Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Размышления индийских мыслителей об абхаве были
ответом на вопрос об объекте отрицательных суждений. В
мимансе под абхаве понималось не просто отсутствие такого
объекта, но и особая познавательная способность,
позволяющая его постигнуть. Сторонники мимансака Ку-
марилы Бхатты утверждали, что отрицательные суждения
не связаны ни с какой другой праманой (источником
достоверного познания): с восприятием, поскольку не
происходит контакта объекта с органами чувств, с логическим
выводом, поскольку невосприятие объекта не может служить
основанием {хешу) вывода (анумана). Это доказывало,
с их точки зрения, что абхава представляет особую праману
(получившую название анупалабдхи —невосприятие).
Синкретическая ньяя-вайшешика наделяла абхаву
реальным существованием, но не в качестве отдельной прама-
ны, а в виде особой онтологической категории (падартха),
которая трактовалась как конкретное отрицание,
предполагающее адъюнкт — то, что отрицается (пратийогин), и
вместе с тем отношение, из которого отрицаемое
исключается, т.е. место, где его нет, — субъюнкт (ануйогин).
Наиболее важные виды абхавы в ньяя-вайшешике: сансарга-
абхава — отсутствие одной вещи в другой (напр., запаха
у цветка); аньонья-абхава — одна вещь не является другой
вещью (напр., горшок — цветком); праг-абхава —
предшествующее небытие, т.е. отсутствие веши до ее
возникновения; дхванса-абхава — отсутствие вещи после ее
разрушения и атьянт-абхава — отсутствие отношения между
вещами в течение всего их существования (напр.,
отсутствие рогов у зайца). К этому основному списку иногда
добавляют апекша-абхаву — ограниченное отсутствие и
самартхья-абхаву — отсутствие потенции. В противовес
Кумариле Бхатте ньяя-вайшешика отвергает
существование особого источника для познания отрицательных
сущностей, подчеркивая при этом, что познание абхавы
является по сути таким же, как и познание положительного
существования, за тем исключением, что в данном случае
органы чувств вступают в контакт не с объектом, а с
местом, характеризуемым его отсутствием. Таким образом,
отсутствие горшка служит таким же реатьным свойством
коврика, на котором его нет, как и цвет, размер и другие
качества последнего. Все отрицательные суждения
относятся в ньяя-вайшешике к рубрике логического вывода.
С точки зрения буддистов, восприятие абхавы является

24

«АБХИДХАРМАКОША»
по сути восприятием пустого места, на котором нет
отрицаемого предмета. К этой позиции близки и последователи
Прабхакары Мишры.
В навья-ньяе ставится вопрос о возможности для одного
отрицания быть адъюнктом другого отрицания. В отличие от
«старой» ньяи, считавшей, что небытие небытия дает
положительный результат, навья-ньяя утверждает, что
отрицательное не может быть тождественно положительному,
поэтому отрицание отрицания первого отрицания будет
равно первому отрицанию. Навья-ньяя разрабатывает
также вопросы структуры и классификации отрицательных
суждений и семантический анализ отрицательной
частички «не» (особенно Гаигеша и Рагхунатха).
Лит.: Matilal В.К. The Navya-Nyaya Doctrine of Negation. The
Semantics and Ontology of Negative Statements in Navya-Nyaya
Philosophy. Cambr., 1968; Chakrabarty K.K. The Nyaya-Vaisesika
Theory of Negative Entities. — «Journal of Indian Philosophy»
(Dordrecht), 1978, vol. 6, N 2.
В.Г. Лысенко
АБХИДХАММА-ПИТАКА — см. Трипитака.

АБХИДХАРМА(санскр. abhidharma, пали ahhid-
hamma) — философская «суперструктура» буддизма,
создававшаяся как рационалистическая систематизация
буддийской учительской традиции, в построении которой
участвовал целый ряд школ и направлений, но
сохранившаяся преимущественно в традициях тхеравады и сарвасти-
вады. Согласно «Махаянасутраланкаре» (XI. 3), абхидхар-
ма — это средство правильного понимания значения сутр
(наставлений Будды); по автокомментарию Васубандху
к «Абхидхармакоше» (Абхидхармакоша-бхашья I. 2), это
«незапятнанная» мудрость, позволяющая анализировать
дхармы (dharmapravicaya).
Истоки абхидхармы восходят уже к тем сутрам, в которых
представлены перечни топиков учения, своего рода
таблицы, организованные по различным нумерологическим
принципам, предназначенные для запоминания и
усвоения. Появляются и специальные сутры, характеризуемые
как vihhanga — «дистрибуция» предметов; такого рода
таксономии и типологизации предметов составляют
содержание «Сангити-» и «Дасуттара-суттанты», вся Ангут-
тараникая составлена в восходящей нумерологической
последовательности изложения материала, характерной
для будущих трактатов абхидхармы.
О протоабхидхарме можно говорить в связи с
нумерологическими списками, предназначенными первоначально
для указанных «практических» целей и именуемыми в па-
лийских текстах matika (букв, матрицы) в виде
преимущественно диад (типа чистое — нечистое, обусловленное —
необусловленное, видимое — невидимое и т.д.) и триад
(прошлое — настоящее — будущее, благое — неблагое —
нейтральное и т. д.). Эти таблицы реконструируются из
текстов актуальной абхидхармы (классический пример
палийская «Дхаммасангани»), а также из «Абхидхармако-
ша-бхашьи» или «Абхидхарма-самуччаи» Асанги.
Тексты абхидхармы составляют целую «корзину» палий-
ской Типитаки — Абхидхамма-питаку (см. Трипитака).
Внеканоническая палийская абхидхарма представлена
трактатом «Висуддхимагга» Буддхагхосы (5 в.) по
«практической философии» и рядом других сочинений. Менее
известна абхидхарма сарвастивадинов, которая
представляет собой значительную философскую традицию,
формировавшуюся начиная уже с 3 в. до н. э. Р. Фукухара
предложил хронологическую схему санскритских текстов сар-
вастивадннской абхидхармы, которая представляется
наиболее правдоподобной: самые древние тексты — «Сангити-
парьяя» и «Дхармаскандха», средние — «Праджняпти-
бхашья», «Дхатукайя», «Виджнянакайя» и «Пракаранапа-
да», последняя по времени — «Джнянапрастхана» (1 в. до
н. э.). Первый из текстов включает 122 классификации,
распределяя топики по монадам, диадам, триадам до
декад; второй посвящен 37 «членам освобождения» и
классификациям дхарм — по делениям их на «базы» (ayatana)
и «элементы» (dhatu). Последний, атрибутируемый Катья-
янипутре, посвящен сотериологии; две его части включают
«благоприятные» и «неблагоприятные» факторы сознания
и бытия индивида.
Особое значение имеет экспозиция «Джнянапрастханы» —
«Махавибхаша» (2 в.), приурочиваемая традицией к
третьему буддийскому собору под эгидой царя Канишки (отсюда
и название сарвастивады — вайбхашжа). Текст составлен
в типичной для абхидхармы катехизисной вопросоответ-
ной форме, которая позволяет отразить множество
анонимных и конкретных мнений в разномнениях сарвасти-
вадинских учителей (Дхарматрата, Васумитра, Гхошака,
Буддхадэва) и разногласиях сарвастивадинов с другими
школами, будучи во многих случаях основным источником
наших знаний о них (см. Махасангхика, Дхармагуптака,
Махишасака, Ватсипутрия, Кашьяпия, Cmxaeupaeada, Виб-
хабжъявада, Саутрантика и ранняя Йогачара). Эти раз-
номнения завершаются в каждом случае экспликацией
общей позиции сарвастивадинских школ или отдельных,
наиболее авторитетных философов, чаще всего Васумитры.
В. К. Шохин
«АБХИДХАРМАКОША», «Абхидхармакоша-шастра»
(санскр. Abhidharmakosa — Sastra — «Энциклопедия
Абхидхармы» или «Сумма разъяснений буддийской
доктрины») — сочинение Васубандху. Включает основной текст
в 600 стихотворных строк («Абхидхармакоша-карика»)
и прозаический комментарий на него в 8000 строк
(«Абхидхармакоша-бхашья») .
«Абхидхармакоша» относится в раннему периоду творчества
Васубандху, когда он был монахом в хинаянистической
школе сарвастивада (позже трансформировавшейся в школу
вайбхашиков) и еще не перешел на позиции школы саугран-
тиков. Его текст опирается на важнейшие абхидхармичес-
кие тексты сарвастивадинов — «Джнянапрастхана»
Изложение истинного знания») Катьяянипутры и «Абхидхарма-
махавибхаша-шастра», авторство которого приписывается
архатам Кашмира. До сих пор в буддийских монастырях
Тибета и Монголии, в которых монахи .получают
теоретическую подготовку в духе традиций махаяны, считается
обязательным программным текстом. Сочинения, подобные
этой шастре, существовали во всех школах буддизма, но
тот текст, который дошел до нашего времени, был
первоначально написан на пали и передавался через южные
школы тхеравады. На «Абхидхармакошу» написано множество
комментариев, три из которых—в Индии : «Спхутартха» Я шо-
митры, «Таттвартха» Стхирамати и «Лакшананусарин» Пур-
навардханы (сохранились и на санскрите, и в переводах).
Текст делится на 9 глав. Первая глава посвящена
классификации дхарм. Сначала дхармы делятся на омраченные

25

АБХИНАВАГУПТА
страстями и неомраченные страстями, затем на
обусловленные и необусловленные. После приводится
классификация. В этой же главе дается детальное описание природы
и структуры чувственных элементов (рула), в связи с чем
критически разбираются концепции четырех физических
элементов (земли, воды, огня и воздуха) и атомистическая
теория.
Во второй главе разъясняются 22 индрии и 5 состояний
существующего и доказывается, что все явления есть
результат проявления комплекса дхарм, в котором дхармы
взаимосвязаны причинно-следственными отношениями.
Третья глава описывает многослойное строение мира,
включающего 3 сферы существующего (кама, рула, арупа), каждая
из которых открывается только определенным состояниям
сознания: первая — обыденному сознанию, две последние —
состояниям сознания, достигаемым на соответствующей
ступени йогического сосредоточения. Причиной появления
всех этих миров Васубандху называет энергию аффектов,
имеющую доступ к дхармам, конструирующим эти миры,
и вызывающую перегруппировку дхарм. Далее
рассматриваются различные типы существ, населяющие
чувственный мир и мир форм, а также их местопребывания. О мире
неформ сказано, что он не имеет местопребывания, то есть
каких-либо пространственных характеристик. В этой же
главе подробно разбирается буддийская концепция закона
взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада)
и дается еще одно описание строения мира как цилиндра-
опоры, на поверхности которого расположены горы, горные
цепи, озера, реки, континенты, моря и океаны, а в толще —
несколько адов. Разворачиваемое Васубандху учение о мире
включает также астрономические сведения, концепцию
времени, социальную и эсхатологическую доктрины.
Четвертая глава посвящена карме, пятая — 98 видам
привязанностей к сансаре (среди них такие, как страсть, гнев,
гордость, невежество и т.д.). Шестая глава начинается
с подробного описания двух способов очищения: через
приобщение к четырем благородным истинам и через
послушание; разъясняется понятие восьмеричного пути.
В восьмой главе подробно перечисляются 10 видов
знания и различные качества Будды и святых, разъясняются
различные способы медитативной практики и говорится
о духовных совершенствах, приобретаемых с их помощью.
В заключительной девятой главе опровергается
защищаемая ватсипутриями и брахманистами теория
существования души.
Изд.: The text of the of Abhidharmako&akarika of Vasubandhu. — «Journal
of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland» (Bombay
Branch), 1946, ‘ 22; в рус. пер.: Васубандху. Абхидхармакоша,
раздел 1. Анализ по классам элементов, пер. с санскр., введение и
комментарий, историко-философское исследование В.И. Рудого
(Bibliotheca Buddhica, XXY). — M., 1990; Васубандху. Абхидхармакоша,
раздел 3, пер. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб., 1994.
H.A. Ханаева

АБХИНАВАГУПТА(Abhinavagupta) (кон. 10 — нач. 11 в.) —
индийский религиозный философ и эстетик, один из
наиболее ярких представителей кашмирского шиваизма,
в частности его недуалистического направления.
Непосредственным учителем Абхинавагупты был философ и
тантрик Утпаладева (нач. 10 в.). Основные труды:
Комментарий к трактату Утпаладевы «Ишвара-пратьябхиджня»
(«Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини») и «Толкование»
к нему («Ишвара-пратьябхиджня -виврити-вимаршини»),
трактаты «Тантра-сара» («Сущность Тантры»), «Тант-
ра-алока» («Свет Тантры»), «Пара-тримшика-виварана»
Толкование тридцати [шести шлок] о Верховной
[Богине]») и др., ряд сочинений по эстетике и теории драмы.
Обычно творчество Абхинавагупты подразделяют на три
основных периода. Первый из них — тантристский —
посвящен прежде всего обобщению ритуальной практики
кашмирского шиваизма, причем особое внимание
уделялось религиозному направлению «Трика». Во второй
период Абхинавагупта писал в основном работы по

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн