чувственных восприятий; как необходимое
последствие этого, душа принимает их за действительность, между
тем как они не суть действительность. Правильно развитое
ясновидение никогда не примет образы элементарного мира за
действительность переживания чувственного мира. Образы
элементарного мира приводятся в правильную связь с
действительностью, которой они соответствуют, только
посредством способности души к превращению.
Но и вторая необходимая для эфирного тела сила — сильное
«чувство Я» — не должна в пределах чувственного мира
вторгаться в жизнь души такой, какой ей подобает быть в
элементарном мире. В противном случае, она становится в
чувственном мире источником безнравственных наклонностей,
поскольку последние связаны с эгоизмом. В этом пункте духовная
наука в своем исследовании мира находит происхождение «зла» в
человеческих поступках. Это было бы непонимание мирового
порядка, если бы мы отдались вере, что этот мировой порядок
может существовать и без силы, образующих источник зла. Побудь
этих сил, эфирное существо человека не могло бы развиваться в
элементарном мире. Эти силы суть вполне добрые силы, когда они
действуют только в элементарном мире; они создают зло тьмы, что
не остаются в покое в глубинах души, регулируя отношение
человека к элементарному миру, но переносятся в душевное
переживание в чувственном мире и этим превращаются в побуждения
эгоизма. Тогда они действуют противоположно способности любви,
и тем самым становятся источниками безнравственных поступков.
Когда сильное «чувство Я» переходит из эфирного тела в
физическое, то это производит не только усиление эгоизма, но и
ослабление эфирного тела. Ясновидческому сознанию открывается,
что необходимое при вступлении в сверхчувственный мир «чувство
Я» тем слабее, чем сильнее эгоизм при переживании в чувственном
мире. Эгоизм делает человека в его душевных глубинах не
сильным, а слабым. И когда человек проходи, сквозь врата
смерти, то действие эгоизма развитого в жизни между рождением и
смертью, сказывается в том, что он делает душу слабой для
переживаний сверхчувственного мира.
О СУЩЕСТВАХ МИРОВ ДУХА
Когда душа с ясновидческим сознанием вступает в
сверхчувственный мир, она познает себя в нем так, что в
чувственном мире о способе этого познания она не может
составить себе никакого представления. Она находит, что с
помощью своей способности к превращению, она познает существ,
имеющих с ней большую или меньшую степень сродства; но она
замечает также, что в сверхчувственном мире она встречает
существ, которые ей не только родственны, но с которыми
необходимо еще себя сравнить для того, чтобы себя познать. И
далее, она делает наблюдение, что эти существа сделались в
сверхчувственных мирах тем же самым, чем стала и она в
чувственном мире благодаря своим переживаниям и опытам. Перед
душой человека выступают в элементарном мире существа,
развившие в пределах этого мира такие силы и способности,
которые сам человек может развить лишь благодаря тому, что
кроме эфирного тела и других сверхчувственных членов своего
существа он имеет еще и физическое тело. Упоминаемые здесь
существа не имеют подобного физически-чувственного тела. Они
развились таким образом, что ту душевную сущность, которую
человек имеет благодаря физическому телу, они имеют благодаря
своему эфирному телу. Хотя они — существа до известной степени
однородные с человеком, однако они отличаются от него тем, что
не подчинены условием чувственного мира. Они не имеют таких
чувств, какие есть у человека. Их знание подобно человеческому
знанию; но они приобрели его не путем чувства, а путем особого
возникновения из глубин их существа всех их представлении и
других душевных переживаний. Их внутрення жизнь как бы заложена
в них; и они извлекают ее из своих душевных глубин, подобно
тому, как человек извлекает из своих душевных глубин
представления своих воспоминаний.
Так познает человек чушеств, которые в сверхчувственном
мире стали тем, чем он может стать в чувственном мире. В этом
отношении эти существа стоят в мировом порядке на одну ступень
выше человека, хотя они и могут быть названы в указанном смысле
однородными с ним. Они образуют царство существ, стоящее над
человеком, следующую за ним в последовательности существ
иерархию. Их эфирное тело — несмотря на однородность —
отлично от эфирного тела человека. Между тем, как человек
симпатиями и антипатиями своего эфирного тела включен в
сверхчувственное тело Земли, эти существа своей душевной жизнью
не привязаны к Земле.
Наблюдая, что переживают эти существа при помощи своего
эфирного тела, человек находит их переживания подобными тем,
какие он имеет и сам в своей душе. У них есть мышление; у них
есть чувства и воля. Но они достигают посредством своего
эфирного тела того, чего человек может достичь только
посредством физического тела. Посредством своего эфирного тела
они приходят к сознанию своего собственного существа. Человек
ничего «не мог бы знать ни о каком сверхчувственном существе,
если бы он не возносил в сверхчувственные миры своих сил,
приобретаемых в физически-чувственном теле. Ясновидческое
сознание познает этих существ, становясь в человеке
способностью наблюдения при помощи эфирного тела. Это
ясновидческое сознание поднимает душу человека в тот мир, где
обитают и действуют эти существа. В сознании души только тогда
выступают образы (представления), доставляющие ей познание об
этих существах, когда она переживает самое себя в этом мире.
Ибо эти существа не воздействуют непосредственно на физический
мир, а вместе с тем и на физически-чувственное тело человека.
Для всех переживаний, которые могут быть доступны нам благодаря
этому телу, их не существует. Они — духовные
(сверхчувственные) существа, которые как бы не вступают в
чувственный мир. Если человек не соблюдает границы между
чувственным и сверхчувственным мирами, оно легко может в свое
физическое сознание внести сверхчувственные образы, не
являющиеся истинным выражением для этих существ. Эти образы
возникают вследствие переживания ариманических и люциферических
существ, которые, хотя и однородны с только что описанными
сверхчувственными существами, однако, в противность им,
перенесли место своего обитания и своей деятельности в мир,
воспринимаемый человеком как мир чувств.
Когда человек, благодаря Переживанию «Стража порога»,
научился правильно соблюдать границу между сверхчувственным
миром и чувственным, то, наблюдая ясновидческим сознанием из
сверхчувственного мира люциферических и ариманических существ,
он познает этих существ в их истине. Он научается отличать их
от других духовных существ, оставшихся в пределах той арены
деятельности, которая отвечает их природе. С этой точки зрения
духовная наука должна описывать люциферических и ариманических
существ. Тогда относительно люциферических существ оказывается,
что соответствующей им ареной их деятельности является не
физически-чувственный мир, а в некотором отношении мир
элементарный. Когда в человеческую душу проникает в виде
образов то, что встает в этом мире, как бы из потоков его, и
эти образы действуют оживляюще в эфирном теле человека, не
принимая в душе обманчивого бытия, то в этих образах может
присутствовать люциферическое существование, погрешая своими
действиями против мирового порядка. Тогда это люциферическое
существо действует освобождающе на душу человека; оно возвышает
ее над погруженностью в чувственный мир. Но если душа человека
вовлекает в физически-чувственный мир ту жизнь, которую она
должна развивать в одном только элементарном мире, если она
дозволяет чувствованию в физическом теле находиться под
влиянием антипатий и симпатий, которым надлежало бы
господствовать только в эфирном теле, то благодаря такой душе
люциферическое существо приобретает влияние, возрастающее
против всеобщего мирового порядка. Это влияние присутствует
везде, где в симпатиях и антипатиях чувственного мира действует
что-нибудь иное, кроме любви, основанной на сочувствовании
жизни другого, пребывающего в чувственном мире существа. Такое
существо может быть любимо, предстоя перед любящим с теми или
иными качествами: тогда