Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

чем негативные
эмблемы некоего текучего смысла, который относится к
ним как ритм к метру или как звучащая музыка к нотной
записи. И если каждый великий писатель, по словам
Ж. Делеза, является «всегда как бы чужестранцем в языке,
на котором он выражается, даже если это его родной язык»,
так что «стиль — это иностранный язык в языке» {Deleuze G.
Critique et clinique. R, 1993, p. 138, 142sq., со ссылкой на
Белого), то в философско-антропософской «иностраннос-
тии» мысли Белого приходится винить не «философа» или
«антропософа» Белого, а «великого писателя» Белого, его
стиль, который порожден не потребностями оригинальной

233

БЕНЕДИКТ
эстетики, а физиологией творимых познаний:
«Послушайте, размышляли ли вы до блистающей «искры из глаз»?
Если — нет, рассмеетесь наверное вы надо мною; но вы
не философ тогда; философия есть живая страна,
преисполненная невыразимых ландшафтов» (Белый А. Кризис
культуры. — В кн.: Он же. На перевале. Берлин, 1923, с.
153). Нет сомнения, что с точки зрения философской
ортодоксии подобные критерии никак не могут стать
предметом серьезного обсуждения, но, с другой стороны, столь же
очевидно, что только они способны решать там, где
философия доходит до своего предела и «заставляет услышать крик
в видимых вещах» (Ж. Делез). То, что философия Белого
игнорируется цеховыми философами, есть недоразумение,
мотивированное их вполне понятным нежеланием видеть ее
в одном ряду со своими философиями. Недоразумение
исчезает тотчас же, если согласиться, что с этой философией
надо считаться не «коллегиально», а тематически.
Отношение философов к ней строилось бы тогда по аналогии с
отношением литературных критиков к романному творчеству
Белого, именно: она могла бы стать сама темой
философского исследования — как покушение на исконно
философскую проблематику с абсолютно годными средствами:
«Самое мое мировоззрениепроблема контрапункта,
диалектики энного рода методических оправ в круге целого;
каждая, как метод плоскости, как проекция пространства
на плоскости, условно защищаема мною; и отрицаема там,
где она стабилизируема в догмат; догматов у меня не было,
ибо я символист, а не догматик, то есть учившийся у музыки
ритмическим жестам пляски мысли, а не склеротическому
пыхтению под бременем несения скрижалей. […] Пока не
усвоен стержень моего мировоззрительного ритма, бойтесь
полемики со мной; всегда могу укусить со стороны вполне
неожиданной; и укусив, доказать по пунктам
(гносеологически), что я поступил не вопреки мировоззрению своему,
а на основании его данных, ибо мировоззрение мое для вас
весьма туманная штука: оно ни монизм, ни дуализм, ни
плюрализм, а плюро-дуо-монизм, то есть пространственная
фигура, имеющая одну вершину, многие основания и явно
совмещающая в проблеме имманентности антиномию
дуализма, но — преодоленного в конкретный монизм» (Белый А.
На рубеже двух столетий. М.-Л., 1930, с. 187—188).
Лит.: Монульский К. Андрей Белый. Париж, 1955; Бугаева К. Н.
Воспоминания о Белом. Berk., 1981; Cioran S. The Apocalyptic
Symbolism of Andrey Bely. The Hague, 1973; KozJik F. L’influence
de l’anthroposophie sur l’oeuvre d’Andrei Bolyi, Bd. 1—3. Fr/
M., 1981; Deppermann M. Andrej Belyjs asthetische Theorie des
schopferischen Bewusstseins: Symbolisierung und Krise der Kultur
um die Jahrhundertwende. Munch., 1982; Andrej Belyj, Pro et
Contra. Atti del Г Simposio Internazionale Andrej Belyj. Mil., 1986;
Malmstad. J. (ed.). Andrey Bely: Spirit of Symbolism. Ithaca, 1987;
Andrej Belyj, Symbolismus. Anthroposophie. Ein Weg, hrsg. von Taja
Gut. Dornach, 1997; ZinkA. Andrej Belyjs Rezeption der Philosophie
Kants, Nietzsches und der Neukantianer. Munch., 1998.
К А. Свасьян

В

ВЕНЕДИКТ(Benedict) Рут (15 июня 1887, Нью-Йорк —
7 сентября 1948, там же) — американский антрополог и
культуролог, представительница этнопсихологического
направления. Бенедикт испытала значительное влияние идей
3. Фрейда. При объяснении происхождения и сущности
институтов культуры она исходила из концепции подобия
индивидуальных и коллективных психологических
закономерностей, а также из представления о сходстве
механизмов формирования нормальных и патологических явлений
психики. В этнографических исследованиях она развивала
идеи Фрейда, рассматривая архаические культуры
различных племен как проявления специфически присущих им
патологий.
Главный теоретический труд Бенедикт — «Модели
культуры» (Patterns of Culture. Boston, 1959), в котором
обнаруживается влияние не только Фрейда, но и «философии жизни»
О. Шпенглера. Основным понятием культурологической
концепции Бенедикт выступает «pattern» — модель
(образец) как ключ к пониманию морфологии данной культуры.
Бенедикт отстаивает принцип культурного релятивизма,
согласно которому каждое явление культуры может быть
адекватно понято только в общем контексте культуры.
Каждая культура представляет собой определенное внутреннее
единство форм мышления, единство стилистики,
запечатленное в формах экономической, политической,
духовной, религиозной, практической, художественной жизни.
Выявление этого стилистического единства форм, с точки
зрения Бенедикт, — основная цель исследования культуры.
Свой метод изучения культуры она называет
«дистанцированием». Согласно Бенедикт, культуролог или антрополог
вовсе не обязаны жить какое-то время в стране изучаемой
культуры или знать язык ее народа. «Дистанцированное»
изучение культуры предполагает анализ социологических и
этнографических данных, фольклора, религиозных
верований, художественной и научной литературы, прессы,
киноискусства и т. д.
Бенедикт признавала первичным в каждой культуре личность
и особенности ее психики. При этом межкультурные
различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной
психологии. Но между обществом и индивидом существует
неразрывная взаимосвязь, и личность, с точки зрения
Бенедикт, следует изучать именно в системе этой взаимосвязи.
Метод «дистанцирования» и концепция культурного
релятивизма в начале 1940-х гг. были использованы ею для критики
германского фашизма и японского милитаризма.
Соч.: Race: Science and Politics. N.Y., 1940; The Chrysanthemum
and the Sword. N.Y., 1943; Психологические типы в культурах
Юго-Запада США. — В кн.: Антология исследований
культуры. СПб., 1997.
Лит.: MeadM. R. Benedict. N.Y-L., 1997.
Т. П. Лифинцева

БЕНЕКЕ(Beneke) Фридрих Эдуард (17 февраля 1798,
Берлин — 1 марта 1854, там же) — немецкий философ,
представитель эмпирически ориентированного психологизма.
Изучал философию и теологию в Галле и Берлине.
Преподавал в Берлине (1820) и Геттингене (с 1822). С 1827
профессор в Берлине. В полемике с философами немецкого
идеализма (в особенности с преподававшим тогда в
Берлине Гегелем) Бенеке, опираясь на Канта и Локка, отстаивал
тезис о том, что индуктивная психология может стать
основой не только теории познания, но также логики, этики
и метафизики. Считая, что априорного знания не
существует, Бенеке в целом развивал идеи, сходные с
английской ассоциативной психологией и учением Шотландской
школы философии здравого смысла; его последние труды
несут на себе печать влияния Гербарта. Психологическое
исследование, по Бенеке, должно основываться на внут-

234

БЕНТАМ
реннем опыте — это естествознание «внутреннего чувства».
Корректируя учение Локка о сознании как «чистой доске»
(tabula rasa), Бенеке исходит из представления о «задатках»,
которые могут быть развиты внешними побуждениями.
Душасумма «задатков» (или «способностей»),
стремящихся к своему осуществлению. Эти способности
многогранны, душевными образованиями они становятся тогда,
когда соединяются с адекватными им раздражителями, что
порождает первоначальные ощущения; душа приобретает в
своем развитии новые душевные способности и приводит
затем к возникновению представлений. Представления
обладают способностью притягивать друг друга в зависимости
от степени однородности своего содержания и стремиться к
более устойчивым соединениям. Если душевные
образования (в т. ч. «дарование» и «талант») появляются в результате
воздействия раздражений на способности души, то
воспитание должно так упорядочить воздействие раздражений,
чтобы они соответствовали его цели — развитию, обогащению
и укреплению первичных способностей. Таким образом,
психология лежит в основе педагогики Бенеке, а
философия становится истолкованием самопознания человека.
Соч.: Erkenntnislehre nach dem Bewusstsein der reinen Vernunft. Jena,
1920; Erfahrungslehre als Grundiage alles Wissens in ihren Hauptzugen
dargestellt. Jena, 1920 (Repr.: Amst., 1965); Neue Grundlegung zur
Metaphysik. В., 1822; Kant und die Philosophische Aufgabe unserer
Zeit. Eine Jubeldenkschrift auf die Kritik der reinen Vernunft. В., 1832;
Lehrbuch der Psychologie als Naturwissenschaft. В., 1833 (Repr.:
Brussel, 1969); Die Psychologie in ihrem Verhaltnis zur Erfahrung, zur
Spekulation und zum Leben. В., 1833; Grundlinien des naturlichen
Systems der praktischen Philosophie, Bd. 1—4. В., 1837—40; System
der Logik als Kunstlehre des Denkens, Bd. 1-2. В., 1842.
И. А. Михайлов

БЕНЗЕ(Bense) Макс (1910, Страсбург — 1990) — немецкий
философ, интенсивно занимавшийся информационной и
семиотической эстетикой. Изучал в Бонне (1930—34) и в
Кельне (1934—35) физику и математику. Защитил
диссертацию «Квантовая механика и относительность
существования» у О. Беккера. В 1946 опубликовал труд «Контуры
гуманитарной истории математики» (т. 1—2), который защитил в
качестве второй диссертации в университете Иены. С 1946 —
профессор философии в этом университете. С 1949 —
в Высшей технической школе Штутгарта. Основатель
кружка «Духовная жизнь Франции».
С сер. 1950-х гп Бензе сосредоточил усилия на создании
«объективной эстетики», которая строится им на основе
кибернетики и теории информации. Информационная
эстетика рассматривается Бензе как наука о математических
и технических основах творческого процесса. В противовес
«рецептивной эстетике», которая делает своим предметом
эмоции, субъективные суждения вкуса и восприятие
художественных произведений, «объективная» (или
информационная) эстетика дает методический анализ
художественных произведений как объективно данного. От объективной
эстетики Бензе обратился к семиотике. Он выпускает ряд
работ по теории семиотики — «Семиотика. Общая теория
знаков» (1967); «Семиотический процесс и системы» (1975),
а также основывает серию «Исследования оснований
кибернетики к наук о духе» ( 1960) и международный квартальник
по семиотике и эстетике «Semiosis» (1975). С
семиотической точки зрения Бензе рассматривает не только
эстетические, но и гносеологические и онтологические проблемы.
В нач. 1970-х гг. он строит теорию семиотической эстетики
Знак и дизайн. Семиотическая эстетика», 1971;
«Эстетика», 1982). Согласно ему, художественное произведение не
отображает и не репрезентирует внешний мир, оно
обладает собственной реальностью. Бензе считается основателем
штутгартской эстетической школы.
Соч.: Quantenmechanik und Daseinsrelativitat. Koln, 1938; Geist
der Mathematik. Munch., 1939; Einleitung in die Philosophie
Munch., 1942; Konturen eines Geistesgeschichte der Mathematik.
Hamb., 1946; Philosophie als Forschung. Koln, 1947; Technische
Intelligenz. Stuttg., 1949; Der Begrirffder Naturphilosophie. Stuttg.,
1953; Aesthetica, Bd. 1—4. Stuttg., 1954—60; Semiotik. Allgemeine
Theorie der Zeichen. Baden-Baden, 1957; Emfuhrung in die
informationstheoretische Aesthetik. Hamb., 1969; Zeichen und
Design. Semiotische Aesthetik. Baden-Baden, 1983; Reprasentation
und Fundierung der Realitaten. Baden-Baden, 1986.
Лит.: Semiosis, 17/18, 1980 (Sonderheft zum 70. Geburtstag);
Semiosis (36-38), 1985, Sonderheft zum 75. Geburtstag; Zeichen
von Zeichen. Festschrift. Baden-Baden, 1990.
А. П. Огурцов

БЕНТАМ(Bentham) Иеремия

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн