То, что до этого последнего
мгновения освобождения его души сам дух связан, зависит от
того, что он совсем сроднился с ней вследствие своей жизни. Это
сродство гораздо большее, чем с телом. Ибо с последним он
связан через посредство души, с нею же он связан
непосредственно. Ведь она его собственная жизнь. Поэтому дух
связан не с истлевающим телом, а с постепенно освобождающейся
душой.
Благодаря этой непосредственной связи духа с душой, первый
лишь тогда может почувствовать себя с нею свободным, когда сама
она станет единой со всем душевным миром.
Поскольку душевней мир становится местопребыванием
человека, непосредственно после смерти он называется «место
вожделений». Различные религиозные системы, принявшие в свои
учения сознание этих отношений, зовут это «место вожделений» —
«чистилищем», «очистительным огнем» и т.д.
Низшая область душевного мира есть — страна пламени
вожделений. Посредством нее, после смерти, в душе вытравляется
все то, что имеется в ней самого грубого, связанного с низшей
телесной жизнью и себялюбивыми вожделениями. Ибо, благодаря
этим вожделениям, она может воспринять воздействие сил этой
душевной области. Неутоленные страстные вожделения, оставшиеся
от физической жизни, образуют точку нападения. Симпатия таких
душ простирается лишь на то, что может дать пищу их
себялюбивому существу; и она далеко перевешивается антипатией,
заливающей все остальное. Однако эти вожделения устремляются на
физические наслаждения, которые не могут найти себе
удовлетворения в душевном мире. Вследствие этой невозможности
утоления алчность возрастает до высшей степени. Но вместе с
тем, благодаря этой же невозможности утоления, алчность должна
постепенно угаснуть. Пламенные похоти мало-помалу сгорают; и
душа познала, что в устранении таких похотей лежит единственное
средство избежать страдания, которое должно произойти от них. В
течение физической жизни ведь все же постоянно все снова и
снова наступает удовлетворение. Благодаря этому, боль
пламенеющей алчности закрыта как бы родом иллюзии. После
смерти, в «очистительном огне», эта боль выступает совсем
неприкрытой. Самые страшные муки предстают открыто. Мрачно,
ужасно то состояние, в котором пребывают благодаря этому души.
Конечно, к этому состоянию могут прийти тальки те люди, чьи
вожделения в физической жизни были устремлены на грубейшие
вещи. Те натуры, в которых мало похотей, проходят через это
состояние, не замечая его, так как у них нет сродства с ним.
Должно заметить вообще, что души будут тем больше оставаться
под влиянием пламени вожделений, чем более своей физической
жизнью они сроднились с этим пламенем, и тем Поэтому
необходимее для них очиститься в
ней. Нельзя обозначать такое очищение, как страдание, в
том же смысле, как в чувственном мире подобное должно очутиться
исключительно, как страдание. Ибо душа после смерти требует
своего очищения, потому что только путем его может быть
вытравлено существующее в ней несовершенство.
Второй вид процессов душевного мира таков, что симпатия и
антипатия находятся в них в равновесии. Поскольку после смерти
человеческая душа находится в таком состоянии, она будет
некоторое время под влиянием этих вещей. Радость от преходящих
впечатлений чувств, погружение в суету внешней жизни
обусловливают это состояние. Многие люди живут в нем. Они
позволяют влиять на себя каждой мелочи дня. Но так как их
симпатия не обращается ни к чему в особенности, то эти
впечатления быстро скользят мимо. Все, что не принадлежит к
этому ничтожному царству, антипатично таким людям. Когда после
смерти душа переживает такое состояние, и здесь нет налицо
чувственно физических предметов, необходимых для ее
удовлетворения, то это состояние в конце концов должно
погаснуть. Разумеется, царящее в душе перед этим полным
погашением чувство лишения мучительно. Это мучительное
положение есть школа разрушения иллюзий, в которые подобные
люди совсем погружены в течение физической жизни.
В-третьих, в мире душ встречаются явления, в которых
преобладает : симпатия, преобладает природа желаний. Их
воздействие познают души, сохранившие после смерти атмосферу
желаний. Также и эти желания постепенно умирают вследствие
невозможности их утоления.
Указанная выше, как четвертая, область радости и печали в
мире душ представляет для души особые испытания. Пока она живет
в теле, она принимает участие во всем, что касается этого тела.
Движение радости и печали связано с ним. Оно причиняет душе
наслаждение и блаженство, неудовольствие и отвращение. В
течение своей физической жизни человек ощущает свое тело, как
свою самость. На этом факте основано то, что именуется
самочувствием. И чем более человек чувственен, тем более
принимает его самочувствие этот характер. После смерти не
достает тела, как предмета этого самочувствия. Поэтому душа, в
которой еще осталось это чувство, чувствует себя как бы полой.
Ею овладевает чувство, словно она потеряла себя самое. Оно
продолжается до тех пор, пока не осознано, что не в физическом
находится истинный человек. Поэтому влияния этой четвертой
области разрушают иллюзию телесной самости. Душа научается
познавать эту телесность уже как нечто несущественное. Она
исцеляется, очищается от тяготения к телесности. Этим она
преодолела то, что еще сильно привязывало ее к физическому
миру, и она может полностью развернуть стремящиеся наружу силы
симпатии. Она, так сказать, отошла от себя самой и, полная
сочувствия, готова излиться в общий мир душ.
Здесь должно упомянуть, что муки этой области в
особенности переживаются самоубийцами. Они искусственным путем
покидают свое физическое тело, тогда как все чувства, связанные
с ним, остаются неизменны. При естественной смерти вместе с
разрушением тела происходит также и частичное умирание
связанных с ним чувств.
Для самоубийц же к тем страданиям, которые причиняет им
чувство внезапной полости присоединяются еще неутоленные
вожделения и желания, из-за которых они покончили с собой.
Пятая ступень мира душ — есть ступень душевного света.
Симпатия к другому имеет на ней уже огромное значение. Ей
родственны души, поскольку они в течение физической жизни не
довольствовались удовлетворением низших потребностей, а
находили радость и удовольствие в окружающем их мире. Здесь
подлежит, например, очищению мечтательное отношение к природе,
поскольку оно носит чувственный характер. Но этот вид
мечтательности надо строго отличать от той высшей жизни в
природе, которая духовна по натуре, и которая ищет духа,
раскрывающеюся в вещах и явлениях природы. Такою рода чувство
природы относится к вещам, которые развивают самый дух и
закладывают в этом духе нечто пребывающее. Но от этою чувства
природы должно отличать то наслаждение природой, основание
которою лежит в чувствах. По отношению к этому душа также
нуждается в очищении, как и относительно других склонностей,
которые основаны только на физическом бытии. Многие из людей
видят как бы род идеала в учреждениях, которые служат
чувственному благополучию, в системе воспитания, прежде всею
заботящейся о чувственном благоденствии. О них нельзя сказать,
чтобы они служили лишь своим себялюбивым побуждениям. Но их
душа все же устремлена к чувственному миру и должна исцелиться
при помощи господствующей в пятой области душевною мира сила
симпатии, не имеющей этих внешних средств удовлетворения. Здесь
постепенно душа узнает, что эта симпатия должна избрать иные
пути. И эти пути обретаются в излиянии души в душевное
пространство, происходящем благодаря симпатии души с душевным
окружением.
Здесь также очищаются те души, которые требуют от
религиозных обязанностей прежде всего повышения их чувственного
благополучия. Все равно, будет ли их стремление направлено к
земному или небесному раю. В «стране душ» они найдут этот рай,
но лишь для того, чтобы уразуметь его ненужность и
бесцельность. Все это, конечно, лишь единичные примеры
очищений, которые