уже существовало во время древнего,
лунного состояния Земли. Так остается это до тех пор, пока
сознание переживает себя лишь в элементарном мире. В этом мире
сознание может узнать, каким был человек как физическое
существо во время древнего лунного состояния. Когда сознание
вступает в духовный мир,от физического тела снова отделяется
еще одна часть. Это та, которая образовалась во время лунного
состояния, благодаря деяниям духовных существ. Но остается
другая часть. Это та, которая существовала уже во время
солнечного состояния Земли, как тогдашнее физическое существо
человека. Но и от этого физического существа остается нечто,
после того как, с точки зрения духовного мира, было принятого
внимание все, совершившееся во время солнечного периода,
благодаря деяниям духовных существ. Остающееся раскрывается,
как деяния духовных существ, только из сверхчувственного мира.
Оно раскрывается как уже существующее в начале солнечного
периода. Нужно вернуться назад к состоянию Земли до ее
солнечного периода. В моем «Тайноведении» я пытался обосновать,
почему это состояние земного бытия можно назвать «сатурновым
состоянием» Земли. В этом смысле, прежде своего бытия Солнцем,
Земля была «Сатурном». Ибо во время этого (состояния «Сатурна»
из общего мирового процесса, благодаря деяниям духовных
существ, возник первый зачаток физического человека. Затем, во
дрема следующих периодов Солнца, Луны и Земли, благодаря
присоединившимся деяниям других духовных существ, этот зачаток
видоизменился таким образом, что образовалось современное
физическое тело человека.
ОБ «ИСТИННОМ Я» ЧЕЛОВЕКА
Когда душа переживает себя в своем астральном теле и имеет
вокруг себя живых мысле-существ, тогда она знает, что находится
вне физического, а также и вне эфирного тела. Но тогда она
чувствует также, что ее чувствование, мышление и веление
принадлежат ограниченной области мира, между тем как, по своей
подлинной сущности, она могла бы охватить большее, чем ей дано
охватить в этой области. Ставши ясновидящей, душа может сказать
себе в духовном мире: в чувственном мире я ограничена тем, что
мне позволяет наблюдать физическое тело; в мире элементарном я
ограничена эфирным телом; в мире духовном я ограничена тем, что
я нахожусь как бы на мировом острове и чувствую мое духовное
бытие только до его берегов; по ту сторону этого берега лежит
некий мир, который я могла бы воспринять, если бы мне удалось
пробиться сквозь покров, сотканный перед моим духовным взором
деяниями живых мысле-существ. Душа может пробиться сквозь этот
покров, если она все более и более будет развивать в себе
способность самоотдачи, необходимую ей уже для жизни в
элементарном мире. Ей необходимо все больше укреплять свои
силы, которые вырастают у нее благодаря переживаниям в
физически-чувственном мире, дабы в сверхчувственных мирах быть
огражденной от притупления, помрачения и даже уничтожения
сознания. В физически-чувственном мире душе нужна только,
естественно, без собственной душевной работы. присущая ей сила,
чтобы быть в состоянии переживать в себе мысли. В элементарном
мире мысли понижаются до уровня сновидческих переживаний,
которые при возникновении своем тотчас же подпадают забвению,
т.е. вообще не сознаются, если перед своим вступлением в этот
мир душа не поработала над укреплением своей внутренней жизни.
Для этого она должна особенно укрепить силу воли, ибо в
элементарном мире мысль уже не есть только мысль; она имеет
внутреннюю подвижность, собственную жизнь. Необходимо удержать
ее волей, иначе она ускользнет из круга сознания. В духовном
мира мысли являются совершенно самостоятельными живыми
существами. Если душа хочет сохранить их в своем сознании, она
должна достаточно окрепнуть, чтобы самой в своей внутренней
глубине развить ту силу, которую в чувственном мире
вырабатывает ей физическое тело, а в элементарном — симпатии и
антипатии эфирного тела. От всего этого она должна отказаться в
духовном мире. Переживания чувственного и элементарного мира
присутствуют для нее там лишь как воспоминания. И сама она
находится вне обоих этих миров. Вокруг нее находится духовный
мир. Сначала она не производит никакого впечатления на
астральное тело. Душа должна научиться жить сама по себе,
своими воспоминаниями. Сначала содержание ее сознания бывает
лишь следующее: я была, а теперь я стою перед «ничто». Но когда
воспоминания притекают из таких душевных переживаний, которые
не являются просто отражениями чувственных или элементарных
процессов, но представляют собою пробуждения последними
свободные мысленные переживания, тогда в душе начинается
мысленная беседа между воспоминаниями и мнимым «ничто»
духовного окружения. И то, что возникает как результат этой
беседы, становится миром представлений в сознании астрального
тела. Душе необходима в этой точке ее развития такая сила,
которая делает ее способной стоять на берегу единственно
знакомого ей доселе мира и выносить предстояние перед мнимым
«ничто». Вначале для жизни-души это мнимое «ничто» есть вполне
подлинное «ничто». Но все-таки душа имеет позади себя в
некотором роде мир своих воспоминаний. Она может как бы
ухватиться за эти воспоминания. Она может жить в них. И чем
больше она в них живет, тем больше укрепляет она силы
астрального тела. Но с этим укреплением начинается беседа между
ее прошлым бытием и существами духовного мира. В этой беседе
она научается чувствовать себя как астральное существо.
Пользуясь выражением, отвечающим древним традициям, можно
сказать: душа человека переживает себя, как астральное
существо, внутри Мирового Слова. Под Мировым Словом здесь
подразумеваются мысленные деяния живых мысле-существ,
совершающиеся, как живые беседы духов, в духовном мире. Но для
духовного мира эти беседы духов суть то же самое, что для
чувственного мира — поступки.
Если душа хочет перейти в сверхдуховный мир, она должна
своей собственной волей изгладить свои воспоминания от
физического и элементарного мира. Это возможно для нее лишь в
том случае, если из беседы духов она приобрела уверенность,
что, уничтожив в себе все, дававшее ей дотоле сознание ее
бытия, она не всецело утратит свое бытие. Душа должна
действительно поставить себя перед духовной бездной и, стоя
перед ней, создать в себе волевой импульс: готовность позабыть
свое волнение, чувствование и мышление. Она должна в своем
сознании отказаться от своего прошлого. Это необходимое здесь
решение можно было бы назвать установлением по собственной
воле, а не благодаря условиям физического или эфирного тела,
полного сна сознания. Но это решение нужно понимать не в том
смысле, что оно имеет целью, после промежутка
бессознательности, вновь вызвать то же самое сознание, которое
было и прежде, а в том смысле, что благодаря ему это сознание
сначала действительно, по собственному волевому решению,
погружается в забвение. Нужно принять во внимание, что этот
процесс невозможен ни в физическом, ни в элементарном мире, а
возможен только в мире духовном. В мире физическом возможно
уничтожение, являющееся как смерть; в элементарном мире смерти
нет. Поскольку человек принадлежит к элементарному миру, он не
может умереть; он может лишь превратиться в другое существо. В
духовном мире, в строгом смысле слова, невозможно и полное
превращение ибо, во что бы ни превратилось существо человека, в
духовном мире пережитое прошлое раскрывается ему как его
собственное, осознанное им бытие. Для того чтобы это бытие в
воспоминании исчезло, в духовном мире необходимо, чтобы душа
сама, своим волевым решением, погрузила его в забвение.
Ясновидческое сознание может прийти к этому волевому решению,
завоевать себе необходимую душевную крепость. Если оно
достигнет этого, то из вызванного им самим забвения перед ним
всплывает истинная сущность «Я». Сверхдуховный окружающий мир
дает душе человека знание об этом «истинном Я». Ясновидческое
сознание может пережить себя в «истинном Я», подобно тому, как
оно может переживать себя в эфирном и астральном теле.
Это «истинное Я» не создается ясновидением; для каждой
сознание лишь сознательно переживает то, что для каждой
человеческой души является неосознанно принадлежащим к существу
ее фактом.
После физической смерти человек постепенно вживается в
окружающий его духовный мир. В