Скачать:PDFTXT
Мацейна Антанас Агнец Божий

в Русской Православной Церкви, свидетельствуетН. Лесковв своем романе «Соборяне» (1872), описывая сцену, в которой епископ советует протоирею Туберозову не жаловаться на свою тяжкую жизнь, а читать книгу «О подражании Христу» (Н. С. Лесков– Собрание сочинений. – Москва – 1957 – Т. 4 – С. 31.) – (Примечание автора – А. М.).

156

Аврелий Августин– Исповедь – Москва – 1997 – С. 5.

157

Там же.

158

Там же.

159

Там же.

160

О смятенном состоянии человека, мечущегося в поисках Бога, прекрасно пишет священникПранас Гайдамавичюсв своей книге «Великое смятение» (на лит. яз.), Putnam, 1961; ср.G. Marcel, Der Mensch als Problem? Frankfurt / M, 1956. – (примечаниеавтора– А. М.).

161

Николая Кавасилы, Архиепископа Фессалоникскаго Семь слов О жизни во Христе – Москва – 1874 – С. 8-9.

162

Там же – С. 125.

163

Там же – С. 7.

164

Там же – С. 8.

165

Там же – С. 8.

166

Там же – С. 7.

167

Там же – С. 7.

168

Там же – С. 121.

169

Там же – С. 123.

170

Там же – С. 138.

171

ср. там же – С. 128. У Н. Кавасилы – «ибо ничто не священно столько, как человек, с коим и по естеству соединился Бог».

172

Там же – С. 128.

173

Там же – С. 23.

174

Филаретамитрополита Московского и Коломенского Творения – Москва – 1994 – С. 97.

175

Прот. Георгий Флоровский. Пути русскаго богословия – Париж – 1937 – С. 181.

176

Николая Кавасилы, Архиепископа Фессалоникского Семь слов о жизни во Христе – Москва – 1874 – С 125-126.

177

Филаретамитрополита Московского и Коломенского Творения – Москва – 1994 – С. 102.

178

Там же – С. 103.

179

Там же – С. 99.

180

Там же – С. 102.

181

Там же – С. 102-103.

182

Николая Кавасилы, архиепископа Фессалоникскаго Семь слов о жизни во Христе – Москва – 1874 – С. 53.

183

 ср.V. Zenkowsky. Das Bild des Menschen in der Ostkirche – Stuttgart – 1951 – C. 63-64.

184

 Там же – С. 64.

185

Там же – С. 68.

186

Там же – С. 68.

187

Ср.П. А. ФлоренскийСтолп и утверждение Истины – Москва – 1914; развитая в этом произведении софиология оказала большое влияние на С. Булгакова (примечание автора – А. М.).

188

Ср.С. Верховской– «Христианство» и «Христос» (в сборнике «Православие в жизни») – Нью-Йорк – 1953 – С. 327, 365.

189

С. Н. БулгаковПравославие (очерки учения Православной Церкви) – Киев – 1991 – 162.

190

Прот.Сергий Булгаков.Агнец Божий – С. 409.

191

Там же – С. 267.

192

Там же – С. 456 и весь раздел «Царское служение Христа» – С. 438-468 (примечание автора – А. М.).

193

Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Цнркви (в книге «Мистическое богословие») – Киев – 1991) – С. 193.

194

Ср.Б. Вышеславцев. Образ Божий в существе человека – «Путь» – 1935 – Nr 49 – С. 48 – 71.

195

Н. Бердяев. Философия свободного духа (ч. 2, гл. 6) – Москва – 1994 – С. 139.

196

Н. Бердяев.Философия свободного духа – Москва – 1994 – 144.

197

Там же.

198

Там же.

199

С Н. Булгаков.Православие (Очерки учения Православной Церкви) – Киев – 1991 – С. 10.

200

Николая КавасилыАрхиепископа Фессалоникскаго Семь слов о жизни во Христе – С. 113.

201

Там же.

202

Там же – С. 114.

203

Там же.

204

Там же.

205

С Булгаков.Агнец Божий – С. 258.

206

Там же.

207

С. Франк.Реальность и человек – Москва – 1997 – С. 321.

208

С. Булгаков.Агнец Божий – С. 270.

209

С. Булгаков.Агнец Божий – С. 161.

210

Там же – С. 161-162.

211

Н. А. Бердяев.Философия свободного духа – Москва – 1994 – С. 133.

212

Н. Кавасила.Семь слов о жизни во Христе – С. 154.

213

Там же – 156.

214

Там же – 155.

215

Автономиянравственная – признание особых, независимых от действительности, внутренних законов духа, которыми определяется нравственное начало.

216

Права человека (Основные международные документы) – Москва – 1989 – С. 135-138.

217

R. Garaudy. Communiste et catholiques 1’apres 1’encycliquePacem in terris– в журнале «Cahiers du Communisme» – Paris – 1963 – Nr 7-8.

218

Г. Сковорода.Сочинения в двух томах – Т. 1  – Москва – 1973 – С. 125.

219

Западно-гуманнистическое толкование этого мифа дано француским философомL. Lavell’ем, L’Erreur de Narcisse, Paris 1936 – (примечание автора – А. М.).

220

Ф. М. Достоевский.Об искусстве – Москва – 1973 – С. 379; Мысль, высказанная в приведенном выше письме к Н. Д. Фонвизиной (20 февраля 1854 г.), неоднократно повторялась Достоевским и в романах (ср. «Бесы») и в записных книжках, что свидетельствует не о кратковременном увлечении этой мыслью, а о глубоком, длившемся всю жизнь, веровании – (примечание автора – А. М.).

221

В. Соловьев.О христианском единстве – Москва – 1994 – С. 98. – Мысли о Христе как о явленной конкретной Истине Соловьев изложил в своей работе «История и будущность теократии» (1885-87); эта работа осталась незаконченной (примечание автора – А. М.).

222

Н. Бердяев.Философия творчества, культуры и искусства – М. – 1994 – С. 66.

223

Там же – С. 65.

224

Там же.

225

Например, по мнениюK. Jaspers’а, Христос как вочеловечившийся Бог, с философской точки зрения, невозможен; Христос, как реально явленный Бог, ужасающаяя вещь. По мнению, K. Jaspers’а, Христос может быть понят только как шифр (обозначение, символ), а не как «воплотившийся Бог» (Der Philosophische Glaube angesichts der Offenbarung, Munchen 1963, Стр. 225, 227 – (примечание автора – А. М.).

226

Вл. Соловьев.Три разговора – Москва – 1991 – С. 173.

227

Там же – С. 174-175.

228

Там же – С. 177.

229

Там же.

230

Подробнее об этом см.А. Мацейна.«Тайна беззакония» – Санкт-Петербург – 1999.

231

Еще до Соловьева такой же установки придерживалсяП. Я. Чаадаев(1794-1856), который выступал против библейского движения, которое в те годы распространяли в России пиетисты. Он утверждал, что воображать, что стоит только распространить Писание по всей земле, и земля обратится к истине и что Священное Писание исчерпывает Христианство, есть «жалкая мечта». Чаадаев отдавал предпочтение почитанию Христа в Евхаристии, а не чтению Библии дома (ср. П. Я. Чаадаев. Философические письма (в книге – П. Я. Чаадаев. Избранные сочинения и письма – Москва – 1991 – С. 138-139). Эти письма были написаны Чаадаевым по-французски; последние четыре письма были найдены советами в 1935 году – (примечание автора – А. М.).

232

В. С. Соловьев. Сочинения – Москва – 1994 – С. 107.

233

Там же – С. 107-108.

234

Там же – С. 108.

235

Ср. там же – С. 108.

236

Там же.

237

Там же.

238

Там же.

239

Г. Флоровский. Богословские отрывки – «Путь» – 1931 – Nr 31 – С. 5.

240

J. Tyciak. Das Herrenmysterium im byzantinischen Kirchenjahr – Freiburg – 1961 – C. 89.

241

Ср.О. Сullman. Christus und die Zeit, Zollikon-Zurich – 1948; эти же мысли O. Cullman развил в своей новой книге «Heil als Geschichte», Tubingen, 1965 – (примечание автора – А. М.).

242

Г. Флоровский. Богословские отрывки – С. 10.

243

Ср. Peri archon (Опыт христианской метафизики), Каунас 1928; О личности, Каунас 1929; Поэма о смерти, Каунас 1932. О жизни и идеях Карсавина, связанных с Христом, писалB. Schultze S. J., Russische Denker, Wien 1950, 405-19; о работе Карсавина в Литве и о его смерти в большевистской ссылке писалJ. Jakstasв статье «Судьба проф. Л. П. Карсавина» (на лит. яз.), статья была помещена в еженедельнике «Draugas» («Друг») 14 июня 1958 г. – (примечание автора – А. М.).

244

Л. Карсавин. Апологетический этюд – ж. «Путь» – 1926 – Nr 3 – С. 28.

245

Л. Карсавин. О началах (Опыт христианской метафизики) – Берлин – 1925 – С. 57.

246

А. Карташев. Русское христианствожурнал «Путь» – 1936 – Nr 51, – С. – 32.

247

J. Tyciak. Wege ostlicher Theologie – Bonn – 1946 – С. 108.

248

Ср.Н. Бердяев. Самопознание – Москва – 1991.

249

O. Clement. Transfigurer le temps. Notes sur le temps a la lumiere de la tradition orthodoxe. Neuchatel – 1959 – C. 129, 130, 159, 160.

250

С. Булгаков. О Царствии Божием – ж. «Путь» – 1928 – Nr 11 – С. 17.

251

Heraklit (tekstai) – Berlin – 1959 – C. 77 (8b).

252

Фр. Ницше. Так говорил Заратустра – Москва – 1990 – С.194. – Надо заметить, что идея периодичности повлияла и на израильских мыслителей, многие из них утверждали, что в мире нет ничего нового; то, что кажется новым, уже давно было. Однако философии истории Израиля не свойственен циклический характер, ибо она имела ясную цельобещание Бога прислать Мессию – обещание в новом абсолютном смысле – (примечание автора – А. М.).

253

Е. Трубецкой. Смысл жизни – в книге «Смысл жизни» (Антология) – Москва – 1994 – С. 296.

254

Там же – С. 296-297.

255

Там же – С. 282.

256

 Н. Бердяев. Смысл истории (Опыт философии человека) – Берлин – 1923 – С. 45.

257

Н.Бердяев. Философия свободного духа – Москва – 1994 – С. 195.

258

Из письма Вл. Соловьева к Е. Тавернье (1896) – в книге –Вл. Соловьев. О христианском единстве – Москва – 1994 – С. 328.

259

Там же – С. 328.

260

ср.С. Булгаков. Агнец Божий – С. 363-364.

261

Шалкаускис Стасис (1886-1941) – литовский католический философ, профессор Каунаского Университета. Учитель А. Мацейны.

262

См.С. Булгаков. Божий Агнецглава пятая «Дело Христово», часть вторая – «Первосвященническое служение Христа».

263

Подробнее об этом в заключительной главе – «Господин жатвы» (примечание автора – А. М.).

264

Wort und Mysterium. Der Briefwechsel uber Glauben und Kirche zwischen den Tubinger Theologen und dem Patriarchen von Konstantinopel, Witten – 1958 – C. 169.

265

Fr. Heiler. Katholischer und evangelischer Gottesdienst – Munchen – 1925 – C. 43; C. 46-

266

ср. Чин Мессы – Италия – 1993 – С 36-38; С. 66-68.

267

Н. В. Гоголь. Размышления о Божественной Литургии – Москва – 1990 – С. 17-18.

268

ср.Jeremijа II. Wort und Mysterium – C. 87-88.

269

Там же – С. 90.

270

С. Булгаков. Евхаристический догмат – ж. «Путь» – 1930 – Nr 20 – С – 3-10; ср.Н. Лосский. Магия и христианский культ – ж. «Путь» – 1932 – Nr 36 – С. 8. – Неудовлетворенность схоластической теорией трансcубстанциации чувствуется сегодня и в католическом, особенно в голандском, богословии, против крайностей которого направлена энциклика папы Павла II «Mysterium fidei». И все-таки папа, хотя и принимал термин «transsubstantiation», не запрещает дальнейшего осмысления этой великой тайны и усилий, направленных на ее уяснение человеческим разумом (о спорах голандцев по этому вопросу см – «Diskussion um die Realprasenz» в журнале «Herder-Korrespondenz» – 1965 – Nr 11 – C. 517-520 (примечаниеавтора – А. М.).

271

Ср.С. Булгаков. Святый Грааль – ж. «Путь» – 1932 – Nr 32 – С. 31.

272

Ср.F. Haase. Die religiose Psyche des russischen Volkes – Leipzig – 1921;P. Pascal– Die russische Volks-frommigkeit – ж. «Kyrios» – 1962 – Nr 2 – C. 81.

273

Ср.H. G. Beck– Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich – Munchen – 1959 – C. 425.

274

По-видимому, Мацейна имеет в виду Феофана Начертанного (ск. ок. 847), который написал четыре книги, писал стихи, известность приобрел как составитель канонов.

275

ср.Б. Бобринский.

Скачать:PDFTXT

Мацейна Антанас Агнец Божий читать, Мацейна Антанас Агнец Божий читать бесплатно, Мацейна Антанас Агнец Божий читать онлайн