в Русской Православной Церкви, свидетельствуетН. Лесковв своем романе «Соборяне» (1872), описывая сцену, в которой епископ советует протоирею Туберозову не жаловаться на свою тяжкую жизнь, а читать книгу «О подражании Христу» (Н. С. Лесков– Собрание сочинений. – Москва – 1957 – Т. 4 – С. 31.) – (Примечание автора – А. М.).
156
Аврелий Августин– Исповедь – Москва – 1997 – С. 5.
157
Там же.
158
Там же.
159
Там же.
160
О смятенном состоянии человека, мечущегося в поисках Бога, прекрасно пишет священникПранас Гайдамавичюсв своей книге «Великое смятение» (на лит. яз.), Putnam, 1961; ср.G. Marcel, Der Mensch als Problem? Frankfurt / M, 1956. – (примечаниеавтора– А. М.).
161
Николая Кавасилы, Архиепископа Фессалоникскаго Семь слов О жизни во Христе – Москва – 1874 – С. 8-9.
162
Там же – С. 125.
163
Там же – С. 7.
164
Там же – С. 8.
165
Там же – С. 8.
166
Там же – С. 7.
167
Там же – С. 7.
168
Там же – С. 121.
169
Там же – С. 123.
170
Там же – С. 138.
171
ср. там же – С. 128. У Н. Кавасилы – «ибо ничто не священно столько, как человек, с коим и по естеству соединился Бог».
172
Там же – С. 128.
173
Там же – С. 23.
174
Филаретамитрополита Московского и Коломенского Творения – Москва – 1994 – С. 97.
175
Прот. Георгий Флоровский. Пути русскаго богословия – Париж – 1937 – С. 181.
176
Николая Кавасилы, Архиепископа Фессалоникского Семь слов о жизни во Христе – Москва – 1874 – С 125-126.
177
Филаретамитрополита Московского и Коломенского Творения – Москва – 1994 – С. 102.
178
Там же – С. 103.
179
Там же – С. 99.
180
Там же – С. 102.
181
Там же – С. 102-103.
182
Николая Кавасилы, архиепископа Фессалоникскаго Семь слов о жизни во Христе – Москва – 1874 – С. 53.
183
ср.V. Zenkowsky. Das Bild des Menschen in der Ostkirche – Stuttgart – 1951 – C. 63-64.
184
Там же – С. 64.
185
Там же – С. 68.
186
Там же – С. 68.
187
Ср.П. А. Флоренский– Столп и утверждение Истины – Москва – 1914; развитая в этом произведении софиология оказала большое влияние на С. Булгакова (примечание автора – А. М.).
188
Ср.С. Верховской– «Христианство» и «Христос» (в сборнике «Православие в жизни») – Нью-Йорк – 1953 – С. 327, 365.
189
С. Н. Булгаков– Православие (очерки учения Православной Церкви) – Киев – 1991 – 162.
190
Прот.Сергий Булгаков.Агнец Божий – С. 409.
191
Там же – С. 267.
192
Там же – С. 456 и весь раздел «Царское служение Христа» – С. 438-468 (примечание автора – А. М.).
193
Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Цнркви (в книге «Мистическое богословие») – Киев – 1991) – С. 193.
194
Ср.Б. Вышеславцев. Образ Божий в существе человека – «Путь» – 1935 – Nr 49 – С. 48 – 71.
195
Н. Бердяев. Философия свободного духа (ч. 2, гл. 6) – Москва – 1994 – С. 139.
196
Н. Бердяев.Философия свободного духа – Москва – 1994 – 144.
197
Там же.
198
Там же.
199
С Н. Булгаков.Православие (Очерки учения Православной Церкви) – Киев – 1991 – С. 10.
200
Николая КавасилыАрхиепископа Фессалоникскаго Семь слов о жизни во Христе – С. 113.
201
Там же.
202
Там же – С. 114.
203
Там же.
204
Там же.
205
С Булгаков.Агнец Божий – С. 258.
206
Там же.
207
С. Франк.Реальность и человек – Москва – 1997 – С. 321.
208
С. Булгаков.Агнец Божий – С. 270.
209
С. Булгаков.Агнец Божий – С. 161.
210
Там же – С. 161-162.
211
Н. А. Бердяев.Философия свободного духа – Москва – 1994 – С. 133.
212
Н. Кавасила.Семь слов о жизни во Христе – С. 154.
213
Там же – 156.
214
Там же – 155.
215
Автономиянравственная – признание особых, независимых от действительности, внутренних законов духа, которыми определяется нравственное начало.
216
Права человека (Основные международные документы) – Москва – 1989 – С. 135-138.
217
R. Garaudy. Communiste et catholiques 1’apres 1’encycliquePacem in terris– в журнале «Cahiers du Communisme» – Paris – 1963 – Nr 7-8.
218
Г. Сковорода.Сочинения в двух томах – Т. 1 – Москва – 1973 – С. 125.
219
Западно-гуманнистическое толкование этого мифа дано француским философомL. Lavell’ем, L’Erreur de Narcisse, Paris 1936 – (примечание автора – А. М.).
220
Ф. М. Достоевский.Об искусстве – Москва – 1973 – С. 379; Мысль, высказанная в приведенном выше письме к Н. Д. Фонвизиной (20 февраля 1854 г.), неоднократно повторялась Достоевским и в романах (ср. «Бесы») и в записных книжках, что свидетельствует не о кратковременном увлечении этой мыслью, а о глубоком, длившемся всю жизнь, веровании – (примечание автора – А. М.).
221
В. Соловьев.О христианском единстве – Москва – 1994 – С. 98. – Мысли о Христе как о явленной конкретной Истине Соловьев изложил в своей работе «История и будущность теократии» (1885-87); эта работа осталась незаконченной (примечание автора – А. М.).
222
Н. Бердяев.Философия творчества, культуры и искусства – М. – 1994 – С. 66.
223
Там же – С. 65.
224
Там же.
225
Например, по мнениюK. Jaspers’а, Христос как вочеловечившийся Бог, с философской точки зрения, невозможен; Христос, как реально явленный Бог, ужасающаяя вещь. По мнению, K. Jaspers’а, Христос может быть понят только как шифр (обозначение, символ), а не как «воплотившийся Бог» (Der Philosophische Glaube angesichts der Offenbarung, Munchen 1963, Стр. 225, 227 – (примечание автора – А. М.).
226
Вл. Соловьев.Три разговора – Москва – 1991 – С. 173.
227
Там же – С. 174-175.
228
Там же – С. 177.
229
Там же.
230
Подробнее об этом см.А. Мацейна.«Тайна беззакония» – Санкт-Петербург – 1999.
231
Еще до Соловьева такой же установки придерживалсяП. Я. Чаадаев(1794-1856), который выступал против библейского движения, которое в те годы распространяли в России пиетисты. Он утверждал, что воображать, что стоит только распространить Писание по всей земле, и земля обратится к истине и что Священное Писание исчерпывает Христианство, есть «жалкая мечта». Чаадаев отдавал предпочтение почитанию Христа в Евхаристии, а не чтению Библии дома (ср. П. Я. Чаадаев. Философические письма (в книге – П. Я. Чаадаев. Избранные сочинения и письма – Москва – 1991 – С. 138-139). Эти письма были написаны Чаадаевым по-французски; последние четыре письма были найдены советами в 1935 году – (примечание автора – А. М.).
232
В. С. Соловьев. Сочинения – Москва – 1994 – С. 107.
233
Там же – С. 107-108.
234
Там же – С. 108.
235
Ср. там же – С. 108.
236
Там же.
237
Там же.
238
Там же.
239
Г. Флоровский. Богословские отрывки – «Путь» – 1931 – Nr 31 – С. 5.
240
J. Tyciak. Das Herrenmysterium im byzantinischen Kirchenjahr – Freiburg – 1961 – C. 89.
241
Ср.О. Сullman. Christus und die Zeit, Zollikon-Zurich – 1948; эти же мысли O. Cullman развил в своей новой книге «Heil als Geschichte», Tubingen, 1965 – (примечание автора – А. М.).
242
Г. Флоровский. Богословские отрывки – С. 10.
243
Ср. Peri archon (Опыт христианской метафизики), Каунас 1928; О личности, Каунас 1929; Поэма о смерти, Каунас 1932. О жизни и идеях Карсавина, связанных с Христом, писалB. Schultze S. J., Russische Denker, Wien 1950, 405-19; о работе Карсавина в Литве и о его смерти в большевистской ссылке писалJ. Jakstasв статье «Судьба проф. Л. П. Карсавина» (на лит. яз.), статья была помещена в еженедельнике «Draugas» («Друг») 14 июня 1958 г. – (примечание автора – А. М.).
244
Л. Карсавин. Апологетический этюд – ж. «Путь» – 1926 – Nr 3 – С. 28.
245
Л. Карсавин. О началах (Опыт христианской метафизики) – Берлин – 1925 – С. 57.
246
А. Карташев. Русское христианство – журнал «Путь» – 1936 – Nr 51, – С. – 32.
247
J. Tyciak. Wege ostlicher Theologie – Bonn – 1946 – С. 108.
248
Ср.Н. Бердяев. Самопознание – Москва – 1991.
249
O. Clement. Transfigurer le temps. Notes sur le temps a la lumiere de la tradition orthodoxe. Neuchatel – 1959 – C. 129, 130, 159, 160.
250
С. Булгаков. О Царствии Божием – ж. «Путь» – 1928 – Nr 11 – С. 17.
251
Heraklit (tekstai) – Berlin – 1959 – C. 77 (8b).
252
Фр. Ницше. Так говорил Заратустра – Москва – 1990 – С.194. – Надо заметить, что идея периодичности повлияла и на израильских мыслителей, многие из них утверждали, что в мире нет ничего нового; то, что кажется новым, уже давно было. Однако философии истории Израиля не свойственен циклический характер, ибо она имела ясную цель – обещание Бога прислать Мессию – обещание в новом абсолютном смысле – (примечание автора – А. М.).
253
Е. Трубецкой. Смысл жизни – в книге «Смысл жизни» (Антология) – Москва – 1994 – С. 296.
254
Там же – С. 296-297.
255
Там же – С. 282.
256
Н. Бердяев. Смысл истории (Опыт философии человека) – Берлин – 1923 – С. 45.
257
Н.Бердяев. Философия свободного духа – Москва – 1994 – С. 195.
258
Из письма Вл. Соловьева к Е. Тавернье (1896) – в книге –Вл. Соловьев. О христианском единстве – Москва – 1994 – С. 328.
259
Там же – С. 328.
260
ср.С. Булгаков. Агнец Божий – С. 363-364.
261
Шалкаускис Стасис (1886-1941) – литовский католический философ, профессор Каунаского Университета. Учитель А. Мацейны.
262
См.С. Булгаков. Божий Агнец – глава пятая «Дело Христово», часть вторая – «Первосвященническое служение Христа».
263
Подробнее об этом в заключительной главе – «Господин жатвы» (примечание автора – А. М.).
264
Wort und Mysterium. Der Briefwechsel uber Glauben und Kirche zwischen den Tubinger Theologen und dem Patriarchen von Konstantinopel, Witten – 1958 – C. 169.
265
Fr. Heiler. Katholischer und evangelischer Gottesdienst – Munchen – 1925 – C. 43; C. 46-
266
ср. Чин Мессы – Италия – 1993 – С 36-38; С. 66-68.
267
Н. В. Гоголь. Размышления о Божественной Литургии – Москва – 1990 – С. 17-18.
268
ср.Jeremijа II. Wort und Mysterium – C. 87-88.
269
Там же – С. 90.
270
С. Булгаков. Евхаристический догмат – ж. «Путь» – 1930 – Nr 20 – С – 3-10; ср.Н. Лосский. Магия и христианский культ – ж. «Путь» – 1932 – Nr 36 – С. 8. – Неудовлетворенность схоластической теорией трансcубстанциации чувствуется сегодня и в католическом, особенно в голандском, богословии, против крайностей которого направлена энциклика папы Павла II «Mysterium fidei». И все-таки папа, хотя и принимал термин «transsubstantiation», не запрещает дальнейшего осмысления этой великой тайны и усилий, направленных на ее уяснение человеческим разумом (о спорах голандцев по этому вопросу см – «Diskussion um die Realprasenz» в журнале «Herder-Korrespondenz» – 1965 – Nr 11 – C. 517-520 (примечаниеавтора – А. М.).
271
Ср.С. Булгаков. Святый Грааль – ж. «Путь» – 1932 – Nr 32 – С. 31.
272
Ср.F. Haase. Die religiose Psyche des russischen Volkes – Leipzig – 1921;P. Pascal– Die russische Volks-frommigkeit – ж. «Kyrios» – 1962 – Nr 2 – C. 81.
273
Ср.H. G. Beck– Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich – Munchen – 1959 – C. 425.
274
По-видимому, Мацейна имеет в виду Феофана Начертанного (ск. ок. 847), который написал четыре книги, писал стихи, известность приобрел как составитель канонов.
275
ср.Б. Бобринский.