Скачать:PDFTXT
Немецкая классическая философия

студенческих конспектов, сведенных воедино независимо от того, к каким годам они относятся. Лучшим считался текст, подготовленный в 1840 г. Бруно Бауэром. С одного из его воспроизведений был сделан русский перевод. При подготовке советского издания была учтена рукопись Бруно Бауэра, хранящаяся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма. Автору этих строк, редактировавшему издание, удалось выполнить лишь частичную сверку опубликованного текста с оригиналом. Работу по сверке успешно завершил сотрудник Архива Гегеля в Бохуме доктор В. Йешке, установивший аутентичность публикации и отметивший лишь самые незначительные разночтения с оригиналом. Ныне В. Йешке предпринял (в рамках серии «Избранные лекционные курсы» Гегеля, выпускаемой издательством «Майнер») новое трехтомное издание «Лекций по философии религии», построенное по совершенно иному принципу: отдельно печатается текст, принадлежащий Гегелю, и отдельно (без каких-либо купюр или иного редакционного вмешательства) — студенческие записи 1824, 1827, 1831 гг. Перед читателем встает картина движения гегелевской мысли, уточнения отдельных положений, аргументации и т. д. Для исследователя это неоценимый материал (Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber Philosophic der Religion. T 1. Hamburg, 1983–1985).

434

Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1. С. 380.

435

Там же. С. 400.

436

Там же. Т. 2. С. 207.

437

См. Bloch E. Subjekt — Objekt. Berlin, 1952. S. 33. Фраза произнесена в дамском обществе. Но в каждой шутке есть доля правды.

438

Гегель. Соч. Т. IX. С. 9.

439

Там же. С. 241.

440

Там же. С. 246.

441

Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber die Geschichte der Philosophic, Leipzig, 1982. Bd. 1. S. 376. Ф. Шлегелю ирония представлялась в виде «постоянной смены самосозидания и самоуничтожения» {Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 1. С. 291).

442

Гегель. Соч. Т. XI. С. 512.

443

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. II. С. 339. Справедливо замечает Н. Я. Берковский: «Не надо забывать, что в романтизме есть и томление по реальности, простой, наглядной, по конкретностям, готовым идти людям в руки. Романтизм не огражден от соприкосновений с конкретностями, с бытом, от вторжения их в его собственную среду, так как он сам же хочет того. Романтизм разрушает объект в его обыденных чертах, и романтизм стремится в том же объекте найти для себя опору» {Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Д., 1973. С. 85).

444

Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 3. S. 354. Прямо против философии истории Гегеля направлены некоторые пассажи в работе Гумбольдта «О задаче историка». Он говорит об ошибке, которую «допускает так называемая философская история» {Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 4. S. 46). «Философская история» — термин Гегеля.

445

Цит. по: Briefe von und an Hegel. Bd. 3. S. 406.

446

Ibid. S. 424.

447

Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. С. 750–753.

448

Schelling F. W. J. Die Weltalter. Fragmente. Munchen, 1966. S. 75.

449

Ibid. S. 32. Цитата взята из самого раннего варианта трактата. В более поздних усиливается идеалистическая тенденция. Эту эволюцию взглядов Шеллинга не учитывают иные исследователи. В результате — различие в оценках. Так, Ю. Хабермас пишет о «потаенном материализме философии „Мировых эпох“» (Habermas J. Theorie und Praxis. Frankfurt a. M., 1980, 1980. S. 215). Против такой интерпретации выступает П. Эстеррайх, усматривающий в «Мировых эпохах» развитие мифологизирующих тенденций {Osterreich P. Philosophie, Mythos und Lebenswelt. Frankfurt a. M., 1984).

450

Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Bd. X. S. 140.

451

Ibid. S. 153.

452

Цит. по: Dietzsch St. Schelling. Leipzig, 1978. S. 94. В. Фёрстер отмечает, что «реабилитация чувственности, осуществленная Людвигом Фейербахом, его переход к материалистической интерпретации природы были вызваны в значительной степени ходом рассуждений в натурфилософии Шеллинга» (Natur und geschichtlicher Prozess, Frankfurt a. M., 1984. S. 190).

453

Schelling F. W. J. Grundlegung der positiven Philosophie. Torino, 1973. S. 82.

454

Natur und geschichtlicher Prozess. S. 69.

455

Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Bd. X. S. 290. Трем способностям души соответствуют три вида «гениальности», т. е. творческой способности, художественная, научная, религиозная (моральная).

456

Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 442.

457

Бауэр Б. Трубный глас Страшного суда над Гегелем. М., 1933. С. 127.

458

Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч. Т. 21. С. 280–281.

459

Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1982. Т. 4. С. 240.

460

Виндельбанд В. История новой философии. СПб., 1905. Т. 2. С. 301.

461

Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955, Т. I. С. 508–509.

462

Knebel К. L. Literarischer Nachlass und Briefwechsel. Leipzig, 1840. Bd. 3. S. 410. Подробнее о Кнебеле и о других предшественниках Фейербаха см.: Гулыга А. Из истории немецкого материализма. М., 1962.

463

Фейербах Л. История философии: В Зт. М., 1974. Т. 3. С. 273.

464

Briefe von und an Hegel. Bd. HI. S. 247.

465

Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, Т. 1. С. 243.

466

Там же. С. 244.

467

Фейербах Л. История философии. М., 1974. Т. 1. С. 54–55.

468

Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 1. Berlin, 1961. S. 338. Это издание, начатое АН ГДР, после его завершения будет наиболее полным. Предполагалось выпустить 20 томов.

469

Ibid. Bd. 9. S. 6.

470

Фейербах Л. История философии. Т. 1. С. 222. В разделе о Бёме Фейербах посвятил специальный параграф его антропологии, который заканчивается афоризмом Парацельса «Одна природа — наша наставница» (там же. С. 223).

471

Там же. С. 435.

472

Там же. С. 500.

473

Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 10.

474

Фейербах Л. История философии. Т. 3. С. 349.

475

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 53.

476

Там же. С. 82–84.

477

Там же. С. 70.

478

Там же. С. 208–209. Цитата заимствована из чернового наброска неотосланного ответа на письмо К. Маркса (2 октября 1843 г.), который просил Фейербаха выступить с критикой Шеллинга.

479

Там же. С. 79.

480

Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 316.

481

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 267.

482

ФейербахЛ. Избранные философские произведения. Т. II. С. 32.

483

Там же. С. 546.

484

Там же. С. 146.

485

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 224.

486

Фейербах Л. Там же. Т. II. С. 420.

487

Там же. С. 420. В русском тексте Wesen ошибочно переведено как «существо», a Gemeinschaft — как «общественность».

488

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 194–195. Перевод выправлен по: Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 329.

489

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1. В тексте цитируемого издания вместо «в грязно-иудейской» стоит «в грязно-торгашеской». Не говоря о недопустимости сведения иудейства к торгашеству, в таком переводе исчезает желание Канта акцентировать внимание на Ветхом Завете.

490

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 145.

491

Там же. С. 421.

492

«Быть без религии — значит думать только о себе; иметь религию значит думать о других» (Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 414).

493

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 161.

494

Там же. С. 167.

495

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 117. В оригинале употреблен глагол entaussern (Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 246), буквально означающий «экстериоризировать», «овнешнять».

496

Там же. С. 302–304.

497

Там же. С. 308–309.

498

Там же. С. 105. «В чем заключается добродетель, достоинство человека как мужчины? — В мужественности. Человека как женщины — В женственности» (там же. С. 124).

499

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 591.

500

Там же. С. 641.

501

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 144.

502

Hettner H. Schriften zur Literatur. Berlin, 1959. S. 5.

503

Вагнер P. Избр. работы. М., 1978. С. 142.

504

Шопенгауэр А. О воле в природе // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. М., 1993. С. 13.

505

Hubscher A. Schopenhauer: Biographie eines Weltbildes. — Stuttgart, 1967. S. 2.

506

Шопенгауэр считал счастье по природе своей негативным, это «не изначальное, само явившееся нам счастье, а всегда удовлетворение желания» {Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. М., 1993. С. 419–420).

507

См., например: Funke G. Ethik als Grundwissenschaft: Handeln aus Klugheit, Neigung, Pflicht, Mitleid//Schopenhauer-Jahrbuch. — Frankfurt a. M., 1989. Bd. 70. S. 19–42.

508

Шопенгауэр А. О четверояком корне… С. 143.

509

См.: Мееровский Б. В., Нарский И. С. Философия мировой воли и скорби // Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. С. 645–646; Autrum H. Der Wille in der Natur und die Biologie heute // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1969. Bd. 50. S. 89-101; Morgenstern M. Schopenhauers Philosophie der Naturwissenschaften. Bonn, 1985.

510

Нефедов Е. И. Взаимодействие физических полей с живым веществом. Тула, 1995; см. также: Sediak W. Homo electronicus. W-wa, 1980 (Реферат на эту книгу опубликован в журнале «Культурология: XX век: Дайджест». М., 1996. № 1. С. 12).

511

Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. I. M., 1993. С. 141.

512

Там же. С. 149.

513

Об этом см.: Primer H. Das Problem des Materialismus in der Philosophie Arthur Schopenhauer Frankfurt a. M., 1984; см. также, например, мнение английского историка науки Б. Мейджи: «До Дарвина он выдвинул эволюционный взгляд на дух, усмотрев в сущностном плане, что это механизм выживания, который был необходим как некоторая ступень в эволюции живых организмов» (См.: Magee В. The philosophy of Schopenhauer. Oxford, 1983, p. 156).

514

Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. С. 228. Ср. также: «На каждой ступени, освященной познанием, воля является себе как индивид» (там же. С. 412).

515

Там же. С. 258.

516

Там же. С. 288.

517

Там же. С. 298–299.

518

Там же. С. 377.

519

Там же. С. 346.

520

Becker A. Arthur Schopenhauer und Sigmund Freud: Historische und charakterologische Grundlagen ihrer gemeinsamen Denksrukturen // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1971. Bd. 52. S. 114–156.

521

Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. С. 317.

522

Там же. С. 311.

523

Асмус В. Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике // Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 11.

524

См. настоящее издание: гл. 2, 3.

525

В 1989 г. в Вене был издан сборник материалов конференции, посвященной попыткам интегрировать наследие Шопенгауэра в философию и эстетику постмодернизма (см.: Schopenhauer in der Postmoderne. — Wien, 1989). См. также работу Брюггера, посвященную данной проблеме: Brugger P. Die doppesinnige Aufhebung der negativen Wertungen in Schopenhauers Aesthetik//Schopenhauer-Jahrbuch. — Frankfurt a. M., 1988. Bd. 69. S. 199–211.

526

Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. С. 432.

527

Там же. С. 421.

528

Благодать и вера причастны к конституирующей составляющей учения Шопенгауэра: «…мы помним, писал он, что эстетическое наслаждение прекрасным состоит в том, что, вступая в состояние чистого созерцания, мы на мгновение отрешаемся от всякого воления и… превращаемся в освобожденный от воли вечный субъект познания, коррелят идеи; мы знаем, что эти мгновения, когда мы, освободившись от жесткого напора воли, как бы возносимся над тяжелой атмосферой Земли, — самые блаженные из всех нам известных. Из этого можно сделать вывод, как блаженна должна быть жизнь индивида, если она укрощена не на мгновения, как при наслаждении прекрасным, а навсегдаПокой и блаженство предстают перед нами только как соцветие, возникшее из

Скачать:PDFTXT

Немецкая классическая философия читать, Немецкая классическая философия читать бесплатно, Немецкая классическая философия читать онлайн