вызванное преподаванием Гильома в Париже, вынудило его удалиться в родную Нормандию, где он стал учителем будущего короля Англии Генриха II.
152 .Metalogcon, 4, 35.
153 . Быт. 1-2.
154 . Честно говоря, Платона они тоже знали не очень хорошо. Однако они располагали Боэциевым переводом «Тимея» или частями его.
155 . Материальная вещь, с точки зрения Аристотеля, составлена из двух основных конститутивных начал: «материи» (Ьу1ё) и «формы» (morphe). Материя совершенно неопределенна и бесформенна и может существовать не сама по себе, но лишь в соединении с формой, или динамическим началом, которое обусловливает принадлежность вещи к определенному классу или виду. Таким образом, именно форма, а не материя как таковая, делает человека человеком и отличает его от других видов живых существ. «Форма», разумеется, означает не внешнюю форму. Если говорить о собаке, например, то форма есть жизненный принцип, или «душа», ответственная за биологические и сенсорные функции.
156 . Жильбер отрицал за собой даже тень намерения нарушать божественную простоту отделением божественной сущности, или природы, от трех Лиц.
157 . Что бы ни думал о Жильбере Роберт Меленский, он находил, что критика св. Бернаром Абеляра основана на преувеличении и является, в сущности, результатом неверного понимания.
158 . Именно Иоанну мы обязаны изложением спора между св. Бернаром и Жильбером.
159 . После убийства Бекета Иоанн добивался канонизации архиепископа. Однако у него явно были оговорки, касающиеся образа действий Бекета. Относительно убийства он заметил, что архиепископ, похоже, был единственным из группы единомышленников, кто искал смерти ради смерти.
160 . Metalogwon, 2,20.
161 . De nugis curialnm etvestigiis philosophorum.
162 . В сущности, максима Ульпиана должна была разъяснить законность указов римского императора, а не поощрять политический абсолютизм, который повлек бы за собой пренебрежение естественным правом и нравственными принципами.
163 . Polycraticus, 8,10. По мнению Иоанна, тиран не должен быть отравлен, — любопытная оговорка.
164 . В XI столетии Манеголад из Лаутенбаха, один из тех, кто считал диалектику излишней для теолога, утверждал, что монарх обязан своей властью выбору и должен оправдать оказанное ему доверие. Таким образом, он исходил из договорной теории правления. Однако он имел в виду, несомненно, главным образом отношение между правителями и знатью, с одной стороны, и монархом — с другой.
165 . См. Knowles D. The Evolution of Medieval Thought. London, 1962, pp. 141 f.
166 . Migne, PL, 176,800 С.
167 . Излишне говорить, что «науку» следует понимать широко — как разумное знание, а не в современном ограниченном смысле термина.
168 . Математика включает в себя арифметику, музыку и астрономию.
169 . Физика изучает природу и качества вещей и считается более фундаментальной наукой, нежели астрономия, которая изучает движение тел.
170 . Scientuk adultermae.
171 . Мы можем вспомнить здесь, например, Опоста Конта и более позднюю попытку логических позитивистов построить общий язык для эмпирических наук. Но эта попытка последовала за развитием конкретных наук и возросшей специализацией, тогда как средневековые энциклопедические схемы предшествовали возникновению науки нового времени.
172 . Migne, Pi, 176, col. 825A.
173 . Ibid. В этой мысли об отношении между душой и телом, описываемом как отношение «присоединения» (176, col. 409), Гуго следует скорее за Августином, чем за Аристотелем.
174. Гуго предлагает также другого рода аргументы, доказывая, например, что совокупность вещей, начинающих существовать и преходящих, должна иметь некое начало и потому — некую внешнюю причину.
175 . Migne, PL, 196, coL 893 ВС С точки зрения позднейшей «естественной теологии» догмат о Троице следует исключить из числа истин, которые могут быть доказаны путем философского размышления.
176 . Иными словами, существование того, что начинает и затем перестает существовать, не является необходимым и не может быть доказано a priori
177 . Этим учитывается возможное существование сущего, которое создано от века, — т. е. сущего, которое является онтологически зависимым, но не начинает существовать таким образом, что есть мысленно определимый первый момент его существования.
178 . Migne,fL, 196, col. 896.
179 . Ibid, col. 892 С.
180 . Годфрид Сен-Викторский (ум. 1194) пытался соединить духовную традицию школы с диалектикой. Вальтер же стоял на более бескомпромиссных и жестких позициях.
181 . В Patrologia Latina (176) Миня Sumna Sententiarum опубликована среди сочинений Гуго Сен-Викторского. Ученые приписывали ее разным авторам. Однако мы все же не знаем достоверно, кто ее написал. Да и в полном своем виде она напоминает скорее компиляцию, чем плод труда одного человека.
182 . См- Сентенции, III, 24, 3.
Философия ислама
183 . Эта школа была закрыта императором Зеноном в 489 г.
184 . Это не помешало аль-Кинди использовать неоплатоническое понятие эманации.
185 . Его вера в астрологию как подлинную науку, возможно, не противоречит мусульманской теологии, однако предполагает идеи, чуждые Корану.
186 . Из этой точки зрения как таковой не следует отрицание личного бессмертия. Оно непременно последует, только если рассматривать пассивный разум как отделенную и единую интеллигенцию.
187 . Издатель — Абу Рида (Abu Rida).
188 . Комментарий аль-Фараби к De hterpretatione был опубликован Кучем (W. Kutsch) и Mappoy (S. Manrow) в Бейруте (1960), а его краткий комментарий к Первой аналитике — Решером (N. Rescher) в Питтсбурге (1963).
189 . Это сочинение называлось «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
190 . Иранский врач и философ ар-Рази, который умер около 925 г, пошел значительно дальше, утверждая, что философия и религия, предположительно богооткровенная, несовместимы и что нет нужды в пророках.
191 . Строго говоря, постулированное Аристотелем мышление, которое мыслит самое себя, нельзя отождествлять с Единым неоплатоников, превосходящим мышление.
192 . Этот трактат был переведен на немецкий язык Ф. Дитерици (Dietcna, DerMustent nitvon‹il-Faralii-Leiden, 1900) и на французский (R. P. Jaussen, Y. Karam, J. Chlala. Idees des habitants de la xu vertueuse. Cairo, 1949).
193 . Авиценна родился близ Бухары, бывшей в то время резиденции персидского монарха.
194 . По рассказу самого Авиценны, он перечитал «Метафизику» Аристотеля сорок раз, не в силах по-настоящему понять ее, пока случайно не наткнулся на комментарий аль-фараби.
195 . Некаторые ра6оты 6ыли написаны по-персидски. В 1951 г. Тегеранский университет опубликовал несколько томов, содержащих эти работы.
196 . Критическое издание последовательных частей «Аш-Шифа» (на арабском языке) вышло в свет в Каире. Например, «Метафизика» вышла в двух томах в 1960 г.
197 . Avicennae Metaphysices Compendium, перевод на латинский язык и примечания Н. Караме (N. Carame). Rome, 1926, р. 68. Это издание содержит третью часть книги Авиценны «Наджат».
198 . Знание Богом разных вещей не означает, что он зависит от них. Согласно Авиценне, он знает все вещи, зная собственную сущность. И именно божественное самопознание производит мир.
199 . Avicennae Metaphysices Compendium, p. 138.
200 . Авиценна постулирует в материальной вещи множество форм, основная из которых — «форма телесности».
201 . Иначе говоря, нельзя сказать, что в одних и тех же обстоятельствах человек мог бы действовать иначе, чем действовал в реальности. Если под свободой понимать просто способность действовать сознательно и обдуманно, то свобода в этом смысле совместима с посылками Авиценны.
202 . Авиценна проводит различение между универсалией как образцом (универсалия ante rem, как называют ее средневековые христианские мыслители), универсалией в смысле сущности действительной вещи (универсалия т re) и универсальным понятием (универсалия post rem). Здесь имеется в виду универсальное понятие.
203 . «Должное совершенство разумной души состоит в том, что ей следует стать мыслящим мирам, — поскольку в ней содержится образ вселенной, и умопостигаемого порядка вселенной, и блага, рассеянного во всех вещах» (Avicennae Metaphysices Compendium, pp. 230-231). Возможно, однако, что челове: в этой жизни отвратит свой ум от столь возвышенных материй и сосредоточит все внимание, скажем, на чувственных удовольствиях. Душа такого человека, по смерти лишившись тела, будет испытывать мучения.
204 . Переведенное в XIII в. на латинский язык, это сочинение получило название Destructiopinlosophorum («Опровержение философов»).
205 . В латинском переводе эта работа получила название Destructio ctestructionis phuosophorum («Опровержение опровержения философов»).
206 . Ибн Баджа написал также несколько комментариев к сочинениям Аристотеля, интересовался медициной, математикой и астрономией.
207 . Это сочинение не было известно средневековым христианским философам. Они узнали об Ибн Туфайле благодаря тому, что Аверроэс, комментируя De Апта Аристотеля, подверг критике одну из психологических доктрин исламского мыслителя.
208 . Аверроэс написал комментарий к «Государству» Платона. Он не располагал «Политикой» Аристотеля и явно думал, что в данном случае его вполне заменит Платон.
209 . Иначе говоря, субстанция первична, а акциденция вторична — в том смысле, что существованием количества, качества, отношения и т. д. логически предполагается существование субстанции.
210 . Averroes ‘ Tahafut Al-Tahafut («Самоопровержение самоопровержения»), transi. with introduction and notes by S. Van den Bergh (London, 1954), Vol. I, p. 90.
211 . Ibid, p. 148.
212 . Ibid, p. 281.
213 . По мнению Аверроэса, Бог знает все частное, все индивидуальное — но благодаря познанию самого себя, собственной сущности.
214 . См. Seitrilge, III, 4, S. 66-70, где перевод очерка Аверроэсао проблеме вечности или временного творения мира напечатан как приложение к работе М. Вормса (М. Worms) Die Lebre der Anfangslosighett der Welt bei den mitteldterlichen arabischen Phuosophen. Этой теме посвящены первые дискуссии в Tahafut Al-Tabafut.
215 . Averrois Cordubensis Commentarium Magnum m Aristotelis De Amma Ltbros, edited by P. Stuart Crawford {Corpus Commentariorum Averrois m Aristotelem, vol. VI (Medieval Academy of America, Cambridge, Mass, 1953)], p. 452. При дальнейших ссылках на этот том мы будем обозначать его СМ.
216 . Ради удобства изложения я изменил порядок, в котором Аверроэс перечисляет разные смыслы слова «разум».
217 . См, р. 409.
218 . Слово «материальный» не должно пониматься как телесный. Материальный разум есть чистая потенция, как и «первая материя» Аристотеля.
219 . См, p. 499.
220 . См, p. 411.
221 . Tahafut Allahafut, p. 14.
222 . Averroes on the Harmony offeugion and Phoosophy, a translation, with introduction and notes, of the Kitabfasl d-maqual by Gf. Hourani, p. 50 (London, 1961).
223 . Tahafittal-Tahafia, p. 362.
224 . Теория астральных тел была представлена в неоплатонизме.
Иудейская философия
225 . Платонизмом для Филона был платонизм, развивающийся в направлении среднего платонизма и неоплатонизма.
226 . В XIII в. Аквинат сделал доказательство существования Бога независимым от решения вопроса о том, имел ли мир начало во времени или не имел.
227 . Эта секта была основана Хананом бен Давидом в VIII в. К ней принадлежали жившие в XI в. философы Иосиф бен Авраам аль-Базир и Иошуа бен Иуда.
228 . Филон жил, конечно, задолго до возникновения неоплатонизма.
229 . ferns Vitae, V, 4 (латинский перевод см. в: BeiMge, 1,2-4, p. 263; ed. С. Baeurnker).
230 . Ibid, (MMge, p. 7).
231 . Ibid, 1, 5 (Reitmge, p. 6).
232 . Ibid, V, 39 (ueitrlige, p. 327).
233 . Ibid, V, 38 (ueitrlige. p. 326).
234 . Ibid, V, 37