Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

пусть будет называться духо-оболочкой

(аурической оболочкой). Нужно только твердо помнить, что эта

«духовная кожа» по мере человеческого развития непрерывно

вытягивается, так что духовная индивидуальность человека (его

аурическая Оболочка) обладает способностью неограниченного

роста.

Внутри этой духа-оболочки живет Духо-человек. Последний

строится духовной жизненной силой в том же смысле, как

физическое тело строится физической жизненной силой. Подобным

же образом, как мы говорим об эфирном теле, надо говорить об

эфирном духе в отношении к Духу-человеку. Этот эфирный дух

пусть будет назван Жизне-духом (Lebensgeist).

Таким образом, духовное существо человека расчленяется на

три части: на Духо-человека, на Жизне-дух и на Само-дух.

Для «видящего» в духовных областях это духовное существо

человека, как высшая — собственно духовная — часть ауры,

является видимой действительностью. Он «видит» внутри

духа-оболочки Духо-человека, как Жизне-духа; и он «видит», как

этот «Жизне-дух» постоянно растет, благодаря принятию духовной

пищи из внешнего духовного мира. И далее он видит, как

благодаря этому принятию постоянно расширяется духе-оболочка,

как Духо-человек становится все большим и большим. Потому что в

этом и есть разница между духовным и физическим существом

человека, что последнее имеет ограниченный размер, тогда как

первое может расти безгранично. То, что воспринимается из

духовной пищи, ведь имеет цену вечного. Поэтому человеческая

аура составляется из двух взаимопроникающих друг друга частей.

Одной части дает окраску и форму физическое бытие человека,

другой — духовное.

«Я» делит их таким образом, что физическое в своем

своеобразии отдается и строит тело, которое дает ожить в себе

душе; и «Я», в свою очередь, отдает себя и дает ожить в себе

духу, который, со своей стороны, проникает душу и намечает для

нее цель в духовном мире. Благодаря телу, душа замкнута в

физическом, благодаря Духо-человеку, у нее растут крылья для

движения в духовном мире.

Если мы хотим понять всего человека, мы должны представить

его себе состоящим из вышеуказанных составных частей. Тело

построено из веществ физического мира так, что это строение

соответствует мыслящему «Я». Оно пронизано жизненной силой и,

благодаря этому, становится эфирным телом или жизненным телом.

Как таковое, оно раскрывается наружу в органах чувств и тем

самым становится телом душевным. Душа ощущающая проникает него

и сливается с ним воедино. Душа ощущающая не только

воспринимает впечатления внешнего мира, как ощущения; у нее

есть своя собственная жизнь, которую она оплодотворяет мыслью с

одной стороны так же, как с другой стороны ощущениями. Так

становится они душой рассудочной. Она достигает этого тем, что

раскрывается вверх, интуициям, как вниз, ощущениям. Тем самым

она становится душой сознательной. Это возможно для нее, потому

что духовный мир образует в ней орган интуиции, как физическое

тело образует в ней органы чувств. Подобно тому, как чувства,

через душевное тело, передают ей ощущения, так и дух, через

орган интуиции, передает ей интуиции. Благодаря этому,

Духо-человек связан воедино с душой сознательной так же, как

физическое тело связано с душой ощущающей в теле душевном. Душа

сознательная и Само-дух образуют единство. В этом единстве

живет Духо-человек как Жизне-дух, так же, как эфирное тело

образует телесную, жизненную основу для тела душевного. И как

физическое тело замыкается в физической коже, так замкнут

Духо-человек в духо-оболочке. Таким образом, весь человек

расчленяется следующим образом:

А. Физическое тело,

Б. Эфирное тело, или жизненное тело.

В. Душевное тело.

Г. Душа ощущающая.

Д. Душа рассудочная.

Б. Душа сознательная.

Ж. Само-дух.

З. Жизне-дух.

И. Духо-человек.

Душевное тело (В) и душа ощущающая (Г) в земном человеке

сливаются воедино, также душа сознательная (Е) и Само-дух (Ж).

И таким образом оказывается семь частей земного человека.

1) Физическое тело.

2) Эфирное или жизненное тело.

3) Ощущающее душевное тело.

4) Душа рассудочная.

5) Исполненная духом душа сознательная.

6) Жизне-дух.

7) Духо-человек.

В душе вспыхивает «Я», получает импульс от духа и,

благодаря этому, становится носителем Духо-человека. Тем самым

человек становится соучастником «трех миров» (физического,

душевного и духовного). Физическим телом, эфирным телом и телом

душевным он коренится в физическом мире, а Само-духом,

Жизне-духом и Духо-человеком он расцветает в мир духовный.

Пускающий же с одной стороны корни, с другой — цветы,

стебель,— это есть сама душа. Можно в полном согласии с этим

делением человека дать еще более простое. Хотя человеческое «Я»

вспыхивает в душе сознательной, но оно пронизывает все душевное

существо.

Части этого душевного существа вообще не обособлены так

резко, как члены тела; они проникают друг в друга в более

высоком смысле. Если тогда рассматривать душу рассудочную и

душу сознательную как двух совместных носителей Я, а это

последнее, как их зерно, то тогда можно расчленить человека на

физическое тело, жизненное тело, астральное тело и Я. Под

словом астральное тело здесь подразумеваются слитые вместе

душевное тело и душа ощущающая. Это выражение мы встречаем в

более старых сочинениях, и здесь мы свободно можем применить

его для обозначения всего того, что в человеческом существе

лежит выше чувственно воспринимаемого. Хотя в известном

отношении душа ощущающая и пронизана силами Я, все же она столь

тесно связана с душевным телом, что для обоих, если мыслить их

соединенными, мы имеем право употребить одно слово. Когда же

«Я» проникается Само-духом, то этот Само-дух проявляется в том,

что астральное тело перерабатывается воздействием душевного. В

астральном теле действуют прежде всего человеческие стремления,

вожделения и страсти, поскольку они ощущаются, и в нем

действуют чувственные восприятия. Чувственные восприятия

возникают благодаря душевному телу, как одному из членов

человека, полученному им от внешнего мира. Стремления,

вожделения, страсти и т.п. возникают в душе ощущающей,

поскольку она пронизана силами души, прежде чем последняя сама

не отдалась духу. Когда «Я» пронизывается Само-духом, то душа

опять-таки пронизывает астральное тело этим Само-духом. Это

выражается в том, что стремления, вожделения и страсти

просветлены тем, что восприняло «Я» от духа. Тогда, сообразно

своей доле участия в духовном мире, «Я» становится господином в

мире стремлений, вожделений и т.п. Поскольку это так, Само-дух

проявляется в астральном теле, и благодаря этому оно

видоизменяется. Тогда астральное тело само появляется в виде

двучленного, частью не измененного и частью измененного

существа. Поэтому Само-дух, в его проявлении у человека, мы

можем обозначить как измененное астральное тело. Подобное же

происходит в человеке, когда он воспринимает в свое «Я»

Жизне-дух. Тогда видоизменяется жизненное тело. Оно

пронизывается Жизне-духом. Последний проявляется в том, что

жизненное тело становится иным. Поэтому можно также сказать,

что Жизне-дух — есть измененное жизненное тело. И когда «Я»

воспринимает в себя Духо-человека, то этим оно получает могучую

силу пронизать им физическое тело. Конечно, то, что является

таким образом измененным в физическом теле, не может быть

воспринято физическими чувствами. В физическом теле стало

Духо-человеком как раз то, что было одухотворено. Для

чувственного восприятия оно и теперь осталось чувственным,

поскольку же это чувственное стало духовным, оно может быть

воспринято лишь духовным образом. Внешним чувствам пронизанное

духовным физическое является по-прежнему лишь чувственно.

На основании всего этого можно дать также и следующее

деление человека:

1) Физическое тело.

2) Жизненное тело.

3) Астральное тело.

4) «Я» как зерно души.

5) Само-дух как измененное астральное тело.

6) Жизне-дух как измененное жизненное тело.

7) Духо-человек как измененное физическое тело.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА И СУДЬБА

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн