рождения и
смерти. Каждый может приобрести это знание; в каждом заложены
способности, чтобы самому познать, самому увидеть то, чему учат
мистика, теософия, антропософия и гносис. Он должен только
выбрать верные средства. — Воспринять звуки и краски может
только существо, имеющее уши и глаза. Но и глаз ничего не может
воспринять, если нет света, который делает вещи зримыми. В
тайноведении даны средства развить духовные уши и очи и возжечь
духовный свет. На следующие три ступени можно разделить
средства духовного обучения: 1) подготовление, — оно развивает
духовные чувства; 2) просветление, — оно возжигает духовный
свет; 3) посвящение, — оно открывает общение с высшими
существами духа.
Ступени посвящения.
Последующие сообщения входят в состав одного метода
духовного обучения, о названии и сущности которого может
составить себе ясное представление каждый, кто его правильно
применит. Они относятся к трем ступеням, через которые школа
духовной жизни приводит к известной степени посвящения. Однако
читатель встретит здесь из этих разъяснений только то, что
может быть сказано открыто. Это будут указания, вынесенные из
еще более глубокого интимного знания. В самих школах
тайноведения соблюдается совершенно определенный порядок
обучения. Существуют известные методы, служащие тому, чтобы
привести душу человека к сознательному общению с духовным
миром. Эти методы относятся к излагаемому ниже приблизительно
так, как преподавание в высшей, строго поставленной школе
относится к наставлениям, сообщаемым при случае в
подготовительном училище. Однако, серьезное, настойчивое
выполнение даваемых здесь указаний может привести к
действительному духовному ученичеству. Конечно, нетерпеливые
попытки, без серьезного отношения и без настойчивости, не могут
привести ни к чему. — Духовное обучение может быть успешным
только в том случае, если прежде всего соблюдается сказанное
раньше и уже на этой основе строится дальнейшее.
Упомянутым преданием указываются три следующие ступени: 1)
подготовление, 2) просветление, 3) посвящение. Нет никакой
необходимости, чтобы эти три ступени следовали в таком порядке,
и чтобы первая была пройдена до конца, прежде, чем наступит
очередь второй, а вторая — прежде наступления третьей. В
некоторых вещах можно уже достигнуть просветления и даже
посвящения, находясь относительно других только на ступени
подготовления. Но все же некоторое время должно быть отдано
подготовлению, прежде чем вообще может начаться просветление. И
нужно быть хоть несколько причастным просветлению, прежде чем
может быть положено начало посвящению. В описании же эти три
ступени для простоты должны следовать одна за другой.
Подготовление.
Подготовление состоит в совершенно определенном воспитании
жизни чувств и мыслей. Благодаря этому воспитанию душевное и
духовное тело одариваются орудиями высших чувств и органами
деятельности, подобно тому, как силы природы снабдили органами
физическое тело, создав их из неоформленной, живой материи.
Начинать надо с того, чтобы направить внимание души на
некоторые процессы в окружающем нас мире. Эти процессы суть, с
одной стороны, зарождающаяся, растущая и созревающая жизнь, а с
другой стороны — все явления, связанные с отцветанием,
увяданием, умиранием. Всюду, куда человек ни направит взор,
существуют одновременно оба эти процесса. И всюду они
естественно вызывают в человеке чувства и мысли. Но при
обыкновенных условиях человек недостаточно отдается этим
чувствам и мыслям. Для этого он слишком быстро перебегает от
одного впечатления к другому. Необходимо, чтобы он вполне
сознательно и интенсивно направил свое внимание на эти факты.
Воспринимая какой-нибудь совершенно определенный случай
цветения и роста, он должен изгнать из своей души все остальное
и на короткое время отдаться целиком только этому одному
впечатлению. Вскоре он убедится, что чувство, которое прежде в
подобном случае только бегло проскальзывало в его душе, теперь
начинает расти, принимает сильную, энергичную форму. Он должен
тогда дать спокойно прозвучать в себе этого рода чувству. При
этом внутри его должна наступить полная тишина. Он должен
отрешиться от всего остального внешнего мира и следить только
за тем, что говорит душа о факте цветения и роста.
Но при этом отнюдь не следует думать, что можно уйти
вперед, притупляя свои чувства по отношению к миру. Сначала
надо посмотреть как можно живее и точнее на вещи. И только
потом уже отдаться оживающему в душе чувству, возникающей
мысли. Дело именно в том, чтобы внимание было направлено
одинаково на то и на другое, с сохранением полного внутреннего
равновесия. Если человек найдет необходимый покой и отдастся
тому, что оживает в душе, тогда через соответствующее время он
переживет следующее. Он увидит, как внутри его возникнут новые
виды чувств и мыслей, которых он прежде не знал. Чем чаще
направлять таким образом внимание, попеременно, то на
что-нибудь растущее, расцветающее и созревающее, то на
увядающее и отмирающее, тем живее становятся эти чувства. И из
возникающих таким образом чувств и мыслей строятся органы
ясновидения совершенно так же, как с помощью сил природы из
живого вещества строятся глаза и уши физического тела. Вполне
определенная форма чувства связывается с ростом и становлением;
и совсем другая, столь же определенная — с увяданием и
отмиранием. Но это происходит только тогда, когда человек
описанным образом заботится о воспитании этих чувств. Можно с
приблизительной точностью описать каковы эти чувства. Полное
представление о них может составить себе каждый. проходя сам
через эти внутренние переживания. Кто часто направлял внимание
на процесс становления, роста, цветения, тот почувствует нечто,
имеющее отдаленное сходство с ощущением при восходе солнца. И
процесс увядания, отмирания вызовет в нем переживание, которое
можно таким же образом сравнить с медленным восхождением в поле
зрения луны. Оба эти чувства суть две силы, которые при
надлежащее уходе, при все более живом развитии, приводят к
самым значительным духовным последствиям. Кто все снова и
снова, планомерно и преднамеренно, отдается этим чувствам, для
того открывается новый мир. Мир души, так называемый астральный
план, начинает брезжить перед ним. Рост и умирание перестают
быть фактами, производящими на него только смутные впечатления,
как это было раньше. Они слагаются, напротив, в духовные линии
и фигуры, о которых он прежде не подозревал. И эти линии и
фигуры для различных явлений имеют и различные образы.
Распустившийся цветок начаровывает перед душой совершенно
определенную линию, точно также и находящееся в процессе роста
животное и отмирающее дерево. Мир души (астральный план)
медленно развертывается перед ним. В этих линиях и фигурах нет
ничего произвольного. Два духовных ученика, находящихся на
соответствующей ступени развития, при одинаковом процессе
увидят всегда одни и те же линии и фигуры. Как два человека с
правильным зрением несомненно увидят круглый стол круглым, а не
увидят его, один — круглым, а другой четырехугольным, так и
перед двумя душами, при взгляде на распустившийся цветок,
неизбежно возникает один и тот же духовный образ. И как в
обыкновенной естественно истории описываются образы растений и
животных, так и учитель тайноведения описывает или рисует
духовные образы процессов роста и отмирания по родам и видам.
Когда духовный ученик достиг того, что может видеть эти
духовные образы явлений, предстоящих физически его внешнему
глазу, тогда он недалек уже и от ступени, на которой можно
видеть вещи, не имеющие никакого физического существования и
неизбежно остающиеся поэтому совершенно скрытыми (оккультными)
для того, кто не проходит духовного обучения.
Следует подчеркнуть, что духовный исследователь не должен
погружаться в размышления о значении той или иной вещи.
Благодаря такой рассудочной работе он только отвлек бы себя от
правильного пути. Он должен бодро, со здоровым чувством, с
острой наблюдательностью взирать на чувственный мир, и затем
отдаваться своим чувствам. Не рассудочным умозрением своим
должен он пытаться проникнуть в значение вещей, но должен
предоставить самим вещам высказать себе это значение. (Должно
заметить, что художественная чуткость, в соединении с тихой,
погруженной в себя натурой, является наилучшим предварительным
условием для развития оккультных способностей. Это