быть воспринята
чувствами, которые оставляют в стороне душевное и духовное,
принадлежащее также к этому миру. Так же, как кусок льда,
плавающий на поверхности воды, есть то же самое вещество
окружающей воды, но отличается от нее некоторыми свойствами,
так и чувственные предметы суть вещество окружающего их мира
душ и духов; и они отличаются от них некоторыми свойствами,
которые делают их чувственно-воспринимаемыми. Они,— выражаясь
до некоторой степени образно, — уплотненные духовные и
душевные образования, и уплотнение воздействует так, что
чувства могут познавать их. И так же, как лед есть лишь форма,
в которой существует вода, так и чувственные вещи лишь форма, в
которой существуют душевные и духовные существа. Если понять
это, то станет понятно и то, что подобно тому, как вода в лед,
так же и мир духа может переходить в мир душ, а этот последний
— в чувственный мир.
С моей точки зрения становится также понятно, почему
человек может создавать себе мысли о чувственных вещах. Ибо
существует вопрос, который должен был бы ставить себе каждый
мыслящий человек, а именно: в каком отношении находится мысль,
которую человек создает себе о камне, к самому этому камню? У
людей, которые особенно глубоко всматриваются во внешнюю
природу, перед их духовными очами во всей ясности возникает
этот вопрос. Они ощущают соответствие человеческого мира мыслей
со строем и порядком природы. Прекрасным образом, например,
говорит об этой гармонии великий астроном Кеплер: «Воистину, в
мире начертан божественный призыв, властно влекущий человека к
изучению астрономии; начертан, конечно, не в словах и слогах,
но по существу, в силу соразмерности человеческих понятий и
чувств со сцеплением небесных тел и состояний».
Лишь оттого, что вещи чувственного мира суть не что иное,
как уплотненные духо-существа, человек, поднимаясь своими
мыслями к этим духо-существам, может постигать в своем мышлении
предметы. Чувственные вещи происходят из мира духа, они лишь
иная форма духо-существ; и когда человек мыслит о вещах, то он
просто лишь переводит свой взор от чувственной формы к духовным
прообразам этих вещей. Понять мыслью вещь — есть процесс,
который можно сравнить с тем, в котором твердое тело
предварительно расплавляется в огне для того, чтобы химик мог
затем исследовать его в его жидкой форме.
В различных областях страны духов проявляются духовные
прообразы чувственного мира. В пятой, шестой и седьмой областях
эти прообразы встречаются еще, как живые зародышевые зерна, в
четырех нижних областях они преобразуются в духовные
образования. Когда человеческий дух хочет посредством мышления
составить себе понятие о чувственных вещах, он воспринимает эти
духовные образования в теневом отблеске. Каким образом эти
образования уплотнились до чувственного мира, — вот вопрос для
того, кто стремится к духовному пониманию своего окружающего
мира.
Прежде всего, для чувственного человеческого взора этот
окружающий мир расчленяется на четыре явственно различающиеся
друг от друга ступени: минеральную, растительную, животную и
человеческую. Минеральное царство воспринимается чувствами и
постигается мышлением. Создавая мысль о каком-нибудь
минеральном теле, имеют дело с двояким: с чувственной вещью и с
мыслью. Сообразно этому нужно себе представить, что эта
чувственная вещь — есть уплотненное мысле-существо. Но одно
минеральное существо действует внешним образом на другое. Оно
сталкивается с ним и приводит его в движение; оно согревает
его, растворяет и т.д. Этот внешний способ воздействия можно
выразить в мыслях. Человек создает себе мысли о том, как
минеральные вещи внешне закономерно воздействуют друг на дуга.
Благодаря этому, его отдельные мысли расширяются до
мысле-образа всего минерального мира. И этот мысле-образ —
есть отблеск прообраза всего минерального чувственного мира.
Его можно найти в духовном мире, как целое.
В царстве растений к внешнему воздействию одной вещи на
другую присоединяются еще явления роста и размножения. Растение
увеличивается и воспроизводит из себя существа, себе подобные.
К тому, что человек встречает в минеральном царстве, здесь еще
присоединяется жизнь. Простое размышление над этим фактом
приводит к заключению, проливающемy свет. Растение обладает в
себе силой давать самому себе ее живой облик и воспроизводить
этот облик в существе, себе подобном. Между бесформенным видом
минеральных веществ, какими они встречаются нам в газах, в
жидкостях и т.д., и живым обликом растительного мира, посредине
находятся формы кристаллов. В кристаллах мы имеем переход от
бесформенного минерального мира к живой способности образования
растительного царства.
В этом внешне-чувственном процессе образования — в обоих
царствах, в минеральном и растительном, — видят чувственное
уплотнение чисто духовного процесса, который происходит, когда
духовные зародыши трех верхних областей страны духов
преобразуются в духа-облики нижних областей. Процессу
кристаллизации, как его прообраз в духовном мире, соответствует
переход от бесформенного духа-зародыша к принявшему облик
образованию. Если этот переход уплотнится настолько, что его
могут воспринять чувства, тогда он является в чувственном мире
как минеральный процесс кристаллизации.
Но также и в растительной жизни есть принявший облик
духо-зародыш. Но здесь в принявшем облик существе еще осталась
живая способность образования формы. В кристалле духо-зародыш
при своем образовании потерял способность образования. Он изжил
себя в вызванном к существованию облике. У растений есть облик
и, кроме того, еще способность образования формы. Свойство
духо-зародышей в верхних областях страны духов сохранилось в
растительной жизни. Итак, растение — есть облик, так же, как и
кристалл и, сверх того, еще и формообразующая сила. Кроме
формы, которую первосущества приняли в растительном облике, над
ним работает еще одна форма, несущая отпечаток духо-существ из
верхних областей. Но чувственно в растении воспринимаемо лишь
то, что изживает себя в законченном облике; строящие существа,
которые дают жизненность этому облику в растительном царстве,
чувственно не воспринимаемы. Чувственный глаз видит сегодня
маленькую лилию и через некоторое время — ее же, ставшую
большой. Силу образования, которая произвела последнюю из
первой, этот глаз не видит. Это образующее сило-существо есть
чувственно-невидимая, деятельная часть в растительном мире.
Духо-зародыши спустились на одну ступень ниже, чтобы
действовать в царстве обликов. В духоведении говорится об
элементарных царствах. Если не имеющие еще никакого облика
первоформы обозначить, как первое элементарное царство, то
чувственно-невидимые сило-существа, действующие как работники
над ростом растений, принадлежат ко второму элементарному
царству.
В животном мире к способностям роста и размножения
присоединяется еще ощущение и стремление. Это проявления
душевного мира. Существо, одаренное ими, принадлежит к этому
миру, получает от него впечатления и производит на него
воздействия. Каждое же ощущение, каждое стремление, возникающие
в животном существе, исходят из низин животной души. Облик
устойчивее, чем ощущение или стремление. Можно сказать, что так
же, как изменяющийся облик растения относится к неподвижной
форме кристалла, относится и жизнь ощущений к более
устойчивому, живому облику. Растение в известной степени
всходит облико-образовательной силой; в течение своей жизни оно
постоянно причленяет новые облики. Сначала оно пускает корень,
затем листья, потом : цветы и т.д. Животное является в
законченном в себе облике и внутри его развивает изменчивую
жизнь ощущений и стремлений. И эта жизнь имеет свое бытие в
душевном мире. Подобно тому, как растение есть то, что растет и
размножается, так животное есть то, что ощущает и развивает
свои стремления. Они являются для животного тем бесформенным,
что постоянно развивается в новых формах. В конечном свои
преобразовательные процессы они имеют в высших областях страны
духов. Но действуют они в мире душевном. Так, в животном мире к
сило-существам, которые, как чувственно-невидимые, управляют
ростом и размножением, присоединяются еще иные, которые
спустились еще одной ступенью ниже в душевный мир. В животном
царстве работниками, приводящими в действие ощущения и
стремления, являются бесформенные существа, которые облекаются
в душевные оболочки. Они и есть истинные строители животных
форм. Ту область, к которой они принадлежат, в духоведении
можно обозначить как третье элементарное царство.
Человек, кроме этих, присущих растениям и животным,
способностей, снабжен еще и другими, дабы перерабатывать
ощущения в представления и мысли и, мысля, управлять своими
стремлениями. Мысль, которая в растении