Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

компонентов (наряду с прекрасными
и нейтральными в эстетическом отношении) прекрасного
целого божественного Универсума. Христианство, связывая
безобразное со злом, не признает за ним онтологического
статуса. Абсолютно безобразное (deformitas) понимается как
небытие (отсутствие формы). В противоположность
западноевропейскому средневековому искусству,
изображавшему безобразные явления в назидательно-дидактических и
эмоционально-побудительных целях, византийско-право-
славное искусство, живопись Возрождения и классицизма
практически полностью исключали их из своего
изобразительного арсенала. Видное место они вновь заняли только
в «больше-не-изяшном искусстве» (Яусс) реализма 19 в. и в
ряде направлений искусства 20 в.
В собственно философской (эксплицитной) эстетике
безобразному достаточно долго не уделяли особого внимания.
Э. Бёрк связывал безобразное с возвышенным. Г. Э. Лес-
синг в «Лаокооне» (1766) полагал, что безобразное может
изображаться в большей мере в поэзии, но не в живописи.
Ф. Шиллер и И. Кант считали правомерным и
закономерным изображение безобразного в искусстве, но в
определенной мере. Согласно Канту, развивавшему мысль Аристотеля,
искусство «прекрасно описывает веши, которые в природе
безобразны или отвратительны» («Критика способности
суждения», § 48), т.е. за счет художественности изображения
фактически снимает безобразное, преобразует его в
прекрасное. Романтики видели в безобразном закономерную
художественную антитезу прекрасному, имеющую право
на бытие в искусстве. Гегель не уделил этой категории
специального внимания, указав на нее в связи с карикатурой,
деформационно-сатирическим изображением
действительности. Категорию безобразного исследовали его ученики
Г. Вайс, А. Руге, И. К. Ф. Розенкранц. Последний известен
как автор фундаментального труда «Эстетика безобразного»
(Asthetik des Ha?lichen, 1853), единственного в своем роде
в истории эстетической мысли. Для Розенкраниа
«эстетика безобразного» — составная часть общей «метафизики
прекрасного». Безобразное — это
«отрицательно-прекрасное» (Negativschone), теневая сторона и антитеза «просто
прекрасного» в диалектически понятом
«абсолютно-прекрасном». В отличие от прекрасного безобразное —
относительное понятие, «не само в себе сущее», но становящееся,
«вторичное бытие». Внутренняя связь между прекрасным
и безобразным заключена в возможности саморазрушения
прекрасного на основе несвободы человеческого духа,
возникающей из «свободной негации», т.е. при его переходе от
духовного идеала к материальной реализации. Безобразное,
по Розенкранцу, указывает на полную «несвободу духа»
(«волю к ничто»), и на этой основе оно имеет родство и со
злом. Возможно и обратное «восстановление прекрасного
из безобразного». В искусстве безобразное
самореализуется в комическом. Розенкранц разработал подробную пос-
тупенчатую классификацию безобразного: безобразное в
природе, духовно безобразное, безобразное в искусстве и
в отдельных видах искусства (наиболее сильно выражено
в поэзии). Он выделяет три основных вида безобразного с
их подвидами: бесформенность (аморфность, асимметрия,
дисгармония); неправильность, или ошибочность (в т. ч. в
стиле, в отдельных видах искусства), и, как «генетическая
основа» любого безобразного, дефигураиия, или уродство

228

БЕЗОБРАЗОВА
(тоже имеющие свои подвиды). Таким образом, в
«метафизике прекрасного» предпринята попытка создания
диалектически связанной по антитетическому принципу системы
эстетических категорий, в которой безобразное с его
разновидностями занимает одно из главных мест. При этом, если
возвышенное и приятное Розенкранц рассматривает в
качестве позитивных антитез прекрасного, то полярные им
разновидности безобразного — низменное и отвратительное —
как негативные антитезы прекрасного.
В постклассической эстетике, берущей начало с Ф. Ницше,
намечается принципиальная смена акцентов в понимании
безобразного, чему косвенно способствовал поток
изображений социально негативных (часто безобразных) явлений
в реалистическом искусстве 19 в. и своеобразная
эстетизация безобразного в символизме и у художников, тяготевших
к нему. Сам Ницше негативно относился к феноменам, де-
финируемым как безобразные, воспринимая их как знаки
упадка, деградации, слабости. В идеологически
гипертрофированном виде эта позиция была доведена до логического
конца в эстетиках тоталитарных режимов 20 в., в частности
Третьего рейха, записавших в разряд «деградирующего
искусства» всех художников авангарда. Однако общая
установка Ницше на «переоценку всех ценностей» и разработка
категорий аполлонического и дионисийского дали последующей
эстетике и художественной практике мощные импульсы для
пристального всматривания в феномен безобразного.
Научное обоснование 3. Фрейдом и его последователями сферы
бессознательного в качестве основной в жизни человека и
разработка К. Г. Юнгом концепций архетипа и
коллективного бессознательного еще усилили интерес к безобразному
в эстетике. Теоретическое осмысление этих новаций
попытался сделать, опираясь на опыт авангардного искусства 1-й
пол. 20 в., Т. Адорно в «Эстетической теории» (Asthetische
Theorie, 1970).
Для Адорно безобразное — базовая негативная категория
эстетики, первичная по отношению к прекрасному.
Исторически понятие безобразного возникло в процессе
развития культуры (иискусства) на этапе преодоления
архаической фазы, для которой были характерны кровавые культы,
человеческие жертвоприношения, каннибализм, табуиро-
ванные культурой и дефинированные как безобразное —
символ «несвободы» человека от мифического ужаса.
Многомерность безобразного детерминирована сексуальной
полиморфией, властью уродливого, больного, умирающего
во всех сферах жизни. Особо Адорно подчеркивает роль
социального зла и несправедливости в возникновении
безобразного, в т. ч. в искусстве. Прекрасное и основанное на нем
искусство возникли через отрицание, снятие безобразного.
К безобразному в архаическом искусстве Адорно относит
дисгармоничное и наивное вроде всевозможных фавнов,
силенов, кентавров античности. В классическом искусстве
(от античности до 20 в.) в целом прослеживается диалектика
прекрасного и безобразного, создание гармонии на основе
динамического единства диссонансов, и только со 2-й пол.
19 в. и особенно в авангардистском искусстве 20 в. вес
безобразного увеличивается и оно переходит в новое
эстетическое качество. Причины этого Адорно видит в бездумном
развитии техники, основанном на насилии над природой и
человеком. «Несвобода» нового уровня — зависимость от
техники — является одной из главных причин торжества
безобразного. Смакование анатомических мерзостей,
физического уродства, отвратительных и абсурдных отношений
между людьми — свидетельство бессилия «закона формы»
перед лицом безобразной действительности, внутренний
протест против нее.
Безобразное в качестве феномена
художественно-эстетического сознания, обильно питаемого ницшеанскими,
бергсоновскими, фрейдистскими идеями в атмосфере
бешеной гонки научно-технических достижений,
заняло важное место в культуре и искусстве 20 в. как в снятом
(относительно эстетизированном — аристотелевско-кан-
товская традиция) виде (экспрессионизм, сюрреализм,
театр абсурда, трактат С, Дали «Искусство пука» и т. п.),
так и в непосредственной (или экспрессивно
подчеркнутой) натуральности, направленной на возбуждение
эмоций протеста, отвращения, брезгливости, страха, ужаса
и зачастую повергающей в шоковое состояние. Таковы
омерзительные прилипчиво-слизистые субстанции мира в
«Тошноте» Ж. П. Сартра, смакование нарко-сексуального
бреда У. Берроузом («Мягкая машина») и его
последователями в западной и отечественной литературе,
бесчисленные экспрессивно-натуралистические сцены и
образы насилия, жестокости, садизма и мазохизма в фильмах
ужаса, вампиризма, в боевиках и т. п. (вплоть до реальных
самоистязаний с потоками крови некоторых «мастеров»
боди-арта, доходящих до медленного самоубийства в
процессе жестокой акции). Современный постфрейдистский,
постструктуралистский, постмодернистский философско-
эстетический дискурс теоретически обосновывает (точнее,
включает в правила современной интеллектуальной игры)
принятие de facto безобразного в одном ряду и на равных
основаниях со всеми остальными эстетическими (и
иными) феноменами бытия-сознания.
Лит.: Бычков В. В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов
церкви, т. 1. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995; Die nicht
mehr schonen Kunste. Hg. H. R. Jau?. Munch., 1968; hotter K.
Der Begriff des Ha?lichen in der Asthetik. Zur Ideologiekritik der
Asthetik des Hegelianismus. Munch., 1975; Funk H. Asthetik des
Ha?lichen. Beitrage zum Verstandniss negativer Ausdrucksformen
im 19 Jahrhundert. В., 1983; Jung H. Schoner Schein der
Ha?lichkeit oder Ha?lichkeit des schonen Scheins. Asthetik
und Geschichtsphilosophie im 19. Jahrhundert. Fr./M., 1987;
Rosenkranz J. K. F. Asthetik des Ha?lichen. Lpz., 1996.
В. В. Бычков

БЕЗОБРАЗОВАМария Владимировна (29 мая (10 июня)
1857, Петербург — 2(15) сентября 1914, Москва) — русский
историк философии, общественный деятель. Изучала
философию в университетах Лейпцига и Цюриха (1885—91).
Была первой женщиной в России, получившей степень
доктора философии (в Берне в 1891) и целиком посвятившая
себя профессиональной философской деятельности.
Выступала во многих городах России с публичными лекциями.
Принимала активное участие в открытии первого в России
Русского женского взаимно-благотворительного общества
(1895), основала Этическое общество (1910), ей
принадлежит идея создания Русского философского общества при
Петербургском университете. Собственную философскую
позицию определяла как «этический идеализм». Наиболее
значительный вклад — работы, посвященные истории
русской философии. В докторской диссертации «Рукописные
материалы к истории философии в России» (на нем. яз.)

229

БЕЙЛЬ
анализировала «Диоптру» Филиппа Пустынника, «Пчелу»,
монастырский устав Нила Сорского и др. источники. «Отцом
русской философии» называла Иоанна экзарха Болгарского,
считала, что его переводы византийских сочинений
способствовали созданию славянской философской терминологии.
Соч.: Handschriftliche Materialien zur Geschichte der Philosophie
in Russland. Lpz., 1892; Философские этюды. M., 1892;
Краткий обзор существенных моментов истории философии. М.,
1894; Что такое введение в философию? — «Вопросы
философии и психологии». М., 1897, кн. 37. Из одного альбома. СПб.,
1912; Исследования, лекции, мелочи. СПб., 1914.
Лит.: Ванчугов В. В. Доктор философии Бернского
университета.— Он же. Женщины в философии (из истории философии
в России 19 — нач. 20 вв.). М., 1984 (в качестве приложения
перевод с нем. яз. докторской диссертации); Кравченко В. В.
Мария Безобразова. — «Вече. Альманах русской философии и
культуры». СПб., 1995, в. 4.
Архивы. ГПБ, ф. 249.
В. В. Ванчугов

БЕЙЛЬ(Bayle) Пьер (18 ноября 1647, Карла — 28 декабря
1706, Роттердам) — французский философ и публицист,
представитель скептицизма 17 в. Родился в семье
протестантского пастыря, учился в Тулузском и Женевском
университетах, был профессором философии протестантской
академии в Седане. После закрытия академии
Людовиком XIV был вьнужден эмигрировать в Голландию. Будучи
энциклопедически образованным человеком,
способствовал пропаганде научных знаний, издавая с 1684 научный
журнал «Новости литературной республики». Большой
популярностью пользовался двухтомный «Исторический
и критический словарь» (Dictionnaire historique et critique,
t. 1—2, 1695—97; рус. пер., т. 1—2. M., 1968): только в
период 1697—1741 он издавался 11 раз на французском языке и
2 раза на английском.
Философское мировоззрение Бейля сформировалось под
влиянием как античного скептицизма (пирронизма), так и
идей современных ему мыслителей: M Монтеня, Б.
Паскаля, Р. Декарта. Но в отличие от декартовской формы
критического сомнения скептицизм у Бейля более
последователен: не только схоластика, но и труды современников
должны быть выставлены на суд разума.
Скептицизм предстает у Бейля как критическая рефлексия,
направленная на поиск истины. Бейль исходит при этом из
того, что всем людям присущ свет «всеобщего разума»
естественный свет») — первое правило жизни; учение,
проповедуемое в Священном Писании — это «второе правило»,
зависящее от первого.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн