Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

рождения и

смерти. Каждый может приобрести это знание; в каждом заложены

способности, чтобы самому познать, самому увидеть то, чему учат

мистика, теософия, антропософия и гносис. Он должен только

выбрать верные средства. — Воспринять звуки и краски может

только существо, имеющее уши и глаза. Но и глаз ничего не может

воспринять, если нет света, который делает вещи зримыми. В

тайноведении даны средства развить духовные уши и очи и возжечь

духовный свет. На следующие три ступени можно разделить

средства духовного обучения: 1) подготовление, — оно развивает

духовные чувства; 2) просветление, — оно возжигает духовный

свет; 3) посвящение, — оно открывает общение с высшими

существами духа.

Ступени посвящения.

Последующие сообщения входят в состав одного метода

духовного обучения, о названии и сущности которого может

составить себе ясное представление каждый, кто его правильно

применит. Они относятся к трем ступеням, через которые школа

духовной жизни приводит к известной степени посвящения. Однако

читатель встретит здесь из этих разъяснений только то, что

может быть сказано открыто. Это будут указания, вынесенные из

еще более глубокого интимного знания. В самих школах

тайноведения соблюдается совершенно определенный порядок

обучения. Существуют известные методы, служащие тому, чтобы

привести душу человека к сознательному общению с духовным

миром. Эти методы относятся к излагаемому ниже приблизительно

так, как преподавание в высшей, строго поставленной школе

относится к наставлениям, сообщаемым при случае в

подготовительном училище. Однако, серьезное, настойчивое

выполнение даваемых здесь указаний может привести к

действительному духовному ученичеству. Конечно, нетерпеливые

попытки, без серьезного отношения и без настойчивости, не могут

привести ни к чему. — Духовное обучение может быть успешным

только в том случае, если прежде всего соблюдается сказанное

раньше и уже на этой основе строится дальнейшее.

Упомянутым преданием указываются три следующие ступени: 1)

подготовление, 2) просветление, 3) посвящение. Нет никакой

необходимости, чтобы эти три ступени следовали в таком порядке,

и чтобы первая была пройдена до конца, прежде, чем наступит

очередь второй, а вторая — прежде наступления третьей. В

некоторых вещах можно уже достигнуть просветления и даже

посвящения, находясь относительно других только на ступени

подготовления. Но все же некоторое время должно быть отдано

подготовлению, прежде чем вообще может начаться просветление. И

нужно быть хоть несколько причастным просветлению, прежде чем

может быть положено начало посвящению. В описании же эти три

ступени для простоты должны следовать одна за другой.

Подготовление.

Подготовление состоит в совершенно определенном воспитании

жизни чувств и мыслей. Благодаря этому воспитанию душевное и

духовное тело одариваются орудиями высших чувств и органами

деятельности, подобно тому, как силы природы снабдили органами

физическое тело, создав их из неоформленной, живой материи.

Начинать надо с того, чтобы направить внимание души на

некоторые процессы в окружающем нас мире. Эти процессы суть, с

одной стороны, зарождающаяся, растущая и созревающая жизнь, а с

другой стороны — все явления, связанные с отцветанием,

увяданием, умиранием. Всюду, куда человек ни направит взор,

существуют одновременно оба эти процесса. И всюду они

естественно вызывают в человеке чувства и мысли. Но при

обыкновенных условиях человек недостаточно отдается этим

чувствам и мыслям. Для этого он слишком быстро перебегает от

одного впечатления к другому. Необходимо, чтобы он вполне

сознательно и интенсивно направил свое внимание на эти факты.

Воспринимая какой-нибудь совершенно определенный случай

цветения и роста, он должен изгнать из своей души все остальное

и на короткое время отдаться целиком только этому одному

впечатлению. Вскоре он убедится, что чувство, которое прежде в

подобном случае только бегло проскальзывало в его душе, теперь

начинает расти, принимает сильную, энергичную форму. Он должен

тогда дать спокойно прозвучать в себе этого рода чувству. При

этом внутри его должна наступить полная тишина. Он должен

отрешиться от всего остального внешнего мира и следить только

за тем, что говорит душа о факте цветения и роста.

Но при этом отнюдь не следует думать, что можно уйти

вперед, притупляя свои чувства по отношению к миру. Сначала

надо посмотреть как можно живее и точнее на вещи. И только

потом уже отдаться оживающему в душе чувству, возникающей

мысли. Дело именно в том, чтобы внимание было направлено

одинаково на то и на другое, с сохранением полного внутреннего

равновесия. Если человек найдет необходимый покой и отдастся

тому, что оживает в душе, тогда через соответствующее время он

переживет следующее. Он увидит, как внутри его возникнут новые

виды чувств и мыслей, которых он прежде не знал. Чем чаще

направлять таким образом внимание, попеременно, то на

что-нибудь растущее, расцветающее и созревающее, то на

увядающее и отмирающее, тем живее становятся эти чувства. И из

возникающих таким образом чувств и мыслей строятся органы

ясновидения совершенно так же, как с помощью сил природы из

живого вещества строятся глаза и уши физического тела. Вполне

определенная форма чувства связывается с ростом и становлением;

и совсем другая, столь же определенная — с увяданием и

отмиранием. Но это происходит только тогда, когда человек

описанным образом заботится о воспитании этих чувств. Можно с

приблизительной точностью описать каковы эти чувства. Полное

представление о них может составить себе каждый. проходя сам

через эти внутренние переживания. Кто часто направлял внимание

на процесс становления, роста, цветения, тот почувствует нечто,

имеющее отдаленное сходство с ощущением при восходе солнца. И

процесс увядания, отмирания вызовет в нем переживание, которое

можно таким же образом сравнить с медленным восхождением в поле

зрения луны. Оба эти чувства суть две силы, которые при

надлежащее уходе, при все более живом развитии, приводят к

самым значительным духовным последствиям. Кто все снова и

снова, планомерно и преднамеренно, отдается этим чувствам, для

того открывается новый мир. Мир души, так называемый астральный

план, начинает брезжить перед ним. Рост и умирание перестают

быть фактами, производящими на него только смутные впечатления,

как это было раньше. Они слагаются, напротив, в духовные линии

и фигуры, о которых он прежде не подозревал. И эти линии и

фигуры для различных явлений имеют и различные образы.

Распустившийся цветок начаровывает перед душой совершенно

определенную линию, точно также и находящееся в процессе роста

животное и отмирающее дерево. Мир души (астральный план)

медленно развертывается перед ним. В этих линиях и фигурах нет

ничего произвольного. Два духовных ученика, находящихся на

соответствующей ступени развития, при одинаковом процессе

увидят всегда одни и те же линии и фигуры. Как два человека с

правильным зрением несомненно увидят круглый стол круглым, а не

увидят его, один — круглым, а другой четырехугольным, так и

перед двумя душами, при взгляде на распустившийся цветок,

неизбежно возникает один и тот же духовный образ. И как в

обыкновенной естественно истории описываются образы растений и

животных, так и учитель тайноведения описывает или рисует

духовные образы процессов роста и отмирания по родам и видам.

Когда духовный ученик достиг того, что может видеть эти

духовные образы явлений, предстоящих физически его внешнему

глазу, тогда он недалек уже и от ступени, на которой можно

видеть вещи, не имеющие никакого физического существования и

неизбежно остающиеся поэтому совершенно скрытыми (оккультными)

для того, кто не проходит духовного обучения.

Следует подчеркнуть, что духовный исследователь не должен

погружаться в размышления о значении той или иной вещи.

Благодаря такой рассудочной работе он только отвлек бы себя от

правильного пути. Он должен бодро, со здоровым чувством, с

острой наблюдательностью взирать на чувственный мир, и затем

отдаваться своим чувствам. Не рассудочным умозрением своим

должен он пытаться проникнуть в значение вещей, но должен

предоставить самим вещам высказать себе это значение. (Должно

заметить, что художественная чуткость, в соединении с тихой,

погруженной в себя натурой, является наилучшим предварительным

условием для развития оккультных способностей. Это

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн