желаний и бессознательных фантазмов, переживает их в данный момент тем более сильно и живо, что он не осознает их источника и повторяемости» (Лапланш Ж., Понталис Ж — Б. Словарь по психоанализу. М., 1996, с. 324.). — Прим. ред.
12
Чувственность (нем).
13
Снятие, упразднение, преодоление (нем) — одна из центральных категорий гегелевской диалектики. — Прим ред
14
Доклад, сделанный на Конгрессе по Гегелю в Париже, в апреле 1969 г
15
«Гегель обвиняет Канта в субъективизме. Это NB. Гегель за «объективную значимость» кажимости, «непосредственно данного»».
16
«Sehr gut.. Если мы спрашиваем, что такое веши в себе, то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность ответа на него… Это очень глубоко: вещь в себе вообще есть пустая, безжизненная абстракция. В жизни, в движении все и вся бывает как «в себе», так и «для других», в отношении к другому, превращаясь из одного состояния в другое».
17
L Althusser. The Future Lasts Forever. N.Y. The New Press. 1993. Оригинальное французское издание: L’avenir dure longtemps. P., STOCK/IMEC. 1992.
18
L Althusser. The Future Lasts Forever. N.Y. The New Press. 1993. Оригинальное французское издание: L’avenir dure longtemps. P., STOCK/IMEC. 1992.
19
Pour Marx. P, 1965; Lire le Capital(avec E. Balibar, R. Establet). V. 1–2. R, 1965
20
Все это звучит очень «структуралистски». И действительно, Альтюссера часто называли марксистом-структуралистом. Сам Аль-тюссер всегда настойчиво отказывался от такой характеристики. И, как указывает Фредрик Джеймисон в своем предисловии к свежему американскому переизданию сборника «Ленин и философия» (L. Althusser. Lenin and philosophy. N.Y. Monthly Reviev Press. 2001), этот отказ был обоснован: прежде всего его философия не придает языку центрального значения. Далее, Альтюссер «рассматривает «структуру» не как набор бинарных оппозиций, а скорее как совокупность различных уровней, которые хотя и связаны друг с другом, но обладают относительной автономией и собственной логикой» (р. ix). Джеймисон пишет, что структуралистом Альтюссера можно назвать только в одном специфическом смысле: «Нужно четко понимать, что для него существует только одна структура, а именно способ производства как таковой» (ibid.). Поэтому, различая «уровни эффективности» (например, отличая государство от инстанций, поддерживающих его, те. семьи, образовательной системы и т. д.), Альтюссер постоянно указывает, что способ производства, являясь «конечной детерминирующей инстанцией», объединяет все уровни в их различии и заставляет понимать их в качестве только относительно самостоятельных.
21
См. номер журнала Rethinking Marxism, 1998, № 3, весь посвященный Альтюссеру. Там же в статье Gregory Elliott. The Necessity of Contingency: Some Notes дан обзор вышедших посмертно и до сих пор не опубликованных работ Альтюссера.
22
Отмечу все-таки, что, по моему мнению, выход марксизма из кризиса (кризис — нормальное явление для развивающейся живой теории) лежит на столбовой дороге диалектики Гегеля-Маркса-Лу-кача. Неизбежные для спинозистского марксизма выводы, например, вывод о необходимости опираться не на организованный социальный класс, а на неопределенную «множественность», multitude, что так ярко проявилось в творчестве Негри, — этот опыт укоренен в закончившейся эпохе относительной стабилизации капитализма. Но здесь на эту развилку (Спиноза vs. Гегель) можно только указать, ее анализ — задача будущей большой работы, которую необходимо будет проделать марксистским теоретикам. Все же отмечу, что эта неустранимая связь между отказом от диалектики и вытекающим отсюда отказом от организованной борьбы четко проявляется уже на первых страницах посвященного Альтюссеру номера журнала Rethinking Marxism, где в редакторском предисловии ясно указано: «Поскольку эссенциализм диалектики ушел в прошлое, единственным фактором, способным гарантировать борьбу против капитализма, является не некая форма коллективной организации, а (по всей видимости) основополагающее, неодолимое человеческое сопротивление эксплуатации» (р. vi).
23
The Future Lasts Forever, p. 221.
24
Хотя надо отметить, что диссертацию Альтюссер защитил как раз по Гегелю, она называлась «О содержании в мысли Гегеля» и писалась под руководством Жана Ипполита. Но ведь никто не станет таким рьяным антигегельянцем, как бывший гегельянец.
25
П. Андерсон. Размышления о западном марксизме. —М., 1991, с. 183184.
26
То есть последовавший кризис был имманентно заложен в важнейшей части философии Альтюссера, в его отказе от диалектического понимания соотношения процесса и субъекта (то есть опять-таки в вопросе о диалектике). Трудно удержаться от такой параллели: точно так же структурализм, который в начале своего существования всячески приветствовал Маркса, потом, пройдя путь настойчивого вычищения субъекта из истории, на своих поздних стадиях фактически подверг Маркса остракизму. А это значит, что пресловутое «невнимание» марксизма к субъективному фактору истории, его будто бы «узколобый экономизм» не имеет ничего общего с аутентичной марксистской традицией, как она проявляется по линии (Гегель) — Маркс-Лукач. «Случай Альтюссера» — доказательство тому «от обратного»: если из марксизма элиминируется субъект, такой вариант марксизма рано или поздно приходит, по меньшей мере, к «кризису».
27
Вспомним, например, такую максиму Жиля Делеза из «Капитализма и шизофрении»: «Не сон разума рождает чудовищ, а неусыпно действующая рациональность».