Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

«Естественный свет» есть высший судья, его
приговор окончательный, и если утверждения Священного
Писания противоречат этому приговору, то они ложны.
Бейль убежден в том, что даже в области исторических
изысканий возможно довести истины до такой же (и даже
большей) степени достоверности, как и достоверность
математических истин. Например, утверждение о существовании
Цицерона более достоверно, чем утверждения математики
о существовании абсолютно прямых линий, лишенных
толщины.
Скептицизм у Бейля носит конструктивный, творческий
характер, он направлен на то, чтобы помочь «естественному
свету» освободиться от противоречий, которых, как
показывает Бейль, не лишены философские системы Декарта,
Спинозы и Лейбница. Так, Декарт, определяя движение как
переход тела из одного места в другое, не объясняет, что он
понимает под термином «место»: если это пространство,
отличное от самого тела, то это противоречит картезианскому
тезису об отсутствии пустоты. «Предустановленная
гармония» Лейбница противоречит тому, что монады у него не
могут воздействовать друг на друга, ибо «не имеют окон» в
окружающий мир. У Спинозы противоречива трактовка тел
как частей субстанции, которую сам же он считает
абсолютно неделимой.
Бейль оказал значительное влияние на французскую
философию 18 в.
Соч.: Oeuvres diverses, v. 1—4. La Haye, 1727—31; Systeme de la
philosophie. P., 1737.
Лит.: Богуславский В. M. Пьер Бейль. M., 1995; Пиков В. Пьер
Бейль. М., 1933.
М. А. Кузнецов

БЕККАРИАЧезаре (Beccaria Cesare) (15 марта 1738, Милан —
28 ноября 1794, там же) — итальянский просветитель, юрист,
публицист. Окончил юридический факультет университета
в Павии. Философские взгляды Беккариа
формировались под влиянием идей Ф. Бэкона, Г. Гоббса, Дж. Лота,
Д. Юма, Ш. Л. Монтескье, К. Гельвеция, ДуАламбера,
Ж.-Л. Бюффона и др. Основное сочинение — «О
преступлениях и наказаниях» (Dei delitti e delie репе, 1764, рус. пер.
1803). В 1766 был приглашен в Россию, но от приглашения
отказался. Идеи Беккариа оказали существенное влияние
как на развитие уголовного права, так и на философско-
правовые учения 19—20 вв. Исходя из принципов
гуманности и законности, он обосновывал право наказания с
позиций теории общественного договора, т.е. необходимостью
защищать «общее благо» и обеспечивать безопасность и
свободу граждан. Признавая авторитет закона как гарантию
от злоупотреблений, он настаивал на равенстве наказаний
для всех граждан, на соответствии между совершенным
преступлением и назначаемым наказанием. Цель наказания
видел не в устрашении, а в его неизбежности, говорил о
презумпции невиновности. Большую роль Беккариа отводил
предупреждению преступности через совершенствование
воспитания и законов; первым выступил против смертной казня.
Соч.: Opera, a cura ai Sergio Romagnoli, vol 1—2. Firenze, 1963; в
рус. пер.— О преступлениях и наказаниях. М, 1939.
Лит.: Левенсон П. Я. Беккариа и Бентам, их жизнь и
общественная деятельность. СПб.. 1893; Решетников Ф. М. Беккариа. М.,
1987.
О. А. Останина

БЕЛИНСКИЙВиссарион Григорьевич [30 мая (11 июня),
1811, Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия — 26 мая
(7 июня), 1848, Петербург] — русский социальный
мыслитель, литературный критик и публицист. В 1829—32 учился
на словесном отделении философского факультета
Московского университета. В 1833 сблизился со Станкевичем
и участниками его философского кружка,
познакомившими его с немецкой философией. В 1834—36 стал ведущим
критиком в изданиях Надеждина «Телескоп» и «Молва», где
опубликовал принесшие ему известность «Литературные
мечтания» (1834) и др. произведения. Позднее, переехав из
Москвы в Петербург, сотрудничал в «Отечественных
записках» (1839—46) и «Современнике» (с 1846). В статьях и
обзорах дал оригинальный анализ творчества и эстетических

230

БЕЛЛ
взглядов современных ему писателей — Жуковского,
Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского и др., отстаивал
принципы реализма, «натуральной школы». Философские
воззрения Белинского претерпели сложную эволюцию:
от увлечения немецкой идеалистической философией, и
особенно Гегелем в период «примирения с
действительностью» (1837 — 39), он перешел на позиции отрицания
«неразумной действительности»; критически осмыслив
гегелевскую теорию, Белинский становится сторонником
материалистического мировоззрения. Особый интерес
представляют его социально-философские взгляды,
учение о человеке, обществе и истории, изложенные в работах
40-х гг. В них он рассматривал общество как живой
социальный организм («идеальную личность»), трактуя его
историю в качестве необходимого и закономерного процесса.
Отправным пунктом размышлений Белинского о человеке
и обществе было неприятие панлогизма Гегеля, в системе
которого субъект «не сам себе цель, но средство для
мгновенного выражения общего, а это общее является у него
в отношении к субъекту Молохом…» (Полн. собр. соч.,
т. 12, с. 22). Человек, по его словам, зависит от общества и в
образе мыслей, и в образе своего действия; зло скрывается
прежде всего в обществе, а не в человеке. Белинский
исходил из того, что индивид в наибольшей степени проявляет
активность в той области социальной жизни, где чувствует
себя человеком, утверждает себя как личность. Поэтому
он не может примириться с жизнью, которая лишает его
средств к развитию, и в первую очередь стремится создать
условия, позволяющие ему реализовывать свои
способности. Мыслитель приходил к выводу, что нормальное
становление личности и проявление ее творческого потенциала
возможно лишь в обществе, где утвердились принципы
социальной справедливости; будущее России и всего
человечества он связывал с социализмом. Влияние Белинского
на развитие русской социальной и философской мысли
подчеркивали Чернышевский, Плеханов, Ленин, Бердяев,
Зеньковский и др.
Соч.: Полн. собр. соч. в 13 т. М., 1958—59.
Лит.: Плеханов Г. В. Белинский и разумная действительность. —
Он же. Избр. филос. произв. в 5 т. М., 1958, т. 4, с. 417—467;
Кирпотин В. Я. Достоевский и Белинский. М., 1960;
Поляков М. Я. Виссарион Белинский. Личность — идеи — эпоха.
М., 1960; Нечаева В. С. В.Г.Белинский. Жизнь и творчество.
1836—1841. М., 1961; Она же. В. Г. Белинский. Жизнь и
творчество. 1842—1848. М., 1967; Григорян M. M. Белинский и
проблема действительности в философии Гегеля. — В кн.: Гегель
и философия в России. М., 1974; Филатова Е. М. Белинский.
М., 1976; Соболев Я. В. Эстетика Белинского. М., 1978.
77. J7. Апрышко

БЕЛЛ(Bell) Даниел (род. 10 мая 1919, Нью-Йорк) —
американский политолог, социолог, экономист. Родился в
еврейской семье, эмигрировавшей в США из польского
города Белосток. После окончания Городского колледжа
Нью-Йорка в 1938 поступил в аспирантуру
Колумбийского университета. В 40—50-е гг. Белл занимался в основном
политической и экономической журналистикой. В 1964
совместно с И. Кристолом основал журнал «The Public
Interest», посвященный главным образом научным
исследованиям и дискуссиям по проблемам внутренней
политики. Преподавал с 1945 сначала в Чикагском, затем в
Колумбийском университетах, где получил степень доктора
и звание профессора, с 1969 в Гарвардском университете.
В 1964—66 Белл был членом Президентской комиссии по
технике, автоматизации и экономическому прогрессу; в
80-е гг. — член Президентской комиссии по внутренним
делам, где возглавлял Комитет по энергии и ресурсам.
Беллавтор и редактор 16 книг и более 1000 научных
статей по социологии, экономике, футурологии и
текущим политическим проблемам. Среди его основных работ
следует отметить «Конец идеологии» (The End of Ideology.
N.Y., 1960), «Грядущее постиндустриальное общество» (The
Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1973) и «Культурные
противоречия капитализма» (The Cultural Contradictions of
Capitalism. N.Y., 1976).
Белл известен прежде всего как автор теории
постиндустриального общества. В истории человечества Белл
выделил три основные эпохи: аграрную, индустриальную
и постиндустриальную. Каждая из них характеризуется
такими параметрами, как основной производственный
ресурс (соответственно сырье, энергия или
информация); основной социальный принцип (приверженность
традиции, экономический рост или кодификация
теоретического знания); основной сектор общественного
производства (первичный, вторичный или третичный);
основные методы познания социальной
действительности. Доиндустриальное общество является в основном
добывающим, базируется на сельском хозяйстве,
добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и
других ресурсов вплоть до природного газа или нефти.
Индустриальное общество имеет прежде всего
производящий характер, оно использует энергию и машинную
технологию для изготовления товаров. Постиндустриальное
общество является обрабатывающим, для него характерен
обмен информацией и знаниями при помощи
телекоммуникации и компьютеров.
Развитие науки Белл считает основным признаком
постиндустриального общества: «корни
постиндустриального общества лежат в беспрецедентном влиянии науки на
производство» (Грядущее постиндустриальное общество,
с. 505). Исследование прогресса научного знания и
изучение хозяйственных тенденций приводят его к выводу о
том, что в постиндустриальном обществе на первое место
выходит человек, и именно его поведение и ценности
определяют новые социальные тенденции.
Становление научного знания как основной
производительной силы общества создает целый ряд новых
социальных проблем. С одной стороны, возникает новый
класс «профессионалов», способных к производству
нового знания и претендующих на управление обществом.
С другой стороны, в силу того, что информационные
блага не могут быть оценены в традиционных
экономических категориях и их распределение в значительной мере
переходит из экономической плоскости в социальную, от
политических институтов требуется поиск согласия
между отдельными гражданами и множеством сообществ,
составляющих постиндустриальное общество.
В 80—90-е гг. основной областью исследований Белла
стало изучение проблем технологического прогресса, и в
первую очередь вопросов совершенствования
информационных, экологических и ресурсосберегающих
технологий, а также обнаружения новых неисчерпаемых
источников энергии. Эти исследования ведутся им с целью
оценить потенциал возможного устойчивого развития

231

БЕЛОСЕЛЬСКИЙ-БЕЛОЗЕРСКИЙ
постиндустриальных обществ как замкнутых социальных
систем.
Соч.: Грядушее постиндустриальное общество. М., 1998; Marxian
Socialism in the United States. Ithaca — L., 1995; The Social Sciences
since the Second World War. New Brunswick — L., 1982; The End
of Ideology. Cambr. (Mass.) — L., 1986; The Coming of Post-Industrial
Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973; The Cultural
Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976; The Social Framework of
the Information Society. Oxf., 1980; Sociological Journeys. Essays
1960-80. L, 1980; The World and the United States in 2013. N.Y,
1987; Bell D., Graubard S. R. (eds.). Toward the Year 2000. Work
in Progress. Cambr. (Mass.) — L., 1986; Bell D., Kristol L. (eds.).
The Crisis in Economic Theory. N.Y, 1981.
Лит.: Иноземцев В. Л. Постиндустриальный мир Даниела
Белла.— В кн.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.
М., 1998, с. X-CVII; Haters M. Daniel Bell. L.-N.Y, 1996; Brick N.
Daniel Bell and the Decline of Intellectual Radicalism. Madison
(WL), 1986; Liebowitz N. Daniel Bell and the Agony of Modern
Liberalism. N.Y, 1985; Bloom A. Prodigal Sons. Oxf.-N.Y, 1986.
В. Л. Иноземцев
БЕЛОСЕЛЬСКИЙ-БЕЛОЗЕРСКИЙ, кн. Александр

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн