является, как облик, в
животном — как душевная сила; выступает в нем как сама мысль в
своей собственной форме. Животное — есть душа; человек — есть
дух. Духо-существо спустилось еще на одну ступень глубже. У
животного оно душеобразующе. У человека оно вошло в самый
чувственно-вещественный мир. Дух присутствует внутри
человеческого чувственного тела. И потому, что он является в
чувственной одежде, он может проявляться лишь как тот
призрачный отблеск, каким является мысль по отношению к
духо-существу. В человеке дух проявляется через посредство
аппарата физического механизма мозга.
Но зато дух сделался также внутренней сущностью человека.
Мысль — есть форма, принимаемая в человеке бесформенным
духо-существом, подобно тому, как в растении оно принимает
облик, а в животном становится душой. Поэтому для человека,
поскольку он — есть мыслящее существо, нет особого, вне его
самого, создающего его элементарного царства. Его элементарное
царство работает в его чувственном теле. Лишь поскольку человек
является существом, обладающим обликом и ощущением, над ним
работают элементарные существа того же рода, как те, которые
работают над растениями и животными. Но организм мысли
вырабатывается в человеке из самой внутренней глубины его
физического тела. В духовном организме человека, в его
выработанной до степени совершенного мозга нервной системе, мы
чувственно-наглядно имеем перед собой то, что работает в
растениях и животных как нечувственная сило-сущность. Это
причина того, что в животном проявляется самочувствие, а в
человеке — самосознание. В животном дух чувствует себя душой,
он еще не воспринимает себя как духа. В человеке же дух познает
себя как духа, хотя, познавая через физический аппарат, только
как теневой отблеск духа, как мысль. В этом смысле тройственный
мир расчленяется следующим образом:
1 Царство первообразных, лишенных формы существ (первое
элементарное царство);
2 Царство существ, творящих облики (второе элементарное
царство);
3 Царство душевных существ (третье элементарное царство);
4 Царство созданных обликов (облики кристаллов);
5 Царство, которое становится чувственно-воспринимаемым в
обликах, но над которым работают существа, творящие облики
(царство растений);
6 Царство, которое становится чувственно-воспринимаемым в
обликах, но в котором, кроме того, действуют еще существа,
творящие облики и изживающие себя душевно (животное царство);
7 Царство, в котором облики чувственно-воспринимаемы, в
котором еще действуют и существа, творящие облики, и изживающие
себя душевно, и в котором сам дух образуется в форме мысли
внутри чувственного мира (царство человеческое).
Отсюда можно видеть, как связаны с духовным миром основные
составные части живущего во плоти человека. Физическое тело,
эфирное тело, ощущающее душевное тело и душу рассудочную
рассматривают, как уплотнившиеся в чувственном мире прообразы
страны духов. Физическое тело возникает оттого, что прообраз
человека уплотняется настолько, что может проявляться
чувственно. Согласно этому, физическое тело можно также назвать
существом первого элементарного царства, которое уплотнилось
настолько, что стало доступным чувственному восприятию. Эфирное
тело возникает, благодаря тому, что этот происшедший
вышеописанным образом облик сохраняется подвижным, благодаря
существу, которое простирает свою деятельность в чувственное
царство, но самое не может быть воспринято чувственно. Если бы
мы захотели вполне определить это существо, то должны были бы
сказать, что прежде всего, оно берет свое начало из высших
областей страны духов и затем во второй области преобразуется в
прообраз жизни. Как таковой прообраз жизни, оно действует в
чувственном мире. Подобным же образом существо, которое строит
ощущающее душевное тело, берет свое начало в высших областях
страны духов, в третьей его области преобразуется в прообраз
душевного мира и, как таковой, действует в чувственном мире.
Душа же, рассудочная, образуется оттого, что прообраз мыслящего
человека в четвертой области страны духов преобразуется в мысль
и, в качестве таковой, непосредственно, как мыслящее
человеческое существо, действует в чувственном мире.
Таково место, занимаемое человеком в чувственном мире; так
работает дух над его физическим телом, над его эфирным телом и
над его ощущающим душевным телом. Так проявляется этот дух в
душе рассудочной.
Итак, над тремя низшими членами человека работают и
прообразы в форме существ, которые, в известном смысле, внешне
ему противоположны; в своей душе рассудочной он сам становится
(сознательным) работником над самим собой.
И существа, которые работают над физическим телом, те же,
что образуют и минеральную природу. Над его эфирным телом
работают существа того же рода, как и в царстве растений; над
его ощущающим душевным телом — подобные тем, которые
чувственно не воспринимаемыми живут в животном царстве, но
деятельность которых простирается на эти царства.
Так действуют сообща различные миры. Мир, в котором живет
человек, есть выражение этой совместной работы.
При понимании чувственного мира таким образом открывается
также и понимание существ иного рода, чем те, которые имеют
свое бытие в вышеназванных четырех царствах природы. Как
образец таких существ возьмем то, что называется духом народа
(национальным духом). Он не проявляется непосредственно,
чувственным образом. Он изживается в ощущениях, чувствах,
склонностях и т.д., которые можно наблюдать, как общие, одному
известному народу. Он — есть существо, которое не воплощается
чувственно, но подобно тому, как человек образует свое тело
чувственно-воспринимаемым, так и это существо образует свое
тело из вещества мира душ. Это душевное тело духа народа
подобно облаку, в котором обитают члены народа, влияния
которого проявляются в душах данных людей, но которые
происходят не из самих этих душ. Тот, кто представляет себе дух
народа не таким образом, для того он остается призрачным
мысле-образом, без жизни и содержания, пустой отвлеченностью.
Подобное же можно бы сказать и относительно того, что мы
называем духом времени. Так наш духовный взор распространяется
на многообразие иных низших и высших существ, которые живут в
окружающем человека мире, но не могут быть восприняты им
чувственно. Обладающие же способностью духовного зрения могут
воспринимать таких существ и могут их описывать. К низшему роду
таких существ принадлежат все те, кого воспринимающие духовный
мир называют саламандрами, сильфами, ундинами, гномами. Когда
тот, кто доверяет лишь одному чувственному зрению, относится к
этим существам, как к порождению дикой фантазии и суеверия, то
это вполне понятно. Для чувственного глаза, конечно, они
никогда не будут видимы, ибо у них нет чувственного тела.
Суеверие заключается вовсе не в том, что такие существа считают
действительностью, а в том, что думают, что они проявляются
чувственным образом.
Существа подобного рода участвуют в строении мира, и их
встречают тотчас же, как только вступают в высшие мировые
области, закрытые для телесных чувств.
Надо упомянуть также и о тех существах, которые не
нисходят до мира душ, но оболочка которых соткана лишь из
образований страны духов. Человек воспринимает их, становится
им сопричастен, когда он раскрывает для них духовное зрение и
Благодаря такому раскрытию, для человека становится
понятным многое из того, что без этою он мог лишь созерцать, не
понимая. Вокруг него становится светло; он видит причины того,
что в чувственном мире отражается, как следствия. Он понимает
то, что без этою духовною зрения он или совсем бы отрицал, или
же по отношению к нему он принужден был бы довольствоваться
изречением: «На небе и земле есть многое, о чем не снилось
вашей школьной мудрости». Люди, воспринимающие более
утонченно-духовно, начинают становиться беспокойными, когда
предчувствуют вокруг себя иной, чем чувственный мир, смутно
воспринимают его и принуждены двигаться в нем ощупью, словно
слепой среди видимых предметов. Лишь ясный взгляд в эти высшие
области белка, разумное проникновение в то, что в них
происходит, может действительно укрепить человека и привести
его к его истинному назначению. Только благодаря разумению
того, что скрыто для чувств, человек расширяет свое существо
так, что свою жизнь до этою расширения он ощущает, как
«мечтания о мире».
О МЫСЛЕ-ФОРМАХ И О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АУРЕ
Было сказано, что создания