области сознательной душевной жизни между рождением
и смертью. Сознание познает в своей основе новое существо, чьим
творением оно должно себя чувствовать. И чьим творением оно
должно чувствовать также и носителя сознания — тело, со всеми
его силами и качествами. В ходе подобного переживания душа
научается ощущать созревание находящегося в ней духовного
существа, ускользающего от влияний сознательной жизни. Она
приходит к чувству того, как во время жизни между рождением и
смертью это внутреннее существо становится все сильнее, но
также и самостоятельнее. Она познает, что это существо во время
этой жизни, между рождением и смертью, относится к остальному
переживанию так, как развивающийся в растении зачаток относится
к целому растению, в котором он развивается. Но только
растительный зачаток — существо физическое, а душевный зачаток
— существо духовное. Дальнейший ход такого переживания ведет
затем к признанию мысли о повторных земных жизнях человека.
Душа может в своем, до известной степени независимом от нее,
сущностном ядре почувствовать зачаток новой человеческой жизни,
в которую этот зачаток перенесет плоды настоящей жизни после
того, как он в духовном мире, по смерти, чисто духовным образом
испытает те условия жизни, которые он не может испытать, когда
между рождением и смертью он бывает облечен физическим земным
телом.
Из этой мысли с необходимостью следует затем другая:
настоящая чувственная жизнь между рождением и смертью есть
результат других, давно прошедших жизней, в которых душа
развила зачаток, продолжавший после смерти жить в чисто
духовном мире, пока он не созрел к тому, чтобы путем нового
рождения вступить в новую земную жизнь, подобно тому, как
зачаток растений становится новым растением, после того как,
освободившись от старого растения, в котором он образовался, он
некоторое время пробыл в иных условиях жизни.
Путем соответственных подготовлений души, ясновидческое
сознание научается погружаться в некое событие, состоящее в
том, что в жизни человека образуется в некотором роде
самостоятельное ядро, переносящее плоды этой жизни в следующие
земные жизни. Образно, сущностно, как если бы оно хотело
раскрыться как самостоятельное существо, всплывает из потоков
души второе «Я», которое является как бы самостоятельным и
высшим по отношению к тому существу, которое мы прежде называли
своим «Я»; оно предстает, как инспиратор этого «Я». Как это
последнее «Я», человек сливается воедино с инспирирующим,
высшим.
В этом мире, который ясновидящее сознание таким образом
прозревает, как данность, обыкновенное сознание живет, само не
зная о том. И опять-таки душе необходимо укрепление, чтобы
утвердить себя теперь не только по отношению к духовному
внешнему миру, с которым человек сливается, но еще и по
отношению к духовному существу, которое есть в высшем смысле он
сам, и которое все-таки стоит вне того, что он в чувственном
мире необходимо должен чувствовать, как свое собственное «Я».
(Каким образом это второе «Я» образно, сущностно поднимается из
потоков души — это бывает совершенно различно для различных
человеческих индивидуальностей. В моих драматических душевных
картинах: «Врата Посвящения», «Испытание Души», «Страж Порога»
и «Пробуждение Души», я попытался представить, каким образом
различные человеческие индивидуальности путем упорной работы
приходят к переживанию этого «другого Я».)
Если душа в обыкновенном сознании даже ничего и не знает
об инспирации ее через «другое Я», эта инспирация, тем не
менее, происходит в глубинах души. Но только эта инспирация
действует не через мысли или через внутренние слова; она
действует через поступки, через события, через свершения.
«Другое Я» и есть именно то, что ведет душу через поступки
через события, через свершения. «Другое Я» и есть именно то,
что ведет душу через частности ее жизненной судьбы и пробуждает
в ней способности, наклонности, задатки и т.д. Это «другое Я»
живет во всей жизненной судьбе человека, взятой в ее целом. Оно
шествует наряду с тем «Я», бытие которого замкнуто между
рождением и смертью, и слагает человеческую жизнь со всем, что
входит в нее радостного, возвышающего и горестного. Встречаясь
с этим «другим Я», ясновидческое сознание научается называть
«Я» всю совокупность жизненной судьбы, подобно тому, как
физический человек говорит «Я» в применении к своему
собственному существу. То, что определяют восточным словом
«карма», срастается, таким образом, с «другим Я», с «духовным
существом Я». Жизнь человека является инспирированной его
собственным вечным существом, переходящим от жизни к жизни; и
инспирация происходит таким образом, что жизненные судьбы
последующего земного существования оказываются результатом
предшествующих земных жизней.
Таким образом, человек познает себя, как «другое
существо», — не то, которым он является в чувственном бытии, а
такое, которое в этом чувственном бытии проявляется лишь в
своих действиях. Когда сознание вступает в этот мир, оно
находится в области, которая по отношению к элементарной может
быть обозначена как область духа.
Пока человек чувствует себя в этой области, он видит себя
стоящим совершенно вне круга, где разыгрываются все переживания
и опыты чувственного мира. Он оглядывается из другого мира
назад на тот мир, который он в известном смысле покинул. И
приходит к познанию, что, как человек, он принадлежит обоим
мирам. Он ощущает мир чувств, как своего рода отражение мира
духа; но отражение такое, в котором не только отражаются
события и существа мира духа, но которое, оставаясь отражением,
живет, однако, в самом себе самостоятельной жизнью. Как если бы
человек глядел на себя в зеркало, и в то же время его отражение
в зеркале приобрело бы самостоятельную жизнь. Человек познает
духовных существ, обусловливаюших эту самостоятельную жизнь
отражения духовного мира. Этих духовных существ ощущает он как
таких, которые по происхождению своему принадлежат к миру духа,
но покинули область этого мира и развивают свою деятельность в
области мира чувственного. Таким образом, он видит себя перед
лицом двух миров, действующих друг на друга. Пусть духовна мир
будет здесь обозначен, как верхний, а мир чувственный — как
нижний мир.
Описанных духовных существ человек познает в нижнем мире
тем, что переносит сам свою точку зрения некоторым образом в
верхний. Один род этих духовных существ представляется так, что
в них человек находит основание, почему он переживает мир
чувственный, как вещественный, материальный. Он узнает, что все
вещественное на самом деле духовно, и что духовная деятельность
этих существ уплотняет духовное чувственного мира и делает его
твердым до степени вещественного. Как ни мало популярны в
настоящее время некоторые имена, их все-таки можно применить к
некоторым действительностям, зримым в мире духа. Поэтому пусть
существа, обусловливающие это овеществление чувственного мира,
получат здесь название ариманических. Относительно этих
ариманических существ оказывается, что их подлинная область
находится в царстве минерального. Эти существа господствуют в
царстве минералов, раскрывая в нем полностью то, что они суть
по своей природе. В царстве растений и в высших царствах
природы они совершают нечто другое. Но это другое становится
понятным только тогда, если принять во внимание область
элементарного мира. Если смотреть из области духа, то и
элементарный мир является как бы отражением области духа. Но
самостоятельность отражения в элементарном мире не так велика,
как самостоятельность физического мира чувств. В первом мире
духовные существа из рода ариманических господствуют меньше,
чем в чувственном. Но из элементарного мира эти ариманические
существа развивают, среди других своих деятельностей, еще и ту,
которая выражается в уничтожении существования и в смерти.
Можно прямо сказать, что относительно высших царств природы
ариманические существа имеют задачей вызвать в них смерть,
поскольку смерть входит в состав необходимого строя бытия,
задача ариманических существ коренится в этом строе.
Но наблюдая из области духа деятельность ариманических
существ, человек узнает, что с их деятельностью в нижнем мире
связано еще и нечто другое. Имея ареной своей деятельности этот
мир, они не чувствуют себя связанными с ним, поскольку он не
подобен им и их силам; они ощущают себя так, как если бы
продолжали оставаться в верхнем мире, откуда они берут свое
начало. В нижнем мире они стремятся к самостоятельности,
которой они никогда не могли бы иметь в верхнем мире. В
особенности сказывается это в воздействии ариманических существ
на человека, поскольку человек образует высшее царство природы
чувственного мира. Они стремятся