студенческих конспектов, сведенных воедино независимо от того, к каким годам они относятся. Лучшим считался текст, подготовленный в 1840 г. Бруно Бауэром. С одного из его воспроизведений был сделан русский перевод. При подготовке советского издания была учтена рукопись Бруно Бауэра, хранящаяся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма. Автору этих строк, редактировавшему издание, удалось выполнить лишь частичную сверку опубликованного текста с оригиналом. Работу по сверке успешно завершил сотрудник Архива Гегеля в Бохуме доктор В. Йешке, установивший аутентичность публикации и отметивший лишь самые незначительные разночтения с оригиналом. Ныне В. Йешке предпринял (в рамках серии «Избранные лекционные курсы» Гегеля, выпускаемой издательством «Майнер») новое трехтомное издание «Лекций по философии религии», построенное по совершенно иному принципу: отдельно печатается текст, принадлежащий Гегелю, и отдельно (без каких-либо купюр или иного редакционного вмешательства) — студенческие записи 1824, 1827, 1831 гг. Перед читателем встает картина движения гегелевской мысли, уточнения отдельных положений, аргументации и т. д. Для исследователя это неоценимый материал (Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber Philosophic der Religion. T 1. Hamburg, 1983–1985).
434
Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1. С. 380.
435
Там же. С. 400.
436
Там же. Т. 2. С. 207.
437
См. Bloch E. Subjekt — Objekt. Berlin, 1952. S. 33. Фраза произнесена в дамском обществе. Но в каждой шутке есть доля правды.
438
Гегель. Соч. Т. IX. С. 9.
439
Там же. С. 241.
440
Там же. С. 246.
441
Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber die Geschichte der Philosophic, Leipzig, 1982. Bd. 1. S. 376. Ф. Шлегелю ирония представлялась в виде «постоянной смены самосозидания и самоуничтожения» {Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 1. С. 291).
442
Гегель. Соч. Т. XI. С. 512.
443
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. II. С. 339. Справедливо замечает Н. Я. Берковский: «Не надо забывать, что в романтизме есть и томление по реальности, простой, наглядной, по конкретностям, готовым идти людям в руки. Романтизм не огражден от соприкосновений с конкретностями, с бытом, от вторжения их в его собственную среду, так как он сам же хочет того. Романтизм разрушает объект в его обыденных чертах, и романтизм стремится в том же объекте найти для себя опору» {Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Д., 1973. С. 85).
444
Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 3. S. 354. Прямо против философии истории Гегеля направлены некоторые пассажи в работе Гумбольдта «О задаче историка». Он говорит об ошибке, которую «допускает так называемая философская история» {Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 4. S. 46). «Философская история» — термин Гегеля.
445
Цит. по: Briefe von und an Hegel. Bd. 3. S. 406.
446
Ibid. S. 424.
447
Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. С. 750–753.
448
Schelling F. W. J. Die Weltalter. Fragmente. Munchen, 1966. S. 75.
449
Ibid. S. 32. Цитата взята из самого раннего варианта трактата. В более поздних усиливается идеалистическая тенденция. Эту эволюцию взглядов Шеллинга не учитывают иные исследователи. В результате — различие в оценках. Так, Ю. Хабермас пишет о «потаенном материализме философии „Мировых эпох“» (Habermas J. Theorie und Praxis. Frankfurt a. M., 1980, 1980. S. 215). Против такой интерпретации выступает П. Эстеррайх, усматривающий в «Мировых эпохах» развитие мифологизирующих тенденций {Osterreich P. Philosophie, Mythos und Lebenswelt. Frankfurt a. M., 1984).
450
Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Bd. X. S. 140.
451
Ibid. S. 153.
452
Цит. по: Dietzsch St. Schelling. Leipzig, 1978. S. 94. В. Фёрстер отмечает, что «реабилитация чувственности, осуществленная Людвигом Фейербахом, его переход к материалистической интерпретации природы были вызваны в значительной степени ходом рассуждений в натурфилософии Шеллинга» (Natur und geschichtlicher Prozess, Frankfurt a. M., 1984. S. 190).
453
Schelling F. W. J. Grundlegung der positiven Philosophie. Torino, 1973. S. 82.
454
Natur und geschichtlicher Prozess. S. 69.
455
Schelling F. W. J. Samtliche Werke. Bd. X. S. 290. Трем способностям души соответствуют три вида «гениальности», т. е. творческой способности, художественная, научная, религиозная (моральная).
456
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 442.
457
Бауэр Б. Трубный глас Страшного суда над Гегелем. М., 1933. С. 127.
458
Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч. Т. 21. С. 280–281.
459
Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1982. Т. 4. С. 240.
460
Виндельбанд В. История новой философии. СПб., 1905. Т. 2. С. 301.
461
Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955, Т. I. С. 508–509.
462
Knebel К. L. Literarischer Nachlass und Briefwechsel. Leipzig, 1840. Bd. 3. S. 410. Подробнее о Кнебеле и о других предшественниках Фейербаха см.: Гулыга А. Из истории немецкого материализма. М., 1962.
463
Фейербах Л. История философии: В Зт. М., 1974. Т. 3. С. 273.
464
Briefe von und an Hegel. Bd. HI. S. 247.
465
Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, Т. 1. С. 243.
466
Там же. С. 244.
467
Фейербах Л. История философии. М., 1974. Т. 1. С. 54–55.
468
Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 1. Berlin, 1961. S. 338. Это издание, начатое АН ГДР, после его завершения будет наиболее полным. Предполагалось выпустить 20 томов.
469
Ibid. Bd. 9. S. 6.
470
Фейербах Л. История философии. Т. 1. С. 222. В разделе о Бёме Фейербах посвятил специальный параграф его антропологии, который заканчивается афоризмом Парацельса «Одна природа — наша наставница» (там же. С. 223).
471
Там же. С. 435.
472
Там же. С. 500.
473
Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 10.
474
Фейербах Л. История философии. Т. 3. С. 349.
475
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 53.
476
Там же. С. 82–84.
477
Там же. С. 70.
478
Там же. С. 208–209. Цитата заимствована из чернового наброска неотосланного ответа на письмо К. Маркса (2 октября 1843 г.), который просил Фейербаха выступить с критикой Шеллинга.
479
Там же. С. 79.
480
Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 316.
481
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 267.
482
ФейербахЛ. Избранные философские произведения. Т. II. С. 32.
483
Там же. С. 546.
484
Там же. С. 146.
485
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 224.
486
Фейербах Л. Там же. Т. II. С. 420.
487
Там же. С. 420. В русском тексте Wesen ошибочно переведено как «существо», a Gemeinschaft — как «общественность».
488
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 194–195. Перевод выправлен по: Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 329.
489
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1. В тексте цитируемого издания вместо «в грязно-иудейской» стоит «в грязно-торгашеской». Не говоря о недопустимости сведения иудейства к торгашеству, в таком переводе исчезает желание Канта акцентировать внимание на Ветхом Завете.
490
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 145.
491
Там же. С. 421.
492
«Быть без религии — значит думать только о себе; иметь религию значит думать о других» (Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 414).
493
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 161.
494
Там же. С. 167.
495
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 117. В оригинале употреблен глагол entaussern (Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 9. S. 246), буквально означающий «экстериоризировать», «овнешнять».
496
Там же. С. 302–304.
497
Там же. С. 308–309.
498
Там же. С. 105. «В чем заключается добродетель, достоинство человека как мужчины? — В мужественности. Человека как женщины — В женственности» (там же. С. 124).
499
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. I. С. 591.
500
Там же. С. 641.
501
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. II. С. 144.
502
Hettner H. Schriften zur Literatur. Berlin, 1959. S. 5.
503
Вагнер P. Избр. работы. М., 1978. С. 142.
504
Шопенгауэр А. О воле в природе // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. М., 1993. С. 13.
505
Hubscher A. Schopenhauer: Biographie eines Weltbildes. — Stuttgart, 1967. S. 2.
506
Шопенгауэр считал счастье по природе своей негативным, это «не изначальное, само явившееся нам счастье, а всегда удовлетворение желания» {Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. М., 1993. С. 419–420).
507
См., например: Funke G. Ethik als Grundwissenschaft: Handeln aus Klugheit, Neigung, Pflicht, Mitleid//Schopenhauer-Jahrbuch. — Frankfurt a. M., 1989. Bd. 70. S. 19–42.
508
Шопенгауэр А. О четверояком корне… С. 143.
509
См.: Мееровский Б. В., Нарский И. С. Философия мировой воли и скорби // Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. С. 645–646; Autrum H. Der Wille in der Natur und die Biologie heute // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1969. Bd. 50. S. 89-101; Morgenstern M. Schopenhauers Philosophie der Naturwissenschaften. Bonn, 1985.
510
Нефедов Е. И. Взаимодействие физических полей с живым веществом. Тула, 1995; см. также: Sediak W. Homo electronicus. W-wa, 1980 (Реферат на эту книгу опубликован в журнале «Культурология: XX век: Дайджест». М., 1996. № 1. С. 12).
511
Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. I. M., 1993. С. 141.
512
Там же. С. 149.
513
Об этом см.: Primer H. Das Problem des Materialismus in der Philosophie Arthur Schopenhauer Frankfurt a. M., 1984; см. также, например, мнение английского историка науки Б. Мейджи: «До Дарвина он выдвинул эволюционный взгляд на дух, усмотрев в сущностном плане, что это механизм выживания, который был необходим как некоторая ступень в эволюции живых организмов» (См.: Magee В. The philosophy of Schopenhauer. Oxford, 1983, p. 156).
514
Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. С. 228. Ср. также: «На каждой ступени, освященной познанием, воля является себе как индивид» (там же. С. 412).
515
Там же. С. 258.
516
Там же. С. 288.
517
Там же. С. 298–299.
518
Там же. С. 377.
519
Там же. С. 346.
520
Becker A. Arthur Schopenhauer und Sigmund Freud: Historische und charakterologische Grundlagen ihrer gemeinsamen Denksrukturen // Schopenhauer-Jahrbuch. Frankfurt a. M., 1971. Bd. 52. S. 114–156.
521
Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. С. 317.
522
Там же. С. 311.
523
Асмус В. Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике // Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 11.
524
См. настоящее издание: гл. 2, 3.
525
В 1989 г. в Вене был издан сборник материалов конференции, посвященной попыткам интегрировать наследие Шопенгауэра в философию и эстетику постмодернизма (см.: Schopenhauer in der Postmoderne. — Wien, 1989). См. также работу Брюггера, посвященную данной проблеме: Brugger P. Die doppesinnige Aufhebung der negativen Wertungen in Schopenhauers Aesthetik//Schopenhauer-Jahrbuch. — Frankfurt a. M., 1988. Bd. 69. S. 199–211.
526
Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. С. 432.
527
Там же. С. 421.
528
Благодать и вера причастны к конституирующей составляющей учения Шопенгауэра: «…мы помним, писал он, что эстетическое наслаждение прекрасным состоит в том, что, вступая в состояние чистого созерцания, мы на мгновение отрешаемся от всякого воления и… превращаемся в освобожденный от воли вечный субъект познания, коррелят идеи; мы знаем, что эти мгновения, когда мы, освободившись от жесткого напора воли, как бы возносимся над тяжелой атмосферой Земли, — самые блаженные из всех нам известных. Из этого можно сделать вывод, как блаженна должна быть жизнь индивида, если она укрощена не на мгновения, как при наслаждении прекрасным, а навсегда… Покой и блаженство предстают перед нами только как соцветие, возникшее из