Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

оснований и
вредна; ведь правление устанавливается либо как результат
исторически сложившихся обстоятельств, либо
посредством применения силы) и влечет анархические следствия
(поскольку предполагает свободу от принуждения, в
частности от правового: ведь естественное право
предшествовало бы установлению закона). По мнению Бентама, права
могут быть только конкретными, они должны существовать,
если они полезны для общества, и упраздняться в случае их
бесполезности. Бентам отвергает и другие абстрактные
понятия («отношение», «власть», «собственность»,
«естественная справедливость», «нравственное чувство», «истинный
разум» и др.). Бентам полагает, что соответствующие таким
понятиям формы анализа нравственных и правовых
проблем представляют собой скрытый догматизм, поскольку
не придают им разумного смысла, а просто заменяют ими
необходимое рассуждение и аргументацию.
Бентам подчеркивал свою приверженность разуму и
рациональности, пренебрегая ролью чувств в жизни человека.
Придавал большое значение воспитанию и образованию
народа, которые считал важными как средства
усовершенствования разума и мыслей людей, способное направить их
эгоистические чувства в правильное русло. В IS 16 вышла
«Хрестоматия» (Chrestomathia) Бентама, посвященная
образованию.
Соч.: The Works of Jeremy Bentham, ed. J. Bowring, v. 1—11.
L.. 1838—43; reprint.: N.Y., 1962; The correspondence of Jeremy
Bentham, v. 1—10. L., 1968—84; The Collected Works of Jeremy
Bentham, gen. ed. J. H. Burns. L., 1968: в рус. пер.: Должно ли
преследовать лихву законом? Популярное изложение учения
Бентама и Тюрго о лихве. СПб., 1865; Избр. соч. Иеремии
Бентама, т. 1. Введение в основания нравственности и
законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные
начала уголовного кодекса, пер. А. Н. Пыпина и А. Н. Неве-
домского, предисл. Ю. Г. Жуковского. СПб., 1867; О судебных
доказательствах. Трактат Иеремии Бентама по изданию Дю-
мона, пер. с франц. И. Гороновича. К.., 1876; Принципы
законодательства. — В кн.: О влиянии условий времени и места на
законодательства. Руководство по политической экономии,
пер. М. О. Гершензона. М, 1896.
Лит.: Покровский П. Бентам и его время. Пп, 1916;
Жуковский Ю. Г. История политической литературы 19-го столетия,
т. 1. СПб., 1871; Halevy E. La formation du radicalisme
philosophique, v. 1-3. P., 1901—04; Harrison Я Bentham. L., 1983;
Stephen L. The English Utilitarians, v. 1-3. L., 1900, 1968.
И. В. Борисова

БЕНЬЯМИН(Benjamin) Вальтер (15 июля 1892, Берлин —
26 сентября 1940) — немецкий историк культуры, философ,
литературный критик. До 1922 учился в Берлине, затем во
Фрейбурге; изучал литературу и философию. До 1914
активно участвовал в студенческом антибуржуазном движении.
Завершил образование в университете Берна (диссертация
«Понятие художественной критики в немецком
романтизме», 1919). В 1925 публикует одно из самых
значительных своих произведений, «Первоисток немецкой драмы»
(Ursprung des deutschen Trauerspiels), завершающее первый
период его творческого развития. В сер. 20-х гг. Беньямин
критически переосмысливает свои ранние,
«наивно-рапсодические» позиции и обращается к изучению трудов Маркса,
Энгельса и Ленина. В 1926—27 совершает поездку в
Советский Союз с целью написания статьи о Гете для Большой

237

БЕНЬЯМИН
Советской Энциклопедии. В 1930 знакомится с Брехтом.
С 1933 сотрудничает с Институтом социальных
исследований во Франкфурте, возглавляемым М. Хоркхаймером
(статьи, посвященные творчеству Ш. Бодлера и
французской культуре 19 в.). С приходом фашистов к власти
переезжает в Париж. Попытка нелегально эмигрировать
из оккупированной Франции через Пиренеи в 1940
заканчивается неудачно: группа эмигрантов, в которую он
входил, была задержана на испано-французской границе.
Опасаясь попасть в руки гестапо, Беньямнн отравился.
После опубликования в 1955 двухтомника его избранных
произведений, а в 1966 — частичного собрания его писем
судьба и теоретическое наследие Беньямина попадает в
фокус философского интереса. Произведения его
получают все более широкий политический и общественный
резонанс к 1968, особенно среди леворадикальной
интеллигенции, студенчества, становятся предметом острой
полемики.
Беньямин родился в семье, где царил культ бережного
отношения к антикварным ценностям. Он обладал
богатым собранием книг. Образ «коллекционера» (Sammler) —
единственный, с которым он отождествлял себя как
биографически, так и как исследователя культуры (эссе
«Я распаковываю свою библиотеку. Разговор о
коллекционировании», «Фукс, историк и коллекционер» и др.).
Собирательство, по воспоминании его друзей (Т. Адорно,
М. Хоркхаймер, Г. Шолем, X. Арендт и др.), так и
осталось всепоглощающей его страстью. Мир
коллекционера — магический мир, который пребывает вне и внутри
культуры. Позиция коллекционера
охранительно-консервативна, это позиция наследника, он придает «старым
вещам» культовую власть, магический ореол
неприкосновенности, который обычно окружает фетиши в
архаических сообществах. Колебание вещи между ее «близостью»
здесь, «под рукой» и ее «далью», откуда она пришла,
переживаемой «настолько близко, как она может быть»,
Беньямин называет эффектом ауры. Другая, хотя и не всегда
признаваемая страсть коллекционера — это разрушение;
страсть к бунту, которая управляет повседневностью
коллекционера, сродни «страсти детей, для которых веши не
несут в себе никакого товарного характера».
Коллекционер разделяет горести и надежды старьевщика,
представителя деклассированных слоев буржуазного общества.
Бунт коллекционера — это способ сохранить
наследуемое, не дать ему быть уничтоженным, принцип бенья-
миновской техники коллекционирования: разрушить,
чтобы сохранить.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕХНИКАПОЗНАНИЯ.
В «Познавательном предисловии» к «Первоистоку
немецкой драмы» Беньямин отвергает как принципы
эстетической психологии «вчувствования», так и некритическое
перенесение естественно-научных методов в сферу
философии культуры (Г. Коген). В исторически уникальном,
единичном нужно увидеть общее, а в общем —
единичное, уникальное. Фигуры познания включают
следующие элементы: феномен, экстремальный феномен, идею.
Первый шаг познания — «мысленный эксперимент», не
только выявляющий уникальность культурных
феноменов, но и дающий изображение их принципиальной
связи между собой — идеи, которые имманентны феноменам
(уникальному, единичному). Необходимо
микрологическое погружение в феномены, настолько глубокое и
интенсивное, пока феномен не признает себя равным тому
возможному смыслу, который и образует его уникальность.
Не промежуточное, усредненное значение
эмпирического ряда свойств выражает смысл той или иной идеи, но
экстремальный феномен в сущности, каждая идея — это
соединение отдельных феноменов вокруг основного гра-
витирующего центра. В заметках «О языке вообще и языке
людей», «Учение о подобном», «О миметической
способности», а также в переписке с Г. Шолемом Беньямин
попытался обновить ономатопоэтическую теорию языка. Всякий
акт называния неотделим от желания дать вещи или
событию единственно возможное имя и заставить их заговорить
на первоначальном, священном языке — lingua adamica.
Именем не просто метят вещи, но возвращают из небытия,
порождают и спасают. Цель философа — вырвать слова из
насильственной связи со случайным значением,
переназвать, собрать разрозненные смысловые элементы вновь и
создать имя, в котором открылась бы подлинная структура
названного; поэтому имя (идея) не имеет ничего общего
с функционально-структурной связью феноменов.

ПОНЯТИЕ«АЛЛЕГОРИЯ». Моделирование культуры
для Беньямина — это способ выявления ее «первоистока»
(Ursprung), некоего первоначального архетипа, из
которого рождается и распространяется во времени культурная
ткань феноменов отдельной исторической эпохи: «в
потоке становления первоисток стоит как водоворот». Таким
первоистоком для эпохи барокко было аллегорическое
миросозерцание. Нет ни одной хотя бы самой
незначимой вещи, которая не имела бы «своего» места в
аллегорическом конституировании мировых событий, каждая
вещь имеет и оборотную сторону, находящуюся в
напряженном противостоянии к первой, лицевой. Под
аллегорией Беньямин понимает не просто один из сложных
тропов барочной культуры, но принцип организации
«меланхолического» сознания с его ритуалами, зрелищами,
иконографиями, реквизитами. В границах драмы фигура
суверена —центральная в политическом мире эпохи
барокко — представлялась в аллегорическом контексте двух
персонажей: деспота и страдальца.

ПОНЯТИЕ«ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ». Это понятие,
разрабатываемое Беньямином во второй период его
творчества, выполняет по отношению к «эпохе Бодлера» ту же
аналитическую и генетически-архетипическую функцию,
что и аллегория по отношению к эпохе Барокко.
Диалектический образ — это блиц-снимок (мгновенность —
его определяющее временное качество), дающий
изображение двух срезов исторической реальности: «старого» и
«нового», «архаики» и «модерна». В эпоху классического
капитализма 19 в. новые сдвиги в сфере материального
производства настолько «срастаются» с прежними
формами еще не преодоленных идеологий, мифов, сновидений
массового сознания, что из общественного сознания уже
нельзя «вычитать», где в нем действительно проявления
«нового», а где это «новое» — только маска вновь
воспроизведенного «старого»; порочный циклизм такого типа
замершей социальной диалектики, диалектики в
бездействии (Dialektik im Stillstand) можно расколдовать с
помощью диалектических образов. Так, в разделе «Фурье или
пассажи» (проспект труда «Париж — столица 19 века»)
пассажи — высший феномен развития городской
субкультуры, места отдыха, товарного изобилия, урбанистической
эстетики — сопоставляются Беньямином с фаланстерами

238

БЕРГСОН
Фурье: как и многие другие технические новинки столетия
пассажи преображаются фурьеристской утопией в сколки
здесь и теперь свершившегося будущего.
Архитектонический канон будущих всемирных колоний-фаланстеров Фурье
усматривает именно в техническом строении пассажей и их
урбанистической функции: в фаланстере машинная техника
организует все вплоть до сбалансирования страстей в
идеальной экономии будущей личности. Технику
«микрологического» погружения в материал эпохи можно определить как вид
анализа, утверждающий различия посредством умножения
подобий. Например, марксистское учение о базисе и
надстройке оказывается для него
«эвристически-методологическим импульсом», но не теорией в строгом смысле; в работах
о Бодлере всюду, где он ощущает недостаток в
опосредствующих теоретических звеньях или стремится воспроизвести
«чувственное», физиогномическое переживание культурного
пространства эпохи, выступает избыточность метафорики,
эстетически восполняющая недостатки анализа.
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1. Fr./M, 1972; в рус. пер.:
Произведение искусства в век его технической
воспроизводимости. М., 1996; Московский дневник. М, 1997.
Лит.: Зонтаг С Мысль как страсть. Избр. эссе 1960—1970-х
годов. М., 1997.
В. А. Подорога
БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ Василий Васильевич (Вильгельм
Вильгельмович) (наст. фам. Берви; псевд. Флеровский Н. и
др.) [28 апреля ( 10 мая) 1829, Рязань — 4 октября 1918, Юзов-
ка] — русский социолог, экономист, публицист, видный
представитель революционного народничества. Окончил
юридический факультет Казанского университета (1849).
В 1849—61. служил в министерстве юстиции в
Петербурге, занимался научно-преподавательской деятельностью,
сблизился с революционной интеллигенцией. В 1862—87
несколько раз арестовывался, отбывал ссылку в Астрахани,
Сибири, Архангельской губернии. В 1893 выезжал в
Лондон и Женеву. В 1896 служащий земства в Костроме, с 1897
работал счетоводом в Юзовке. Берви-Флеровский
сформулировал принципы «революционной этики» как «религии
равенства». Считал народ творцом истории: на принципах
демократии и самоуправления он сможет построить
«общество-организм», которое обеспечит полное равенство всех
граждан

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн