себя ничтожным, ибо понимает, что он ничтожен: этим он и велик». Человек, повторяет Паскаль, — не ангел, но и не животное. Некоторые люди тщетно пытаются погасить в себе страсти, чтобы приблизиться к ангелам. Другие же хотят отказаться от разума и на этом пути уподобляются тупым животным, — совсем уж позорная жизнь.
52. Ничтожество человека в антропологии Паскаля
Паскаль говорит и об онтологическом ничтожестве человека. «Что такое человек? Относительно бесконечности — ничто, и всё — в сравнении с ничем, а значит, нечто среднее между всем и ничем. Бесконечно далекий от целей и начал вещей, скрытых в непроглядной дали. человек равным образом не способен понять, откуда он пришёл, понять бесконечное, которое поглотит его». Таковы наши реальные условия — быть между точным знанием и абсолютным невежеством. Мы жаждем порядка стабильного, основы прочнейшей, чтобы построить башню до небес, но рано или поздно фундамент дает трещину, и пропасть открывается нашему взору.
53. Человек как «мыслящий тростник» в учении Паскаля о человеке.
Паскаль формирует свой знаменитый образ человека как «мыслящего тростника» (roseau pensant) — одного из наиболее слабых созданий природы. «Человек не просто тростник, слабое порождение природы: он — мыслящий тростник. Нетрудно уничтожить его, но если все же суждено человеку быть раздавленным, то он умеет и в смерти быть на высоте; у него есть понимание превосходства вселенной, но такого понимания нет у вселенной». «Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды».
54. Готфрид Вильгельм Лейбниц: жизнь и творчество
Лейбниц Готфрид (1646-1716) немецкий философ, математик, физик, изобретатель. Изучил юриспруденцию в Лейпцигском и Йенском университетах. С 1676 года состоял на службе у ганноверских герцогов в качестве библиотекаря и придворного историографа и советника юстиции. Основные произведения «Монадология», «Рассуждение о метафизике», «Теодицея» и др.
55. Методология Лейбница
Методологически, структура принципов философии у Лейбница такова что они согласуются и дополняют друг друга, причём в ряде случаев не путем простого продолжения, а в смысле противопоставления акцентов. Можно утверждать: принципы в целом образуют в его философии подвижное, напряженное, диалектическое единство что для философии XVII в. было большим новшеством Это по Лейбницу, и принципы научно-философского познания и всеобщие законы самого Богом творимого и устрояемого мира. Лейбниц высоко ценил и глубоко изучал математику и естествознание своего времени. Не покидая почвы механистической физики, он старался сделать всё, чтобы наука смогла продвинуться к более динамичной картине мира.
56. Доводы Лейбница против материализма
Лейбниц был убежденным противником материализма. Для идеалиста Лейбница непреложно, что в рамках философии дух имеет первенство перед материей, дух, вернее души — перед телами. С помощью материального как принципа нельзя, по Лейбницу, удовлетворительно объяснить единство, универсальность, непрерывность мира: это значило бы свести дух, души к материи, к телесному. Между тем духовное, по Лейбницу, имеет свои особые законы, которые ставят души выше изменений, происходящих в материи. А вот благодаря имматериальной, духовной субстанции и принципу неосознанных восприятии универсум как бы собирается в прочное одухотворенное, значит, живое единство, которым легко управляет Бог.
57. Плюрализм в философии Нового времени
Лейбниц считает наиболее разумным допустить что кроме Бога, этого высшего деятельного начала, существует «множество отдельных деятелей», которые не могут быть приписаны лишь одному субъекту. Эти отдельные «деятели» и названы Лейбницем «монадами». Таким образом утвержден принцип плюральности (плюрализма), или множественности субстанции, противопоставленный всем философским трактовкам субстанции как простого, нерасчлененного единства (дуализм, монизм). «Монада, о которой мы будем здесь говорить, — пишет Лейбниц — есть не что иное как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей», — так начинает Лейбниц свою работу «Монадология».
58. Лейбницевская теория «предустановленной гармонии»
Вещи и явления являются такими, а не иными потому, что способ их бытия — наилучший из возможных способов существования, а гармония в мире предустановлена самим Творцом. Вообще могло бы существовать множество миров (множество способов бытия), но создан только один, этот, наш. «Из высочайшего совершенства Бога следует, что при творении универсума Он избрал план наилучший, соединяющий в себе величайшее многообразие вместе с величайшим порядком. Наиболее экономичным образом распорядился Он местом, пространством, временем; при помощи наипростейших средств Он произвел наибольшие действия — наибольшее могущество, наибольшее знание, наибольшее счастье и наибольшую благость в творениях, какие только доступны универсуму.
59. Укажите спорные моменты в философии Лейбница
Идея «предустановленной гармонии» в философской системе Лейбница вызывает наибольшее количество споров. Во-первых, задается вопрос: свободен ли Бог в выборе мира или, наоборот, он стоит перед необходимостью, не имея возможности выбрать лучший? По Лейбницу, речь не о метафизической необходимости, согласно которой любой другой выбор немыслим из-за своей противоречивости, а следовательно, невозможен. В этом случае речь идёт о моральной необходимости воплощения самого большого блага и максимального совершенства.
60. Зло в философии Лейбница
Лейбниц выделяет в «Теодицее» (в подобном различении заметно влияние Августина) три типа зла: I) метафизическое; 2) моральное; 3) физическое. Метафизическое зло связано с конечностью смертных существ, а следовательно, их несовершенством. Моральное зло — это совершаемый человеком грех, когда он не выполняет целей, для которых предназначен. И причина такого зла не в Боге, а в человеке. Однако в общем плане сотворения выбор мира, в котором предусмотрено существование Адама, могущего грешить, должен рассматриваться в сравнении с другими возможными вариантами по позитивности.
61. Идея «репрезентации» в логике Лейбница
Из божественного попечительства над миром философ выводит универсальную, неразрывную связь всего со всем Одно тело не отделено и не отделено от остальных. Оно — кирпичик в едином здании мира. И душу, по Лейбницу Бог с самого начала создал так, что она «представляет» происходящее в теле; а тело в свою очередь сотворено так, что выполняет «распоряжения души. Идея «репрезентации», т. е. изображения и воплощения в каждом сущем всего мира, лейтмотивом проходит через философию великого мыслителя.
62. Логика Лейбница
Следуя традициям логики, философ трактует его как закон противоречия, точнее, непротиворечивости, запрета на противоречия. Последний же переливается в «великий закон достаточного основания», как его называет Лейбниц. Вот как он сам объясняет смысл и связь этих принципов: «Великой основой математики является принцип противоречия, или тождества, т. е. положение о том, что суждение не может быть истинным и ложным одновременно, что, следовательно, А есть А и не может быть не-А. Один этот закон достаточен для того, чтобы вывести всю арифметику и всю геометрию, а стало быть, все математические принципы.
63. Жизнь и творчество Христиана Вольфа
Наиболее значительным представителем философии немецкого просвещения, а по существу отцом или родоначальником философского просвещения в Германии был Христиан Вольф (1679-1754). В этой оценке единодушны практически все исследователи, как единодушны они и в критике односторонности и противоречивости вольфианской метафизики, в её оценке как «плоской и скучной», сыгравшей неоднозначную роль в составе философии Нового времени и века Просвещения.
64. Какие средства, по мнению Вольфа, необходимы для воспитания человека?
Основное средство просвещения и воспитания человека Вольф видел в мыслящем рассудке и достигаемом им знании, с чем он связывал главную цель своей философии. В своей философии он всегда стремился к достоверному познанию того, что служит благу человеческого рода, к применению найденных им истин для пользы людей. Мысль о том, что философ служит человечеству, встречается во всех его работах. Девизом своей философии он избрал латинское изречение «Ad usum vitae» («для житейской надобности»).
65. Главная цель метафизики в философии Вольфа
Главная цель метафизики, как полагал Вольф — счастье людей — не будет достигнута, пока в ней отсутствуют основательные, ясные, отчётливые и подтверждаемые в опыте понятия о каждой вещи. В более поздней работе он отмечает, что вопрос о счастье — отнюдь не собственная часть философии: задача философии — служить фундаментом других наук, доставлять им надежные принципы, точные методы достижения истинного знания и его критерии. Мыслитель понимал философию как «мудрость для мира» или «мировой мудрости», Вольф связывал с необходимостью рассудочного, научного объяснения мира, построения целостного, доказательного и систематического знания о нём.
66. Систематизация философии Лейбница Вольфом
Философию Вольфа зачастую оценивают как «плоскую» и «скудоумную» систематизацию наследия Лейбница, утратившую многие гениальные идеи, догадки и прозрения великого учителя. Эта оценка во многом несправедлива. Предприняв грандиозную попытку построения универсальной системы метафизики на основе единого математического метода и в соответствии с логическим идеалом знания, Вольф исходил из идеи самого Лейбница, стремился реализовать неосуществленный замысел этого мыслителя. Следуя просветительскому подходу к науке, её пониманию как средства образования и воспитания людей, Вольф пытался обобщить и систематизировать не только наследие Лейбница, но едва ли не всю совокупность современных ему научных и философских знаний, подвести их под единые принципы познания и представить в виде дедуктивной системы «разумных мыслей о всех вещах».
67. Значение философии Вольфа
Христиану Вольфу выпала печальная участь стать носителем и выразителем общего кризиса традиционной метафизики. Но в этом состоит и его непреходящая заслуга в истории философской мысли Нового времени, равно как и в процессе вызревания проблемно-теоретических предпосылок для разработки новых, нетрадиционных подходов к решению основных вопросов философского познания, прежде всего у Канта, других представителей немецкой классической философии, однако вплоть до второй половины XVIII в. школа Вольфа оставалась самой влиятельной философской школой в Германии.
68. Джамбаттиста Вико: жизнь и творчество
Джамбаттиста Вико родился в Неаполе 23 июня 1668 г. в семье скромного библиотекаря. Получил хорошее воспитание, подкреплённое серьёзным и систематическим самообразованием. Много писал, однако неудачная судьба книг, завистливое отношение коллег-профессоров, не принимавших его философские взгляды, болезнь дочери, тревога за сына, совершившего преступление — всё это подточило и без того слабое здоровье. Со словами: «Сын мой, спаси себя», — в момент исполнения судебного решения о тюремном заключении философ навсегда простился с сыном. Со словами покаяния перед Небом и Ботом в январе 1744 г. 76 лет от роду Джамбаттиста Вико ушёл из жизни
69. Концепция истории в философии Вико
Во время Вико, история не считалась серьёзной наукой, которую следует внимательно изучать. Она трактовалась как школа морали, проблемы научности её деталей не возникало, ведь что за наука — мораль? Вопреки всем Вико объявил: история не наука, но может и должна ею стать. Вико, как основоположник историзма, хотел показать, что исторический процесс носит объективное значение и имеет провиденциальный характер. Бог предвидит все события в истории, делая её осмысленной, поэтому, Вико заключает, что смысл истории находится в ней самой.
В ходе