Скачать:PDFTXT
Мацейна Антанас Агнец Божий

– Т. М.).

80

Г. Федотов. Православие и историческая критика – ж. «Путь» – 1932 – № 33 – С. 15.С. Булгаков. Православие – Характерно, что Восточная Церковь не высказала своего мнения ни по одному вопросу новой экзегетики (примечание автора – А. М.).

81

С Булгаков. Философия имени – 1998 – С. 231.

82

Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви – в книге – «Мистическое богословие» – Киев– 1991 – С. 256.

83

ср.K. Emmerich. Karti musu Viespaties Kristaus kancia ( «Горькая мука Господа нашего Иисуса Христа – на лит.) – Kaunas – 1932.

84

ср.Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви – в книге «Мистическое богословие» – Киев – 1991 – С. 256.

85

Особенно выразительно эта мысль прозвучала в одном из писемИ. Киреевского, которое было написано им в Берлине, где он слушал лекции Hegel’я и Schleiermacher’а (1830). Однажды Schleiermacher говорил как раз о воскресении Христа и поднимал выше упомянутые биологические вопросы. Вот что об этом пишет сам Киреевский: «К какому классу мыслящих людей принадлежит тот, кто с такими вопросами приступает к такому предмету? Можно смело сказать, что он не принадлежит к числу истинно верующих» (Полное собрание сочинений в 2 томах, выпущенноеМ. Гершензоном, Москва, 1911 г., т. 1, стр. 31) – (примечание автора – А. М.)

86

Великий Канон, творение святогоАндрея Критского– Издание Сретенского монастыря – 1999 – С. 47.

87

Слово в Великий пяток (говорено в Алнександро-Невской лавре), 1813, в книге «Филаретамитрополита Московского и Коломенского творения» – 1994 – С. 98.

88

ср.Г. Флоровский. Пути русского богословия. – Парижъ – 1937 – С. 427-444.

89

С. Булгаков. Святый Грааль –в книге «Первообраз и образ» – Т. 2 – Москва-Петербург – 1999 – С. 338; ср. «Агнец Божий» – С. 372-401.

90

литовская форма греч.kenosis– kenoze.

91

A. ToynbeeundPh. Toynbee, Ueber Gott und die Welt. Ein Gesprach zwieschen den Generationen, Munchen 1963, 21-22 (Беседа, состоявшаяся между отцом и сыном и переданная по английскому радио. Эта беседа, несмотря на высказанные в ней некоторые  интресные мысли, была достаточно банальной) – (примечание автора – А. М.).

92

В свете истории Спасения кенозис Христа есть ответ на грех первобытных людей, существо которого кроется в их желании быть «как боги» (Быт. 3, 5), то есть, в попытках подняться в божественное состояние, однако подняться не с помощью Бога, но самим, идя по пути познания. Христос уничтожает этот первородный грех тем, что отказывается от Божественного состояния и принимает состояние человека, дабы его возвысить, но возвысить только через страдание и смерть. Христос становится Спасителем мира потому, что живет жизнью Агнца Божиего, то есть жизнью Уничижившегося (ср. P. Lamarche, L’Hymne de I’epitre aux Philippiens et la Kenose du Christ, в сборнике «L’Homme devant Dieu», Paris 1963, т. I, стр. 150-151) – (примечание автора – А. М.).

93

Ср.С. Булгаков. Агнец Божий. – Париж – 1933 – С. 240-75.

94

С. Булгаков говорит как о кенозисе Отца, так и о кенозисе Св. Духа, который, с одной стороны, проявляется в сотворении мира, а с другой – в исторической жизни Церкви (ср. С Булгаков. Утешитель – Париж – 1936 – С. 253-62; и С. 406-47) – (примечание автора – А. М.).

95

С. Булгаков. Агнец Божий. – С. 150.

96

П. Флоренский. Столп и утверждение Истины – Москва – 1914 – С. 278, 289.

97

ср. С. Булгаков. Свет невечерний – в сочинениях «Первообраз и образ» (Т. 1) – Москва-Санкт-Петербург – 1999 – С. 168.

98

До тех пор, пока творение мира не было понято, как кенозис Бога, понятия ‘творение из небытия’ не могло быть, ибо не было никакой возможности выяснить, как может Абсолютное Бытие и относительное существо быть вместе относительно друг друга. Вот почему в первые века Христианства сотворение мира многие понимали как его истечение (emanatio) из Самого Бога, а не как акт творения (creatio) Бога: мир изливается из Бога как речушка из родника и поэтому никогда не бываетв близостик Богу; он есть своеобразное продолжение Бога и поэтому божественный в себе. Эти мысли, высказанные Филоном и Плотином, закрепились в сознании многих христиан и раннее Христианство было вынуждено вести с ними непримиримую борьбу. Только идея кенозиса, возникшая в Восточной Церкви, дала ответ на вопрос, как тварь может экзистировать в непосредственной близости с Творцом, не будучи продолжением последнего, но будучи новым существом. Таким образом в свете кенозиса и понятиетворение из небытия’ стало логически возможным – (примечание автора – А. М.).

99

Здесь как раз кроется ошибка постулированного атеизма, как его обрисовали в своих сочиненияхК. Маркс(ср. Die Fruhshriften, Stuttgart, 1953),М. Бакунин(ср. Dieu et I’Etat, Paris, 1882) иН. Гартман(ср. Ethik, Berlin, 1949). С их точки зрения, Бога не может быть потому, что человек свободен и должен быть свободным. Если бы Бог был, тогда Его деятельность в мире (в природе и в истории) уничтожила бы свободу человека: человек превратился бы в прыгающую куклу в руках Бога. Эта мысль была бы правильной только в том случае, если бы Бог не ограничил Своего всемогущества, но тогда вообще бы никакое относительное существо было бы невозможным. Однако в свете кенозиса Бога этот постулированный атеизм утрачивает основу, ибо свободная, возникшшая из любви ограниченность действий Бога как раз и создает единственно подлинное пространство осуществления свободы.Человек истинно свободен только по отношению к Богу. – (примечаниее автора – А. М.).

100

С. Булгаков. Свет невечерний – в книге «Правообраз и образ» (Т. 1) – С. 291, 294.

101

С Булгаков. Агнец Божий – С. 240.

102

Там же – С. 241.

103

Там же – С 244.

104

Там же – С. 245.

105

Триодь постная – в книге «Православный богослужебный сборник» – Москва – 2000 – С. 280.

106

С. Булгаков. Агнец Божий – С. 343.

107

Там же – С. – 342; ср. еще С. 398, 402.

108

Ср.J. Tyciak. Zwischen Morgenland und Abendland. – Dusseldorf – 1940 – C. 114;D. Barsotti. – Le Christianisme russe – Tournai – 1963 – C. 18.

109

Эти места символизируют часовни, которые установливаются обязательно в холмистых местностях, напоминающих окрестности Иерусалима. У католиков они считаются святыми местами. Эти часовни, символизирующие крестый путь Христа, стали возводить в Европе в ХV в. В Литве они установлены в Вильнюсе и в Жемайчю Калварии (небольшой городок на западе Литвы).

110

Слово в Великий пяток (Говорено в Александро-Невской лавре) 1813 год – в книге «Филаретамитрополита Московского и Коломенского творения» – 1994 – С. 97, 99.

111

Ср.A. Gratieux. Le mouvement slavophile a la veille de la revolution – Paris – 1953 – C. 26-27.

112

G. Stadtmuller.Grundfragen der europaischen Geschichte – Munchen – 1965 – C. 59, 60 (в разделе: «Europa auf dem Wege zur grossen Kirchenspaltung».

113

Malerhandbuch des Malermonches Dionysios vom Berge Athos – Munchen – 1960 – C. 187 (впервые эта книга была переведена на немецкий язык с греческой рукописи в 1855 г.) – (примечание автора – А. М.).

114

Филаретамитрополита Московского и Коломенского творения  – С. – 97.

115

Триодь постная – в книге «Православный богослужебный сборник» – Москва – 2000 – С. 322.

116

Там же – С. 320.

117

Там же – С. 326.

118

Там же – С. 316.

119

Триодь цветная – в книге «Православный богослужебный сборник» – Москва – Москва – 2000 – С. 335.

120

Ср. Триодь цветная – Издание Московской Патриархии – Москва – 1992 – С. 21.

121

Там же – С. 31, 32.

122

Там же – С. 38.

123

Так раньше назывался праздник, который после Второго Ватиканского Собора получил названиеВоспоминание Пресвятой Девы Марии Скорбящей (Её семи скорбей от пророчества Симеона до погребения Иисуса).

124

Минея (сентябрь) – Издание Московской Патриархии – Москва – 1978 – С. 380.

125

Там же – С. 366.

126

Там же – С. 370.

127

Там же – С. 378.

128

Минея (сентябрь) – С. 371.

129

ср.Триодь постная – Издание Московской Патриархии – Москва – 1974 – С. 226 – 231.

130

Напомню, что своего «Агнца Божьего» А. Мацейна написал в 1966 г.

131

С. Верховской.Православие в жизни (раздел: Христос) – New York – 1953 – C. 362.

132

Ранние Отцы Церкви (Антология) – Брюссель – 1988 – С. 600.

133

Более широко эту проблемуА. Мацейназатронул в своей студии «Великий инквизитор», которая на русском языке была опубликована в 1999 г. Петербургским издательством «Алетейя».

134

от лат. scientia – наука, знание.

135

Ср. E. Borne. Gott ist nicht tot. Ueber das Aergernis und die Notwendigkeit des Atheismus – Wien – 1965.

136

Н. А. Бердяев. Самопознание (Опыт философской автобиографии) – М. – 1991 – С. 176.

137

Е. Трубецкой.Смысл жизни (в книге «Смысл жизни. Антология.) – Москва – 1994 – С. 294.

138

Там же.

139

ср. S. Frank. Dieu est avec nous. Trois meditations – Paris – 1955 – С. 193.

140

Из стихотворения «Rex» известного литовского поэтаВ. Миколайтиса-Путинаса(1893-1967).

141

Подробнее об этом в сочиненииА. Мацейны– «Драма Иова». На русском языке это произведение было опубликовано в 2000 г. Петербургским издательством «Алетейя».

142

Ср.S. Frank. Dieu est avec nous – С. 193.

143

Первой со-участницей через свое страдание в искуплении Христа стала Его Мать Пресвятая Дева Мария, чьи страдания как раз и являются выражением вселенского безвинного страдания – (примечание автора – А. М.).

144

Эсхил.Прикованный Прометей (в книге – «Античная литература, «Греция», Антология, ч. 1) – Москва – 1989 – С. 229, 253.

145

Праздник Христа Царя (полное названиеПраздник Господа нашего Иисуса Христа – Царя Вселенной) был установлен в 1925 г. папой Пием Х1 с целью возвеличения авторитета Христа в ответ на распространение секуляризации и атеизма. Празднуется в последнее воскресение литургического года.

146

Митрополит Николай.Слова и речи (Т. 2) – Издание Московской Патриархии – 1950 – С. 39.

147

Ф. М. Достоевский– Бесы – Минск – 1990 – С. 582.

148

Ср.С. Булгаков. Иуда Искариот – апостол предатель – ж. «Путь» – 1931 – Nr 26 – С. 3-60 – и – Nr 27 – C. 3-42. – В этой статье Булгаков передает и драму самой России, ибо русский народ, так глубоко любивший Христа, начинает активно идти по стопам Иуды (ср. Nr 27, стр. 28) – (примечание автора – А. М.).

149

Триодь постная – в книге «Православный Богослужебный сборник» – Москва – 2000 – С. 313.

150

Там же – 313.

151

См. его пространную поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна» (1925); Демьян Бедный это псевдоним автора; настоящая его фамилияЕ. А. Придворов– (примечание автора – А. М.).

152

Триодь постная – в книге «Православный Богослужебный сборник» – С. 311.

153

Подробнее об этом автор писал в своей статье «Образ христианина», опубликованной в лит.журнале «Aidai» («Эхо») в 1964 году (Nr 4, стр. 153-62) – (примечание автора – А. М.).

154

Вл. Лосский. Очерк мистического богословия (в книге – «Мистическое богословие» – Киев – 1991) – С. 237.

155

О том, что книга Фомы Кемпийского была популярна и

Скачать:PDFTXT

Мацейна Антанас Агнец Божий читать, Мацейна Антанас Агнец Божий читать бесплатно, Мацейна Антанас Агнец Божий читать онлайн