Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

также и в нем. И как

рассматривает он предметы внешнего мира своими чувствами, так

может он наблюдать и свое собственное телесное бытие. Но

душевное бытие невозможно рассматривать таким же образом. Все,

что во мне происходит телесного, может быть воспринято

чувствами. Но мое удовольствие и неудовольствие, мою радость и

боль, ни я, ни кто-либо другой не может воспринять телесными

чувствами. Душевное — есть область, недоступная телесному

созерцанию. Телесное бытие человека открыто взглядам всех;

душевное же бытие он несет в себе, как свой собственный мир.

Через дух же человеку открывается внешний мир более высоким

образом. Хотя внутри человека раскрываются тайны внешнего мира;

но в духе он выступает из себя к предоставляет самим вещам

говорить о самих себе, атом, что имеет значение не для него, а

для них. Человек поднимает взор к звездному небу: восторг,

переживаемый его душой, принадлежит ему, но те вечные закон;

звезд, которые он воспринимает в мысли, в духе, принадлежат не

ему, а самим звездам.

Итак, человекгражданин трех миров. Своим телом он

принадлежит к миру, который он и воспринимает тоже своим телом;

своей душой он строит себе свой собственный мир, через его д у

х перед ним раскрывается мир, который выше обоих этих миров.

Является понятным, что, вследствие существенного различия

между этими тремя мирами, возможно вполне уяснить себе их и ту

долю участия, которую может иметь в них человек, также только

путем трех различных способов исследования.

ТЕЛЕСНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

При помощи телесных чувств мы познаем тело человека. И

способ рассмотрения при этом не может быть иным, чем тот, при

помощи которого познаются другие чувственно воспринимаемые

вещи. Как мы рассматриваем минералы, растения, животных, так же

можно рассматривать и человека. Он сродни этим трем формам

бытия. Подобно минералам, человек строит свое тело из веществ

природы; подобно растениям, он растет и размножается; подобно

животным, он воспринимает окружающие его предметы и, на

основании впечатлений от них, слагает свои внутренние

переживания. И поэтому человеку можно приписать бытие

минеральное, растительное и животное.

Различие в строении минералов, растений и животных

соответствует трем формам их бытия. Это строениеоблик — и

есть то, что мы воспринимаем чувствами, и лишь это одно можно

назвать телом. Но человеческое тело отлично от тела животного.

Это отличие должен признать каждый, как бы в остальном ни думал

он о сродстве человека с животным. Даже крайний материалист,

отрицающий все душевное, не может не подписаться под следующим

положением, которое высказывает Карус в своем «Organon der

Natur und des Geistes»: «Хотя для физиолога и анатома все еще

остается неразрешимой загадкой тончайшее внутреннее строение

нервной системы и особенно мозга, но, что эта концентрация

образований все более и более возрастает в животном мире и в

человеке достигает такой степени, как ни в каком другом

существе, это есть вполне твердо установленный факт. Это имеет

величайшее значение для духовного развития человека, и мы даже

можем сказать прямо, является уже достаточным его объяснением.

И поэтому, там, где строение мозга недостаточно развито, где

обнаруживается малый размер его и скудность, как у микроцефалов

и идиотов, там, само собой разумеется, не может быть и речи о

возникновении оригинальных идей и о познавании вообще — так

же, как для человека с совершенно выродившимися и искалеченными

органами воспроизведения не может быть речи о продолжении рода.

Хотя одно лишь сильное и прекрасно развитое строение всего

человеки, и в особенности мозга, еще не заменяют гения, однако

составляют во всяком случае первое и непременное условие для

высшего познания».

Так же, как нужно было приписать человеческому телу три

формы бытия: минеральную, растительную и животную, — нужно

приписать и четвертую, особенную, человеческую. Через свою

минеральную форму бытия человек сроден всему видимому; через

растительную — всем существам, которые растут и размножаются;

через животную — всем, которые воспринимают окружающее их и на

основании внешних впечатлений имеют внутренние переживания;

через человеческую — он, уже и в телесном отношении, образует

свое особое царство.

ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

Как самостоятельный внутренний мир, душевное существо

человека отличается от его телесности. Это самостоятельное

обнаруживается тотчас же, как только мы обратим внимание на

простейшее чувственное ощущение. Никто не может сразу узнать,

воспринимает ли другой человек то же самое простое ощущение

совершенно так же, как он сам. Известно, что есть люди, которые

слепы к краскам. Одни видят предметы лишь в различных оттенках

серого цвета. У других бывает лишь частичная слепота к краскам,

и потому они не воспринимают лишь известных оттенков краем.

Картина мира, которую дают им глаза, иная, чем у так называемых

нормальных людей. То же самое можно сказать и о других

чувствах. Из этого непосредственно следует, что уже простое

чувственное ощущение принадлежит ко внутреннему миру. Моими

телесными чувствами я могу воспринимать красный стол, который

воспринимается и другим человеком, но я не могу воспринимать

того ощущения красного цвета, которое есть у другого. Сообразно

с этим чувственные ощущения надо обозначить как нечто душевное.

Если только мы вполне уясним себе этот факт, то мы скоро

перестанем смотреть на внутренние переживания, как на

исключительно мозговые процессы или нечто подобное. К

чувственному ощущению прежде всего примыкает чувство. Одно

ощущение доставляет человеку удовольствие, другое —

неудовольствие. Это — движения его внутренней, его душевной

жизни. В своих чувствах человек присоединяет себе еще второй

мир, к тому, который воздействует на него извне. И еще нечто

третье присоединяется к ним: воля. Посредством воли человек

действует обратно на внешний мир. И этим он налагает на внешний

мир отпечаток своего внутреннего существа. Душа человека в его

волевых актах как бы изливается наружу. Поступки человека

именно тем отличаются от событий внешней природы, что носят на

себе отпечаток его внутренней жизни. Так, душа

противопоставляет себя внешнему миру, как нечто собственное

свое человека. Из внешнего мира он получает побуждения. Но в

соответствии с этими побуждениями он строит свой собственный

мир. Телесность становится основою душевного.

ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

Душевное в человеке определяется не только телом. Человек

не блуждает без направления и цели от одного чувственного

впечатления к другому; также не действует он под влиянием

любого раздражения, производимого на него извне, или через

процессы его тела. Он размышляет о своих восприятиях и о своих

поступках. Путем размышления о своих восприятиях он приобретает

познание о вещах; посредством размышления о своих поступках он

вносит в свою жизнь разумную связь. И он знает, что лишь тогда

достойно, как человек, исполняет свою задачу, когда он

руководится верными мыслями как в Своем познании, так и в

действии. Таким образом, душевное как бы стоит перед двоякой

необходимостью. Оно определяется законами тела, в силу

природной необходимости. И оно дает определять себя законами,

приводящими его к верному мышлению, так как свободно признает

их необходимость. Законам обмена веществ человек подчинен

природой, законам мышления он подчиняется сам. Через это

человек делает себя членом высшего порядка, чем тот, к которому

он принадлежит через свое тело. И это порядок духовный.

Насколько телесное отлично от душевного.настолько последнее, в

свою очередь, отлично от духовного. Пока говорят только о

частицах углерода, водорода, азота и кислорода, движущихся в

теле, не имеют в виду души. Душевная жизнь начинается лишь там,

где посреди этого движения выступает ощущение: я ощущаю

сладкое, или, я чувствую удовольствие. Также мало имеют в виду

дух, пока смотрят лишь на душевные переживания, протекающие

через человека, когда он вполне предается внешнему миру и своей

телесной жизни. Это душевное скорее есть только основа для

духовного, как телесное есть основа доя душевного.

Естествоиспытатель имеет дело с телом, испытатель души

(психолог) с душой, а испытатель духа — с духом. К тому, кто

путем мышления хочет уяснить себе существо человека, должно

быть предъявлено требование, чтобы путем размышления о самом

себе он уяснил различие между телом, душой и духом.

ТЕЛО, ДУША

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн