Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

сделать самостоятельной

душевную жизнь человека, поскольку она связана с чувственным

бытием его, стремятся вырвать ее из верхнего мира и включить ее

всецело в свой собственный мир. Как мыслящая душа, человек

имеет начало свое в верхнем мире. Становясь ясновидящей,

мыслящая душа опять вступает в этот верхний мир. Но,

раскрываясь в мире чувственном и будучи связано с ним, мышление

содержит в себе нечто такое, что нужно обозначить как влияние

ариманических существ. Эти существа как бы хотят сообщить

чувственному мышлению в мире чувств некоторым образом

пребывающий характер. Между тем, как силы их приносят смерть,

они хотят исторгнуть от смерти мыслящую душу, и лишь остальную

сущность в человеке ввергнуть в поток уничтожения. По их

намерениям, сила человеческого мышления должна оставаться в

пределах чувственного и принимать бытие, которое все более и

более должно становиться похожим на природу ариманического.

В нижнем мире вышеописанное выражается только в своем

действии. Человек может стремиться к тому, чтобы в мыслящей

душе своей проникнуть силами, которые признают духовный мир и

сознают себя живущими и пребывающими в нем. Но он может также

мыслящей душой своей отвратиться от этих сил; он может

употребить свое мышление на постижение одного только

чувственного мира. Искушения пойти по этому последнему пути

исходят от ариманических сил.

ОБ АСТРАЛЬНОМ ТЕЛЕ И О ЛЮЦИФЕРИЧЕСКИХ СУЩЕСТВАХ. О

СУЩНОСТИ ЭФИРНОГО ТЕЛА

Другой род духовных существ, которых можно наблюдать из

мира духа, действующих в мире чувственном (а также в

элементарном), как на усвоенной ими для себя арене, это те

существа, которые хотят совсем освободить чувствующую душу от

мира чувственного, то есть хотят как бы одухотворить ее. Жизнь

в мире чувств входит в состав мирового порядка. Когда

человеческая душа живет в мире чувств, она проходит в нем

развитие, входящее в состав условий ее существования. То, что

она погружена в эту чувственную область, является результатам

деятельности существ, которых человек познает в верхнем мире.

Наперекор этой деятельности работают другие существа, которые

хотят вырвать чувствующую душу из условий чувственной

деятельности. Пусть эти существа будут здесь названы

люциферическими.

Таким образом, люциферические существа в мире чувств как

бы подстерегают все, что есть в этом мире душевного

(чувствующего), дабы извлечь это из мира чувств и включить в

свою собственную мировую область, сходную с их природой. Если

наблюдать из верхнего мира деятельность этих люциферических

существ, то ее можно заметить также в элементарном мире. В

последнем они стремятся завладеть областью таких сил, которых,

по их намерениям, не должна коснуться тяжесть чувственного

мира, хотя существами верхнего мира им предназначено быть

погруженными в этот чувственный мир. Как ариманические существа

остались бы в своих пределах, если бы они вызывали только

коренящееся в мировом строе временное уничтожение

существования, так и люциферические существа не преступили бы

области своего собственного царства, если бы они пронизали

чувствующую душу силами, в которых душа ощущала бы снова порыв

подняться над принуждениями чувственного мира, и почувствовать

себя по отношению к этим принуждениям самостоятельным,

свободным существом. Но люциферические существа преступают

границы своей области, пытаясь наперекор общему строю верхнего

мира основать особое царство духа, в которое они хотят

превратить душевных существ чувственного мира.

Можно видеть, как в чувственном мире действие

люциферических существ направляется на две стороны. С одной

стороны, этим существам человек обязан тем, что он может

подняться над переживанием одного только чувственно

действительного. Свой радость, свой душевный подъем он

почерпает не только из мира чувств. Он может радоваться и тому,

что живет в одной только видимости, что, как прекрасная

видимость, выходит за пределы чувственного и испытывать от нее

душевный подъем. С этой стороны люциферическая деятельность

способствовала созданию самых значительных плодов культуры,

прежде всего — художественных. Человек может жить и в

свободном мышлении; ему не нужно непременно только описывать

чувственные вещи и мысленно копировать их; он может развивать

творческое мышление, выходя за пределы чувственного мира; он

может о вещах философствовать. С другой стороны, чрезмерное

напряжение в душах люциферических сил становится источником

всяких мечтательностей и спутанностей, стремящихся водвориться

в душевной деятельности, не считаясь с условиями высшего

мирового порядка. Философствование, не коренящееся в прочном

вживании в мировой порядок, своенравное вплетание себя в

произвольные условия, преувеличенная гордость принятым,

полюбившимся личным мнением, — все это теневые стороны

люциферической деятельности.

Своим «другим Я» душа человека принадлежит к верхнему

миру. Но она принадлежит также и к бытию в нижнем мире.

Ясновидческое сознание, если оно прошло через соответствующую

подготовку — чувствует себя знающим в верхнем мире. Однако,

само положение вещей в мире ни в чем не изменяется для

ясновидческого сознания, но только к общему для каждой

человеческой души содержанию мира присоединяется еще и знание о

нем. Каждая человеческая душа принадлежит к верхнему миру, но

когда человек живет в чувственном мире, она состоит при

чувственном теле, подчиненном процессам чувственного мира;

далее, она состоит еще при тонком эфирном теле, живущем в

процессах элементарного мира. В чувственном и эфирных телах

действуют силы ариманического и люциферического порядка. Эти

силы — духовной, сверхчувственной природы.

Поскольку человеческая душа живет в верхнем мире (в мире

духа), она есть, если можно так выразиться, существо

астральное. Ко многим основаниям, оправдывающим это выражение,

относится и то, что астральное существо человека, как таковое,

не подчинено условиям, действующим в пределах Земли. Духовная

наука признает, что в астральном существе человека действуют не

природные законы Земли, а законы, управляющие процессами

звездного мира. В этом может иметь свое оправдание наименование

астрального. К признанию физически-чувственного тела человека и

тонкого эфирного тела присоединяется, таким образом, признание

третьего, астрального тела. Но необходимо принять во внимание

следующее: подлинным существом своим астральное тело человека

коренится в верхнем мире, в собственной области духа. В этой

области оно является существом одинакового рода с другими

существами, имеющими арену своей деятельности в этом мире духа.

Поскольку миры элементарный и чувственный суть отражения мира

духа, эфирное и физически-чувственное тела человека следует

рассматривать как отражения астрального существа человека. Но в

эфирном и физически-чувственном телах господствуют силы,

исходящие от люциферических и ариманических существ. А так как

эти существа духовного происхождения, то, естественно, что и в

области чувственно-физического и эфирного тел можно найти в

некотором роде астральное существо человека. Ясновидение,

способное только воспринимать образы ясновидческого сознания и

не умеющее правильно понимать их значения легко может принять

результат астрального воздействия в физическом и эфирных телах

за собственно астральное тело. Между тем это «астральное тело»

и есть как раз тот член человеческого существа, который в своей

деятельности направлен против закономерности, истинно

подобающей человеку в мировом порядке. Смешения и спутанности в

этой области возможны тем легче, чем знание об астральном

существе души первоначально бывает совершенно недоступно для

обыкновенного человеческого сознания. Это знание недостижимо

даже для первых ступеней ясновидческого сознания. Последнее

достигается человеком при переживании себя в своем эфирном

теле. Но в эфирном теле он видит отражение своего «другого Я» и

верхнего мира, к которому он принадлежит. Он видит, таким

образом, эфирное отражение своего астрального тела, и видит его

с содержащимися в нем люциферическими и ариманическими

существами. Из дальнейших разделов этой книги выяснится, что то

«Я», которое в своей обыкновенной жизни человек называет своей

сущностью, не есть еще «истинное Я», но лишь отражение

«истинного Я» в

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн