Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

духовною мира «музыкой сфер». Для обладающего

«духовным ухом» эта «музыка сфер» не есть только нечто

образное, аллегорическое, но хорошо знакомая духовная

реальность.) Но только для того, чтобы получить понятие об этой

«духовной музыке», нужно отбросить все представления о

чувственной музыке, в том виде, как она воспринимается

«материальным ухом». Ведь здесь дело идет о «духовном

восприятии», следовательно, о таком, которое для «чувственного

уха» должно оставаться немым. В последующих описаниях «страны

духов» указания на эту «духовную музыку» выпущены ради простоты

изложения. Надо лишь представить себе, что все, что будет

описываться, как «образ», как нечто «светящееся», в то же время

является и звучащими. Каждому цвету, каждому световому

восприятию соответствует духовный звук, и каждому

взаимодействию цветов соответствует гармония, мелодия и т.д.

Необходимо вполне усвоить себе, что там, где царит

звучание, не прекращается и восприятие «духовного ока». Звук

только присоединяется к свечению. Там, где в последующем

говорится о «прообразах», надо мыслить также и «первозвуки». К

этому присоединяются и иные восприятия, которые можно ради

подобия обозначить как «духовный вкус» и т.д. Но здесь мы не

станем вдаваться в обсуждение этих явлений, так как тут дело

касается того, чтобы разбудить представление о «стране духов»

посредством некоторых имеющихся в нас родов восприятия,

извлеченных из целого.

Теперь прежде всего необходимо установить различие между

разнообразными родами прообразов. И в «стране духов» для того,

чтобы ориентироваться, также необходимо различать известное

количество ступеней или областей. Как и в «стране душ», здесь

не надо представлять себе отдельные области в виде пластов,

лежащих один над другим, но как взаимно проникающие и

пронизывающие друг друга. Первая область содержит в себе

прообразы физического мира, поскольку он не одарен жизнью.

Здесь мы находим прообразы минералов; далее прообразы растений,

но лишь поскольку они являются исключительно физическими, т.е.

поскольку мы оставляем в стороне находящуюся в них жизнь. Здесь

мы встречаемся также с физическими формами животных и людей.

Этим не исчерпывается еще все, что находится в этой области; мы

лишь поясняем самыми ближайшими примерами.

Эта область образует основной скелет «страны духов». Ее

можно сравнить с твердой почвой нашей физической земли. Это

есть масса материка «страны духов». Его отношение к физически

телесному миру может быть описано лишь путем сравнения. Можно

получить об этом представление, например, таким образом.

Вообразим себе какое-нибудь ограниченное пространство,

заполненное физическими телами самого разнообразного вида.

Теперь представим себе, что эти физические тела исчезли, а на

их месте полые области, имеющие их формы. Промежутки же между

ними, бывшие ранее пустыми, представим себе заполненными

разнообразнейшими формами, состоящими с прежними телами в

различных соотношениях.

Нечто подобное является взору в низшей области мира

прообразов. Вещи и существа, воплощенные в физическом мире,

являются в ней как «полые области», а в промежуточных

пространствах разыгрывается подвижная деятельность прообразов

(«духовной музыки»). При физических воплощениях эти полые

области как бы заполняются физической материей. Тот, кто

одновременно смотрит в пространство физическим и духовным оком,

тот видит физические тела и в промежутках между ними подвижную

деятельность творческих прообразов. Вторая область «страны

духов» содержит в себе прообразы жизни. Но здесь эта жизнь

представляет собой совершенное единство. Как текучий элемент,

струятся она в стране духов, пульсируя повсюду, подобно крови.

Ее можно сравнить с морями и водами физической земли. Однако

распределение ее ближе подходит к распределению крови в

животном теле, чем к распределению морей и рек. Текучая жизнь,

образованная из материи мысли, — так можно было бы обозначить

эту вторую ступень «страны духов». В этом элементе обретаются

творческие первосилы всего, что в физической действительности

возникает в виде живых существ. Здесь становится очевидным, что

вся жизньесть единство, что жизнь в человеке родственна

жизни всех его собратьев по творению.

Как третья область «страны духов» должны быть обозначены

прообразы всего душевного. Здесь находят себя в гораздо более

тонком и прозрачном элементе, чем в обеих первых областях.

Пользуясь сравнением, его можно определить как воздушную сферу

«страны духов». Все, что совершается в душах обоих других

миров, находит здесь свое духовное подобие. Все ощущения,

чувства, инстинкты, страсти и т.д. еще раз появляются здесь, в

духовном виде. Атмосферические явления этой «воздушной сферы»

соответствуют в других мирах страданиям и радостям творений.

Как тихое дуновение, воспринимается здесь тоска человеческой

души; как бурный вихрьвзрыв страсти. Тот, кто в состоянии

воспринимать здесь, тот может услышать вздох каждого создания,

если он направит к нему свое внимание. Временами, например,

здесь можно видеть что-то вроде бурных гроз, со сверкающими

молниями, с раскатами грома; и если углубиться дальше, в

исследование этого, то мы увидим, что в этих «духовных грозах»

выражаются страсти какой-нибудь битвы или сражения,

происходящего на земле.

Прообразы четвертой области не имеют непосредственного

отношения к другим мирам. Это в некотором роде существа,

которые властвуют над прообразами трех нижних областей и

способствуют их взаимодействию. Поэтому они заняты

распределением и группировкой этих подчиненных прообразов.

Поэтому из этой области исходит более всеобъемлющая

деятельность, чем из нижних.

Пятая, шестая и седьмая области существенно отличаются от

предыдущих. Ибо обитающие в них существа доставляют прообразам

нижних областей побуждения к их деятельности. В них находятся

творческие силы самих прообразов. Тот, кто может подняться до

этих областей, знакомится с замыслами, которые заложены в

основе нашего мира. Как живые, зародышевые зерна еще лежат

здесь прообразы, готовые принять разнообразнейшие формы

мысле-существ. Когда эти зародышевые зерна вводятся в нижние

области, тогда они как бы начинают всходить и проявляются в

самых различных обликах. Идеи, с помощью которых человеческий

дух творчески выступает в физическом мире, суть лишь отражения,

тени этих зародыше-мысле-существ высшего духовного мира.

Наблюдатель, обладающий «духовным слухом», поднявшийся из

нижних областей «страны духов» в эти верхние ее области, видит,

как звучание и звуки превращаются в «духовный язык». Он

начинает воспринимать «духовное слово», через которое вещи и

существа уже в «словах», а не только в музыке, открывают ему

свою природу. Они говорят ему, как называется это в

«духоведении», свои «вечные имена».

Надо представить себе, что эти мысле-зародышевые существа

обладают сложной природой. Из элемента мира мысли берется, так

сказать, лишь оболочка зародыша. Она же обнимает собой истинное

зерно жизни. Здесь мы подходим к границе «трех миров», ибо

зерно происходит из еще более высоких миров. Когда выше были

описаны составные части человека, то в нем было указано на это

зерно жизни, и «Жизне-дух» и «Духо-человек» были названы, как

его составные части. И для других существ мира имеются подобные

зерна жизни. Они исходят из высших миров и перемещаются в эти

три указанные мира, чтобы исполнить там свою задачу.

Теперь мы должны проследить дальнейшее странствие

человеческого духа через «страну духов» между двумя

воплощениями или инкарнациями. При этом перед нами еще раз ясно

предстанут особенности и соотношения этой «страны».

ДУХ В «СТРАНЕ ДУХОВ» ПОСЛЕ СМЕРТИ

Когда на своем пути между двумя воплощениями человеческий

дух прошел через «мир душ», то он вступает в страну духов,

чтобы пребывать там, пока он не созреет для нового телесного

бытия. Смысл этого пребывания в «стране духов» становится

понятен лишь тогда, когда мы сумеем правильно истолковать

задачу жизненного паломничества человека через его воплощения.

Пока человек воплощен в физическом теле, он действует и творит

в физическом мире. И он действует и творит в нем, как духовное

существо. То, что измыслит и разовьет его дух, он запечатлевает

в физические формы, в телесные вещества и силы. Таким образом,

как вестник духовного мира, он должен воплотить дух в телесном

мире. Лишь

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн