нечто собственное
свое человека. Из внешнего мира он получает побуждения. Но в
соответствии с этими побуждениями он строит свой собственный
мир. Телесность становится основою душевного.
ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
Душевное в человеке определяется не только телом. Человек
не блуждает без направления и цели от одного чувственного
впечатления к другому; также не действует он под влиянием
любого раздражения, производимого на него извне, или через
процессы его тела. Он размышляет о своих восприятиях и о своих
поступках. Путем размышления о своих восприятиях он приобретает
познание о вещах; посредством размышления о своих поступках он
вносит в свою жизнь разумную связь. И он знает, что лишь тогда
достойно, как человек, исполняет свою задачу, когда он
руководится верными мыслями как в Своем познании, так и в
действии. Таким образом, душевное как бы стоит перед двоякой
необходимостью. Оно определяется законами тела, в силу
природной необходимости. И оно дает определять себя законами,
приводящими его к верному мышлению, так как свободно признает
их необходимость. Законам обмена веществ человек подчинен
природой, законам мышления он подчиняется сам. Через это
человек делает себя членом высшего порядка, чем тот, к которому
он принадлежит через свое тело. И это порядок духовный.
Насколько телесное отлично от душевного.настолько последнее, в
свою очередь, отлично от духовного. Пока говорят только о
частицах углерода, водорода, азота и кислорода, движущихся в
теле, не имеют в виду души. Душевная жизнь начинается лишь там,
где посреди этого движения выступает ощущение: я ощущаю
сладкое, или, я чувствую удовольствие. Также мало имеют в виду
дух, пока смотрят лишь на душевные переживания, протекающие
через человека, когда он вполне предается внешнему миру и своей
телесной жизни. Это душевное скорее есть только основа для
духовного, как телесное есть основа доя душевного.
Естествоиспытатель имеет дело с телом, испытатель души
(психолог) с душой, а испытатель духа — с духом. К тому, кто
путем мышления хочет уяснить себе существо человека, должно
быть предъявлено требование, чтобы путем размышления о самом
себе он уяснил различие между телом, душой и духом.
Человек может правильно уяснить себе самого себя лишь,
когда он вполне уяснит себе значение мышления в своем
собственном существе. Мозг — есть телесное орудие мышления.
Только человек с нормальными глазами может видеть цвета, так и
соответственно построенный мозг служит ему для мышления. Все
тело человека построено так, что в органе духа, в мозгу, оно
находит свой венец. Лишь тогда можно постичь строение
человеческого мозга, если рассматривать его в отношении к его
задаче, состоящей в том, чтобы быть орудием мыслящего духа. Это
показывает нам сравнительный обзор животного царства. У амфибий
головной мозг еще мал сравнительно со спинным мозгом, у
млекопитающих он сравнительно больше; у человека он наибольший
по отношению ко всему остальному телу.
Против таких замечаний, касающихся мышления, — какие
высказываются здесь — господствует немало предрассудков.
Некоторые люди часто склонны недостаточно ценить мышление, и
выше ставить «внутреннюю жизнь чувств», «ощущение». Говорят
даже, что к высшим познаниям поднимаются не «трезвым
мышлением», но теплотою чувства, непосредственною силой
ощущений. Люди, которые так говорят, опасаются притупить
чувство ясным мышлением. Это, конечно, так при обыденном
мышлении, касающемся только области полезного. Но при том
мышлении, которое ведет в высшие области бытия, происходит
обратное. Нет такого чувства и энтузиазма, которые своей
теплотой, красотой и возвышенностью могли бы сравниться с теми
ощущениями, которые зажигаются чистыми, кристально ясными
мыслями, относящимися к высшим мирам. Высшие чувства — это
совсем не те, которые достигаются путем энергичной работы
мысли.
Человеческое тело обладает строением, соответствующим
мышлению. Те же вещества и силы, что находятся в человеческом
теле в таком сочетании, что через это сочетание может
проявляться мышление. Это минеральное, образованное сообразно
своей задаче строение будет называться в последующем изложении
физическим телом человека.
Это организованное с расчетом на мозг, как на свое
средоточие, минеральное строение возникает путем размножения и
получает свой законченный облик путем роста. Размножение и рост
человек имеет общим с растениями и животными. Размножением и
ростом живое отличается от безжизненного минерала. Живое
происходит от живого, через зародыш. Потомок примыкает к
предкам в ряду живых. Те силы, благодаря которым возникает
минерал, мы должны искать в самих веществах, которые его
составляют. Горный хрусталь образуется посредством сил,
присущих кремнию и кислороду, сил, которые соединены в нем.
Силы, образующие дуб, мы должны искать окольным путем, через
зародыш, в материнском и отцовском растениях. И форма дуба
переходит при размножении от предков к потомкам. Есть
внутренние, прирожденные живому, условия. Было грубым
воззрением на природу, когда думали, что низшие животные, даже
рыбы, могут образовываться из тины. Формы живого размножаются
путем наследственности. Как будет развиваться живое существо,
это совершенно зависит от того, от каких отцовского и
материнского существ оно возникло, или, иными словами, к какому
виду оно принадлежит. Вещества, из которых оно состоит,
сменяются постоянно; вид же остается в течение жизни и
наследуется потомками. Итак, вид есть то, что определяет
сочетание веществ. Эта сила, образующая вид, должна быть
названа жизненной силой. Как минеральные силы выражаются в
кристаллах, так жизненная сила выражается в видах или в формах
растительной и животной жизни.
Человек воспринимает минеральные силы телесными чувствами.
И он может воспринимать лишь то, для чего у него есть такие
чувства. Без глаза нет восприятия света, без уха нет восприятия
звука. У низших организмов есть только род чувства осязания.
Для них существуют лишь те минеральные силы, которые познаются
осязанием. По мере того, как у высших животных развиваются
другие чувства, для них окружающий мир, воспринимаемый также и
человеком, становится разнообразнее, богаче. Таким образом, от
органов самого существа зависит, будет ли и для него
существовать, как восприятие, как ощущение то, что существует
во внешнем мире. То, что в воздухе находится, как известное
движение, становится в человеке ощущением звука. Проявления
жизненной силы человек не воспринимает обыкновенными чувствами.
Он видит краски растений, он обоняет их аромат; жизненная сила
остается скрытой для такого наблюдения. Но как слепорожденный
не имеет права отрицать краски, так обыкновенные чувства не
вправе отрицать жизненную силу. Краски начнут существовать для
слепорожденного, как только он будет оперирован; точно так же
начнут существовать для человека, как восприятие, не только
индивидуумы, но созданные жизненной силой разнообразные виды
растений и животных, лишь только в нем раскроется орган для
этого восприятия. Совершенно новый мир встает перед человеком с
раскрытием этого органа. Теперь он уже воспринимает не только
цвета, ароматы и т.д. живых существ, но жизнь самих этих живых
существ. В каждом растении, в каждом животном он ощущает, кроме
физического облика, еще его духовный, исполненный жизни облик.
Чтобы как-нибудь обозначить его, пусть этот духовный облик
называется эфирным телом или жизненным телом. Для исследователя
духовной жизни это представляется следующим образом. Для него
эфирное тело не есть только произведение веществ и сил,
физического тела, но самостоятельная, действительная сущность,
которая лишь и вызывает к жизни названные физические вещества и
силы. Когда говорят, что простое физическое тело, — как,
например, кристалл, — получает свой облик благодаря присущим
ему физическим формообразующим силам, то выражаются в духе
тайноведения. Живое тело получает свою форму не через эти силы,
ибо в то мгновение, когда жизнь удалилась из него, и оно
предоставлено только физическим силам, оно распадается.
Жизненное тело — есть сущность, которой в каждое мгновение в
течение жизни физическое тело охраняется от распадения.
Для того, чтобы увидеть это жизненное тело, чтобы
воспринять его у