Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

пределах

чувственного мира они не могут вводить сознание в обман. Они

для него просто не существуют. И сознание имеет возможность, не

вводясь ими в обман, достаточно укрепиться мыслительно. И это

принадлежит к инстинктивным особенностям здорового сознания,

оно лишь постольку хочет вступить в духовный мир, поскольку оно

достаточно укрепило себя для прозрения в него в мире

чувственном. Сознание привязано к тому роду переживания, какое

присуще ему в чувственном мире. Оно чувствует себя в своей

стихии, когда оно может переживать себя в самом себе, с теми

мыслями, чувствами, аффектами и т.д., которыми оно обязано

чувственному миру. В какой степени сознание привязано к этому

переживанию — это особенно сильно сказывается в тот момент,

когда совершается действительное вступление в сверхчувственные

миры. Подобно тому, как в особые моменты своей жизни человек

цепляется за дорогие воспоминания, так при вступлении в

сверхчувственные миры необходимо поднимаются, словно из глубин

души, вес наклонности, к каким человек вообще только способен.

Тогда он замечает, в какой степени он в сущности привязан к

жизни, связывающей его с чувственным миром. Эта привязанность

является тогда во всей своей истине, без всяких иллюзий,

которые человек создает себе обычно в жизни относительно этого

факта. При вступлении в сверхчувственный мир человек

приобретает в качестве как бы первого сверхчувственного

достижения некоторую долю самопознания, о котором он прежде

едва мог даже догадываться. При этом становится ясным, сколь

многое должен он оставить позади себя, если он хочет

действительно сознательно вступить в тот мир, внутри которого

он ведь на самом деле непрерывно находится. То, что он сделал

из себя в чувственном мире, как человек, сознательно или

бессознательно — это с высочайшей отчетливостью выступает

перед душевным взором. Последствием этого переживания часто

бывает то, что человек оставляет все дальнейшие попытки

проникнуть в сверхчувственные миры. Ибо в связи с ними

становится ясным, что для успешного пребывания в духовном мире

необходимо сначала научиться иначе чувствовать и ощущать.

Необходима решимость развить совершенно иное внутреннее

душевное настроение, чем какое было раньше, или, другими

словами, к достигнутому раньше необходимо присоединить еще

иное, добиться иного.

Но тем не менее, что же собственно происходит в подобный

момент вступления в сверхчувственный мир? Человек видит то

существо, которым он был всегда, но теперь он видит его не из

чувственного мира, из которого он прежде всегда смотрел на

него; он видит его из духовного мира, без всяких иллюзий, во

всей его истине. Видит его таким образом, что чувствует всего

себя пронизанным силами познания, которые в состоянии измерить

духовную ценность этого существа. При таком рассмотрении себя

выявляется также, почему человек не без боязни соглашается

сознательно вступить в сверхчувственный мир; выявляется та

степень крепости, которой он обладает для этого вступления. Он

видит, почему он, уже как существо сознательное, удерживает

себя вдали от этого мира. И чем точнее наблюдает он себя таким

образом, тем сильнее выступают и все наклонности, благодаря

которым он стремится оставаться сознанием своим в чувственном

мире. Повышенным сознанием, словно из потаенных глубин души,

вызывает на свет эти наклонности. Необходимо познать их, ибо

лишь таким образом они преодолеваются. Но при познании их они

еще раз, совсем особым образом, доказывают свою силу. Они

пытаются одолеть душу; она чувствует, как они увлекают ее вниз,

как бы в какие-то смутные глубины. Момент самопознания суров. В

мире слишком много философствуют и теоретизируют о

самопознании. Душевный взор скорее отвлекается этим от той

серьезности, которая связана с самопознанием, чем привлекается

к ней. Но, несмотря на всю эту суровость, какое удовлетворение

можно почерпнуть в мысли о таком устройстве природы человека,

при котором сами ее инстинкты побуждают ее не вступать в

духовный мир прежде, чем она сможет развить в себе достаточную

степень зрелости, выражающуюся в переживании самой себя! Какое

удовлетворение в том, что первоначально самая значительная

встреча с существом сверхчувственного мира есть встреча со

своим собственным существом в его истине, которое человек

должен вести затем далее в развитии человечества!

Можно сказать, в человеке таится существо, стоящее

заботливо на страже у пограничной черты, которую он должен

перешагнуть при вступлении в сверхчувственный мир. Это таящееся

в человеке духовное существо, которое есть он сам, но которого

он не может познать обыкновенным сознанием, подобно тому, как

глаз не может видеть самого себя, есть «Страж у порога»

духовного мира. Человек познает его в такой момент, когда он не

только фактически бывает им самим, но и противопоставляет ему

себя, как другого, находясь как бы вне его.

«Стража порога», как и другие переживания сверхчувственных

миров, делают зримым усиленные, окрепшие в самих себя душевные

способности. Ибо, если оставить в стороне, что для ясновидящего

духовного взора встреча со «Стражем порога» поднимается на

степень знания, эта встреча вовсе не является таким событием,

которое наступает только для человека, ставшего ясновидящим.

Совершенно такое же положение вещей, как и при этой встрече,

наступает каждый раз для всякого человека при засыпании, и это

предстоящие перед самим собой, которое совершенно тождественно

с предстоянием перед «Стражем порога», продолжается все время,

пока длится сон. Во сне душа восходит к своему

сверхчувственному существу. Не только ее внутренние силы не

бывают тогда достаточно крепки, чтобы пробудить в ней созидание

себя самой.

Для понимания ясновидческого переживания, в особенности в

его тонких, начальных стадиях, очень важно обратить душевное

внимание на то, что душа мелют начать переживать

сверхчувственное, не будучи еще в состоянии составить себе о

нем какое-либо отчетливое знание. Сначала ясновидение

появляется в очень тонкой форме. Так что часто, в ожидании

увидеть что-то почти осязаемое, человек не обращает внимания на

проскальзывающие ясновидческие впечатления. Он вовсе не желает

признать их за таковые. Тогда они появляются в такой форме, что

уже при самом появлении своем подготовляют эту возможность

забыть их; они так слабо вступают в поле сознания, что остаются

совершенно незаметными, подобно легким душевным облачкам. По

этой причине, а также и потому, что от ясновидения ожидают

обычно не того, чем оно сначала бывает, а чего-то совсем иного,

многие серьезные искатели духовного мира не находят его. В этом

отношении также очень важна встреча со «Стражем порога». Если

человек укрепил свою душу именно в этом направлении

самопознания, то хотя бы эта встреча и была подобна только

первому, нежному и мимолетному проблеску духовного видения, она

все-таки не так легко поддается забвению, как другие

сверхчувственные впечатления, ибо в собственном существе своем

человек бывает сильнее заинтересован, нежели в чем-либо другом.

Но нет никакой необходимости, чтобы встреча со «Стражем»

принадлежала к первым переживаниям ясновидения. Укрепление души

может происходить в различных направлениях. И первые

направления, которые усваивает себе душа, могут и до этой

встречи ввести скоро в ее духовный кругозор иных существ или

иные события. Однако, сравнительно вскоре после вступления в

сверхчувственный мир наступит и эта встреча.

О ЧУВСТВЕ «Я» И О СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ К ЛЮБВИ, И

ОБ ИХ ОТНОШЕНИЯХ К ЭЛЕМЕНТАРНОМУ МИРУ

Когда душа человека сознательно вступает в элементарный

мир, она видит себя вынужденной изменить многие представления,

усвоенные ею в чувственном мире. Если душа соответствующим

образом укрепит свои силы, она станет способной и к этой

перемене. Но сын ее отпугнет эта работа над своим укреплением,

то ею может овладеть при вступлении в элементарный мир чувство

потери всякой твердой почвы, на которой она должна строить свою

внутреннюю жизнь. Представления, вырабатываемые в

физически-чувственном мире, лишь до тех пор служат препятствием

к вступлению в элементарный мир, пока человек хочет удержать их

точно такими, какими он приобрел их в чувственном мире. Но для

этого нет никакого основания, кроме привычки души. И вполне

естественно, что сознание, живущее сначала только с чувственным

миром, привыкает считать единственно возможным тот образ своих

представлений, который слагается в работе над чувственным

миром. И это даже более, чем естественно — это необходимо.

Душевная

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн