчизну в сверхчувственном мире. Отныне ты можешь

действовать отсюда. Ты не нуждаешься больше для самой себя в

своей физической телесности в ее современном образе. Если бы ты

захотел приобрести только способность жить в этом

сверхчувственном мире, то ты уже не нуждался бы больше в

возвращении в чувственный. Но взгляни на меня. Посмотри, как

неизмеримо высоко стою я над всем, что ты до сих пор сделал из

себя. Ты достиг теперешней ступени своего совершенства

благодаря способностям, которые ты мог развить в чувственном

мире, пока ты еще был ограничен им. Но теперь для тебя должно

настать время, когда твои освобожденные силы начнут сами

работать над этим чувственным миром. Доныне ты освобождал

только самого себя; теперь, освобожденный, ты можешь освободить

с собой и всех твоих спутников в чувственном мире. Доныне ты

стремился вперед, как отдельная личность; вступи теперь в

целое, дабы принести с собой в сверхчувственный мир не только

себя, но и все остальное, что существует в чувственном мире.

Некогда ты сможешь соединиться с моим образом, но я не могу

быть блаженным, пока еще есть несчастные! Как единичный

освобожденый, ты мог бы уже сейчас войти в царство

сверхчувственного. Но тогда ты был бы принужден взирать вниз на

еще неосвобожденных существ чувственного мира. И ты отделил бы

свою судьбу от их судьбы. Но вы все связаны друг с другом. Вы

все должны были спуститься в чувственный мир, чтобы вынести из

него силы для высшего. Отделившись от них, ты злоупотребил бы

силами, которые ты мог бы развить, однако только в сообществе с

ними. Если бы они не спустились вниз, то и ты не мог бы сделать

этого; без них у тебя недостало бы сил для твоего

сверхчувственного бытия. Эти силу, завоеванные тобой вместе с

ними, ты должен теперь разделить с ними. Поэтому я преграждаю

тебе доступ в высшие области, пока ты не обратишь всех

приобретенных тобою сил на освобождение причастного тебе мира.

С тем, чего ты уже достиг, ты можешь оставаться в нижних

областях сверхчувственного мира; но пред вратами в высшее стою

я, как «херувим с огненным мечом пред вратами рая», и

преграждаю тебе доступ, пока у тебя есть еще силы, оставшиеся

без применения в чувственном мире. И если ты сам не захочешь

применить их, прийдут другие, которые их используют; и тогда

некий высокий сверхчувственный мир воспримет в себя все плоды

чувственного; у тебя же из-под ног уйдет почва, с которой ты

сросся. Развитие очищенного мира оставит тебя позади. Ты будешь

исключен из него. Таким образом, путь твой будет «черным»; те

же, от кого ты отделился, идут «белым путем».

Так возвещает о себе «Великий Страж порога» вскоре после

встречи с первым Стражем. Но посвященный знает совершенно

точно, что предстоит ему, если он последует соблазнам

преждевременного пребывания в сверхчувственном мире.

Неописуемый блеск исходит от второго Стража порога; соединение

с ним стоит перед созерцающей душой, как далекая цель. Но у ней

есть также и уверенность, что это соединение окажется возможным

только тогда, когда посвященный обратит на дело освобождения и

спасения мира все силы, притекшие к нему из этого мира. Если он

решится последовать требованиям высшего светлого видения, то он

сможет содействовать освобождению человеческого рода. Он

принесет свои дары на жертвенный алтарь человечества. Если же

он предпочтет свое собственное преждевременное восхождение в

сверхчувственный мир, тогда поток человечества пройдет мимо

него и над ним. После своего освобождения он не сможет больше

для самого себя почерпать из чувственного мира никаких новых

сил. Если же он все-таки будет продолжать посвящать ему свою

работу, то только при условии отказа извлекать какую-либо

пользу для себя из самой области этой своей дальнейшей

деятельности. Но нельзя сказать, что будучи поставлен таким

образом перед выбором, человек, само собой разумеется изберет

«белый путь». Это зависит всецело от того, будет ли он в момент

этого выбора уже настолько очищен, что никакие эгоистические

мотивы не сделают для него заманчивым соблазны блаженства. Ибо

эти соблазны — величайшие их всех, какие только можно

помыслить. Между тем как на другом пути, собственно говоря, нет

вовсе никаких соблазнов. Здесь ничто не вторит эгоизму.

Получаемое человеком в высших областях сверхчувственного, это

не нечто притекающее к нему, а наоборот — от него же исходящее:

любовь к окружающему его миру. На черном пути человек ни в чем

не терпит недостатка, чего требует эгоизм. Напротив, плоды

этого пути являются как бы наисовершеннейшим удовлетворением

эгоизма. И если кто-нибудь ищет блаженства только для себя, то

он наверно пойдет черным путем, потому что этот путь будет для

него подходящим. — Поэтому никто не должен ждать от

оккультистов белого пути каких-либо указаний, способствующих

развитию его собственного эгоистического «Я». Блаженство

отдельного человека нисколько не интересует их. Каждый может

добиваться его сам. Ускорять его наступление не входит в задачу

белых оккультистов. Их занимает исключительно лишь дело

развития и освобождения всех существ: как людей, так и всех

спутников человека в мире. Поэтому они дают указания, как

развивать свои силы для общей работы над этим делом. Поэтому же

выше всех прочих способностей они ставят самоотверженную отдачу

себя и готовность на жертву. Они никогда не отказывают прямо,

потому что и самый эгоистичный человек может очиститься. Но кто

ищет чего-либо только для себя, тот — пока это будет так —

ничего не найдет у оккультистов. Если даже они и не откажут ему

в помощи, он сам лишит себя плодов этой помощи. Поэтому, кто

действительно следует указаниям благих учителей тайноведения,

тот на переходе через порог поймет требования Великого Стража;

кто же не следует этим указаниям, тот не должен надеяться

когда-либо с их помощью достигнуть порога. Их указания ведут к

добру или же совсем ни к чему не ведут. Ибо водительство к

эгоистическому блаженству, или просто к жизни в

сверхчувственном мире, лежит за пределами их задачи. Последняя

заранее носит такой характер, что она удерживает ученика вдали

от надземного мира до тех пор, пока он не вступит в него с

готовностью к отдаче себя и к участию в общей работе.

КОНЕЦ.

Рудольф Штайнер.

Порог духовного мира

Афористические рассуждения

Содержание

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ 1

О ДОВЕРИИ, КОТОРОЕ МОЖНО ИМЕТЬ К МЫШЛЕНИЮ, И О СУЩНОСТИ

МЫСЛЯЩЕЙ ДУШИ. О МЕДИТИРОВАНИИ 2

О ПОЗНАНИИ ДУХОВНОГО МИРА 5

ОБ ЭФИРНОМ ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА ОБ ЭЛЕМЕНТАРНОМ МИРЕ 8

ОБЗОР ПРЕДЫДУЩЕГО 11

О ПОВТОРНЫХ ЗЕМНЫХ ЖИЗНЯХ И О КАРМЕ; ОБ АСТРАЛЬНОМ ТЕЛЕ

ЧЕЛОВЕКА И О МИРЕ ДУХОВНОМ. ОБ АРИМАНИЧЕСКИХ СУЩЕСТВАХ 11

ОБ АСТРАЛЬНОМ ТЕЛЕ И О ЛЮЦИФЕРИЧЕСКИХ СУЩЕСТВАХ. О

СУЩНОСТИ ЭФИРНОГО ТЕЛА 14

ОБЗОР ПРЕДЫДУЩЕГО 17

О «СТРАЖЕ ПОРОГА» И О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

ЯСНОВИДЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 18

О ЧУВСТВЕ «Я» И О СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ К ЛЮБВИ, И

ОБ ИХ ОТНОШЕНИЯХ К ЭЛЕМЕНТАРНОМУ МИРУ 21

О ГРАНИЦЕ МЕЖДУ МИРОМ ЧУВСТВ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМИ МИРАМИ 25

О СУЩЕСТВАХ МИРОВ ДУХА 27

О ДУХОВНЫХ МИРОВЫХ СУЩЕСТВАХ 29

О ПЕРВОМ ЗАЧАТКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА 32

ОБ «ИСТИННОМ Я» ЧЕЛОВЕКА 34

ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ЧАСТЕЙ ПРЕДЫДУЩЕГО 36

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

О этой книге даются в афористической форме некоторые

описания тех частей мира и человеческого существа, которые

становятся зримыми, когда духовное познание переступает

границу, отделяющую мир чувств от мира духа. Здесь не

преследуется ни систематичности в изложении, ни какой-либо

полноты, но лишь дана попытка вольного описания

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн