— «Erkenntnis» 2, 1931; Dingier Н. Uber den Aufbau der experimentellen Physik — «Erkenntnis» 2, 1931; его же: Was ist Konventionalismus? — «Actes du XI Congres International de Philosophic», vol. 5, Amsterdam, 1953.
61
(61) Возрождение в современных дискуссиях идеи естественной необходимости, а также понимания закона природы как выражения необходимости произошло главным образом благодаря У. Нилу. См.: Кnеаlе W. Probability and Induction. Oxford, 1949; его же: Universality and Necessity. — «The British Journal for the Philosophy of Science» 12, 1961. Знаменательно, что У. Нил — ведущий авторитет в области истории модальной логики и логики вообще. Анализ идеи естественной необходимости см. также в работах: Nеrliсh G.C., Suchting W.A. Popper on Law and Natural Necessity. «The British Journal for the Philosophy of Science» 18, 1967; Popper К. A Revised Definition of Natural Necessity. — «The British Journal for the Philosophy of Science» 18, 1967; Maxwell N. Can There be Necessary Connections between Successive Events? — «The British Journal for the Philosophy of Science» 19, 1968.
62
(62) Термин «номический» предложил У. Джонсон: «Я предлагаю использовать термин номический (от voмоо — закон) для выражения понятия необходимости в противоположность понятию случайности. Таким образом, номическое суждение это суждение, выражающее закон природы в чистом виде» (Johnson W. Е. Logic I–III. Cambridge, 1921/24, Pt. 1, Ch. ix, Sect. 7). Джонсон проводит различие между нелогической номической необходимостью и случайно истинными обобщениями фактов. Из первых следуют вторые, но не наоборот. Понимание закона природы Джонсоном предвосхищает точку зрения У. Нила.
63
(63) Об этой проблеме см. особенно работу: Gооdman N. Fact, Fiction and Forecast. London, 1954 (здесь же перепечатана его работа: The Problem of Counter-factual Conditionals. — «The Journal of Philosophy» 44, 1947), p. 17–27, 45f., 73–83 и др.
64
(64) Wright G. H. von. On Conditionals. — «Logical Studies», London, 1957.
65
(65) Ibid., p. 153.
66
(66) Общий обзор см. в: David A. La cybernetique et l’humain. Paris, 1965. О кибернетике в социологии см.: Buckley W. Sociology and Modern Systems Theory. N.J., 1967; Buckley W. (ed.). Modern Systems Research for the Behavioral Scientists: A Sourcebook. Chicago, 1968; хороший обзор кибернетических идей в юриспруденции дан в: Losano M.G. Giuscibernetica, macchine е modelli cibernetici nel diritto. Torino, 1969.
67
(67) Ясное и обоснованное изложение дедуктивно-номологического понимания диспозиционных объяснений действий в терминах мотивационньгх причин содержится в работе: Hempel C. G. Aspects of Scientific Explanation, p. 469–487.
68
(68) Hempel C. G. Explanation in Science and in History, p. 107.
69
(69) «Если, например, мы объясняем первый раздел Польши в 1772 г., указывая на то, что Польша не могла сопротивляться объединенным силам России, Пруссии и Австрии, то мы неявно используем некий тривиальный общий закон, такой, как: «Если одна из двух армий, примерно одинаково оснащенных, имеет огромное превосходство в числе солдат, то другая никогда ее не победит…» Такой закон можно описать как закон социологии вооруженных сил; однако он слишком тривиален для того, чтобы представлять собой серьезную проблему для студентов-социологов или привлекать к себе их внимание» (Popper К. The Open Society and Its Enemies I–II. London., 1945, Ch. XXV, Sect. 2.) Может быть, это и так. Однако придет ли кому-нибудь в голову «объяснять» раздел Польши с помощью такого неявного «закона социологии»? Примечательно, насколько умело избегают действительно важных примеров защитники дедуктивно-номологической теории исторического объяснения.
70
(70) Это пример модели У. Дрея. См.: Dray W. H. Laws and Explanation in History. Oxford, 1957, p. 25, 33ff., 51, 97, 102, 134. Пример ввел в обсуждение Гардинер. См.: Gardiner P. The Nature of Historical Explanation. Oxford, 1952, p. 67, 87ff. Приведенный пример слегка изменен в сравнении с примером Дрея и Гардинера.
71
(71) Drау W. H. Laws and Explanation in History, Ch. V. Позднее Дрей разъяснил свою позицию в работе, «Еще раз об объяснении действий людей в исторической науке». В издании: Hook S. (ed.). Philosophy and History. N.Y., 1963, содержатся некоторые результаты обсуждения дреевской модели объяснения.
72
(72) Модель объяснения Дрея была подвергнута критике Гемпелем с точки зрения теории объяснения через закон в его работе: Deductive — Nomological vs. Statistical Explanation, а также в: Aspects of Scientific Explanation, Sect. 10.3. Критика модели Дрея с позиций, по существу близких ему, представлена в: Donagan A. The Popper Hempel Theory Reconsidered. — In: Dray W. H. (ed.). Philosophical Analysis and History. N.Y., 1966. Донаган проводит различие между осмысленностью (being intelligible) и рациональностью действий. Выбор Дреем последнего термина не совсем удачен, так как легко можно прийти к более «рационалистической» интерпретации истории, чем хотел сам Дрей (ср. ниже, гл. IV, разд. 10). Критическое обсуждение позиции Дрея см. также в: Louch A. R. Explanation and Human Action. Oxford, 1966.
73
(73) О связи современной аналитической философии с философией Verstehen (понимание) см. в: Gardiner P. Historical Understanding and the Empiricist Tradition. — In: Williams В., Montefiore A. (eds.). British Analytical Philosophy. London, 1966.
74
(74) Заслуга в этом принадлежит и работе: Hampshire St. Thought and Action. London, 1959.
75
(75) Anscombe G. E. M. Intention. Oxford, 1957, Sect. 33. Забвение практического рассуждения, однако, не было столь полным, как, по-видимому, полагает Э. Энскомб. Идея Гегеля относительно того, что он иногда называет «выводом действия» («Schluss des Handelns»), имеет интересное сходство с идеей практического силлогизма, как она излагается в настоящей книге. В гегелевской схеме практического вывода первую посылку составляет стремление субъекта к некоторой цели («der subjektive Zweck»), во второй посылке говорится о предполагаемых средствах ее достижения, и заключение состоит в «объективации» цели в действии («der ausgefuhrte Zweck»). Гегель пишет: «Цель связывает себя через средство с объективностью, а в объективности — с самой собой… Средство есть поэтому формальный средний член формального умозаключения; оно нечто внешнее по отношению к первому крайнему члену — к субъективной цели, а поэтому и по отношению ко второму крайнему — к объективной цели…» (Наука логики, т. 3. М., 1972, с. 196). На это сходство между Аристотелем и Гегелем мое внимание обратил Ю. Маннинен.
76
(76) Аристотель. Никомахова этика. 1147а 25–30. — Соч. в 4-х тт., т. 4. М., 1984, с. 197.
77
(77) Anscombe G. E. М. Intention, Sect. 33. Этот вопрос все еще является спорным. Sui generis характер практического рассуждения защищается в работе: Kenny A. Practical Inference. — «Analysis» 26, 1966. Это мнение оспаривается в: Jarvis J. Practical Reasoning — «The Philosophical Quarterly», 12, 1962. Промежуточная позиция занимается в: Wallace J. D. Practical Inquiry. — «The Philosophical Review», 78, 1969.
78
(78) Против этого мнения, несомненно, выступят те, кто придерживается «каузалистского» (как мы обозначили ниже, в гл. III, разд. 4) понимания справедливости практических рассуждений.
79
(79) Меlden A. I. Free action. London, 1961; Кenny A. Action, Emotion and Will. London, 1963; D’Arcy E. Human Acts. Oxford, 1963; Brown D. G. Action. London, 1968, если говорить только о наиболее важных работах.
80
(80) Защиту дедуктивно-номологической модели объяснения действий и мнения о том, что действия имеют причины, см. в: Brandt R., Kim J. Wants as Explanations of Actions. — «The Journal of Philosophy» 60, 1963; Davidson D. Actions, Reasons and Causes. — «The Journal of Philosophy» 60, 1963; Сhurсhland P. M. The Logical Character of Action-Explanations. — «The Philosophical Review» 79, 1970. Модель «механистического» объяснения, использующая кибернетические понятия, предложена в работе: Ackermann R. Explanations of Human Action. — «Dialogue» 6, 1967. Одна из последних значительных работ по теории объяснения и философии науки вообще — Stegmuller W. Probleme und Resultate der Wissenschaftstheorie. I. Wissenschaftliche Erklarung und Begrundung. Berlin, 1969, — написана, безусловно, в рамках традиции позитивизма и логического эмпиризма. Следует также упомянуть о том, что в четырех статьях сборника: Vesey G. N. A. (ed.). The Human Agent. London, 1968, посвященных проблеме действий и причин (статьи Коуни, Гендерсона, Пирса и Уайтли), защищается каузалистское понимание мотивационного механизма действий.
81
(81) В: Winch P. Understanding a Primitive Society. — «American Philosophical Quarterly» 1, 1964, дан интересный анализ применения взглядов П. Уинча в социальной антропологии и исследовании первобытных культур.
82
(82) В работе: Winch P. Mr. Louch’s Idea of a Social Science. — «Inquiry», 7, 1964, П. Уинч возражает против приписывания ему попытки создать методологию социальных наук. Это справедливое возражение, если под методологией понимать, грубо говоря, описание методов, используемых учеными. Однако это неверно, если понимать под методологией, как это делается в данной книге, философию метода.
83
(83) См. критические замечания в: Lоuсh A. R. The Very Idea of a Social Science. — «Inquiry» 6, 1963, и ответ автора на критику в: Winсh P. Mr. Louch’s Idea…
84
(84) Ср.: Wilenius R. Filosofia ja politiikka, p. 130. В рамках феноменологического направления философом, представление которого о природе социальной реальности и методологии социальных наук имеет сходство с позицией П. Уинча, является А. Шюц (1899–1959). Его книга: Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt, eine Einleitung in die verstehende Soziologie, 1932, появилась накануне упадка культурного развития в Европе и осталась незамеченной даже после того, как автор нашел убежище в США. Собрание статей Шюца на английском языке, включая значительную часть упомянутой работы, опубликовано посмертно в: Schutz A. Collected Papers. I–II, The Hague, 1962–1964.
85
(85) Ср.: Yоltоn J. W. Agent Causality. — «American Philosophical Quarterly» 3, 1966, p. 16.
86
(86) Главный источник: Gadamer H.G. Wahrheit und Methode. С должной осторожностью можно провести различие между философами-герменевтиками диалектической и аналитической ориентации. Термин «герменевтическая философия» можно использовать как общее название для обеих тенденций. Это послужило бы более четкому различению между аналитической философией, восходящей к позднему Витгенштейну, и аналитической философией, развиваемой в рамках позитивизма и логического эмпиризма. Со временем такой подход окажется, вероятно, более справедливым для характеристики тенденций в современной мысли, чем отнесение философии Витгенштейна к «аналитической» и рассмотрение континентальной герменевтической философии как варианта феноменологии.
87
(87) О месте языка в герменевтической философии см. сб. статей под ред. X. Гадамера: Gadamer H. G. (ed.). Das Problem der Sprache. Munich, 1967. Следует упомянуть также о современном интересе к имплицитным представлениям Гегеля о языке. См.: Lauener H. Die Sprache in der Philosophic Hegels. Bern, 1962; Simоn J. Das Problem der Sprache bei Hegel. Berlin, 1966; Derbolav J. uber die gegenwartigen Tendenzen der Hegelaneignung. — In: Akten des XIV. Intemationalen Kongresses fur Philosophic Wien, 2.-9. September 1968 Band V. Wien, 1970.
88
(88) Первоначально — искусство толкования письменных источников. Об истории этого термина и этого направления см.: Ареl К. О. Wittgenstein und das Problem des hermeneutischen Verstehens. — «Zeitschrift