себе более живым для ощущения, но не достойным созерцания и прекрасным…» (Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 63). В. Перпеет отмечает недостаточную осведомленность Канта, никогда не покидавшего Восточную Пруссию, в изобразительном искусстве. «Вокруг него были только произведения малых форм и прикладного искусства. О большом изобразительном искусстве он знал по литературе» (Perpeet W. Das Sein der Kunst und die Kunstphilosophische Methode. Freiburg; Munchen, 1970. S. 14).
119
Kant I. Gesammelte Schriften. Bd.. V. S. 326.
120
Ibid. S. 328.
121
Приведенный текст представляет собой реконструкцию, осуществленную автором данной книги на основании неудобочитаемого русского перевода письма Канта (оригинал утерян), сохранившегося среди подготовительных материалов к неосуществленному русскому изданию трактата А. М. Белосель-ского «Дианиология» (Dianyologie ou tableau philosophique de l’entendement. Dresden, 1790). Хранящийся в ЦГАЛИ текст и обратный перевод на немецкий воспроизведены в кн.: Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 587.
122
Kant I. Briefwechsel. Hamburg. 1972. S. 634.
123
Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 280.
124
Там же. Т. 6. С. 32.
125
Там же. С. 102.
126
Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 2. С. 442.
127
Кант И. Собр. соч. Т. 6. С. 62. Далее следует пояснение о человеке, который вступил на путь добра, «ведь начал-то он все же со зла и загладить эту вину он уже никогда не сможет. То, что после перемен в своем сердце он больше уже не совершает никаких новых провинностей, все же не позволяет человеку считать, что этим он возмещает старые… Эта вина… в высшей степени яичная вина…» (там же. С. 74–75).
128
Там же. С. 138.
129
Там же. С. 135. Иудаизм добивается создания «мессианского государства на земле, чтобы господствовать над всеми народами (гоями)» (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XXШ. S. 112).
130
Кант И. Собр. соч. Т. 6. С. 184. «Богослужебная» религия — это «как бы опиум» для совести (см. там же. С. 82).
131
Там же. Т. 8. С. 216–217.
132
Там же. Т. 6. С. 158.
133
Там же. Т. 8. С. 76.
134
Kant I. Gesammelte Schriften. Bd.. XVI. S. 390. В другом месте: «Бог- не существо вне меня, а лишь моя мысль» (Ibid. Bd. XX. S. 145).
135
См.: Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 563.
136
Кант И. Собр. соч. Т. 7. С. 35–36. Все пояснения к этой статье ироничны.
137
Там же. Т. 6. С. 305.
138
Там же. С. 352, 354.
139
Там же. С. 356.
140
Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. VII. S. 85. Кант обращает свой взор на Восток, в сторону гигантской империи, где народ лишен элементарных прав, и задается вопросом, «не предстоит ли нам еще одна революция, которую осуществит славянское племя» (Ibid. Bd. XV. S. 879).
141
Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 193.
142
Там же. С. 278.
143
Там же. Т. 7. С. 138.
144
Там же. С. 151.
145
Там же. С. 282. В черновиках читаем: «Есть красота в познаниях разума» (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 310).
146
Кант И. Собр. соч. Т. 7. С. 267–268.
147
Там же. С. 262.
148
Якоби Ф. Г. О трансцендентальном идеализме // Новые идеи в философии. СПб., 1914. Сб. 12. С. 9- Разбор аргументов Якоби см.: Дич С. Кантовский парадокс Якоби // Кантовский сборник. Калининград. 1982. Вып. 7.
149
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 206. Об остроте развернувшейся полемики свидетельствуют следующие данные: за последние 20 лет жизни Канта было опубликовано примерно 2000 книг и статей о его философии, написанных 7000 авторами. Такого в истории философии еще не было.
150
Фишер К. История новой философии. СПб., 1905. Т. 3. С. 692. А вот мнение великого современника: «Гердер стал теперь совсем патологической натурой, и все, что он пишет, кажется мне продуктом недуга, извергаемым его организмом, отчего он, однако, не выздоравливает. Что мне в нем кажется отвратительным и действительно мерзким, это его трусливая дряблость при каком-то внутреннем упрямстве и резкости. Он испытывает ядовитую зависть ко всему доброму и энергичному и прикидывается, будто покровительствует всему среднему. Гёте он говорил самые оскорбительные вещи о его „Мейстере“. Против Канта и новых философов он скопил в душе много яда…» (Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 7. С. 455).
151
Всего было две рецензии и одна заметка по поводу первой рецензии (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. VIII. S. 43–66). Русский перевод см.: Кант И. Собр. соч. Т. 6. С. 37–51 (первая рецензия) и «Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта». Калининград, 1980. Вып. 5. С. 110–118 (заметка и вторая рецензия). Кант давно с неудовольствием наблюдал за творчеством своего ученика. К середине 70-х годов относится следующая черновая заметка: «Гердер портит головы, вселяя в них уверенность, что можно высказывать всеобщие суждения, не продумав принципы, исходя только из эмпирии» (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 399).
152
Herder J. G. Metakritik der Kritik der reinen Vernunft. Berlin, 1955. S. 58. Надо сказать, что в распоряжении Гердера, когда он работал над своей «Метакритикой», находилась небольшая, но содержательная работа И. Г. Гамана «Метакритика пуризма чистого разума», написанная еще в 1784 г. и увидевшая свет только в 1800 г. Гаман говорил о невозможности «очистить» разум от традиций, чувственного опыта и языка; о том, что наши представления о времени выработаны с помощью двух чувств — зрения и слуха и представляют собой «матрицы созерцания» (Натапп J. G. Samtliche Werke. Wien. 1951. Bd. III. S. 286).
153
Herder J. G. Metakritik… S. 77.
154
Ibid. S. 135.
155
Herder J. G. Kalligone. Weimar, 1955. S. 53.
156
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 566.
157
Herder J. G. Kalligone. S. 254.
158
Herder J. G. Samtliche Werke. Bd. XVII. S. 183.
159
Schiller F. Samtliche Werke. Munchen, 1959. Bd. V. S. 290.
160
Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1935. С. 203.
161
Там же. С. 211.
162
Там же. С. 245.
163
Там же. С. 267.
164
Там же. С. 260.
165
Гегель. Соч.: В 14 т. М., 1938. Т. XII. С. 65.
166
Шиллер Ф. Собр. соч. М., 1957. Т. 4. С. 26–27. Шиллеру принадлежит афоризм «Всемирная история — вот Страшный суд».
167
Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. М.-Л., 1934. С. 640.
168
За событиями в Майнце и деятельностью Форстера следила вся интеллектуальная Германия. Оценки расходились, как и настроения. Вот мнение Шиллера: «Поведение Форстера, конечно, осуждают все, и я предвижу, что он выйдет из этого дела со стыдом и раскаянием» (Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 7. С. 275). Каролина Бёмер, будущая жена Шеллинга, оказавшаяся в эти дни в Майнце, была воодушевлена событиями, происходившими на ее глазах: «Я не могу не прославить поведение Форстера» (Begegnung mit Karoline. Leipzig, 1979. S. 158).
169
Forster G. Samtliche Werke. Bd. IX. S. 31.
170
Форстер Г. Избр. произв. М., 1960. С. 552.
171
Немецкие демократы XVIII века. М., 1956. С. 363.
172
Forster G. Samtliche Werke. Bd. IX. S. 55–56. Форстер так и не узнал, что автором заинтересовавшей его книги был К. В. Фрёлих (Frohlich С. W. Ober den Menschen und seine Verhaltnisse. Berlin, 1960). Другое утопическое произведение того времени — Ziegenhagen F. H. Lehre vom richtigen Verhaltnissen zu den Schopfungswerken… Hamburg, 1792. См. также: Steiner G. Franz Heinrich Ziegenhagen und seine Verhaltnisslehre. Berlin, 1962.
173
Deutsche Monatsschrift. Berlin, 1794. Juni. S. 154.
174
Радищев А. Н. Избр. произв. М., 1952. С. 170.
175
Bibliothek der deutschen Aufklarer des achzehnten Jahrhunderts. Heft V. Leipzig, 1846. S. 257.
176
Под названием «Спиноза-второй» в 1787 г. в Германии был издан перевод атеистической книги «Мысли Бенедикта Спинозы», впервые вышедшей в 1719 г. в Голландии на французском языке (см.: Анонимные атеистические трактаты. М., 1969. С. 133–195).
177
Knoblauch К. Die Nachtwachen des Einsiedlers zu Athos. 1790. S. 39.
178
Mauvillions Briefwechsel. 1801. S. 219.
179
Knoblauch K. Politisch-Philosophische Gesprache. Berlin, 1790, S. 150.
180
Fichte J. G. Von den Pflichten der Gelehrten. Berlin, 1972. Полное собрание сочинений Фихте было издано его сыном (Fichte G. Samtliche Werke. Bd. 1-VIII. Berlin, 1845–1846; Nachgelassene Werke. Bd. I–III. Bonn, 1834–1835; Nachdriick: Fichtes Werke. Bd. I–XI. Berlin, 1971). Баварская академия наук начала выпускать 30-томное издание: Fichte J. G. Gesamtausgabe. Stuttgart, 1962 ff. В настоящее время издание продолжается.
181
Письмо Ансельма Фейербаха. Цит. по: Фишер К. История новой философии. СПб., 1909. Т. 6. С. 140.
182
Fichte J. G. Briefe. Leipzig (о. J.) S. 52.
183
Fichte J. G. Versuch einer Kritik aller Offenbarung. Hamburg, 1983. S. 24.
184
Fichte J. G. Beitrage zur Berichtung der Urteile des Publikums iiber die franzosische Revolution. Leipzig, (o. J.). S. 19. О влиянии французской революции на молодого Фихте см.: Scheel H. Deutscher Jakobinismus und deutsche Nation. Berlin, 1966.
185
Fichte J. G. Beitrage… S. 13.
186
Ibid. S. 82.
187
Fichte J. G. Briefe, S. 203.
188
Ibid. S. 112.
189
Фихте И. Г. Избр. соч. М., 1916. Т. 1. С. 72 (указанный том в данном издании оказался единственным, в него включены основные теоретико-познавательные труды Фихте йенского периода).
190
Там же. С. 63.
191
Там же. С. 492.
192
Там же. С. 152.
193
Там же. С. 81. О проблеме предметности в философии раннего Фихте см.: Bohmer О. Faktizitat und Erkenntnisbegriindung. Frankfurt a. M. 1979.
194
Фихте И. Г. Избр. соч. Т. 1. С. 91.
195
Там же. С. 106.
196
Там же. С. 113–114.
197
Там же. С. 119. Прекрасный разбор фихтевского учения о синтезирующей деятельности познающего Я читатель найдет в кн.: Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М., 1979.
198
Фихте И. Г. Избр. соч. Т. 1. С. 189–190.
199
Там же. С. 192. «Если Я рефлектирует о самом себе и тем самым определяет себя, то Не-я является бесконечным и неограниченным. Если же, наоборот, Я рефлектирует Не-я вообще (о мироздании) и тем определяет его, то оно само является бесконечным. В представлении Я и Не-я находятся, стало быть, во взаимодействии; если одно из них конечно, то другое является бесконечным, и наоборот; одно же из них всегда бывает бесконечным — (В этом содержится основание установленных Кантом антиномий)» (там же. С. 222).
200
Там же. С. 193.
201
Там же. С. 197.
202
Там же. С. 321. У Фихте здесь изумительная, непереводимая игра слов: Empfindung gleichsam In-sich-flndung. Ныне экспериментально доказано, что адекватный чувственный образ конструируется нашими рецепторами, «обнаруживается в массе неадекватных» (см. прим. 11 к гл. II). Кант высказал гениальную догадку о синтезирующей деятельности чувств; Фихте уже уверенно говорит о том, что созерцание — творческий процесс.
203
Там же. С. 397.
204
Там же. С. 209.
205
Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 263. У Фихте хватило такта ответить в печати сдержанно. Но в письмах он изливал душу. Канта он называл «головой на три четверти», его учение — «сплошной бессмыслицей», его поведение «проституированием», уверял, что кёнигсбергский старец «свою собственную философию, с которой он никогда не был в ладах, теперь совершенно не знает и не понимает» (Fichte J. G. Briefe, S. 203; 210).
206
Фихте И. Г. Избр. соч. Т. 1. С. 417. Термин «интеллигенция» у Фихте и Шеллинга означает духовную субстанцию.
207
Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 488.
208
Фихте И.