Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

благодаря тому, что он воплощается, может человек

действовать в телесном мире. Он должен принять свое физическое

тело, как орудие, для того, чтобы через телесное воздействовать

на телесное и чтобы это последнее могло действовать на него. Но

то, что действует через эту физическую телесность человека, это

есть дух. От него исходят намерения, направления деятельности в

физическом мире. Но пока дух действует в физическом теле, он не

может жить как дух в своем истинном образе. Он может лишь как

бы просвечивать сквозь покрывало физического бытия. Дело в том,

что человеческая жизнь мысли в действительности принадлежит

духовному миру, и поскольку эта жизнь проявляется в физическом

существовании, ее истинный облик пребывает сокрытым. Можно

сказать также, что жизнь мысли физического человека есть лишь

тень, отблеск истинного духовного существа, к которому она

принадлежит. Таким образом, в течение физической жизни дух

вступает во взаимодействие с земным, телесным миром благодаря

орудию физического тела. Но, хотя задача человеческого духа,

пока он идет от воплощения к воплощению, именно и состоит в

этом воздействии на физический, телесный мир, все же он никогда

не мог бы исполнить достойным образом эту задачу, если бы он

жил лишь в телесном бытие. Ибо намерения и цели земной задачи

не строятся и не получаются во время земного воплощения, так же

точно, как не сооружается план дома на самом месте постройки,

где работают рабочие. Подобно тому, как этот план

вырабатывается в кабинете архитектора, так же точно и цели, и

намерения земного творчества создаются в «стране духов».

Дух человека должен между двумя воплощениями постоянно

вновь обитать в этой стране для того, чтобы, вооружившись тем,

что он оттуда приносит, снова иметь возможность приступить к

работе в физической жизни. Подобно тому, как в своем рабочем

кабинете архитектор без кирпича и извести изготовляет план

дома, согласно строительным и иным законам, так и строитель

человеческого творчества, дух, или высшее «Я», должен в «стране

духов» развить способности и цели сообразно законам этой

страны, чтобы потом перевести их в земной мир. Лишь когда

человеческий дух все вновь и вновь пребывает в своей

собственной области, он становится в состоянии переносить дух

также и в земной мир, при помощи физически — телесных орудий.

На физическом поприще человек научается познавать свойства

и силы физического мира. Он собирает там, во время

деятельности, сведения о том, какие требования предъявляет

физический мир к тому, кто хочет действовать в нем. Он

научается там познавать свойства материи, в которой он хочет

воплотить свои мысли и идеи. Самые мысли и идеи он не может

извлечь из материи. Таким образом, земной мир является

одновременно полем деятельности и учения. Затем изученное

преобразуется в стране «духов» в живую способность духа. Чтобы

лучше разъяснить нашу мысль, можно вышеуказанное сравнение

продолжить еще дальше. Архитектор вырабатывает план дома. Он

выполняется. При этом архитектор получает сумму

разнообразнейшего опыта. Весь этот опыт увеличивает его

способности. Когда он примется разрабатывать следующий план,

весь этот опыт вольется в него. И по сравнению с предыдущим,

этот последующий план окажется обогащенным всем тем, чему

научил первый. То же самое происходит и при следующих одна за

другою человеческих жизнях. В промежутках между воплощениями

дух обитает в своем собственном царстве. Он может всецело

отдаться требованиям жизни духа; освобожденный от физической

телесности он работает над собой во всех направлениях, и в этом

своем строительстве он внедряет в себя плоды опытов своих

прежних жизней. Таким образом, его взор всегда устремлен на

поприще его земных задач, так постоянно работает он над тем,

чтобы сделать землю, место поприща его теперешней деятельности,

все совершеннее и совершеннее. Он работает над собой, чтобы при

каждом воплощении он мог все совершеннее нести свое служение в

земной жизни. Но это, конечно, лишь общая картина

последовательных человеческих жизней. И действительность

никогда вполне не совпадаете этой картиной, а будет всегда лишь

более или менее согласоваться с ней. Иногда обстоятельства

могут сложиться так, что последующая жизнь человека будет

гораздо более несовершенна, чем предыдущая. Но в общем такие

несоответствия и неправильности опять сглаживаются естественным

образом, в течение последовательно сменяющих воплощений.

Образование духа в «стране духов» происходит благодаря

тому, что человек постепенно вживается в различные области этой

страны. Его собственная жизнь в постепенной последовательности

растворяется в этих областях; он воспринимает на время их

свойства. Тем самым они проникают его существо своим существом

для того, чтобы первое, усиленное вторым, могло действовать в

земном. В первой облети «страны духов» человек окружен

духовными прообразами земных вещей. В течение земной жизни он

ведь научается познавать лишь тени этих прообразов, которые

постигаются им в его мыслях. То, что на земле лишь думается, то

в этой области переживается. Человек странствует среди мыслей,

но эти мысли суть реальные существа. То, что в течение земной

жизни он воспринял своими чувствами, то теперь действует на

него в своей мысле-форме. Но мысль является не как тень,

скрывающаяся за вещами, она становится полной жизни

реальностью, которая рождает вещи. Человек как бы находится в

мастерской мысли, в которой образуются и формируются земные

вещи. Ибо в «стране духов» все есть полная жизни деятельность и

подвижность. Здесь за работой мир мыслей, как мир творящих и

образующих живых существ. Видно, как создается то, что было

пережито нами в земном бытии. Как в физическом теле, как

действительность, мы переживаем чувственные вещи, так теперь,

будучи духом, мы переживаем, как действительность, духовные

образующие силы. Среди мысле-существ, которые находятся здесь,

существует и мысль собственной физической телесности.

Чувствуешь себя оторванным от нее. Как сопринадлежную себе

ощущаешь одну духовную сущность. И когда, как бы в

воспоминании, мы воспринимаем сброшенное тело уже более не как

физическое, а как мысле-существо, тогда наглядно выступает его

сопринадлежность внешнему миру. Его научаются рассматривать как

нечто, принадлежащее ко внешнему миру, как некий член этого

внешнего мира.

Следовательно, своя телесность уже больше неотделима от

остального внешнего мира, как нечто более близкое самому себе.

Чувствуется единство во всем внешнем мире, включая в него

собственные телесные воплощения. Здесь собственные воплощения

сливаются воедино со всем остальным миром. Итак, здесь смотрят

на прообразы физическо — телесной действительности, как на

единство, к которому принадлежат сами. Благодаря этому, путем

наблюдения постепенно научаются узнавать наше сродство, наше

единство с окружающим миром. Научаются говорить ему: то, что

распростерто здесь вокруг тебя, это был ты сам.

Но это одна из основных мыслей древне-индийской мудрости

Веданты. «Мудрый» уже в течение своей земной жизни усваивает

то, что другие переживают после смерти, а именно понимание

мысли, что он сам находится в сродстве со всеми вещами, мысли:

«Это — ты». В земной жизни это идеал, к которому может

стремиться жизнь мысли; в «стране духов» это есть

непосредственный факт, становящийся для нас все яснее и

яснее путем духовного опыта.

И сам человек в этой стране начинает все более и более

сознавать, что своим действительным существом он принадлежит к

миру духов. Он воспринимает себя, как духа среди духов, как

одного из членов Перво-духа, и сам чувствует в себе Слово

Перво-духа: «Я есмь Перво-дух». (Мудрость Веданты говорит: «Я

есмь Брахман», т.е. я принадлежу, как член, к тому

Перво-существу, из которого исходят все существа.)

Видит: то, что в земной жизни воспринимается как туманная

мысль, и куда устремляется всякая мудрость, то в «стране духов»

переживается непосредственно. Да и думаем мы о нем в течение

земной жизни именно потому, что оно является фактом в духовном

бытии.

Таким образом, во время своего духовного бытия человек как

бы извне, с более высокой точки зрения, видит отношения и

факты, среди которых он стоит в течение своей земной жизни. И в

самой нижней области «страны духов» так и живет он по отношению

к земным соотношениям, которые непосредственно связаны с

физической телесной действительностью.

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн