Скачать:PDFTXT
История средневековой философии. Фредерик Чарлд Коплстон

таковой; латинский же отец Церкви св. Амвросий — нет. Амвросию был больше по вкусу Цицерон, чем метафизики-неоплатоники.

29 . Например, в своей 43-й «Речи» Григорий Назианзин одобряет философское учение о том, что для каждой добродетели есть соответствующий порок (см. Migne, PG, 36, 581 В).

30 . Например, Григорий Назианзин с презрением отзывался о пифагорейских и орфических рассуждениях о бобах, а также о платоновской теории (или мифе) переселения, спорах о пустоте и т. д. (см. 27-я «Речь»; Migne, PG, 36).

31 . Григорий Нисский часто, хотя и небезоговорочно, следовал Оригену. По традиционным стандартам ортодоксальности Григорий был ортодоксальнее Оригена.

32 . Мистические запросы Григория, естественно, побуждали его к сочувствию неоплатонизму. Однако его мысль свидетельствует о влиянии не только Платона и платонизма, но также аристотелизма и стоицизма.

33 . Другими словами, Григорий пытается обойтись без неоплатонической теории нисходящей иерархии. Три божественных Лица, или ипостаси, — это единый Бог.

34 . Григорий считал, что ввиду общности своей природы все люди в действительности едины. Эта философская позиция, естественно, предполагала одобрение Оригеновой теории возвращения всех людей к Богу.

35 . Отправной точкой этих размышлений является, вероятно, платоновский «Тимей».

36 . History of Western Pbuosophy. London, 1946. P. 372.

37 . Августин изучал некоторых латинских классиков. Он заучивал наизусть Вергилия и высоко ценил его. Греческий язык, однако, был ему не по вкусу, и его знание этого языка было весьма посредственным. Это означало, что, заинтересовавшись впоследствии философией, в своем знании греческой мысли он был вынужден полагаться на краткие латинские изложения мнений философов и на латинские переводы.

38 . Августин не был крещен в детстве. Откладывание крещения на многие годы не было в то время чем-то необычным.

39 . Основы религиозной и этической системы манихеев были заложены в III в. Мани, который как будто был родом из Ирана. Манихейство вобрало в себя элементы, заимствованные из разных источников, включая зороастризм. Средневековые альбигойцы и катары могут рассматриваться как духовные наследники манихеев.

40 . Манихеи утверждали, что человек может пробудиться к свету и достичь чистоты. И некоторые из них, несомненно, вели аскетическую жизнь. Однако в пятой книге «Исповеди» (10:18) Августин упоминает, что учение манихеев дало ему возможность утверждать, будто грешит не он сам, а что-то другое в нем.

41 . Скорее всего, «платоническими трактатами», о которых упоминал Августин, были «Эннеады» Плотина (или их часть).

42 . Не.надо долго думать, чтобы понять, что теория зла как отсутствия блага никоим образом не является полным решением проблемы примирения существования зла с существованием всемогущего, всеведущего и всеблагого творца. Августин, впрочем, и не говорил, что эта теория является исчерпывающим решением. В то же время он видел в ней способ избежать вывода о том, что присутствие зла в мире — достаточное свидетельство в пользу принятия дуализма манихеев.

43 . 7-12.

44 . Когда христианство распространилось в римском мире и стало пользоваться преимуществами имперского признания и официального положения, возникла опасность компромисса Церкви с окружавшим ее миром и все большего ослабления духа христианства. Донатисты, названные так по имени карфагенского епископа Доната, считали себя избранниками, которые призваны блюсти чистоту Церкви и ее отделенность от «мира» Августин же подчеркивал единство человеческого рода и отстаивал идеал постепенного слияния общества с Церковью. Однако самое сильное неприятие вызывали в нем раскольнические склонности донатистов, их стремление создать и утвердить Церковь, отличную от существующей Церкви, которую они считали испорченной и нечистой.

45 . Пелагий, современник Августина, прибыл в Рим из Британии. Он был человеком высоких идеалов и тонко чувствовал всякое социальное зло.

По мнению Августина, однако, пелагианство делало слишком сильный упор на человеческой свободе (полностью восстановленной благодаря крещению) и самодостаточности, упуская из виду человеческую слабость, порочность и потребность в божественной благодати.

Мы можем сказать, пожалуй, что с точки зрения Августина пелагианская этика имела слишком большое сходство с этикой стоицизма.

46 . Августин обладал слишком острым умом, чтобы не видеть, что признание истины вслед за авторитетом, дабы быть разумным действием, должно иметь какое-то основание в разуме. Приятие ребенком того, что говорят его родители, отнюдь не является неразумным, хотя основания, оправдывающие его веру, скорее имплицитны, чем эксплицитны (поскольку мы говорим именно о ребенке).

47 . De libero aruino («О свободном произволении»), 2, 3,7.

48 . Если ребенок видел кошку, ему, конечно, можно дать некоторое представление о значении слова «тигр», объяснив, что оно означает очень большое, похожее на кошку животное такой-то окраски. Однако значению слова «кошка» он научается, вероятно, когда слышит это слово в применении к живому прототипу.

49 . См — De quantitate ammae («О количестве души»), 23,41 и 25,48.

50 . Можно было бы возразить, что мы в состоянии изменить значения символов так, чтобы высказывание 8+2=10 более не было истинным.

Августин, несомненно, ответил бы, что если бы мы изменили значения символов так, чтобы стало истинным 5+2=10, тогда то, что выражалось бы этим новым математическим положением, было бы в точности тем же, что прежде подразумевалось положением 8+2=10.

Если бы мы решили называть кошек «собаками», а собак «кошками», тогда утверждение «кошки лают» было бы истинным; действительно, оно сообщало бы то же, что прежде подразумевалось утверждением «собаки лают».

51 . Мы были бы склонны сказать, что «вечная истина» есть высказывание, которое истинно всегда, когда бы его ни произносили, в отличие, скажем, от высказывания «Сократ испивает чашу с ядом».

52 . Вопрос о том, насколько серьезно Платон относился к этой теории, можно оставить специалистам для обсуждения. Однако наше восхищение Платоном не должно заставлять нас приписывать ему только те теории, которые мы сами считаем разумными или последовательными.

53 . Например, когда мы составляем суждения о том, что вещи более или менее прекрасны либо действия более или менее справедливы. С точки зрения Августина, как и Платона, такие суждения выявляют скрытое признание существования абсолютного критерия сравнения.

54 . «Государство», 517 с.

55 . Ин. 1:9.

56 . De Trmitate («О Троице»), 12, 15,24.

57 . De libero arlitrio («О свободном произволении»), 2,13,35.

58 . Я повсюду исхожу из того, что Августин не хотел сказать, что Бог вкладывает в человеческий ум (как бы уже готовые) понятия. Некоторые авторы, однако, поняли его именно в этом смысле.

59 . Учитывая авторитет, каким пользовался Августин в средние века, надо было быть смелым человеком, чтобы сказать просто: «Он ошибался» или «Он говорил вздор». Более благоразумной тактикой была соответствующая интерпретация.

60 . Бертран Рассел некогда представлял себе чистую математику в платоновском духе, рассматривая ее как безмятежный умопостигаемый мир неизменной истины, прибежище для ума, бегущего из изменчивого мира. Однако под влиянием Витгенштейна он принял теорию «тавтологий». Как бы там ни было, он вскоре погрузился в социальные и земные проблемы.

61 . Разумеется, даже сегодня есть философы, которые мыслят, исходя из признания абсолютных ценностей. Вероятно, такие философы будут всегда, поскольку основания для этого образа мыслей всегда с нами. При этом, однако, бывает трудно внятным образом разъяснить, что каждый из них имеет в виду.

62 . Термин rationes semndes, который иногда переводят буквально, как «семенные причины», представляет собой латинский перевод греческого термина logoi spermatikoi, почерпнутого неоплатониками у стоиков. Говоря о зародышевых формах как «принципах», я, конечно, подразумеваю, что они суть prindpia в том смысле, что они — начала. Они постулируются как активные, порождающие факторы, а не как логические принципы.

63 . Сир. 18:1. [Ср. Синодальный перевод: «Все вообще создал Живущий во веки ‹…›». — И. Б.]

64 . Книга Бытия, конечно, учитывает продолжение рода, утверждение же, содержащееся в Экклесиастике, не должно, как я полагаю, пониматься настолько буквально, чтобы быть несовместимым с книгой Бытия.

65 . Речь идет, конечно, о трансформации одного вида в другой или возникновении нового вида на основе вида уже существующего.

66 . См — E. Gilson. The Christian Philosophy о fSt Augustine. London, 1961. Pp. 207-208.

67 . Жильсон отмечает, что этот взгляд на предмет едва ли может быть согласован с теорией творческой эволюции, которая предусматривает возникновение подлинно нового и непредвиденного.

68 . «Исповедь» XI, 13.

69 . «Философские исследования», 1, 89.

70 . «Исповедь», XI, 15.

71 . Там же, XI, 20.

72 . History of Western Philosophy, p. 374.

73 . «Исповедь», 1,8.

74 . «Философские исследования», 1, 1.

75 . De moribus ecclesiae catholicae («О нравах кафолической церкви»), 1, 27,52.

76 . В третьей книге De Anima («О душе») Аристотеля мы действительно находим несколько известных туманных утверждений о бессмертном разуме. Однако в другом месте этой работы Аристотель уподобляет отношение души к телу, например, отношению между оттиском печати и воском, на который он нанесен. А этот образ очевидно не есть многообещающее основание для учения о бессмертии.

77 . «Эннеады», 6,9, II.

78 . De Cmtate Del, XIX, 24.

79 . Рим. 13:1-4. Ср. 1 Пет. 2:13-14.

80 . Некоторые марксисты, правда, пытаются избежать приверженности точке зрения, согласно которой история движется к некоей цели, — точке зрения, которая, видимо, предполагает телеологические посылки, согласующиеся с идеализмом гораздо лучше, чем с материализмом. Однако вряд ли можно отрицать, что марксизм в целом дает основание для впечатления, что он представляет собой секуляризованную версию изначально религиозной эсхатологической интерпретации истории.

81 . Не просто анализирующая понятие смысла в этом контексте, но, скорее, наделяющая смыслом.

82 . Плотин утверждал единство Божества, о чем свидетельствует термин «Единое», и считал предикатом Единого благость. Однако интеллектуальную деятельность он приписывал второй ипостаси (Нусу, или Уму), а не Единому.

83 . Идеи света и излучения восходят к самому Платону. В «Государстве» (517-518) абсолютное Благо называется источником света в умопостигаемом мире, или сфере бытия, и родителем, или производителем, источника света (Солнца) — в мире видимом.

84 . Одно время Liber de causis ошибочно приписывалась Аристотелю.

85 . То же самое Боэций собирался сделать и со всеми произведениями Платона, надеясь, что ему удастся показать гармонию между Платоном и Аристотелем.

86 . Боэций был христианином, хотя в De consolatione стоические и неоплатонические темы представлены более полно, чем собственно христианские доктрины.

87 . Можно возразить, что эта проблема включает в себя несколько различимых проблем. Однако в средние века она обсуждалась преимущественно как проблема референции (что подразумевают универсальные термины?) и главным образом по отношению к родовым и видовым терминам.

88 . Ра6ота Халкидия опу6ликована.

89 . Как мы знаем, «Эннеады» в этом переводе Августин читал до своего обращения.

Раннее средневековье

90 . Чувствовалось также культурное влияние старого кельтского монашества, которое распространялось от Ирландии до Шотландии и Северной Англии.

91 . Так, Карл Мартелл, который разгромил сарацин при Пуатье в 732 г. и предотвратил возможное уже тогда вторжение мусульман на Запад, формально не был королем

Скачать:PDFTXT

История средневековой философии. Фредерик Чарлд Коплстон Философия читать, История средневековой философии. Фредерик Чарлд Коплстон Философия читать бесплатно, История средневековой философии. Фредерик Чарлд Коплстон Философия читать онлайн