непререкаемым авторитетом силы, ибо героя выражает волю богов, с которыми, как известно, не спорят.
Этот период полон вражды: внутренняя сплоченность достигается путем исключения всего, что может принести разрушение. Героический мир воспет Гомером, в его поэмах мы находим идеал мужественного воина и анонимной коллективной мощи. Можно ли на этом основании считать его «Илиаду» документом философской мысли, как многие считают, призванным приручить свирепого зверя — толпу? Вико не склонен так считать, ибо это противоречит принципу единства истории со всем, что характеризует её возраст. Фантастические элементы, образный ряд и стройность эпизодов сочетаются с жестокостью как нормой жизни. Отроки по мышлению, но полные сил и воображения, кипящих страстей, Гомер и его герои были как бы «одной группы крови», в этом смысле эпохальной. И если поэма, например, настолько хороша, что становится выражением типа социальности, то мы не можем не сказать, что «Илиада» отсылает к эпохе поэтической, героической, воинственной, где игры и наслаждения были вперемежку со смертельной опасностью. Здесь нет блеска и роскоши, свойственных республикам и аристократиям, где гражданскими почестями были осыпаны благородные и знатные.
Третий возраст — эпоха людей или «всепонимающего разума», долгий путь борьбы городов и народов между собой, пока, наконец, не было достигнуто узаконение семейно-брачных институтов и гражданских прав. В это время люди понимают, что они равны по своей природе; и в этот период процветали республики и монархии, что также являлось Человеческим правлением. Действительно, с течением времени вред эгоизма стал понятен всем интеллектуальным людям, они пришли к выводу, что и плебеи, и знатные одной человеческой породы, и те и другие могут войти в пространство цивилизации. Так в Риме вековая схватка патрициев и плебеев трансформировалась в диспут, риторику, наконец, философию.
Наконец люди пришли к критическому сознанию. Идеалы, принимавшиеся древними людьми безоговорочно, стали более пристально проверяться. Это время человека понимающего, а потому умеренного, рассудительного и доброжелательного, человека совести, разума и долга. Право его не менее человечно: все равны перед законом, ибо рождены равно свободными. «Все или большая часть городских властей справедливы, а потому они на страже народной воли, и перед лицом монархов равны все подданные по закону; различны лишь в гражданском состоянии».
Речь идёт об изменениях не в смысле исчезновения типичного для предыдущих эпох, а в смысле укрепления дисциплинарного и рационального пространства. Метафизика природы стала метафизикой разума, отражение этого превращения мы увидим в социальных религиозных и гражданских институтах. Такова философская система Джамбаттисты Вико.
Лучше всего сумел подытожить достижения философии Нового времени знаменитый философ и историк Пьер Бейль. «Не обращая внимания на посторонние вещи, историк должен быть предан только интересам истины и из любви к ней пожертвовать своими чувствами, если это необходимо, благодарностью за услугу или обидой за нанесенный ему ущерб, и даже. любовью к Родине. Он должен забыть, из какой он страны, что воспитывался в данной вере, что надо быть благодарным за то или за это, что те или иные люди являются его родителями либо друзьями. Историк как таковой — одинок, как перст, у него нет ни отца, ни матери, ни потомства. И если его спросят, откуда он родом, историк должен отвечать: «я не француз, не англичанин, не немец, не испанец; я — космополит. Я на службе не у императора, не у короля Франции, а исключительно у истины; она моя единственная королева, которой я дал клятву повиноваться». В этой страстной сентенции хорошо передано чувство причастности к новой инстанции в самом существе человека — к инстанции «человека вообще». Разумеется, это не исключительный удел историка, либо учёного, подвластного лишь истине. Сфера юридической всеобщности или нравственной справедливости по-своему взывают к пробуждению этого чувства, рождая представление не о частном и особенном характере человеческой личности, но возвышая подобное представление до уровня универсальности человеческого существа. Просвещение обозначило глубокую проблему, наиболее интересной попыткой решения которой стала философия немецкого мыслителя Иммануила Канта.
Вклад философии Просвещения в процесс европейского развития трудно переоценить. В этой эпохе подведения итогов первых шагов новоевропейской цивилизации заключены истоки и корни практически всех последующих идейных инициатив и движений. Глубоко проработанная идея разума мыслителями Нового времени нуждалась в дальнейшем рассмотрении и критике, что и было предпринято Иммануилом Кантом, положившим начало критическому направлению в Немецкой классической философии.
Глоссарий
1. 5. Метафизика
Философское учение о первоначалах всякого бытия, о сущности мира, об абсолютном, безусловном и сверхчувственном, о том, что существует вне человеческого опыта и о существующем после природных явлений.
? 6. Аксиоматический метод
Способ построения научных теорий в виде систем аксиом и постулатов, и правил вывода, позволяющих путём логической дедукции получать теоремы и утверждения данной теории.
? 6. Рационализм
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический нововременной рационализм исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.
? 6. Эмпиризм
Философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта и чувственного познания, принижение роли рационального познания.
? 11. Методология
Философское учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Также это учение о принципах построения, формах, и способах научного познания.
? 11. Скептицизм
Философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надёжного критерия истины. В Новое время скептицизм являлся синонимом свободомыслия, критики религиозно-философских догм.
? 15. Архитектоника
Выражение закономерностей строения философской системы или текста какого-либо автора.
? 15. Этика
Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственные нормы поведения человека, живущего в коллективе. Понимается также как совокупность нравственных правил, норм поведения какой-либо общественной или профессиональной организации.
? 18. Интуиция
Особая форма познавательной деятельности, характеризующаяся как способность непосредственного постижения истины без доказательств и логических операций: то есть в соответствии с тем, как «заложено природой».
? 19. Дедукция
Логическая операция, заключающаяся в переходе от общего к частному. Это вывод по правилам логики, состоящий из звеньев-высказываний, связанных логическим следованием.
? 22. Абстракция
Понятийная форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от его частных свойств и связей, то есть конкретного.
? 22. Инерция
Свойство тела сохранять состояние равномерного, прямолинейного движения или покоя, когда действующие на него силы отсутствуют или взаимно уравновешены.
? 23. Дуализм
Философское учение, считающее духовную и телесную субстанцию равноправными началами. Разработана Декартом в противовес монизму.
? 27. Гетерогенный
Философский термин, означающий нечто, неоднородное по своему составу и содержанию, и противоположное гомогенному.
? 30. Механицизм
Философский принцип, появившийся в XVII веке, объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источником механицизма служит абсолютизация законов механики.
? 31. Аналитизм
Использование анализа, как мысленного расчленения объекта на элементы или как уточнение логической формы и структуры рассуждения.
? 31. Онтология
Учение о бытии вообще, как таковом, бытии, независимом от его частных видов, а также о нематериальной, сверхчувственной структуре всего существующего. В онтологии исследуются всеобщие основы и принципы бытия, его структуры и закономерности.
? 31. Редукция
Методический приём, обозначающий сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения, а также уменьшение или ослабление чего-либо.
? 32. Унификация
Философская категория, означающая приведение чего-либо к единой системе, форме и единообразию.
? 32. Энтропия
Философско-научный термин, означающий величину, характеризующую меру и степень неопределённости и неупорядоченности системы, её пребывание в данном состоянии. Также энтропия — силы хаоса.
? 40. Аксиология
Философское учение о природе социально-эстетических ценностей, о ценностях жизни, культуры и т.д.
? 45. Деизм
Религиозно-философская доктрина, признающая Бога как мировой разум, создавший целесообразную машину природы, давший ей законы и движение. Однако деизм отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (чудеса, промысел) и не допускает иных путей познания кроме разума.
? 45. Имманентное
Свойство, внутренне присущее тому или иному предмету, явлению, процессу, проистекающее из этого явления.
? 45. Монизм
Философское учение, рассматривающее многообразие явлений мира с точки зрения единой основы (субстанции) всего существующего. Монизм утверждает, что основой всего сущего является одно начало — субстанция.
? 45. Пантеизм
Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое. Весь мир и вселенная является Богом в каждой её части.
? 46. Апория
Понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую задачу или проблему. Апория возникает тогда, когда в самом предмете или в понятии уже заложено противоречие. Примером апории служит рассуждение Зенона Элейского о невозможности движения.
? 46. Модус
Философский термин означающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута (неотъемлемого свойства предмета). Спиноза определяет модус как состояние субстанции.
? 47. Атрибут
Необходимое, существенное и неотъемлемое свойство объекта. Спиноза определяет его как нечто, что ум представляет в субстанции, как принадлежащее ей. Основные атрибуты субстанции, согласно Спинозе — это протяжённость и мышление. Атрибутом материи, к примеру, может выступать движение.
? 51. Апостериори
Логико-философское понятие, означающее знание или доказательство, умозаключение, основывающееся на опыте или подтверждающееся наблюдениями и известными, доказанными фактами. Буквально «после опыта, из опыта».
? 51. Трансцендентное
Философское понятие, характеризующее абсолют, как нечто, превосходящее всякое бытие. Кант определял это как выходящее за пределы человеческого познания
? 54. Аффект
Сильное, бурно протекающее и относительно кратковременное эмоциональное переживание: ярость, ужас и отличное от настроения и страсти. В состоянии аффекта человек захвачен тем, что вызвало переживание, и в этом состоянии происходит сужение сознания, ослабляется интеллектуальный контроль над поведением.
? 58. Конкретное
Философская категория, обозначающая нечто непосредственно данное, чувственно воспринимаемое, целое. С другой стороны, конкретное — есть система научных определений, выявляющая существенные связи и отношения вещей, закономерности и тенденции развития явлений.
? 59. Окказионализм
Направление европейской философии, утверждавшее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без прямого вмешательства Бога в каждом отдельном случае (occasio)
? 60. Спиритуализм
Философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи.
? 60. Субстанция
Неизменимая основа всех явлений и процессов, реальность в аспекте внутреннего единства всех форм её развития, всего многообразия явлений природы, и истории, включая человека и его сознание. Субстанция — есть нечто относительно устойчивое, существующее само по себе, не зависящее ни от чего другого. Спиноза определял субстанцию как то, что существует само по себе и представляется исключительно через самое себя.
? 60. Схоластика
Тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологических и догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее распространение в Западной Европе.
? 60. Теология
Систематическое изложение представлений о Боге,