австрийский философ, физик и логик. 1208
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788- 1860) — немецкий философ, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, пессимизмом и иррационализмом. 1210
ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880-1936) — немецкий мыслитель и философ, один из основоположников философии культуры, автор оригинальной философско-исторической концепции. 1212
ШПЕТ Густав Густавович (1879-1937) — русский философ и искусствовед. 1214
Э 1215
ЭЙДОС (греч. eidos — вид, образ, образец) — термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, 1215
ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альберт (1879-1955) — выдающийся мыслитель 20 в., создатель физической теории пространства, времени и гравитации 1216
ЭКЗЕГЕТИКА (греч. exegeomai — истолковываю) 1220
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ [позднелат. — ex(s) istentia — существование], или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. 1221
ЭКЗИСТЕНЦИЯ (существование, лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere — выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться) — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. 1224
ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер (нем. — мастер, учитель) Экхарт (1260-1327/1328) — немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. 1227
ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementum — стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos — члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) — в ранней древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как «пятый элемент» (лат. quinta essentia — «пятая сущность») — ночь либо эфир. 1227
ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирча (1907-1986) — румынский ученый, антрополог, историк религии. Изучал топику мифа и мифологизма в литературе 20 в. 1228
ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio — истечение) — термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. 1230
ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482- 430/424/423) древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. 1231
ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. 1232
ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820-1895) — немецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом) идеологии «научного социализма». 1232
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (греч. enkyklios — круг, «завершенный цикл» дисциплин; paedia — воспитание, образование, культура) — понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. 1233
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК» («Encyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse», 1817) — третья после «Феноменологии духа» и «Науки логики» крупная работа Гегеля, излагающая его систему абсолютного идеализма. 1234
ЭОН (греч. aion — век) — понятие древнегреческой и современной философии. 1237
ЭПИКТЕТ (греч. Epictetus — не имя собственное, а разговорное прозвище раба — «приобретенный») (50- 125/135/138?) — античный философ, представитель позднего стоицизма. 1238
ЭПИКУР (341-270 до н.э.) — древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. 1239
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469-1536) нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. 1239
«ЭРИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА» — трактат Шопенгауэра, предметом которого выступает «учение о свойственной человеку от природы страсти к спору». 1240
«ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ» («Eros and Civilization», 1955) — работа Маркузе. Опираясь на концепцию Фрейда (подзаголовок книги — «Философское исследование учения Фрейда»), 1240
ЭТИКА (греч. ethika: от ethos — нрав, обычай, характер, образ мысли) 1242
Ю 1246
ЮМ (Hume) Дэвид (1711-1776) — британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. 1246
ЮНГ (Jung) Карл Густав ( 1875-1961) — швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. 1247
ЮСТИН философ (Ю.-мученик) (lustin) (умер около 165) раннехристианский богослов и философ, представитель ранней патристики 1249
Я 1250
Я — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида 1250
ЯЗЫК — сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, 1251
ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ — понятие современной неклассической философии языка, фиксирующее речевые системы коммуникаций, 1258
«Я И ТЫ» («Ich und Du». Berlin, 1923; есть переиздания; рус. перев., 1993, 1995) — книга Бубера, в которой он впервые изложил свою основную интуицию, в той или иной степени присутствующую во всех его последующих работах. 1260
ЯН и ИНЬ — взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). 1262
ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1969) — немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. 1263
АВТОРЫ СТАТЕЙ 1266
ПРИЛОЖЕНИЕ 1269
ГЕЙЗЕНБЕРГ (Heisenberg) Вернер Карл (1901- 1976) — германский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Лауреат Нобелевской премии по физике за создание матричной механики (1932). 1269
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ — направление в европейской (преимущественно англо- и немецкоязычной традициях) философии науки, возникшее на основе пересмотра (нео)позитивистской методологии и представлений о сути знания 1271
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — направление в европейской философии, 1274
«НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы» («Novum Organum Scientiarum») — основное сочинение Ф.Бэкона 1276
ФИЧИНО (Ficinus) Марсилио (1433-1499) — итальянский философ, глава флорентийской платоновской Академии 1278
ШРЁДИНГЕР (Schrodinger) Эрвин (1887-1961) — австрийский физик-теоретик, создатель волновой механики, лауреат Нобелевской премии по физике 1278
ПРИЛОЖЕНИЕ К СТАТЬЕ «АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ» 1280
Таблица 1 1280
Таблица 2 1281
СОДЕРЖАНИЕ 1281
Подобно буквам слова, жизнь и история имеют смысл.
Вильгельм Дильтей
Эффекты событий обретают смысл лишь в интерпретации.
Жиль Делез
Энциклопедия «История философии» предлагает читателю комплексное аналитическое рассмотрение историко-философской традиции и включает в себя более семисот статей, посвященных феноменам классической, неклассической и постнеклассической философии.
Предметная специфика данного издания обусловила и особенности его структуры: прежде всего, в словник энциклопедии вошли номинации, отражающие имена, понятия и тексты, определившие собою как те или иные эпохи в истории философской мысли, так и поворотные моменты ее развития. Несмотря на необходимость селекции материала (вызванной объемом однотомного издания), в энциклопедии особенно подробно представлены те феномены философской традиции, которые находились в фокусе философского интереса на протяжении и классического, и неклассического, и современного (постнеклассического) периодов ее истории, т.е. те, которые могут быть обозначены как сквозные по отношению к исторической эволюции философии как таковой.
Важнейшими презумпциями редакторской концепции данного издания являются:
1) презумпция предметной целостности: энциклопедия ставит перед собой задачу не только фиксации как можно более полной и подробной — тезауруса философской традиции, но и рассмотрения последней в качестве целостного феномена, обнаружения основных тенденций его исторической динамики и социокультурной детерминации (см., например, статьи «Классика — Неклассика — Постнеклассика», «Лингвистический поворот», «Модернизм», «Постмодернизм» и др.);
2) презумпция актуальности: редакционная коллегия издания придерживалась той точки зрения, что в современных условиях необходимо ориентироваться не только на воспроизведение классического философского канона, но и на демонстрацию тех тенденций его переосмысления, которые характерны для культуры постмодерна: так, особое место в структуре энциклопедии занимает блок статей, посвященных феноменам философской традиции, которые, относясь к предшествующим периодам развития культуры (вплоть до античности) и будучи, казалось бы, сугубо периферийными феноменами в культурном пространстве прошлого, в контексте постмодернистской философии получают «второе дыхание», актуализируясь в ином, подчас совершенно неожиданном качестве. Например, парадигма
5
стоицизма в принципиально нетрадиционном ключе переосмыслена в философии постмодернизма; понятие «эон» получило новаторскую интерпретацию в рамках концепции «переоткрытия времени» (см. Эон, Событийность, Переоткрытие времени); традиционные формы юмизма радикально трансформированы в методологии «трансцендентального эмпиризма» Ж.Делеза (см. Юм, «Трансцендентальный эмпиризм»); идея логоса вновь оказалась в фокусе философского интереса в контексте постмодернистской критики логоцентризма европейской культуры; понятие интенциональности (см. Интенциональность, Логос, Логоцентризм, Логотомия, Логомахия, Постметафизическое мышление), разработанное в свое время средневековой схоластикой, обрело новое звучание в философии 20 в. (см. Схоластика, Брентано, Гуссерль); деизму как явлению культуры западного образца дается сегодня совершенно новое объяснение в свете идей современного неодетерминизма (Неодетерминизм); ницшеанская парадигмальная фигура «воли к власти» вновь актуализируется (и воспринимается иначе) в свете постмодернистской концепции «воли к истине» (Воля к власти, Истина); феномен телесности радикально по-новому трактуется в методологии шизоанализа (Тело, Телесность, Шизоанализ) и т.д.
3) презумпция плюрализма: как в плане вариабельности предложенных интерпретаций, так и с точки зрения широты представленного материала (энциклопедия существенно расширяет диапазон аналитики философии 20 столетия, делая предметом философского осмысления те феномены современной ментальной традиции, которые до настоящего времени не рассматривались с точки зрения их философской размерности, а также вводит в философский оборот многие до настоящего времени системно не анализировавшиеся феномены восточно-славянской и латиноамериканской философских традиций, в известной мере восполняя тот имеющийся в энциклопедических изданиях пробел в рассмотрении неклассической и постнеклассической философии, который определяется ее осмыслением на материале сугубо западно-европейской культуры: см., например, статьи Быков, Дуссель и др.);
4) презумпция концептуальной системности: при авторском характере статей энциклопедии и достаточно широкой вариабельности интерпретационных позиций, нашедшей свое отражение в содержании конкретных статей, редакционная коллегия, тем не менее, ориентировалась на необходимость концептуального и методологического единства издания в целом;
5) презумпция академизма, предполагающая отказ от каких бы то ни было форм политико-аксиологической ангажированности.
Создание книги осуществлено в рамках энциклопедического проекта, инициированного директором издательства «Интерпрессервис» И.С. Фалько и директором издательства «Книжный Дом», кандидатом философских наук С.В. Кузьминым. В свет уже вышли энциклопедия «Постмодернизм» и «Новейший философский словарь», а к выпуску готовятся еще семь оригинальных энциклопедических изданий.
Тексты энциклопедии не содержат сокращений, помимо общеупотребительных; отсутствие инициала перед фамилией означает отсылку к соответствующей статье энциклопедии.
Научные редакторы выражают благодарность Е.А. Завадской и Б.Л. Рубинштейну за помощь в создании энциклопедии «История философии».
А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева, М.А. Можейко, А.И. Мерцалова
6
А
AFTER-POSTMODERNISM — современная (поздняя) версия развития постмодернистской философии-в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма
AFTER-POSTMODERNISM — современная (поздняя) версия развития постмодернистской философии-в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма (см. Постмодернистская чувствительность, Пустой знак, Деконструкция, Означивание, «Смерть субъекта», Номадология). В своем оформлении во многом стимулирован таким феноменом современной культуры постмодерна, как «кризис идентификации», и содержательно разворачивается как генерирование программ преодоления последнего (см. Воскрешение субъекта). В этом контексте может быть выделено два фундаментальных вектора трансформации парадигмальных установок постмодернизма на современном этапе его развития: 1) вектор программного неоклассицизма, т.е. «культурного классицизма в постмодернистском пространстве» (М.Готдингер), предполагающий существенное смягчение критики референциальной концепции знака (см. Пустой знак) и отказ от радикальной элиминации феномена означаемого в качестве детерминанты текстовой семантики (см. Означивание); указанная установка инспирирует формулировку такой задачи, как «реанимация значения» (Дж.Уард) или «возврат утраченных значений» — как в денотативном, так и в аксиологическом смыслах этого слова (М.Готдинер), что приводит к оформлению (восстановлению) соответствующих проблемных полей в рамках постмодернистского типа философствования (проблемы денотации и референции, условия возможности стабильной языковой семантики, проблема понимания как реконструкции исходного смысла текста и т.п.); 2) коммуникационный