последнем существо его всплывает
сначала с воспоминаниями из чувственного мира. Хотя он и лишен
здесь опоры физически-чувственного тела, он все-таки может
сознательно жить в этих воспоминаниях, ибо в них воплощаются
соответственные им живые мысле-существа, так что воспоминания
не имеют больше того только теневого бытия, которое присуще им
в физическом мире. И в известный момент между смертью неновым
рождением живые мысле-существа духовного окружения действуют
так сильно, что тогда без волевого импульса наступает описанное
выше забвение. А вместе с последним начинается и жизнь в
«истинном Я». Путем укрепления душевной жизни ясновидческое
сознание вызывает, но уже как свободное деяние духа, то самое,
что является как бы естественным событием для переживания между
смертью и рождением. Однако, в пределах физически-чувственного
переживания никогда не может явиться воспоминание о
предшествовавших земных жизнях, если в этих земных жизнях
представления не были направлены на духовный мир. Необходимо
всегда иметь предварительно знание о том, о чем впоследствии
должно всплыть отчетливое воспоминание. Поэтому необходимо,
чтобы человек в земной жизни приобрел сначала знание о себе как
о духовном существе, если он хочет по праву надеяться в будущей
земной жизни припомнить о предшествовавшей. Однако, это знание
может быть выработано и без ясновидения. Кто путем ясновидения
достиг непосредственного знания о духовном мире, у того в
земных жизнях, следующих за той, в которой он достиг этого
знания, может выступить в душе воспоминание о предыдущей жизни,
подобно тому, как в чувственном бытии появляется воспоминание о
чем-нибудь пережитом нами самими. Кто и без ясновидения, но с
пониманием, вникает в духовную науку, для того это воспоминание
наступает таким образом, что его можно сравнить в чувственном
бытии с воспоминанием о каком-нибудь событии, известном лишь по
описанию.
ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ЧАСТЕЙ ПРЕДЫДУЩЕГО
Человек заключает в себе «истинное Я», принадлежащее к
сверх-духовному миру. В чувственном мире это «истинное Я» как
бы закрыто переживаниями мышления, чувствования и веления. Даже
и в духовном мире человек осознает это «истинное Я» лишь тогда,
когда он изгладит в себе воспоминание обо всем, что он может
пережить посредством своего мышления, чувствования и веления.
Из забвения о пережитом в чувственном, элементарном и духовном
мире всплывает знание об «истинном Я».
Физически-чувственное тело человека раскрывается в своей
истинной сущности, когда душа рассматривает его из
сверхдуховного мира. Тогда оказывается, что оно получило свой
первый зачаток в общем мировом процессе во время состояния
Сатурна, предшествовавшего солнечному состоянию Земли. Затем, в
течение солнечного, лунного и земного состояний, оно развилось
в то, что оно есть в настоящее время, как физическое тело
человека.
Схематично, согласно сказанному, все существо человека в
его целом можно рассматривать следующим образом:
I. Физическое тело в физически-чувственном окружающем
мире. Через него человек познает себя как самостоятельное
обособленное существо («Я»). В своем первом зачатке, это
физическое тело образовалось из общего мирового бытия во время
давно прошедшего сатурнова состояния Земли и, благодаря своему
развитию в четырех планетарных превращениях Земли, сделалось
тем, что оно есть в настоящее время.
II. Тонкое эфирное тело в элементарном окружающем мире.
Через него человек познает себя как члена физического тела
Земли. В своем первом зачатке оно образовалось из общего
мирового бытия во время давно прошедшего солнечного состояния
Земли и, благодаря своему развитие в течение трех планетарных
превращений Земли, сделалось тем, что оно сеть в настоящее
III. Астральное тело в духовном окружающем мире. Благодаря
ему человек есть член духовного мира. В нем находится «другое
Я» человека, которое находит свое выражение в повторных земных
жизнях.
IV. «Истинное Я» в сверхдуховном окружающем мире. В нем
человек обретает себя как духовное существо даже тогда, когда
подпадают забвению все переживания чувственного, элементарного
и духовного мира, т.е. все переживания внешних чувств,
мышления, чувствования и веления.
Рудольф Штайнер.
Введение в сверхчувственное познание мира
и назначение человека
ВВЕДЕНИЕ 1
СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 4
ТЕЛЕСНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 6
ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 7
ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 7
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА И СУДЬБА 19
ТРИ МИРА 28
МИР ДУШ 28
ДУША В МИРЕ ДУШ ПОСЛЕ СМЕРТИ 35
СТРАНА ДУХОВ 42
ДУХ В «СТРАНЕ ДУХОВ» ПОСЛЕ СМЕРТИ 46
ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И ЕГО СВЯЗЬ СО СТРАНОЮ ДУШ И ДУХОВ 53
О МЫСЛЕ-ФОРМАХ И О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АУРЕ 58
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ 65
Когда осенью 1813 г. Иоганн Готтлиб Фихте выступил со
своим «Учением», как зрелым плодом своей жизни, всецело
посвященной служению истине, то в самом начале его он высказал
следующее: «Это учение предполагает совершенно новый внутренний
орган чувства, которым будет восприниматься новый мир, вовсе не
существующий для обыкновенного человека», затем он показал на
сравнении, как непонятно должно быть это учение тому, кто хочет
судить о нем по представлениям обычных чувств: «Представьте
себе мир слепорожденных, которым ведомы лишь те вещи и те
соотношения между ними, которые существуют благодаря чувству
осязания. Придите к ним и заговорите с ними о красках и об иных
соотношениях, существующих лишь благодаря свету и для зрения.
Вы будете говорить им о том, чего нет, и еще самое лучшее, если
они скажут вам об этом прямо; по крайней мере, вы скоро
заметите свою ошибку, и если вы не в силах раскрыть их глаза,
то вы прекратите напрасную речь». И вот, кто говорит людям о
таких вещах, как в этом случае Фихте, тот слишком часто
оказывается в положении, похожем на положение зрячего между
слепорожденными. Но ведь это именно те вещи, которые относятся
к истинному существу и высшей цели человека. И кто подумал бы,
что необходимо «прекратить напрасные речи», тот должен был бы
таким образом отчаяться в человечестве. Напротив, ни одного
мгновения не следует сомневаться, что «раскрыть глаза» на эти
вещи возможно каждому, кто только сам проявит на то добрую
волю. Поэтому, исходя из этого предположения, говорили и писали
все те, кто чувствовал внутри себя выросшим этот «внутренний
орган чувства», при помощи которого они могли познать скрытое
от внешних чувств, но истинное существо человека, поэтому с
самых древних времен все снова и снова говорится об этой
«сокровенной мудрости». Те, которые что-либо восприняли из нее,
чувствуют себя в своем знании так же уверенно, как обладающие
нормальными глазами в своих красочных представлениях. Для них
эта «сокровенная мудрость» не нуждается ни в каком
«доказательстве». И они знают также, что не требуется
доказательства и для того, у кого, подобно им, открылось
«высшее чувство». С таким человеком они могут говорить так, как
путешественник говорит об Америке с теми, кто, хотя бы сами и
не видели Америки, но способны составить себе представление о
ней, так как они увидели бы все то, что видел он, как только им
представился к тому случай.
Но не только к таким должен обращаться исследователь
высших истин. Он должен обращать свои слова ко всем людям. Ибо
ему надо говорить о вещах, которые касаются всех людей; да, он
знает, что без познания этих вещей никто не может быть
«человеком» в истинном смысле этого слова. И он говорит ко всем
людям, потому что ему известно, что существуют различные
степени понимания того, что он может сказать. Он знает, что
даже и те, которые еще далеки от мгновения, когда им откроется
возможность собственного духовного исследования, все же могут
отнестись к нему с пониманием. Ибо для большого чувство и
понимание есть в каждом человеке. И прежде всего он обращается
к этому пониманию, которое может вспыхнуть в каждой здоровой
душе. И он знает также, что в этом понимании есть сила, которая
постепенно должна привести к высшим степеням познания. Это
чувство, которое сначала, может быть, совсем ничего не видит из
того, о чем ему говорят, оно и есть тот волшебник, что
раскрывает «око духа». Это чувство поднимается во тьме. Душа не
видит, но, благодаря этому чувству, она бывает охвачена
могуществом истины, и затем постепенно истина приблизится к
душе и раскроет в ней «высшее чувство». Для одного это может
длиться дольше, для другого