Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

v. 1-3. P., 1957-59; Собр.
соч., т. 1-5. СПб., 1913-14; Собр. соч., т. 1. М., 1992; Смех. М.,
1992; Творческая эволюция. М., 1998.
Лит.: Свасьян К. А Эстетическая сущность интуитивной
философии Бергсона. Ереван, 1978; Adolphe L. La philosophie religieuse de
Bergson. P., 1946; Benrubi L Souvenirs sur Henri Bergson. P., 1942;
Jankelevitch V. Henri Bergson. P., 1959; Mosse-Bastide R.-M. Bergson
educateur. P., 1955; Skarga B. Czas i trwanie. Studia о Bergsonie.
Warszawa, 1982; Violette К La spiritualite de Bergson. Toulouse, 1968.
Архив: Fonds Bergson. Bibliotheque Jackes Doucet, Place du
Pantheon. Paris.
И. К Блауберг

БЕРДЯЕВНиколай Александрович [6 (18) марта 1874,
Киев — 23 марта 1948, Кламар, близ Парижа] — русский
философ, публицист. Воспитывался в Киевском
кадетском корпусе. С 1894 учился на естественном, потом на
юридическом факультете университета Св. Владимира
(Киев). Увлечение марксизмом, участие в
социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева
и исключения его из ун-та (1898). Правда, уже в первой
крупной работе «Субъективизм и индивидуализм в
общественной философии. Критический этюд о Н. К.
Михайловском» (1901) признание марксистского историзма
соседствует с критическими характеристиками
«философского материализма». Участие Бердяева в сб. «Проблемы
идеализма» (1902) ознаменовало окончательный переход
мыслителя на позиции метафизики и религиозной
философии. В 1904—05 он редактирует
религиозно-философские журналы «Новый путь» и «Вопросы жизни». В годы
после первой рус. революции выступает против
российского радикализма как «левого», так и «правого» толка
(ст. «Философская истина и интеллигентская правда» в
сб. «Вехи», 1909; «Духовный кризис интеллигенции.
Статьи по общественной и религиозной психологии», 1910).
Главными в этот период для определения философской
позиции Бердяева стали книги «Философия свободы»
(1911) и «Смысл творчества» (1916). Отношение к
февральской революции у него было двойственным:
падение монархии он считал неизбежным, но и «вступление в
великую неизвестность» послереволюционного будущего
воспринималось им как чреватое хаосом, падением в
«пучину насилия». Последние настроения вскоре возобладали:
на первый план в его размышлениях выходит тема
революции, приводящей к разрушению органической иерархии
общества, «низвержению расы лучших», уничтожению
культурной традиции («Философия неравенства», 1923 и
др.). Неприятие Октябрьской революции и большевизма
не мешало Бердяеву проявлять исключительную
активность: он выступал с публичными лекциями, преподавал
в университете, организовал Вольную академию духовной
культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. В 1922
за антиреволюционную деятельность был выслан за
границу. Европейскую известность принесла ему работа «Новое
средневековье. Размышление о судьбе России и Европы»
(Берлин, 1924). Осмысление трагического опыта русских
революций и тенденций европейского развития привело
Бердяева к мысли о завершении «безрелигиозной»,
«гуманистической эпохи» и о вступлении человечества в
«сакральную» эпоху «нового средневековья»,
характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными
конфликтами, столкновением христианских и
антихристианских идей. В идейной борьбе 20 в., по его мнению,
любая значимая идея неизбежно приобретает религиозный
смысл. Это касается и коммунизма: «коммунистический
интернационал есть уже явление нового средневековья».
С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала «Путь» —
ведущего издания религиозно-философской мысли
русского зарубежья, где публиковали свои статьи и видные
представители европейской религиозной философии
(Ж. Маритен, П. Тиллих и др.). В эмиграции Бердяев стал
активным участником европейского философского
процесса, поддерживая отношения со многими западными
мыслителями: Э. Мунье, Г Марселем, К. Бартом и др. Своими
наиболее значительными трудами эмигрантского периода
мыслитель считает «Философию свободного духа» (ч. 1 и 2,
1927—28), «О назначении человека» (1931), «О рабстве и
свободе человека» (1939), «Опыт эсхатологической
метафизики» (1947). Уже после смерти философа увидели свет
его книги: «Самопознание. Опыт философской
автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1949),
«Экзистенциальная диалектика божественного и
человеческого» (1952) и др. В 1947 Бердяеву было присуждено звание
доктора теологии honoris causa Кембриджского ун-та.
Своеобразие религиозной философии Бердяев видел в
том, что она не сводится к системе понятий и
представляет собой не столько «знание-дискурс», сколько «знание-
созерцание», говорящее на языке символов и мифов. Из
символов его собственной философии ключевая роль
принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном
счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье «царство»
онтологически противостоит «царству природы»,
объективация—мир жесткой необходимости, обусловливающий
драматизм судьбы человека, не способного на путях
истории и культуры выйти из пределов «царства природы»,
трансцендирование — творческий прорыв, преодоление,
хотя бы лишь на миг, оков природно-исторического бытия,
экзистенциальное времядуховный опыт личной и исто-
рико-социальной жизни, имеющий метаисторический,
абсолютный смысл и сохраняющий его даже в
эсхатологической перспективе. При этом именно свобода
определяет содержание «царства» духа, противостоит «царству»

241

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ
объективации. Творчество же, которое всегда имеет своей
основой и целью свободу, лж Бердяева фактически
исчерпывает «позитивный» аспект человеческого бытия. И
в этом отношении оно не знает границ, ибо возможно не
только в опыте художественном и философском, но также
и в религиозно-духовном и моральном опыте личности, в
ее исторической и общественной активности. Специфика
персонализма мыслителя заключается в том, что он придал
свободе метафизический и онтологический статус, признав
ее первичность в отношении природного и человеческого
бытия и даже независимость от бытия божественного.
Свобода угодна Богу, но в то же время она не от Бога.
Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой
Бог «не властен», которая «коренится в Ничто извечно».
Эта же свобода порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву,
важнейшая в христианской мистерии. Иррациональная,
«темная» свобода «изнутри» преображается Божественной
любовью, жертвой Христа. С проблемой свободы связаны
и бого-человеческие отношения: свобода человека имеет
абсолютное значение, ее судьбы в истории — это не
только человеческая, но и божественная трагедия. В
неспособности воспринять глубочайший трагизм христианства
философ был склонен усматривать коренной недостаток
«традиционных» теологических систем, постоянно
указывая на их чрезмерный рационализм и оптимизм. Наиболее
близкими себе религиозными мыслителями прошлого он
считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и особенно
Бёме. Основное же направление европейской
метафизики, восходящей к Платону, находится, по его мнению, в
русле онтологического монизма, поскольку утверждает
фундаментальную первичность бытия (в его различных
формах) и поэтому враждебно идее человеческой свободы
и соответственно персонализму. «Нужно выбирать между
двумя философиями — философией, признающей примат
бытия над свободой, и философией, признающей примат
свободы над бытием… Персонализм должен признать
примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть
философия безличности» («О рабстве и свободе человека».
Париж, 1939, с. 65). С этой позицией было связано
критическое отношение Бердяева к современному
«онтологизму» и, в частности, к фундаментальной онтологии М.
Хайдеггера. Концепции же сциентистского типа всегда
рассматривались им как не имеющие отношения к
философскому опыту.
Соч.: Собр. соч., т. 1—4. П., 1983— 1991;Оназначениичеловека.
М., 1993; Философия свободного духа. М., 1994; Царство Духа
и царство Кесаря. М., 1995; Истина и откровение. СПб., 1996;
В начале пути (письма П. Б. Струве) (1899—1905).—Лица, кн.
3, с. 119-154; Письма к А. Белому (1906 —1907). — «Де Визу»,
1993, № 2, с. 12-23; Письма к М. О. Гершензону. — «ВФ», 1992,
№ 5, с. 119-136; Письма В.Иванову (1910-1911). — «Новый
мир», 1990, № 1, с. 231-232; Письма к Э. Ф. Голлербаху (1915-
1919). — «Минувшее», кн. 14, с. 397—413; Запись о смерти
Н. А. Бердяева. —«Российский архив», кн. 1, с. 242—243.
Лит.: Полторацкий H П. Бердяев и Россия. Нью-Йорк, 1967; Н.
А. Бердяев: pro et contra, Антология, кн. 1. СПб., 1994; Ильин В.
Н. Бердяев и судьба русской философии. — «Звезда», 1995,
№11, с. 124—144; SegundoJ.-L. Berdiaeff. Une reflexion chretienne
sur la personne. P., 1963; Stem H. Die Gesellschaftsphilosophie
N. Berdjajews. Koln, 1966; Bibliographie Elablie par T. Klepinine.
P., 1978.
В. В. Сербиненко

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ(Berengarius Turonensis, Berenger de
Tours) (ок. 999, вероятно, Typ — 10 января 1088, монастырь
св. Космы вблизи Тура) — философ и богослов, известный
главным образом участием в евхаристических спорах 11 в.
Учился у Фульбера в Шартре; после 1029 — каноник
кафедрального собора в Туре и глава школы св. Мартина.
Беренгар утверждал, что при познании истины человеку
следует прибегать к разуму, а не к авторитету. Принципы
же разума — логические принципы, и потому законы
логики можно применить ко всему, в т. ч. к разбору догматов
и таинств.
В сочинении «О причастии против Ланфранка» (De sacra
соепа adversus Lanfrancum) Беренгар дает рациональное
толкование христианского учения о таинстве причастия,
отвергая принятую католической церковью доктрину
пресуществления. Согласно Беренгару, хлеб и вино после
освящения в литургии становятся телом и кровью Христа
не реально, но символически. Он считал невозможным
изменение субстанции без соответствующего
изменения акциденций. Исходя из неотделимости акциденций
от субстанции, он утверждает, что если в таинстве
причастия после освящения акциденции хлеба продолжают
существовать, то должна оставаться и его субстанция.
Поэтому действием освящения, по Беренгару, к
существующей форме хлеба добавляется форма божественного тела
Христова, оказывающая просветляющее действие в душах
верующих.
Дискуссия Беренгара с Ланфранком — один из ранних
образцов применения схоластического метода, когда
логико-грамматические аргументы становятся
определяющими. Принцип, что невозможно утверждение, в котором
понятие-субъект вступает в противоречие с понятиями-
предикатами, — в этом случае предикаты как бы
уничтожают субъект, — Беренгар применяет к словам освящения
в литургии «Сие (при этом указывается на хлеб
благодарения) есть Тело Мое». Поскольку, как считали тогдашние
грамматики, местоимение подставляется вместо
субстанции вещи, то местоимение «сие» указывает на субстанцию
хлеба, сохраняющуюся неизменной. В противовес этому
Ланфранк использует аристотелевские категории
субстанции и акциденций, чтобы описать изменения,
происходящие в таинстве евхаристии с хлебом и вином. По его
мнению, субстанция хлеба прекращает свое существование со
словами освящения и в силу этих слов. Т о. в утверждении
«Сие есть Тело Мое» субъект высказывания (субстанция
хлеба) как раз и был бы уничтожен предикатом.
Постулат Беренгара о неотделимости акциденций от
субстанции связан с допущением реального существования
только единичных субстанций, слитых со всеми своими
акциденциями, и отрицанием существования
универсалий, т.е. обших для многих индивидов сущностей как
некоторой самостоятельной реальности. Эти идеи
Беренгара близки к номинализму, позднее сформулированному
Росцелином. Учение Беренгара было осуждено
католической церковью, и он был принужден дважды (на Латеран-
ском соборе 1059 и на соборе в Пуатье 1076) против воли
отказываться от своих воззрений на причастие.
Соч.: Berengarti Turonensis De Sacra Coena adversus

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн