Скачать:TXTPDF
Философские труды. Р. Штайнер

процесс в мозгу есть одновременно и

жизненный процесс. Но ощущения голубого цвета, которое есть у

получающего световые лучи, я этим путем нигде не смогу найти.

Оно возникает лишь в душе самого получающего. Таким образом,

если бы существо получающего свет исчерпывалось физическим

телом и телом эфирным, то не могло бы существовать ощущения. Та

деятельность, посредством которой осуществляется ощущение,

весьма существенно отличается от действия жизненной силы. Этой

деятельностью, из действия жизненной силы, вызывается

внутреннее переживание. Без этой деятельности был бы простой

жизненный процесс, как он и наблюдается у растений. Представим

себе человека, как со всех сторон он получает впечатления.

Нужно мыслить его в то же время, как источник означенной

деятельности, направленной всюду, откуда он получает эти

впечатления. Во все стороны на эти впечатления отвечают

ощущения. Пусть этот источник деятельности будет назван душой

ощущающей (Emnpfindungsseele). Эта душа ощущающая так же

реальна, как физическое тело. Когда передо мной стоит человек,

и я оставляю в стороне его душу ощущающую, представляя его себе

только как физическое тело, то это как раз то же самое, как

если бы в картине я представлял себе только одно полотно.

Также и относительно восприятия души ощущающей должно быть

сказано нечто подобное тому же, что и относительно эфирного

тела. Телесные органы «слепы» к ней. Слеп к ней также и орган,

которым может восприниматься внутренний мир самих ощущений.

Человек тогда ощущает не только впечатления физического и

жизненного мира, он созерцает ощущения. Перед человеком с таким

органом мир ощущений другого существа лежит как внешняя

действительность. Нужно делать различие между переживанием

своего собственного мира ощущений и созерцанием мира ощущений

другого существа. В свой собственный мир ощущений может

заглянуть, конечно, каждый человек; мир ощущений другого

существа может созерцать только видящий, с раскрытым «духовным

оком». Не будучи видящим, человек познает мир ощущений лишь как

«внутренний», как собственные сокровенные переживания своей

души; при раскрытом «духовном оке» перед внешним духовным

взором вспыхивает то, что иначе живет лишь «во внутреннем»

другого существа.

Чтобы устранить недоразумения, надо точно установить

здесь, что видящий не переживает в себе того же самого, что

переживает в себе другое существо как мир ощущений. Это

существо переживает ощущения с точки зрения своего собственного

внутреннего; видящий же воспринимает откровение, проявление

мира ощущений.

Душа ощущающая в отношении своего действия зависит от

эфирного тела. Ибо ведь из него она черпает то, чему она должна

дать вспыхнуть, как ощущению. И так как эфирное тело есть жизнь

внутри физического тела, то и душа ощущающая зависит косвенно

от него. Только при условии правильно функционирующего хорошо

развитого глаза возможны соответствующие ощущения красок. Через

это телесность влияет на душу ощущающую. Таким образом, в своей

деятельности она определена и ограничена телом. Тем самым она

живет в границах, поставленных ей телесностью.

Итак, тело строится из минеральных веществ, оживляется

эфирным телом, и само оно ограничивает душу ощущающую.

Следовательно, тот, у кого есть выше упомянутый орган для

«созерцания» души ощущающей, тот познает ее ограниченной телом.

Но граница души ощущающей не совпадает с границею физического

тела. Эта душа несколько выступает над физическим телом. Из

этого видно, что она оказывается более мощной, чем оно. Но

сила, которая поставила ей границы, исходит от физического

тела. Этим между физическим телом и эфирным, с одной стороны, и

душой ощущающей, с другой стороны, включается еще один особый

член человеческого существа. Это есть тело душевное или тело

ощущений. Можно также сказать, одна часть эфирного тела тоньше,

чем остальное, и эта более тонкая часть эфирного тела образует

единство с душой ощущающей, между тем как более грубая часть

образует род единства с физическим телом. Но как уже сказано,

душа ощущающая выдается над душевным телом.

То, что здесь называется ощущением, есть лишь часть

душевного существа (Выражение «душа ощущающая» выбрано здесь

для большей простоты). К ощущениям примыкают чувства

удовольствия и неудовольствия, влечения, инстинкты, страсти.

Все это носит тот же характер личной жизни, как и ощущения, и

подобно им зависит от телесности.

Так же, как с телом, душа ощущающая находится во

взаимодействии и с мышлением, слухом. Прежде всего, ей служит

мышление. Человек составляет себе мысли о своих ощущениях.

Благодаря этому, он выясняет себе внешним мир. Ребенок, который

обжегся, размышляет и приходит к мысли: «Огонь жжется», и своим

влечениям, инстинктам и страстям человек также не следует

слепо, его размышление дает повод, благодаря которому он может

удовлетворить их. То, что называется материальной культурой,

движется всецело в этом направлении. Она состоит из тех услуг,

которые мышление оказывает душе ощущающей. Неизмеримое

количество мысленных сил направлено к этой цели. Эта сипа мысли

построила корабли, железные дороги, телеграфы, телефоны; и все

это в большинстве случаев служит для удовлетворения

потребностей души ощущающей. Подобно тому, как жизненная сила

проникает физическое тело, так сила мысли проникает душу

ощущающую. Жизненная сила связывает физическое тело с его

предками и потомками и этим вводит его в закономерность,

которая не касается исключительно минерального. Также и

мыслительная сила вводит душу в закономерность, к которой она

не причастна как душа ощущающая. Через душу ощущающую человек

сроден животному. И у животного мы замечаем присутствие

ощущений, влечений, инстинктов и страстей. Но животное следует

им непосредственно. У него они не переплетаются с

самостоятельными, переходящими за пределы непосредственных

переживаний мыслями. То же самое, до известной степени,

происходит и у неразвитого человека. И потому, простая душа

ощущающая отличается от более высоко развитого члена души,

которому служит мышление. Эту душу, пользующуюся услугами

мышления, обозначим душа рассудочная (Verstandesseele). Ее

можно было бы также назвать душою характера или характером.

Душа рассудочная пронизывает душу ощущающую. Тот, кто

имеет орган для «созерцания» души, видит поэтому душу

рассудочную, как сущность, отдельную от исключительно души

ощущающей.

Через мышление человек переходит за пределы личной жизни.

Он приобретает нечто, что выступает за грани его души. Для него

является само собой разумеющимся убеждением, что законы

мышления стоят в согласии с мировым порядком. Он считает себя

как дома в мире, оттого, что существует это согласие. Это

согласие есть один из важных фактов, посредством которых

человек научается познавать свое собственное существо. В своей

душе человек ищет истины; и через эту истину высказывается не

только душа, но и вещи мира. То, что через мышление познано как

истина, имеет самостоятельное значение, имеющее отношение к

вещам мира, а не только к собственной душе. Моим восторгом

перед звездным небом я живу в себе; мысли, которые я составил

себе о путях небесных тел, имеют для мышления всякого другого

человека то же значение, что и для моего. Было бы нелепо

говорить о моем восторге, если бы я, сам не существовал; но

совсем не столь же нелепо говорить о моих мыслях, даже без

всякого отношения ко мне. Потому что истина, которую я мыслю

сегодня, была истиной и вчера, и будет истиной завтра, хотя я

занят ею лишь сегодня. Если какое-либо познание дает мне

радость, то эта радость имеет значение до тех пор, пока она

живет во мне; истина познания имеет свое значение совершенно

независимо от этой радости. Овладевая истиной, душа соединяется

с чем-то, что несет свою ценность в самом себе. И эта ценность

не исчезает вместе с душевным ощущением так же, как не от него

она и возникла. То, что действительно есть истина, то не

возникает и не исчезает; оно имеет значение, которое не может

быть уничтожено.

Этому не противоречит то, то некоторые человеческие

«истины» имеют лишь преходящую ценность, так как они в

известное время познаются как частичные или полные заблуждения.

Ибо человек должен сказать себе, что ведь истина существует в

себе самой, хотя его мысли и

Скачать:TXTPDF

Философские труды. Р. Штайнер Философия читать, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать бесплатно, Философские труды. Р. Штайнер Философия читать онлайн