Скачать:PDFTXT
Немецкая классическая философия религии

Хочу поблагодарить также своего учителя, доктора философских наук, профессора А.Ф. Кудряшева, оказавшего мне в своё время моральную и интеллектуальную поддержку в работе над теми разделами, где речь идёт о гегелевской философии. Труд, который предлагается вниманию публики, составляет продолжение опубликованного в 1995 году курса лекций «Основы истории и философии религий» (т. 1 «Дохристианский период»). А.Ф. Кудряшев помог мне тогда многими критическими советами и пожеланиями. А.В. Лукьянов

Уфа, 9 августа 2002 г. Пояснения к программе лекционного курса

«Немецкая классическая философия религии» Предложенная программа ориентирована на анализ основных направлений немецкой классической мысли в их отношении к религии. Несмотря на то, что учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Маркса связаны между собой узами преемственности, между ними существуют существенные различия, обнаруживающие себя главным образом в отношении к сфере непознанного и к самой философской деятельности, которая в трудах младогегельянцев постепенно расширила свою область.

Программа учитывает большие сложности теоретического и мировоззренческого характера, возникшие перед немецкими философами в ходе расширения области философской критики. В данном отношении предложена лекция о позднем Шеллинге, который осознавал трудности чисто рационалистического обоснования философии религии и проблемы, возникающие в ходе понимания философии как орудия глобальных изменений в реальной жизни.

Философию религии Маркса вычленить из целостной идеологии марксизма ещё труднее, чем его антропологические идеи, но мы попытались это сделать, отталкиваясь, с одной стороны, от исследования его отношения к Шеллингу, а с другой — учитывали его принадлежность к гегелевской школе.

Настоящий лекционный курс рассчитан на 36 часов учебного времени. Из них 28 часов отводится на лекции, а оставшееся время — на «круглый стол», консультации и иные формы занятий. Итоговой формой контроля является экзамен. Краткая программа лекционного курса Лекция 1. Предмет философии религии (2 часа) Лекция 2. Немецкая классическая философия религии (общая характеристика) (2 часа) Лекция 3. Учение о религии И. Канта (4 часа) Лекция 4. Философия религии И.Г. Фихте (4 часа) Лекция 5. Философия религии Г.В.Ф. Гегеля (6 часов) Лекция 6. Ф.В.Й. Шеллинг. От классической философии религии к «философии откровения» (4 часа) Лекция 7. Гегелевская школа и проблема критики религии (2 часа) Лекция 8. Л. Фейербах. «Новая философия» как «новая религия» (2 часа) Лекция 9. К. Маркс и его учение о религии ( 2 часа) Итого: 28 часов Предполагаемые вопросы «круглого стола» (4 часа) 1. Немецкая классическая философия религии и современность.

2. Проблема соотношения морали и религии.

3. «Наукоучение» как теоретическая философия религии.

4. Гегелевская классическая философия религии и задача телеологии

всемирной истории.

5. «Философия откровения» Шеллинга как попытка примирить

рационализм с иррационализмом.

6. Религиоморфная «этика любви» как утопическая философия

социалистического преобразования общества.

7. Проблема перехода от классической философии религии к

философскому праксису. Основная литература 1. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М.: Мысль, 1979.

2. Гараджа В.И. Религиеведение: Пособие для студентов

педагогических вузов. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т.: Т. 1-2. — М.: Мысль,

1976-1977.

4. Гулыга А.В. Философия религии Гегеля //Гегель Г.В.Ф. Философия

религии. В 2-х т.: Т. 1-2. — М.: Мысль, 1976-1977.

5. Гулыга А.В. Шеллинг. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1984.

6. История философии: Запад — Россия — Восток (Книга вторая:

Философия XV — XIX вв.). — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина,

1996.

7. Кант И. Сочинения. В 6 т. — М., 1963-1966.

8. Кант И. Трактаты. — Санкт-Петербург: Наука, 1996.

9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины

XVIII — начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. — М.: Высш. шк.,

1989.

10. Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (Философское

введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). — Уфа: Изд-е

Башкирск.ун-та, 2001.

11. Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте. — Оренбург:

Издат. центр ОГАУ, 1997.

12. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. — М.: Мысль, 1983.

13. Малинин В.А., Шинкарук В.И. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое

гегельянство. — Киев: Наукова Думка, 1986.

14. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн.

1. — М.: Политиздат, 1983.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Госполитиздат, 1956.

16. Митрохин Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова

наследия). — М.: Республика, 1993.

17. Тиле К. Основные принципы науки о религии //Классики мирового

религиоведения. Антология. Т. 1. — М.: Канон +, 1996.

18. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. — М.:

Госполитиздат, 1955. — Т. 1-2.

19. Философия Фихте в России. -СПб.: РХГИ, 2000.

20. Фихте и конец ХХ века: «Я» и «Не-Я». -Уфа, 1992.

21. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. — М.: Канон +, 1997.

22. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. Изд-е подгот. П.П.

Гайденко. — М.: Ладомир, 1995.

23. Шеллинг Ф.В.Й. Ранние философские сочинения. — СПб.: Алетейя,

Государственный Эрмитаж, 2000.

24. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т.: Т. 1-2. — М.: Мысль, 1987-1989.

25. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 1. — СПб.: Наука, 2000.

26. Шмелёв В.Д. Проблемы религии в учении И. Канта.

Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1994. Экзаменационные вопросы 1. Этимология слова «философия религии».

2. Содержательная сторона понятия философии религии.

3. Философские системы, исследующие сущность и генезис религии.

4. Проблема происхождения религии как центральная проблема

классической философии религии.

5. Немецкая классическая философия религии и проблема её общей

характеристики.

6. Философия религии И. Канта.

7. Распространение кантовской философии религии и её

«предфихтевская» критика.

8. Основные идеи трактата И.Г. Фихте «Опыт критики всяческого откровения».

9. Парадоксы фихтевского учения об Абсолютном «Я». «Спор об атеизме».

10. Философия религии позднего Фихте. От абсолютной деятельности к

абсолютному бытию.

11. Суть гегелевского дистанцирования от теологии.

12. «Лекции по философии религии» Гегеля.

13. Гегелевская постановка проблемы доказательства бытия Бога.

14. Проблема Бога и Абсолюта в философии раннего Шеллинга.

15. Поздний Шеллинг: От «философии тождества» к «философии откровения».

16. Л. Фейербах. От теологии к философии.

17. Фейербаховская концепция сущности религии.

18. «Новая философия» как «новая религия».

19. Религиоморфная «этика любви» как утопическая философия

преобразования общества на началах справедливости и свободы.

20. Младогегельянство: критика религии и ориентация на философский

праксис как его отличительные черты.

21. Вклад молодого Маркса в младогегельянскую критику религии.

22. Проблема перехода от классического самосознания философа к

революционному философскому праксису.

23. Марксова концепция религии. Глава 1. Предмет философии религии Что такое философия религии? Как она возникла и в чём состоит её актуальность? Где можно найти ответы на данные вопросы? Вероятно, в трудах выдающихся мыслителей и философов прошлого и настоящего. Требуется известного рода храбрость, чтобы можно было отнести себя к искателям мудрости, тем более, если речь идёт о высших и предельных вопросах бытия и познания. Культура не в состоянии нормально развиваться, если отсутствует критическое самосознание. Но именно эту функцию в ней как раз выполняет философия, в данном случае философия религии, представленная поколениями выдающихся умов, в том числе и людьми верующими.

Человеческая мысль неутомимо трудится, находится в непрерывной работе. Одно поколение уходит, другое приходит, чтобы затем снова исчезнуть. Но человек всё же ждёт, что произойдёт нечто новое, причём, то, чего ещё никогда не было. С одной стороны, он ограничивается «крышей» своего дома, запирается орбитами планет и циклами «млечного пути», а с другой спрашивает — а что дальше? Но человек, лишь однажды побывавший в «раю» мысли, уже не желает отсюда уйти. Ведь мысль обнимает целый мир, выходя за пределы зримого мира. Однако из опасения нарушить «комфортное мыслительное состояние люди часто избегают вникать в суть дела или произносить вслух то, что моральные и духовные устои, на которых хотя бы только в силу привычки держался мир, давно подорваны прогрессирующей наукой» (См.: Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 1. — СПб.: Наука, 2000. — С. 37).

Если философия религии есть наука, то она должна каждый раз демонстрировать шаткость былой веры и, поднимаясь на вершину мысли, забывать о предписаниях, которые для неё суть то же, что тесная клетка для орла. Философия религии призвана, таким образом, осознать тот факт, что содержательная сторона религии раскрывается лишь путём дальнейшего углубления познания.

Сегодня настало время именно для такого развития. Человечество, накопив богатый исторический опыт, должно существенно раздвинуть свои представления об Абсолюте и Абсолютном. Если этого не произойдёт, то наша эпоха испытает не только потрясения, но и исчезнет та формостроительная, жизненная энергия, которая её до сих пор поддерживала. Поэтому необходимо найти новые источники духовного бытия, выйти на новые слои «духа», что предполагает углублённый мировоззренческий поиск. 1.1. Этимология слова «философия религии» Прежде всего необходимо напомнить, что говорит Гегель в своём введении в «Философию религии». В религии «мы отрешаемся от всего временного (der Zeitlichkeit); что религия — это та сфера нашего сознания, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает вся боль чувства; что она есть сфера вечной истины, вечного покоя, вечного мира» (Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т.: Т. 1. — М.: Мысль, 1976. С. 205). Гегель исходит, как видим, из той мысли, что в исследовании религии мы можем опереться на общее, как бы присущее всем представление о религии, которое им изображается вневременным. «Все народы, — пишет он, — знают, что именно религиозное сознание есть та сфера, где они обладают истиной, и в религии они всегда видели своё достоинство и праздник своей жизни» (Там же. — С. 206). В религии народы пытались обрести красоту, реализовать свою способность любить. Однако развивая чувство красоты, человек не только достигает единения с универсумом (последний — не обязательно Бог. Это — вся бесконечная Вселенная). Красота восстанавливает человека против приспособляемости к миру и в этом смысле она есть вечный протест против нравственного и физического уродства мира. Красота — это мощная панацея от духовного распыления человечества и поэтому в своей сущности она есть «религия» (слово, восходящее к латинскому глаголу «religare» — связывать) или «всеобщая взаимосвязь» сущностных сил человечества.

Всё, чего достигла философия, связано с поиском предельного духовного свершения, которое в свою очередь представляет собой продукт величайшего усилия мысли. В этом смысле философия религии есть действительная ooфia или мудрость. Если философию религии истолковать исключительно как стремление к искусству** связывать разрозненные силы человечества в одно единое целое, то возникает следующий вопрос — не является ли сумасбродством это стремление достигнуть высшего единства, если самой цели при этом никогда нельзя достичь? Данному заблуждению — считать философию религии одним только данным стремлением — во многом способствовало то обстоятельство, что феномены, с которыми она имеет дело, суть феномены, где «стихает вся боль чувства» и что, следовательно, мы имеем дело с фактами высшего порядка.

Философия, писал Шеллинг, «подобна произведению искусства… Но между философом и художником есть и различие: художник сжигает за собой мосты, он желает

Скачать:PDFTXT

Немецкая классическая философия религии читать, Немецкая классическая философия религии читать бесплатно, Немецкая классическая философия религии читать онлайн