Новая философская энциклопедия. Том первый. В. Степин
От редакции.
«Новая философская энциклопедия» в 4 томах подготовлена Институтом
философии Российской академии наук и Национальным общественно-научным
фондом. Это второе отечественное издание такого рода и масштаба. Первым была
«Философская энциклопедия» в 5 томах (М: Советская энциклопедия, 1960—
1970), включавшая более 4500 статей, сыгравшая положительную роль и в ряде
случаев до настоящего времени сохраняющая научную ценность. Однако в целом
она уже не отвечает современным требованиям: во-первых, из-за идеологической
заданное™, которая, как было заявлено издателями, состояла в том, чтобы
«содействовать широкому распространению марксистско-ленинской философии»;
во-вторых, за последние 30 лет достигнуты значительные успехи в исследовательской
работе, появились новые философские идеи, школы, имена. По сравнению с
создателями 5-томной «Философской энциклопедии» мы имеем два счастливых
преимущества: можем использовать их опыт и в то же время работать в условиях
идеологической раскованности. Наше уважение к труду предшественников
выражается в том, что мы предлагаем другую, заново выполненную
систематизацию философского знания (отсюда и название «Новая философская
энциклопедия»), подчеркивая тем самым, что предыдущая «Философская
энциклопедия» сохраняет свое (как минимум историческое) значение.
Цель «Новой философской энциклопедии» состоит в том, чтобы дать
соответствующее современному уровню науки обобщенное представление о мировой
философии во всем богатстве ее основных понятий, произведений, исторических
традиций, школ и имен. Зарубежный и отечественный опыт философских
словарей и энциклопедий является разнообразным — ориентирован на различные
общественные слои и реализует различные стратегии. Так, словарь, написанный
Н. Аббаньяно (Abbangnano N. Dizionario di filosofia. Milano, 1991), охватывает
только философские термины и понятия. Этой же стратегии следует также
единственный в своем роде и, быть может, лучший в мире «Исторический
словарь по философии» под редакцией уже покойного И. Ритгера (Historisches
Worterbuch der Philosophie Basel — Stuttgart, 1971— н/в, т. 1—9, издание не
завершено). «Универсальная философская энциклопедия» (Encyclopedie philosophique
universelle) в 6 томах, выпущенная французским университетским издательством
в Париже в 1991 — 1999 гг. и американская энциклопедия (Routledge Encyclopedia
of Philosophy, vol. 1—10. Cambr. (Mass.), 1998) охватывают понятия, произведения
философов и персоналии философов как европейских, так и афро-азиатских
стран. Есть специальные справочные издания только о персоналиях, например
«Биографический словарь философов XX века» С. Брауна (1996);
«Биографическая энциклопедия по философии» под редакцией Г. Томаса (Biographical
encyclopedia of philosophy. Garden City — N. Y., 1965); «Философия современности
от Адорно до Вригга» (Philosophie der Gegenwart in Einzeldarstellungen von Adorno
bis v. Wright) под редакцией Ю. Нида-Рюмелина (Штутгарт, 1991), «Философы
России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды» (М., 1999, 3-е изд. под ред.
П. В. Алексеева) и др. Изданы словари, целиком посвященные философским
учениям, например «Словарь философских доктрин» Л. Жерфаньона
(Dictionnaire des grandes philosophies, Toulouse, 1973); различным разделам и
традициям философского знания — «Словарь схоластической философии» Б. Вюл-
нера (Wuellner В. Dictionary of scholastic philosophy. Milwaukee, 1966); «Словарь
5
научно-теоретических понятий» (Handbuch wissenschaftstheoretischer Begriffe) под
редакцией Ю. Шпека в 3 томах (Базель—Штутгарт, 1980); «Энциклопедия
философии и теории науки» (Enzyklopadie Philosophie und Wissenschaftstheorie, Bd 1—3.
Mannheim—Wien—Zurich, 1980—1987) под редакцией Ю. Миттельштрасса;
«Русская философия. Словарь» под редакцией М. А. Маслина (М., 1995);
«Русская философия. Малый энциклопедический словарь» под редакцией А. И.
Алешина и др. (М., 1995); «Китайская философия. Энциклопедический словарь» под
редакцией М. Л. Титаренко (М., 1994); «Современная западная философия» под
редакцией В. С. Малахова и В. П. Филатова (2-е изд. М., 1998) и др. Учитывая
отечественные традиции и относительную (по сравнению с европейским
Западом) бедность русскоязычной справочной литературы по философии, мы избрали
универсальный принцип, позволяющий охватить философию во всех аспектах.
Тематически статьи разделяются на следующие группы:
— персоналии, круг которых охватывает в основном профессиональных
философов и дополняется ограниченным числом философствующих ученых,
писателей;
— философские направления, школы и учения;
— понятия и термины, существенные как для всей истории философии, так
и для определенных направлений и отдельных мыслителей;
— философские произведения, выбор которых определяется их значимостью для
историко-философского процесса или для определенного философского
направления.
Статьи в «Новой философской энциклопедии» печатаются в алфавитном
порядке. Названия философских проблем и направлений, состоящие из двух
и более слов, помещаются таким образом, чтобы на первом месте стояло слово,
несущее логический смысл. Связь между статьями фиксируется с помощью
соответствующих ссылок, помечаемых курсивом. Сокращения в данном издании
минимальны. Их список прилагается в конце каждого тома. Персоналии и
произведения на китайском, арабском и индийском языках даются в русской
транскрипции. Редколлегия стремилась дать материал в авторской редакции, в том
числе и библиографию.
Энциклопедия позволяет увидеть современный уровень философских
исследований в стране, в ней шире представлены те области, которые наиболее
успешно развивались в последние годы. «Новая философская энциклопедия»
включает около 5000 статей. В качестве авторов привлечены более 400 известных
отечественных специалистов по различным областям философского знания, в
отдельных случаях (главным образом для самоизложения концепций) привлекались
выдающиеся зарубежные философы.
Редакционный совет заранее выражает благодарность читателям за замечания
и советы, которые будут внимательно рассмотрены и по возможности учтены
в последующей работе над энциклопедией.
Наш адрес: 119842, Москва, Волхонка, 14, Институт философии РАН,
издательский отдел.
А
A — одна из букв латинского алфавита, которые в
традиционной логике (в силлогистике) используются для
обозначения четырех типов суждений этой логики —
общеутвердительного (А — первая буква латинского слова «afrirmo», что
значит «утверждаю»), частноутвердительного (I — вторая
гласная буква того же слова), общеотрицательного (Е —
первая гласная буква латинского «nego», что значит
«отрицаю»), частноотрицательного (О — вторая гласная буква
того же слова). Эта символика восходит к логическим
трактатам схоластов (в частности, к «Introductiones»
Уильяма из Шервуда, гл. 13), закрепляется в «Своде логики»
(Summale logicales) Петра Испанского и окончательно
утверждается в логике Нового времени (см., напр.:
Лейбниц Г. В. Соч., т. 3. М, 1984, с. 553).
ММ. Новосёлов
А = А — в традиционной логике обычный способ
выражения для одного из четырех ее логических законов (см.
Закон логический), а именно — закона тождества.
Вхождение в этом выражении буквы А несущественно и обязано,
по-видимому, особенности латинского алфавита. Равным
образом для выражения того же закона можно было бы
писать В = В, С = С и т.д. В современной логике (см.
Логика символическая) традиционная нотация не
используется. В логике высказываний она заменяется формулами
(А = А) или (A D А), где А — произвольное высказывание,
а «=» <о» — пропозициональные логические связки. В логике предикатов формула х=х (или у=у, z=z и т. д.), где предметные переменные х, у, z «пробегают» по множеству объектов универсума (предметной области), выражает одно из свойств логического равенства, а именно свойство рефлексивности равенства (или тождества). В узком исчислении предикатов она является частью аксиоматического определения равенства, а в расширенном исчислении доказывается как теорема. А/. М. Новосёлов ФОРМУЛА А ЕСТЬ А (А=А) использовалась Лейбницем для обозначения принципа тождества. Хотя Аристотель и отмечает, что «все истинное должно во всех отношениях быть согласно с самим собой» {Аристотель. Соч., т. 2. М., 1978, с. 185), он формулирует закон запрещения противоречий, но не закон тождества. Р. Декарт относит положение, согласно которому «немыслимо одновременно быть и не быть одним и тем же», к вечными истинам — к фундаментальным аксиомам научного знания. Д. Локк признает положение, согласно которому «одна и та же вещь не может быть и не быть», самоочевидным и несомненным (Локк Д. Соч., т. 2. М., 1985, с. 69-73). Лейбниц, проводя различие между двумя типами научных высказываний — «истинами разума» и «истинами факта», усматривает в тождественных положениях, к которым сводятся все положения математики, абсолютно первые истины. «Великой основой математики является принцип противоречия, или тождества, т.е. положение о том, что суждение не может быть истинным и ложным одновременно, что, следовательно, А есть А и не может быть не = А. Один этот принцип достаточен для того, чтобы вывести всю арифметику и всю геометрию, а стало быть, все математические принципы» (Лейбниц Г. В. Соч., т. 1. М., 1982, с. 433). Для Лейбница предложение А=А является истинным само по себе, и из этих тавтологий можно вывести все истинные утвержения математики (там же, т. 3. М., 1984, с. 567). В логических работах 1680—90 («Логические определения», «Математика разума» и др.) он ставит задачу построить силлогистику на минимальных логических основаниях (к ним он относит принцип тождества: «Всякое А есть А» и «Некоторое А есть А») и синтетическим методом вывести силлогистику. Лейбниц исходит из логико-гносеологического статуса принципа тождества, подчеркивая, что «не бывает никаких двух неразличимых друг от друга отдельных вещей». Отрицая онтологическую интерпретацию принципа тождества, он настаивает на том, что «полагать две вещи неразличимыми — означает полагать одну и ту же вещь под двумя именами» (Лей- бниц Г. В. Соч., т. 1. М., 1962, с. 450). Онтологическое обоснование принципа тождества, для которого каждая вещь тождественна себе самой, было дано X. Вольфом: «То же самое сущее есть то самое сущее, которое является сущим. Или, иначе говоря, всякое А есть A» (Wolf Ch. Philosophia prima sive ontologia, 1736, § 55). Для И. Канта тождество познания с самим собой — формальный критерий истинности знания и принцип выведения всех истин. Он рассматривает аналитические суждения как те, в которых связь предиката с субъектом мыслится через тождество (Кант И. Соч., т. 3. М., 1964, с. 111). Фихте выводит принцип тождества А=А из первоначального акта деятельности Я: принцип Я = Я («Я есть») является основанием принципа тождества А = А. Положение А=А «признается за нечто совершенно достоверное и установленное» (Фихте Я. Г. Соч., т. 1. М., 1995, с. 283), «не положение А = А служит основанием для положения «Я есмь» а, наоборот, это последнее положение обосновывает собою первое» (там же, с. 287). Эта же линия различения формального и материального принципов и критики формального понимания принципа тождества А=А характерна и для Шеллинга. Рассматривая формальную формулу А=А, он отмечает, что «логический характер в нем носит лишь форма тождественности между А и А; но откуда у меня само А? Если А есть, то оно равно само себе, но откуда оно? Ответ на этот вопрос может быть, без сомнения, дан исходя не из этого положения, а из чегото более высокого. Анализ А=А предполагает синтез А... невозможно мыслить формальный принцип, не предпосылая ему материальный, 7 АББАНЬЯНО а также материальный, не предпосылая ему формальный» {Шеллинг Ф. В. Й. Соч., т. 1. М, 1984, с. 250). Формула принципа тождества А=А возникает благодаря абстрагированию от содержания субъекта А, и всякое синтетическое знание должно выходить за пределы тождественности мышления и тем самым положения А=А, которое предполагает мышление, становящееся объектом для самого себя, т.е. предполагает самосознание. Положение А=А интерпретируется им как принцип безусловного и абсолютного разумного познания, как выражение вечного и необходимого равенства субъекта и объекта, как воплощение самосознания разума. По Эшенмайеру, логическая формула А = А выводится из первоначального тождества Я с самим собой (Eschenmayer К. А. Psychologie. Tub., 1817, S. 296). Гегель, который положил