чем негативные
эмблемы некоего текучего смысла, который относится к
ним как ритм к метру или как звучащая музыка к нотной
записи. И если каждый великий писатель, по словам
Ж. Делеза, является «всегда как бы чужестранцем в языке,
на котором он выражается, даже если это его родной язык»,
так что «стиль — это иностранный язык в языке» {Deleuze G.
Critique et clinique. R, 1993, p. 138, 142sq., со ссылкой на
Белого), то в философско-антропософской «иностраннос-
тии» мысли Белого приходится винить не «философа» или
«антропософа» Белого, а «великого писателя» Белого, его
стиль, который порожден не потребностями оригинальной
233
БЕНЕДИКТ
эстетики, а физиологией творимых познаний:
«Послушайте, размышляли ли вы до блистающей «искры из глаз»?
Если — нет, рассмеетесь наверное вы надо мною; но вы
не философ тогда; философия есть живая страна,
преисполненная невыразимых ландшафтов» (Белый А. Кризис
культуры. — В кн.: Он же. На перевале. Берлин, 1923, с.
153). Нет сомнения, что с точки зрения философской
ортодоксии подобные критерии никак не могут стать
предметом серьезного обсуждения, но, с другой стороны, столь же
очевидно, что только они способны решать там, где
философия доходит до своего предела и «заставляет услышать крик
в видимых вещах» (Ж. Делез). То, что философия Белого
игнорируется цеховыми философами, есть недоразумение,
мотивированное их вполне понятным нежеланием видеть ее
в одном ряду со своими философиями. Недоразумение
исчезает тотчас же, если согласиться, что с этой философией
надо считаться не «коллегиально», а тематически.
Отношение философов к ней строилось бы тогда по аналогии с
отношением литературных критиков к романному творчеству
Белого, именно: она могла бы стать сама темой
философского исследования — как покушение на исконно
философскую проблематику с абсолютно годными средствами:
«Самое мое мировоззрение — проблема контрапункта,
диалектики энного рода методических оправ в круге целого;
каждая, как метод плоскости, как проекция пространства
на плоскости, условно защищаема мною; и отрицаема там,
где она стабилизируема в догмат; догматов у меня не было,
ибо я символист, а не догматик, то есть учившийся у музыки
ритмическим жестам пляски мысли, а не склеротическому
пыхтению под бременем несения скрижалей. […] Пока не
усвоен стержень моего мировоззрительного ритма, бойтесь
полемики со мной; всегда могу укусить со стороны вполне
неожиданной; и укусив, доказать по пунктам
(гносеологически), что я поступил не вопреки мировоззрению своему,
а на основании его данных, ибо мировоззрение мое для вас
весьма туманная штука: оно ни монизм, ни дуализм, ни
плюрализм, а плюро-дуо-монизм, то есть пространственная
фигура, имеющая одну вершину, многие основания и явно
совмещающая в проблеме имманентности антиномию
дуализма, но — преодоленного в конкретный монизм» (Белый А.
На рубеже двух столетий. М.-Л., 1930, с. 187—188).
Лит.: Монульский К. Андрей Белый. Париж, 1955; Бугаева К. Н.
Воспоминания о Белом. Berk., 1981; Cioran S. The Apocalyptic
Symbolism of Andrey Bely. The Hague, 1973; KozJik F. L’influence
de l’anthroposophie sur l’oeuvre d’Andrei Bolyi, Bd. 1—3. Fr/
M., 1981; Deppermann M. Andrej Belyjs asthetische Theorie des
schopferischen Bewusstseins: Symbolisierung und Krise der Kultur
um die Jahrhundertwende. Munch., 1982; Andrej Belyj, Pro et
Contra. Atti del Г Simposio Internazionale Andrej Belyj. Mil., 1986;
Malmstad. J. (ed.). Andrey Bely: Spirit of Symbolism. Ithaca, 1987;
Andrej Belyj, Symbolismus. Anthroposophie. Ein Weg, hrsg. von Taja
Gut. Dornach, 1997; ZinkA. Andrej Belyjs Rezeption der Philosophie
Kants, Nietzsches und der Neukantianer. Munch., 1998.
К А. Свасьян
В
ВЕНЕДИКТ(Benedict) Рут (15 июня 1887, Нью-Йорк —
7 сентября 1948, там же) — американский антрополог и
культуролог, представительница этнопсихологического
направления. Бенедикт испытала значительное влияние идей
3. Фрейда. При объяснении происхождения и сущности
институтов культуры она исходила из концепции подобия
индивидуальных и коллективных психологических
закономерностей, а также из представления о сходстве
механизмов формирования нормальных и патологических явлений
психики. В этнографических исследованиях она развивала
идеи Фрейда, рассматривая архаические культуры
различных племен как проявления специфически присущих им
патологий.
Главный теоретический труд Бенедикт — «Модели
культуры» (Patterns of Culture. Boston, 1959), в котором
обнаруживается влияние не только Фрейда, но и «философии жизни»
О. Шпенглера. Основным понятием культурологической
концепции Бенедикт выступает «pattern» — модель
(образец) как ключ к пониманию морфологии данной культуры.
Бенедикт отстаивает принцип культурного релятивизма,
согласно которому каждое явление культуры может быть
адекватно понято только в общем контексте культуры.
Каждая культура представляет собой определенное внутреннее
единство форм мышления, единство стилистики,
запечатленное в формах экономической, политической,
духовной, религиозной, практической, художественной жизни.
Выявление этого стилистического единства форм, с точки
зрения Бенедикт, — основная цель исследования культуры.
Свой метод изучения культуры она называет
«дистанцированием». Согласно Бенедикт, культуролог или антрополог
вовсе не обязаны жить какое-то время в стране изучаемой
культуры или знать язык ее народа. «Дистанцированное»
изучение культуры предполагает анализ социологических и
этнографических данных, фольклора, религиозных
верований, художественной и научной литературы, прессы,
киноискусства и т. д.
Бенедикт признавала первичным в каждой культуре личность
и особенности ее психики. При этом межкультурные
различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной
психологии. Но между обществом и индивидом существует
неразрывная взаимосвязь, и личность, с точки зрения
Бенедикт, следует изучать именно в системе этой взаимосвязи.
Метод «дистанцирования» и концепция культурного
релятивизма в начале 1940-х гг. были использованы ею для критики
германского фашизма и японского милитаризма.
Соч.: Race: Science and Politics. N.Y., 1940; The Chrysanthemum
and the Sword. N.Y., 1943; Психологические типы в культурах
Юго-Запада США. — В кн.: Антология исследований
культуры. СПб., 1997.
Лит.: MeadM. R. Benedict. N.Y-L., 1997.
Т. П. Лифинцева
БЕНЕКЕ(Beneke) Фридрих Эдуард (17 февраля 1798,
Берлин — 1 марта 1854, там же) — немецкий философ,
представитель эмпирически ориентированного психологизма.
Изучал философию и теологию в Галле и Берлине.
Преподавал в Берлине (1820) и Геттингене (с 1822). С 1827
профессор в Берлине. В полемике с философами немецкого
идеализма (в особенности с преподававшим тогда в
Берлине Гегелем) Бенеке, опираясь на Канта и Локка, отстаивал
тезис о том, что индуктивная психология может стать
основой не только теории познания, но также логики, этики
и метафизики. Считая, что априорного знания не
существует, Бенеке в целом развивал идеи, сходные с
английской ассоциативной психологией и учением Шотландской
школы философии здравого смысла; его последние труды
несут на себе печать влияния Гербарта. Психологическое
исследование, по Бенеке, должно основываться на внут-
234
БЕНТАМ
реннем опыте — это естествознание «внутреннего чувства».
Корректируя учение Локка о сознании как «чистой доске»
(tabula rasa), Бенеке исходит из представления о «задатках»,
которые могут быть развиты внешними побуждениями.
Душа — сумма «задатков» (или «способностей»),
стремящихся к своему осуществлению. Эти способности
многогранны, душевными образованиями они становятся тогда,
когда соединяются с адекватными им раздражителями, что
порождает первоначальные ощущения; душа приобретает в
своем развитии новые душевные способности и приводит
затем к возникновению представлений. Представления
обладают способностью притягивать друг друга в зависимости
от степени однородности своего содержания и стремиться к
более устойчивым соединениям. Если душевные
образования (в т. ч. «дарование» и «талант») появляются в результате
воздействия раздражений на способности души, то
воспитание должно так упорядочить воздействие раздражений,
чтобы они соответствовали его цели — развитию, обогащению
и укреплению первичных способностей. Таким образом,
психология лежит в основе педагогики Бенеке, а
философия становится истолкованием самопознания человека.
Соч.: Erkenntnislehre nach dem Bewusstsein der reinen Vernunft. Jena,
1920; Erfahrungslehre als Grundiage alles Wissens in ihren Hauptzugen
dargestellt. Jena, 1920 (Repr.: Amst., 1965); Neue Grundlegung zur
Metaphysik. В., 1822; Kant und die Philosophische Aufgabe unserer
Zeit. Eine Jubeldenkschrift auf die Kritik der reinen Vernunft. В., 1832;
Lehrbuch der Psychologie als Naturwissenschaft. В., 1833 (Repr.:
Brussel, 1969); Die Psychologie in ihrem Verhaltnis zur Erfahrung, zur
Spekulation und zum Leben. В., 1833; Grundlinien des naturlichen
Systems der praktischen Philosophie, Bd. 1—4. В., 1837—40; System
der Logik als Kunstlehre des Denkens, Bd. 1-2. В., 1842.
И. А. Михайлов
БЕНЗЕ(Bense) Макс (1910, Страсбург — 1990) — немецкий
философ, интенсивно занимавшийся информационной и
семиотической эстетикой. Изучал в Бонне (1930—34) и в
Кельне (1934—35) физику и математику. Защитил
диссертацию «Квантовая механика и относительность
существования» у О. Беккера. В 1946 опубликовал труд «Контуры
гуманитарной истории математики» (т. 1—2), который защитил в
качестве второй диссертации в университете Иены. С 1946 —
профессор философии в этом университете. С 1949 —
в Высшей технической школе Штутгарта. Основатель
кружка «Духовная жизнь Франции».
С сер. 1950-х гп Бензе сосредоточил усилия на создании
«объективной эстетики», которая строится им на основе
кибернетики и теории информации. Информационная
эстетика рассматривается Бензе как наука о математических
и технических основах творческого процесса. В противовес
«рецептивной эстетике», которая делает своим предметом
эмоции, субъективные суждения вкуса и восприятие
художественных произведений, «объективная» (или
информационная) эстетика дает методический анализ
художественных произведений как объективно данного. От объективной
эстетики Бензе обратился к семиотике. Он выпускает ряд
работ по теории семиотики — «Семиотика. Общая теория
знаков» (1967); «Семиотический процесс и системы» (1975),
а также основывает серию «Исследования оснований
кибернетики к наук о духе» ( 1960) и международный квартальник
по семиотике и эстетике «Semiosis» (1975). С
семиотической точки зрения Бензе рассматривает не только
эстетические, но и гносеологические и онтологические проблемы.
В нач. 1970-х гг. он строит теорию семиотической эстетики
(«Знак и дизайн. Семиотическая эстетика», 1971;
«Эстетика», 1982). Согласно ему, художественное произведение не
отображает и не репрезентирует внешний мир, оно
обладает собственной реальностью. Бензе считается основателем
штутгартской эстетической школы.
Соч.: Quantenmechanik und Daseinsrelativitat. Koln, 1938; Geist
der Mathematik. Munch., 1939; Einleitung in die Philosophie
Munch., 1942; Konturen eines Geistesgeschichte der Mathematik.
Hamb., 1946; Philosophie als Forschung. Koln, 1947; Technische
Intelligenz. Stuttg., 1949; Der Begrirffder Naturphilosophie. Stuttg.,
1953; Aesthetica, Bd. 1—4. Stuttg., 1954—60; Semiotik. Allgemeine
Theorie der Zeichen. Baden-Baden, 1957; Emfuhrung in die
informationstheoretische Aesthetik. Hamb., 1969; Zeichen und
Design. Semiotische Aesthetik. Baden-Baden, 1983; Reprasentation
und Fundierung der Realitaten. Baden-Baden, 1986.
Лит.: Semiosis, 17/18, 1980 (Sonderheft zum 70. Geburtstag);
Semiosis (36-38), 1985, Sonderheft zum 75. Geburtstag; Zeichen
von Zeichen. Festschrift. Baden-Baden, 1990.
А. П. Огурцов
БЕНТАМ(Bentham) Иеремия