Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Батеньков — литератор. — «Литературное
наследие», т. 60, кн. 1. М., 1956; Карпов В. Г. Декабрист
Батеньков. Новосибирск, 1965.
Л. П. Огурцов

БАТИЩЕВГенрих Степанович (21 мая 1932, Казань —
31 октября 1990, Москва) — российский философ. Закончил
философский факультет МГУ (1956). Работал старшим
научным сотрудником Института философии РАН, где
защитил докторскую диссертацию «Диалектический характер
творческого отношения человека к миру» (1989). В
философских исканиях обращался к марксизму, гегельянству,
различным концепциям современного Запада и Востока.
Свое философское развитие он определял как переход от
субстанциализма к антисубстанциализму, а после
преодоления последнего — к теории межсубъектности общения
и творчества. Именно последняя позволила ему раскрыть
диалектику творческого отношения человека к миру как
отношения «над-деятельностного», ценностного, дать
критику философского субстанциализма, деятельностного
подхода и разного рода активистских концепций (как
натуралистских, так и субъективистских). С этих позиций
субъект-объектные отношения истолковываются им в качестве
компонента межсубъектных, выявляются разные типы
социальных связей (органические, атомистические,
гармонически-полифонические), иерархия уровней отношения
человека к миру и структура личностного мира субъекта.
В поздних работах Батищева отношение человека к
диалектике универсума и проблематика глубинного общения
получают религиозную интерпретацию (с позиций
православия). Философско-антропологическая концепция была
для Батищева основанием для разработки проблем этики и
философии образования, В последние годы жизни большое
внимание уделял исследованию философско-аксиологи-
ческих аспектов культуры, вопросов надцивилизационного
статуса культуротворчества, регулятивных образований в
культуре, «друтодоминантности» в явном и виртуальном
общении. Существен вклад Батищева в стратегию воспитания
через реализацию принципов нового педагогического
мышления, заложенных в обновленной школе. Воспитание в
такой школе предполагает осуществление драматизации всей
истории культуры, всех ее альтернатив, что позволит через
свободу выбора привести обучаемого «к полифонически-
сопричастному единению с каждым другим».
Соч.: Противоречие как категория диалектической логики.
М., 1963; Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.
Лит.: Некролог. Ступени самообретения. М., 1992;
Лекторский В. А. Генрих Степанович Батищев и его «Введение в
диалектику творчества». — В кн.: Батищев Г. С. Введение в
диалектику творчества. СПб., 1997.
И. К. Кучмаева

БАТУРИНПафнутий Сергеевич (1740 — 23 октября 1803,
Минск) — русский писатель и философ. С 1754 по 1781 (с
перерывами) служил в армии, в отставку вышел в чине
подполковника. В 1760-е гт. предпринял путешествие по
Европе с образовательными целями. Занимал видные посты в
Калужском и Тульском губернских правлениях, служил на
Украине и в Воронеже. Автор драматических произведений,
переводов и басен. Батурин вошел в историю русской
философии благодаря трактату «Исследование книги о
заблуждениях и истине» (1788, изд. 1790), направленному против
вышедшей в 1785 в русском переводе книги французского
мистика Сен-Мартена «О заблуждениях и истине».
Батурин критикует Сен-Мартена за то, что его «заблуждения»
«расстраивают общественный образ жизни и состояние», а
тем самым не способствуют «пользе человеческого рода».
Батурин свободно ориентируется в основных
направлениях западноевропейской научной мысли 1740—70-х гг.,
восхваляет ученость и прогресс наук. Он призывает читателей
доискиваться «доказательств ощутительных», «опытных»,
стремиться к «всевозможной ясности», бороться с
«метафизическими вымышлениями».
Соч.: Исследование книги о заблуждении и истине. — В кн.:
Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 2. М., 1952.
А. В. Панибратцев

БАУМГАРТЕН(Baumgarten) Александр Готлиб (17 июля
1714, Берлин — 26 мая 1762, Франкфурт-на-Одере) —
немецкий философ, основатель эстетики как
самостоятельной дисциплины. Учился в Галле у X. Вольфа, профессор
университетов в Галле (с 1737) и во Франкфурте-на-Одере
(с 1740). Его теоретическое наследие изучено недостаточно.
Философию он определял как науку о качествах вещей,
постигаемых независимо от веры; различал философию
теоретическую (метафизика и физика) и практическую
(этика, философия права, учение о сомнении и учение о
выражении). Гносеология, которая предшествует метафизике,
разделяется на эстетику (учение о чувственном познании) и
логику (учение о рациональном познании); эстетика (Баум-
гартен ввел сам термин) разделяется им на теоретическую и
практическую части. Теоретическая часть эстетики должна
была охватить 1) эвристику, 2) методологию и 3) семиотику.
Написана была лишь эвристика. Эстетику Баумгартен
определил как науку о красоте, совершенстве и
усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом
понятия «прекрасное», «чувственное» и «совершенное». Три
основных компонента эстетического совершенства —
мыслительное содержание, порядок, выражение. Чувственность
Баумгартен трактовал очень широко, относя к ней память,
остроумие, интуицию, восхищение, воображение,
фантазию. Он ввел понятие «эстетической истины», постигаемой
благодаря «аналогиям разума», в противовес «логической
истине», схватываемой в отчетливых представлениях, и
понятие возвышенного, развитого потом И. И. Винкельманом и
И. Кантом.В рамках категории эстетического «величия»
(magnitudo) обсуждал вопрос об отношении искусства и
морали. Согласно Баумгартену, задача искусства не
должна ограничиваться обучением добродетели посредством
примеров: искусство само должно воспитывать красотой.
Баумгартен осуществил большую работу в области
философской терминологии. Он ввел понятия «субъективный»
и «объективный» в современном значении, а также
термины «в себе» («само по себе») и «для себя».
Соч.: Aestetica, pt 1—2, Traiecti eis Viadrum, 1750—58; Metaphysica.
Halle Magdeburgicae, 1739; Texte zur Grundlegung der Asthetik, hrsg.
v. H. R. Schweizer. Hamb., 1983; в рус. пер.: В кн.: История
эстетики, т. 2. М., 1964, с. 449-65.

221

БАУР
Лит.: Самсонов H. В. История эстетических учений, ч. 2. М., [б. г.],
с. 99—111; Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1963,
с. 3—56; Нарский И. С. Философско-эстетические идеи Баумгар-
тена как один из стимулов теоретического развития Канта. — 8 кн.:
Кантовский сборник, вып. 10. Калининград, 1985, с. 40—51.
3. Г. Матюшенко
БАУР(Ваиг)ФердинандХристиан(21июня1792,Шмил-ден—
2 декабря 1860, Тюбинген) — немецкий теолог, с 1826 —
профессор Тюбингенского университета, глава Тюбин-
генской критико-теологической школы. Испытал влияние
Шлейермахера и Гегеля. Основной предмет его
исследований — раннее христианство, которое он стремился изучать
научными методами, в частности принадлежность
посланий св. Павлу, основные этапы церковной историографии,
которая рассматривается под углом зрения борьбы
противоположных течений — гностицизма, монтанизма и др.
Учениками Баура были Д. Штраус, Э. Целлер, К. Планк,
О. Пфлейдер и др.
Соч.: Symbolik und Mythologie oder die Naturreligiondes Altexthums,
Bd. 1-3, 1824-25; Paulus der Apostel Jesu Christi, Bd. 1-2, 1845;
Die christliche Gnosis. Tub., 1835, Die christliche Lehre von der
Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer geschichtlichen
Entwicklung, Th. 1—3. Tub., 1841—43; Die Epochen der kirchlichen
Geschichtsschreibung. Tub., 1852; Die christliche Kirche des
Mittelalters. Tub., 1861; Kirchengeschichte des 19. Janrhunderts.
Tub., 1862.
Лит.: Лебедев А. Я. Церковная историография в главных ее
представителях с 4 до 20 в. СПб., 1903.
А П. Огурцов

БАУЭР(Bauer) Бруно (6 сентября 1809, Эйзенберг,
Тюрингия —15 апреля 1882, Риксдорф под Берлином) — левый
гегельянец, протестантский теолог и историк христианства.
Отверг ортодоксально-религиозное истолкование правыми
гегельянцами учения Гегеля о религии. В полемике 1840—
42 с Д. Штраусом противопоставил мифологическому
взгляду на происхождение христианства — исторический.
Главной действующей силой истории является
«самосознание», христианство создается реальными действующими
лицами: отцом христианства Бауэр считает Филона
Александрийского, а его «дядей» — римского стоика Сенеку.
В Евангелиях Бауэр не видит ничего, что могло бы быть
доказано как исторически достоверное: апостольские
послания почти дословно списаны у Сенеки, а часть
евангельских повествований вымышлены их авторами. По мнению
Бауэра, именно заимствованные христианством греческие
и римские элементы проложили ему путь к утверждению
в качестве мировой религии.
Бауэр как ведущий представитель младогегельянцев бьл
главной мишенью полемической работы К. Маркса и Ф. Энгельса
«Святое семейство, или Критика критической критики». В
противоположность ориентированному на практику левому
гегельянству Бауэр свое понимание критики связывал с
отказом от стремления к непосредственному изменению мира,
считая, однако, что фундаментальные изменения
человеческого сознания конституируют мир (Маркс видел в этом подмену
«критики земли» «критикой неба»). В своей критике
ортодоксальной теологии Бауэр предвосхитил ницшевскую
антитеологию, в критике религии — антирелигиозность
анархистского и большевистского толка. Полагая, что отчуждающая сила
христианства разрушается доказательством его исторического
происхождения, Бауэр отрицал существование
исторического Иисуса.
Соч.: Die Posaune des jungsten Gerichts uber Hegel den Atheisten und
Antichristen. Lpz., 1841; Hegels Lehre von Religion und Kunst. Lpz.,
1842; Das entdeckte Christentum. Eine Erinnerung an das achtzehnte
Jahrhundert und ein Beitrag zur Krisis des neunzehnten. Lpz., 1843;
Christus und die Casaren. Der Ursprung des Christentums aus dem
romischen Griechentum. D., 1877.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика
критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.— Они
же. Соч., т. 2; Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное
христианство. — Там же, т. 19; Schweizer A. Geschichte der Lebens-Jesu-
Forschung, 1926; Hertz-Eichenrode D. Der Junghegelianer Bruno
Bauer im Vormarz, 1959; Koch L. Humanistischer Atheismus und
gesellschaftliches Engagement. B. Bauers «Kritische Kritik», 1971.
В. И. Гараджа

БАУЭР(Bayer) Otto (5 сентября 1882, Вена — 4 июля 1938,
Париж) — один из основоположников австромарксизма,
изучал право в Венском университете, в начале 1-й
мировой войны был призван в армию, через несколько месяцев
попал в Россию в плен, в 1917 вернулся домой, лидер левого
крыла СДПА, один из организаторов «Интернационала 21/2»
(1921—1923) и Социалистического рабочего интернационала
(1932—40), в 1934 эмигрировал в Чехословакию, в 1938 —
в Париж.
Бауэр разделял методологию исторического материализма
и пытался соединить марксизм с неокантианством, а затем
и с махизмом. В русле марксизма предпринял первое
обстоятельное исследование национального вопроса. В
работе «Национальный вопрос и социал-демократия» (Die
Nationalitatenfrage und Sozialdemokratie. W., 1907; рус. пер.
1909) выступал за культурно-национальную автономию,
считал, что извечное стремление людей объединяться по
нациям проявляется в «национальной апперцепции», которая
трактовалась им как частная форма проявления общего
закона непрерывности человеческого сознания. В 1926
написал Липскую программу СДПА, в которой поставил вопрос о
мирном завоевании власти пролетариатом, хотя признавал,
что в исключительных случаях возможна диктатура
пролетариата. Бауэр искал промежуточный путь между
реформизмом и большевизмом, который он видел в социальном
партнерстве предпринимателей и профсоюзов. Приход
фашизма к власти изменил его взгляды. В книге «Между двумя
мировыми войнами» (Zwischen zwei Weltkriegen. BratsL, 1936)
он выдвинул на первый план борьбу за демократию, создал
концепцию «интегрального социализма».
Соч.: Eine Auswahl aus seinem Lebenswerk. W., 1961; Kapitalismus
und Sozialismus nach dem Weltkrieg, Bd. 1. W, 1991.
M. А. Хевеши

БАХАИЗМ(бехаизм) — возникшая в 19 в.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн