Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

быть воспринята

чувствами, которые оставляют в стороне душевное и духовное,

принадлежащее также к этому миру. Так же, как кусок льда,

плавающий на поверхности воды, есть то же самое вещество

окружающей воды, но отличается от нее некоторыми свойствами,

так и чувственные предметы суть вещество окружающего их мира

душ и духов; и они отличаются от них некоторыми свойствами,

которые делают их чувственно-воспринимаемыми. Они,— выражаясь

до некоторой степени образно, — уплотненные духовные и

душевные образования, и уплотнение воздействует так, что

чувства могут познавать их. И так же, как лед есть лишь форма,

в которой существует вода, так и чувственные вещи лишь форма, в

которой существуют душевные и духовные существа. Если понять

это, то станет понятно и то, что подобно тому, как вода в лед,

так же и мир духа может переходить в мир душ, а этот последний

— в чувственный мир.

С моей точки зрения становится также понятно, почему

человек может создавать себе мысли о чувственных вещах. Ибо

существует вопрос, который должен был бы ставить себе каждый

мыслящий человек, а именно: в каком отношении находится мысль,

которую человек создает себе о камне, к самому этому камню? У

людей, которые особенно глубоко всматриваются во внешнюю

природу, перед их духовными очами во всей ясности возникает

этот вопрос. Они ощущают соответствие человеческого мира мыслей

со строем и порядком природы. Прекрасным образом, например,

говорит об этой гармонии великий астроном Кеплер: «Воистину, в

мире начертан божественный призыв, властно влекущий человека к

изучению астрономии; начертан, конечно, не в словах и слогах,

но по существу, в силу соразмерности человеческих понятий и

чувств со сцеплением небесных тел и состояний».

Лишь оттого, что вещи чувственного мира суть не что иное,

как уплотненные духо-существа, человек, поднимаясь своими

мыслями к этим духо-существам, может постигать в своем мышлении

предметы. Чувственные вещи происходят из мира духа, они лишь

иная форма духо-существ; и когда человек мыслит о вещах, то он

просто лишь переводит свой взор от чувственной формы к духовным

прообразам этих вещей. Понять мыслью вещьесть процесс,

который можно сравнить с тем, в котором твердое тело

предварительно расплавляется в огне для того, чтобы химик мог

затем исследовать его в его жидкой форме.

В различных областях страны духов проявляются духовные

прообразы чувственного мира. В пятой, шестой и седьмой областях

эти прообразы встречаются еще, как живые зародышевые зерна, в

четырех нижних областях они преобразуются в духовные

образования. Когда человеческий дух хочет посредством мышления

составить себе понятие о чувственных вещах, он воспринимает эти

духовные образования в теневом отблеске. Каким образом эти

образования уплотнились до чувственного мира, — вот вопрос для

того, кто стремится к духовному пониманию своего окружающего

мира.

Прежде всего, для чувственного человеческого взора этот

окружающий мир расчленяется на четыре явственно различающиеся

друг от друга ступени: минеральную, растительную, животную и

человеческую. Минеральное царство воспринимается чувствами и

постигается мышлением. Создавая мысль о каком-нибудь

минеральном теле, имеют дело с двояким: с чувственной вещью и с

мыслью. Сообразно этому нужно себе представить, что эта

чувственная вещьесть уплотненное мысле-существо. Но одно

минеральное существо действует внешним образом на другое. Оно

сталкивается с ним и приводит его в движение; оно согревает

его, растворяет и т.д. Этот внешний способ воздействия можно

выразить в мыслях. Человек создает себе мысли о том, как

минеральные вещи внешне закономерно воздействуют друг на дуга.

Благодаря этому, его отдельные мысли расширяются до

мысле-образа всего минерального мира. И этот мысле-образ

есть отблеск прообраза всего минерального чувственного мира.

Его можно найти в духовном мире, как целое.

В царстве растений к внешнему воздействию одной вещи на

другую присоединяются еще явления роста и размножения. Растение

увеличивается и воспроизводит из себя существа, себе подобные.

К тому, что человек встречает в минеральном царстве, здесь еще

присоединяется жизнь. Простое размышление над этим фактом

приводит к заключению, проливающемy свет. Растение обладает в

себе силой давать самому себе ее живой облик и воспроизводить

этот облик в существе, себе подобном. Между бесформенным видом

минеральных веществ, какими они встречаются нам в газах, в

жидкостях и т.д., и живым обликом растительного мира, посредине

находятся формы кристаллов. В кристаллах мы имеем переход от

бесформенного минерального мира к живой способности образования

растительного царства.

В этом внешне-чувственном процессе образования — в обоих

царствах, в минеральном и растительном, — видят чувственное

уплотнение чисто духовного процесса, который происходит, когда

духовные зародыши трех верхних областей страны духов

преобразуются в духа-облики нижних областей. Процессу

кристаллизации, как его прообраз в духовном мире, соответствует

переход от бесформенного духа-зародыша к принявшему облик

образованию. Если этот переход уплотнится настолько, что его

могут воспринять чувства, тогда он является в чувственном мире

как минеральный процесс кристаллизации.

Но также и в растительной жизни есть принявший облик

духо-зародыш. Но здесь в принявшем облик существе еще осталась

живая способность образования формы. В кристалле духо-зародыш

при своем образовании потерял способность образования. Он изжил

себя в вызванном к существованию облике. У растений есть облик

и, кроме того, еще способность образования формы. Свойство

духо-зародышей в верхних областях страны духов сохранилось в

растительной жизни. Итак, растениеесть облик, так же, как и

кристалл и, сверх того, еще и формообразующая сила. Кроме

формы, которую первосущества приняли в растительном облике, над

ним работает еще одна форма, несущая отпечаток духо-существ из

верхних областей. Но чувственно в растении воспринимаемо лишь

то, что изживает себя в законченном облике; строящие существа,

которые дают жизненность этому облику в растительном царстве,

чувственно не воспринимаемы. Чувственный глаз видит сегодня

маленькую лилию и через некоторое время — ее же, ставшую

большой. Силу образования, которая произвела последнюю из

первой, этот глаз не видит. Это образующее сило-существо есть

чувственно-невидимая, деятельная часть в растительном мире.

Духо-зародыши спустились на одну ступень ниже, чтобы

действовать в царстве обликов. В духоведении говорится об

элементарных царствах. Если не имеющие еще никакого облика

первоформы обозначить, как первое элементарное царство, то

чувственно-невидимые сило-существа, действующие как работники

над ростом растений, принадлежат ко второму элементарному

царству.

В животном мире к способностям роста и размножения

присоединяется еще ощущение и стремление. Это проявления

душевного мира. Существо, одаренное ими, принадлежит к этому

миру, получает от него впечатления и производит на него

воздействия. Каждое же ощущение, каждое стремление, возникающие

в животном существе, исходят из низин животной души. Облик

устойчивее, чем ощущение или стремление. Можно сказать, что так

же, как изменяющийся облик растения относится к неподвижной

форме кристалла, относится и жизнь ощущений к более

устойчивому, живому облику. Растение в известной степени

всходит облико-образовательной силой; в течение своей жизни оно

постоянно причленяет новые облики. Сначала оно пускает корень,

затем листья, потом : цветы и т.д. Животное является в

законченном в себе облике и внутри его развивает изменчивую

жизнь ощущений и стремлений. И эта жизнь имеет свое бытие в

душевном мире. Подобно тому, как растение есть то, что растет и

размножается, так животное есть то, что ощущает и развивает

свои стремления. Они являются для животного тем бесформенным,

что постоянно развивается в новых формах. В конечном свои

преобразовательные процессы они имеют в высших областях страны

духов. Но действуют они в мире душевном. Так, в животном мире к

сило-существам, которые, как чувственно-невидимые, управляют

ростом и размножением, присоединяются еще иные, которые

спустились еще одной ступенью ниже в душевный мир. В животном

царстве работниками, приводящими в действие ощущения и

стремления, являются бесформенные существа, которые облекаются

в душевные оболочки. Они и есть истинные строители животных

форм. Ту область, к которой они принадлежат, в духоведении

можно обозначить как третье элементарное царство.

Человек, кроме этих, присущих растениям и животным,

способностей, снабжен еще и другими, дабы перерабатывать

ощущения в представления и мысли и, мысля, управлять своими

стремлениями. Мысль, которая в растении

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн