Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

университета им. Я. М. Свердлова и
Московского университета. В дооктябрьский период Берман
принадлежал к философскому направлению в российской
социал-демократии, пытавшемуся соединить марксизм
с учением Э. Маха. По Берману, марксизм является гл. о.
теорией общественного развития и не зависит от какого-
либо философского учения. Диалектика Маркса и
Энгельса, представляющая собой лишь пережиток гегелевской
идеалистической философии, не является философской
теорией. Выработанные Марксом и Энгельсом некоторые
философские предпосылки должны быть развиты с
помощью учения Маха, являющегося чисто философским, гл. о.
гносеологическим, учением, не имеющим ничего
общего ни с идеализмом, ни с реализмом, ни с материализмом.
Берман высоко ценил также решение проблемы познания в
прагматизме. В работах Бермана содержатся
историко-философские экскурсы, посвященные, в частности, анализу
философии Гегеля, И. Дицгена, Плеханова и др.
Соч.: Марксизм или махизм. — «Образование» (СПб.), 1906,
№ 11а, с. 49—86; Диалектика в свете современной теории
познания. М., 1908; О диалектике. — В сб.: Очерки по философии
марксизма. Философский сборник. СПб., 1908; Сущность
прагматизма. Новые течения в науке о мышлении. М., 1911.
Лит.: История философии в СССР, т. 4. М., 1971, с. 189-190, 316.
В. Ф. Пустарнаков

БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ(Bernardus abbas Clarae Vallis,
Bernard de Clairvaux), (1090, Фонтен, Бургундия — 1153,
Клерво) — деятель Католической церкви, мистик, богослов,
христианский неоплатоник. Происходил из знатной
аристократической семьи. Учился в шатильонской школе
клириков, решив обратиться к монашеской жизни, собрал
вокруг себя ок. 30 человек единомышленников и в 1112 вступил
в монастырь Сито. В 1115с несколькими монахами основал
монастырь Клерво, аббатом которого оставался до конца
жизни. С 1118 принимал активное участие в основании цис-
терцианских монастырей, число которых в Европе к 1153
достигло 63. Религиозное подвижничество и неутомимая
энергия способствовали росту авторитета Бернарда Клер-
воского не только внутри ордена, но и за его пределами: он
выступал за регламентирование жизни клира, возвращение
к идеалам бедности и целомудрия; последовательно отстаи-

244

БЕРНШТЕЙН
вая интересы церкви и папства, тем не менее активно
вмешивался в дела не только папской курии, но и королевской
власти, вызывая порой их недовольство. Сторонник
«воинствующей» церкви, он стал одним из вдохновителей 2-го
крестового похода, принимал непосредственное участие в
церковных осуждениях Арнольда Брешианского, Гильберта
Порретанского, а также Абеляра. В 1174 был канонизирован
Католической церковью.
Из многочисленных сочинений Бернарда Клервоского
(трактатов, проповедей, писем) наиболее известны «О любви
к Богу» (De diligendo Dei), «О благодати и свободном выборе»
(De gratia et libera arbitrio), «О созерцании» (De consideration),
«О восхвалении Девы» (De Laudibus Virginia), комментарий
на библейскую «Песнь песней». Тема богословско-философ-
ских размышлений Бернарда — пути соединения человека с
Богом; любовь к Богу, пройдя двенадцать ступеней развития,
завершается экстатическим слиянием души с Богом в
мистическом созерцании.
В трактате «О благодати и свободном выборе» Бернард
продолжает обсуждение вопроса, поставленного Августином.
Согласно Бернарду, свободный выбор человека (liberum
arbitrium) всегда соотносится с разумом, направляющим
волю человека к благу и помогающим ему избегать страстей.
Три вила свободы составляют основу свободного выбора:
свобода от необходимости (libertas a necessitate),
выделяющая человека как существо с бессмертной душой и разумом
среди других творений; свобода благодати (libertas gratiae),
или свобода от греха, которая может вернуть человека к его
первоначальной невинности; свобода от страдания (libertas
a miseria), или свобода жизни, даюшая человеку
возможность преодолеть греховность настолько, чтобы стало
невозможным грешить. Сочинения Бернарда оказали влияние
на средневековых богословов — прежде всего Бонавентуру
и других мыслителей августинианского направления.
Соч.: MPL, t. 182-185; Samtliche Werke, Bd. 1-2. Innsbruck, 1991 —
92; в рус. пер.: О благодати и свободе воли. — В кн.: Средние века,
45. М, 1982, с. 265-297.
Лит.: Браг Р. Антропология смирения. — «ВФ», 1999, № 5; Gilson E.
La theologie mystique de St. Bernard. P., 1934; Vallery-Radot. Bernard
de Fontaines: Abbe de Clairvaux, 2 vol., 1963—69; Saint Bernard et la
philosophie, ed. R. Brague. P., 1993.
О. В. Голова

БЕРНАРДСИЛЬВЕСТР, Бернард Турский (Bemardus
Silvestris, Turonensis) (ум. после 1167) — французский
поэт-философ, гуманист. В сер. 12 в. преподавал в Туре.
Догадка Клерваля, что он одно лицо с Бернардом из Мела-
на, канцлером Шартра с 1156 и епископом Кемпера с 1159
по 1167, не документирована. О связи с Шартром
говорит посвящение Бернардом своего главного труда
«славнейшему доктору» Тъерри Шартрскому. В этом трактате
«О совокупности мира, или Мегакосм- и Микрокосм»
(De mundi universitate, sive megacosmus et microcosmus,
1145—53) в ритмизованной прозе и элегическом дистихе
Природа слезно просит божественное провидение (Нус,
Логос, Порождение Божие) внести красоту и порядок
в хаос Гиле, первовещества. Нус расплетает материю на
четыре простых стихии и дает из себя «истечь как бы в
эманации» Энделехки (sic), Душе мира (она же Св. Дух),
которая «информирует» вселенную с помощью старого
демиурга Пантоформа. Нус затем просит Натуру позвать Уранию,
царицу звезд, и Фюсис, естество низшего мира, чтобы
создать из оставшихся стихий Микрокосм, человека. В Нусе,
хранителе вечных идей, образцовых форм всего в мире
вплоть до индивидов, перстом всевышнего планировщика
(dispimctoris) расчерчена ткань времен, череда судеб,
расположение веков. Первоматерия не названа независимой
от Творца; «эманацию» можно понять как акт воли.
Другие сочинения Бернарда: «Об образе достойной жизни»,
аллегорический комментарий к 6 кн. «Энеиды», трактат
по геомантике «Экспериментариус» (пер. с арабского),
астрологический трактат «Математик».
Соч.: De mundi universitate, ed. C. S. Barach, J. Wrobel. Innsbruck,
1876; repr. N.Y.— Fr./M., 1964; Commentum super sex libros Eneidos,
ed. G. Riedel. Greifswald, 1924; Mathematicus, ed. В. Haureau, P.,
1895; Experimentarius, ed. M. Brim-Savorelli. — «Rivista critica di
storiadi filosofia», 1959,14; Dictamen, ed. M. Bruni-Savorelli. — Ibid.,
1965, 20.
Лит.: Gilson E. La cosmogonie de Bemardus Silvestris. —«Archives
d’histoire doctrinale et litteraire du Moyen age», 1928, 3; Sitverstein
T. The fabulous cosmogony of Bemardus Silvestris. — «Modem
philology», 1948-49,46.
В. В. Бибихин

БЕРНАРД ШАРТРСКИЙ(Bernard de Chartres, Benardus
Carnotensis) (Нормандия?—1126/1130, Париж?) —
французский неоплатоник, богослов, педагог. С Бернарда
начинается полувековой расцвет Шартрской школы, где он был
магистром с 1114 и канцлером с 1119 по 1124/26; для Иоанна
Солсберийского он — ученый-святой с магическим
искусством преподавания, величайший не признанный в свою
эпоху светоч подлинного знания. Бернард отдавал безусловное
первенство этике как совершенствованию в созерцательных
практических добродетелях (по Аристотелю); считал
благодать источником как нравственных, так и интеллектуальных
добродетелей, освящая т. о. занятия науками и искусствами.
В их основу ставилась грамматика. В слове как семени
всякого будущего знания Бернард учил открывать внутренний,
переносный и поэтический смысл. Символическая
герменевтика легко позволяла интегрировать в систему
христианского знания латинских, греческих, арабских философов
и писателей. «Тимей» прочитывался как описание
библейского творения, платоновско-аристотелевская идея — как
мысль божественного провидения.
Соч.: Glosae super Platonem, ed. R E. Dutton. Toronto, 1991.
Лит.: Johannes Saresberiensis. Metalogicus l 5, 23; III 4; Gilson E.
Le Platonisme de Bernard de Chartres. — «Revue Neoscolastique
de philosophie» (Louvain), 1923, vol. 25; Jeauneau E. «Lectio
philosophorum». Recherches sur l’Ecole de Chartres. Amst., 1973.
В. В. Бибихин

БЕРНШТЕЙН(Bernstein) Эдуард (16 января 1850, Берлин-
8 декабря 1932, Берлин) — видный деятель немецкой социал-
демократии, идеолог ревизии марксизма, теоретик
реформизма. Окончил Коммерческую школу в Берлине, работал
банковским служащим. В 1872 вступил в СДПГ, в 1878
эмигрировал в Швейцарию, где сотрудничал с «Die Zukunft», в
1880 стал редактором «Sozialdemokrat», в 1888 вынужден был
переехать вместе с редакцией в Англию. В 1901 вернулся в
Германию, где прожил до конца жизни. Свои взгляды о
пересмотре марксизма он изложил в серии статей «Проблемы
социализма» (1896—98), а затем в работе «Предпосылки со-

245

БЕРТАЛАНФИ
циализма и задачи социал-демократии» (Die Voraussetzungen
des Sozialismus und die Aufgabe der Sozialdemokratie. Stuttg.,
1899; рус. пер. M., 1901). Октябрьскую революцию Берн-
штейн не принял, во время Германской революции 1918
был заместителем министра финансов, не признавал
экспроприацию частной собственности, позже выступал в
защиту Веймарской республики, составил новую программу
СДПГ, в которой изложил суть «эволюционного
социализма». Бернштейн не считал Маркса философом (как и себя),
а гегелевскую диалектику оценивал как «безжизненную
спекуляцию». Марксов материализм, по его мнению, ведет
к фатализму, пренебрежению духовными процессами, тогда
как социальное освобождение обусловлено
совершенствованием моральных и правовых норм. В работе «Возможен ли
научный социализм» (Wie ist der wissenschaftliche Sozialismus
moglich. В., 1901; рус. пер. Одесса, 1906) он говорил о
невозможности обоснования научного социализма, который не
должен трактоваться как историческая закономерность, ибо
представляет собой стремление людей к идеалу. Поскольку
цель движения — идеал, постольку она недостижима. Этот
тезис является обоснованием лозунга Бернштейн а: «Цель
ничто, движение — все».
Лит.: Die Bernstein-Debatte, Die polit-ideologischen Stromungen
und die Parteiideologie in der Sozialdemokratischen Partei
Deutschland. 1898-1903. Helsinki, 1994.
M. A. Xeeeuiu

БЕРТАЛАНФИ(Bertalanfry) Людвиг фон (19 сентября 1901,
Ацгерсдорф, Австрия —12 июня 1972, Буффало, США) —
биолог-теоретик, один из основоположников общей
теории систем. В 1934—48 работал в Венском университете, в
1949—72 — в университетах Канады и США. В первых
работах по теоретической биологии (кон. 1920-х гг.) Берталан-
фи пытался преодолеть противоположность механицизма
и витализма и наметил основы органюмическото подхода
к биологическим объектам как к организованным
динамическим системам. В 1930-х гп выдвинул теорию открытых
биологических систем, обладающих свойством эквифи-
нальности (т. е. способностью достигать определенного
конечного состояния независимо от начальных условий
системы). Для описания подобных систем широко применял
формальный аппарат термодинамики и физической химии.
Использовал принципы теории открытых систем для
анализа ряда биологических проблем (исследование тканевого
дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных и
т. д.). В кон. 1940-х гт. Берталанфи выдвинул программу
построения обшей теории систем, предусматривающую
формулирование общих принципов и законов поведения систем,
независимо от вида и природы составляющих их элементов
и отношений между ними; установление точных и строгих
законов в нефизических областях знания; создание основы
для синтеза научного знания в результате выявления
изоморфизма законов, относящихся к различным сферам
реальности. Программа Берталанфи, близкая по своим идеям
к тектологии А. А, Богданова, теоретической кибернетике,
термодинамике необратимых процессов и синергетике,
вызвала широкий научный резонанс. Однако в ходе ее
реализации выявились противоречия и трудности,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн