Скачать:TXTPDF
Историко-критическое введение в философию мифологии. Ф. Й. В. Шеллинг

доктринальную, сторону назвать содержанием, поэтическую — формой, то

содержание никогда не существует здесь для себя — оно возникает лишь в

такой форме, оно поэтому срослось с нею до полной неотделимости. Тогда

мифология была бы не просто естественным, но и органическим порождением,-

вот значительный шаг в сравнении с чисто механическим способом объяснения!

Мифологиянечто органическое и еще в одном отношении: поэзия и философия,

каждая по отдельности, служат для нас принципом свободного, преднамеренного

изобретения, однако они связаны, а потому ни одна не может, собственно,

действовать свободно; итак, тогда мифология — это порождение деятельности

свободной, однако проявляющейся несвободно, подобно тому как и все

органическое возникновение свободно-необходимо, и мифология — это

произведение непреднамеренно-преднамеренного, инстинктообразного

изобретения (если слово «изобретение» вообще применимо здесь): такое

изобретение исключало бы все просто придуманное и искусственное, с одной

стороны, а с другой — позволяло бы нам рассматривать ее глубочайший смысл и

самые реальные взаимосвязи в ней отнюдь не как просто случайное.

Вот, стало быть, то высшее, чего можно достичь, исходя из двух способов

объяснения и синтезируя их,- к тому непременно и должно были прийти, следуя

тем направлением, какое придано мысли позднейшей философией (потому что

понятия Кантовой школы могли привести лишь к объяснению типа

гeрмановского); и действительно, в сравнении с объяснениями в духе только

что названного органическое понимание могло уже чем-то гордиться. Однако

давайте присмотримся пристально — какой же реальный способ объяснения

обретен вместе с таким синтезированием?

Если новый взгляд заключается в том, что принцип, порождающий мифологию,

равен по своему действию совместно действующим философии и поэзии и не есть

сам по себе ни то ни другое, можно было бы признать это истинным и верным,

но это не дало бы нам ни малейшего познания собственной природы этого

принципа — он бы мог быть сам по себе совершенно отличным от поэзии и

философии и не иметь ничего общего с ними. А если взгляд таков, что

философия и поэзия сохраняются как действующие начала, но только не

раздельно, а как совместно действующие — наподобие мужского и женского

начал в соитии, то и здесь, должно быть, сохранит свое значение нечто

общезначимое: когда соединяются в едином действии противоположные принципы,

то, поскольку оба не могут царить, собственно активным бывает лишь одно, а

другое вынуждено смириться с пассивной функцией орудия. А тогда перед нами

вновь либо философская поэзия, либо поэтическая философия, и соотносятся

они так, как философия и поэзия, взятые сами по себе,- тогда нашим

переходом к высшей ступени было бы достигнуто формальное усовершенствование

двух прежних способов объяснения, и это уже нечто — но лишь при условии,

что сами объяснения были «чем-то».

Или же — чтобы показать то же самое иным способом — предполагаемый синтез

продолжает твердить о поэзии и философии, известных нам видах деятельности,

однако коль скоро они уже должны действовать не как таковые, то они уже

ничего не объясняют — объяснение не в них, а в том, что подчиняет их себе,

в том, что позволяет им, так сказать, не действовать, но «проявляться». Вот

это и было бы той сущностью, тем собственным принципом, какого мы ищем. Все

поэтическое и научное обнаруживалось бы лишь в продукте, оно было бы тем,

что необходимо возникает вместе с иным, и такое возникающее вместе с иным,

попутно, было бы привходящим, случайным. Так что в соответствии с двумя

прежними способами объяснения случайным оказывались либо доктрина, либо

поэзия, здесь же и то и другое одинаково сводятся к случайному, а

существенное, т. е. то, что, собственно, все объясняет, есть совершенно не

зависящее от них начало, расположенное вне их и над ними,- это до сих пор

вовсе не известная нам величина, о которой мы можем знать только то, что

она подчиняет себе поэзию и философию, по этой причине не может иметь

ничего общего со свободным изобретением и должна происходить откуда-то еще.

Но откуда же? Коль скоро от принципов, какие единственно ведомы нам, от

философии и поэзии, нет пути к их действенному и реальному единству, нам

пока остается только гадать. Может быть, кто-нибудь предложит нам в

качестве такого принципа ясновидение, к которому и так часто прибегают и на

которое очень часто ссылаются,- ясновидением, конечно, многое можно было бы

объяснить, если бы только мы яснее видели, что это такое. Наверное, и

состояние сна тоже можно было бы вполне допустить, ведь мыслил же Эпикур

лишь как сновидения те проходящие явления, какие доказывали для него

существование Богов. И кстати говоря, естественно присущие человеку поэзия

и философия могут проявляться и в состоянии сна. Да и безумие нельзя

отвергнуть — это ведь состояние, в котором невозможно свободное

изобретение, хотя безумие и не исключает влияния разума и фантазии. Однако

что бы дали нам такие объяснения? Ровным счетом ничего, потому что любое

состояние, какое мы приняли бы, чтобы объяснить им возникновение

мифологических представлений, само нуждалось бы в объяснении, т. е. его

надо было бы исторически мотивировать. Обоснование заключалось бы тогда в

следующем — нам следовало бы показать, по чьей воле, природы или Богов,

человеческому роду или его части в такое-то и такое-то время было суждено

находиться в плену такого-то состояния, ведь мифология-это прежде всего

исторический феномен.

Это замечание показывает нам, что нам не продвинуться вперед при помощи

абстрактных предпосылок того и другого способа объяснения, чем занимались

мы до сей поры, ведь и сами эти объяснения вынуждены связывать с

абстрактными предпосылками исторические. Начнем же рассматривать теперь эти

последние — а вместе с тем наше исследование оставит область абстрактных

рассуждений и встанет на историческую почву.

Вернемся сначала к взгляду, согласно которому мифология — это вообще

вымысел, изобретение. Если мы приняли это, следующей внешней предпосылкой

будет то, что она изобретена отдельными людьми. Для философского способа

объяснения такое допущение неизбежно. А поэтический способ будет поначалу

сопротивляться ему, однако если не отказываться от прослеживания истории,

если не теряться в неопределенности, то в конце концов дело все равно

сведется к отдельным поэтам. Если же пристально присмотреться, то ведь

считать создателями мифологии отдельных лиц — это такая чудовищная

предпосылка, что приходится только изумляться той бездумности, с которой

столь часто принимают ее, словно иначе и вообще нельзя поступать! Правда, в

общем и целом ни для кого не составляет труда предположить — если уж они

так нужны — существование поэтов или философов, ведь при неопределенности

представлений о праистории (считают себя вправе рассматривать ее как пустое

пространство, куда каждый волен помещать все, что ему заблагорассудится)

все заведомо допустимо. Гейне испытывает нужду не только в поэтических

философах, но и в настоящих поэтах, которые превратили бы философемы в

сказки, а кроме того, и во властных жрецах, которые превратят сказки в

народные верования. У Германа же философы, которые, сверх того, еще и

поэты, правда очень трезвомыслящие, непосредственно обращаются к народу, и

он позабыл только об одном — объяснить нам, как это случилось так, что

народ заставили выслушивать мудрые выдумки, и не только выслушивать, но и

запоминать их так крепко, что потом все смешалось и выдумки сложились в

целое учение о Богах.

Вообще же, кто знает, что означает для народа мифология,- если уж он

соглашается, что мифология придумана отдельными людьми, то он сочтет

возможным и то, что язык народа тоже возник трудами отдельных людей.

Вводить мифологию — это не простое дело, оно не протекает так гладко, как

введение новых школьных программ, учебников, катехизисов и т. д. Создать

мифологию, придать ей в мыслях людей достоверность и реальность — а все это

необходимо, чтобы она достигла той степени народности, в какой нуждается

даже поэтическое пользование ею,- это выходит за пределы возможностей и

одного человека, и нескольких, объединись они ради такой цели.

Впрочем, если даже согласиться со всем этим, все равно возникнет лишь

мифология для одного народа, а ведь мифологиядело не одного, а многих

народов.

Была счастливая пора — Гейне объяснял по-своему, своими гипотезами

греческую мифологию и был доволен полученным результатом. Герман же не был

столь счастлив — он знал, что в греческих мифах много сходств с мифами

восточными, чтобы не возникали они сходным путем. Он чувствовал: принцип,

объясняющий одну мифологию, должен объяснять любую мифологию. А с другой

стороны, он был слишком проницателен, чтобы не увидеть, что, согласно его

объяснению, мифология даже одного народа возникает крайне замысловато, так

что решительно превосходит всякое вероятие, чтобы один и тот же случай или,

лучше сказать, целая цепочка случайностей, в которой каждое последующее

звено невероятнее предыдущего, повторились у второго, третьего, четвертого

народов. Однако Герман упорно держался своего: ведь всегда остается

возможность, что представления, возникшие где-то и когда-то, были усвоены

другими народами, а такая возможность лишь умножает ценность сделанного

открытия, поскольку из него вытекает, что верования не только Греции, но и

Азии, и Египта, и целого света происходят от того учения о возникновении

мира, какое было вымышлено отдельными лицами, жившими среди одного народа,

какое обрело случайную форму, было неверно истолковано и тем не менее было

сочтено истинным и передавалось из рук в руки; теперь же

этимологически-грамматическая эксегеза Германа обнаружила в поэме Гесиода

изначальные идеи этого учения, сохраненные для нас словно бы чудом, причем

оказалось, что в этой поэме первоначальные восточные имена лишь заменены

равнозначными греческими, искусно воспроизводящими первоначальный смысл.

Чтобы искренне, но в приличной форме выразить впечатление, какое производит

на нас такая случайность, скажем так — она напоминает нам миф об Ио в

истолковании все того же Германа. Зевс влюбляется в Ио, внучку Океана, дочь

Инаха, вызывая тем ревность Геры; чтобы скрыть Ио от глаз Геры, Зевс

превращает ее в корову, однако подозрительная Гера велит стражу охранять

эту корову и т. д. Но что же такое внучка Океана (Мирового океана) и дочь

Инаха (этимологически — «выступающего», т. е. заливающего берега потока) ?

Конечно же не что иное, как воды вышедшего из берегов потока, что

продолжают течь. И верно, ведь Ио значит со стороны этимологии просто

„идущая». А любовь Зевса к Ио — что же это такое? Конечно же не что иное,

как дождь, от которого еще сильнее набухает поток. А ревность Геры? Это,

конечно, недовольство, какое испытывает народ (Гера переводится Популония)

при виде наводнения; корова же, в которую Зевс превращает Ио,- это вьющаяся

лента потока, продолжающего течь, потому что у коровы кривые рога, а кривые

рога означают вьющийся, т. е. кривой, поток. Страж — это дамба, возведенная

народом, чтобы предотвратить наводнение; имя ему — Аргус, белый, потому что

дамба возведена из белой глины, и тысячеглазый, потому что в глине

множество пор или мельчайших капилляров, заполняемых водой. Вместо того

чтобы прямо сказать так, миф говорит — стража усыпляют. Свирель означает

шепот волн; стража убивают — значит вода прорывает дамбу; безумная Ио

мчится в Египет и сочетается браком с Нилом — значит бегущая вода

соединяется с водами Нила; Ио рождает от Нила Эпафа (Оккупа) — значит от

воды возникает Нил, заливающий и захватывающий землю.

Итак, вот ведь какое обыденное событие — выходящий из берегов поток и все

пустое и незначительное, что следует затем,- древнейшая поэзия облекла в

драгоценный наряд! Вот ведь какое водянистое начало у мифа о безумии и

бегстве Ио, описание которого у Эсхила наполняет нашу душу изумлением и

ужасом! Такое случайное происхождение у царственного Нила — властителя

Египта! И — чтобы продолжить

Скачать:TXTPDF

Историко-критическое введение в философию мифологии. Ф. Й. В. Шеллинг Философия читать, Историко-критическое введение в философию мифологии. Ф. Й. В. Шеллинг Философия читать бесплатно, Историко-критическое введение в философию мифологии. Ф. Й. В. Шеллинг Философия читать онлайн