Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

и цели, которые

поставил себе дух земной жизнью. Все то, что уже осуществилось

в мире, дает бытие высшим целям и замыслам лишь в более или

менее слабом отпечатке. Каждый кристалл, каждое дерево, каждое

животное и все, осуществленное в области человеческого

творчества — все это дает лишь отпечатки того, что

предначертывает дух. И человек с этими несовершенными

отблесками совершенных замыслов и целей. Таким образом, в

границах одного из своих воплощений сам человек может стать

лишь подобным отпечатком предначертанного ему в царстве духов.

Чем сам он, как дух, собственно является в «стране духов», это

обнаруживается, поэтому, лишь тогда, когда в промежуток между

двумя воплощениями он поднимается в пятую область «страны

духов». То, чем он является здесь, это есть действительно он

сам. Это есть то, что в многообразных воплощениях получает

внешнее бытие. В этой области истинное «Я» человека может

свободно изживаться во все стороны. И это «Я» и есть, значит,

то, что как единое все вновь появляется при каждом воплощении.

Это «Я» приносит с собою способности, образовавшиеся в нижних

областях «страны духов». Следовательно, оно переносит плоды

прежних жизней в жизни последующие. Это есть носитель

результатов прошлых воплощений.

Итак, «Я», когда оно живет в пятой области «страны духов»,

находится в царстве замыслов и целей. Подобно тому, как

архитектор на несовершенствах, которые обнаружились у него,

учится и берет для своих новых планов лишь то, что из этих

несовершенств он смог превратить в совершенства, так и «Я» в

пятой области отбрасывает из результатов своих прежних жизней

все то, что связано с несовершенствами нижних миров, и

оплодотворяет замыслы «страны духов», с которыми оно живет

отныне, результатами своих прежних жизней.

Ясно, что сила, которую можно черпать из этой области,

будет зависеть от того, насколько «Я» в течение своего

воплощения, приобрело себе такие результаты, которые могут быть

приняты в мире замыслов. «Я», которое в течение земного бытия

стремилось осуществить замыслы духа путем мудрой деятельной

любви, достигнет больших прав на эту область. Но то, которое

было всецело поглощено повседневными отношениями, которое жило

исключительно в преходящем, оно не посеяло семян, которые могут

сыграть какую-нибудь роль в замыслах вечного строя вселенной.

Лишь то немногое, выходящее за пределы повседневных интересов,

что было совершено им, может раскрыться, как плод в этой

верхней области «страны духов». Надо привыкнуть к мысли, что в

этой области человек должен иначе судить о себе, чем он это

может делать в физической жизни. Если он, например, приобрел

лишь немногое, что родственно этой пятой области, в нем

возникает стремление запечатлеть в себе для следующей

физической жизни импульс, который заставляет эту жизнь протечь

таким образом, в его судьбе (карме) выступает соответствующее

действие этого недостатка. То, что затем в следующей земной

жизни, с точки зрения этой жизни, представляется, как горестная

судьба — на которую, быть может, даже сильно сетуется как на

таковую — то в этой области «страны духов» человек находит как

вполне необходимое для него.

Так как в пятой области человек живет в своем собственном

«Я», то он выведен также из всего того, что в течение

воплощений обволакивает его из низших миров. Он является тем,

чем он всегда был и всегда будет в течение своих воплощений. Он

живет во власти замыслов, заложенных в эти воплощения, которые

он внедряет в свое собственное «Я». Он оглядывается назад на

свое собственно прошлое и чувствует, что все, что он пережил в

нем, будет вложено в замыслы, которые ему предстоит осуществить

в будущем. Вспыхивает род воспоминания о своих прежних жизнях и

пророческое прозрение будущих.

Так то, что выше было названо «Самодухом», поскольку он

развит, живет в этой области в соответствующей ему

действительности; он образуется и готовится к тому, чтобы в

новом воплощении для него явилась возможность осуществления

духовных замыслов в земной действительности.

Если этот «Самодух» в течение ряда пребываний в «стране

духов» развился настолько, что может вполне свободно двигаться

в этой стране, тогда он будет все больше и больше искать здесь

свою истинную родину. Жизнь в духе сделается ему так же близка,

как земному человеку жизнь в физической действительности.

Отныне точки зрения «мира духов» будут единственными, которые

он сможет принять в течение следующих земных жизней. «Я»

чувствует себя членом божественного мирового строя. Границы и

законы земной жизни не касаются его внутреннейшей сущности. Из

духовного мира приходят к нему силы для всего, что он творит.

Но духовный мир — есть единство. Тот, кто живет в нем, знает,

как вечное творило прошедшее, и, исходя из вечного, он может

определить направление для будущего. Взгляд на прошедшее

расширяется до совершенного. Человек, достигший этой ступени,

сам намечает себе цели, которых он должен достигнуть в

следующем воплощении. Из «страны духов» он влияет на свое

будущее для того, чтобы оно свершалось в духе истинного и

духовного. Человек в течение промежуточного состояния между

двумя воплощениями пребывает в присутствии всех тех высоких

существ, перед очами которых Божественная Мудрость лежит без

покровов. Ибо он достиг той ступени, на которой он может

понимать их. В шестой области «страны духов» человек во всех

своих деяниях будет проводить то, что наиболее свойственно

истинной сущности мира. Ибо он не может искать того, что

полезно ему, а лишь того, что должно случиться согласно

правильному ходу мирового строя. Седьмая область страны духов

ведет к границе «трех миров». Человек стоит здесь лицом к лицу

с «семенами жизни», которые из высших миров перенесены в эти

три вышеописанные, чтобы там исполнить свои задачи. Будучи на

границе трех миров, человек тем самым познал себя в своем

собственном зерне жизни. Это влечет за собой для него

разрешение загадки этих трех миров. Итак, он созерцает всю

жизнь этих миров. В физической жизни способности души,

благодаря которым она испытывает в духовном мире описанные

здесь переживания, не осознаются при обыденных отношениях

жизни. В ее подсознательных глубинах они работают над телесными

органами, которые создают сознание физического мира. Именно это

и есть причина, почему они остаются невоспринимаемыми для этого

мира. Глаз также не видит себя, потому что в нем действуют

силы, которые делают видимым другое. Путем вступления на путь

познания, в том смысле, как это описано в одной из следующих

глав, душа освобождается от условий телесной жизни. Благодаря

этому, она может в образе воспринимать переживания, через

которые она проходит между смертью и новым рождением. Подобное

восприятие дает возможность описывать явления «страны духов»

так, как это было сделано тут в виде наброска. Если не упускать

из виду, что все настроение души в физическом теле иное, чем в

чисто духовном переживании, только тогда данное здесь описание

станет видимо в настоящем свете.

ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И ЕГО СВЯЗЬ СО СТРАНОЮ ДУШ И ДУХОВ

Образования мира душ и страны духов не могут быть

предметами внешнего, чувственного восприятия. Предметы этого

чувственного восприятия должны быть поставлены рядом с

вышеописанными двумя мирами, как третий мир. И в течение своего

телесного существования человек одновременно живет в трех

мирах. Он воспринимает вещи чувственного мира, воздействует на

них; образования мира душ действуют на него своими силами

симпатий и антипатий, а его собственная душа своими

склонностями и отвращением, своими желаниями и вожделениями

вызывает волны в мире душ. Духовная же сущность вещей

отражается в его мире мыслей; и сам он, как мыслящее духовное

существо, является гражданином страны духов и сотоварищем

всего, что живет в этой области мира.

Из этого явствует, что чувственный мир есть лишь часть

того, что окружает человека. Из всего мира, окружающего

человека, эта часть является в известной степени

самостоятельной, потому что она может

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн