Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

связанные
с неправомерным приданием общей теории систем статуса
философии современной науки (первоначально
Берталанфи именно так трактовал общую теорию систем, но потом
отказался от этого), недостаточной разработанностью
концептуального аппарата этой теории, отсутствием в ней
различения науки как вида деятельности и как ее результата,
принятием ошибочного предположения о том, что
структура природы изоморфна структуре науки и т. п. В последние
годы жизни Берталанфи преимущественно разрабатывал
системную организмическую концепцию человека, отводя
ведущую роль способности человека действовать с
символами. Берталанфи — один из основателей международного
Общества по разработке обшей теории систем (с 1954).
Соч.: Kritische Theorie der Formbildurig. В., 1923; Theoretische
Biologie. Bd. 1-2. В., 1932-42; Das biologische Weitbild. Bern,
1949; Zu einer allgemeinen Systemlehre. — «Biologia Generalis»,
1949, Bd. 19; Biophysik des Fliessgleichgewichts. Braunsweig, 1953;
Allgemeine Systemtheorie und die Einheit der Wissenschaften. — Atti
del XII Congresso Internazionale di Filosofia, vol V. Firenze, 1962;
Robots, Men and Minds. N.Y., 1967; Organismic Psychology and
Systems Theory. Barre, 1968; General System Theory. Foundations,
Development, Applications. N.Y, 1968.; Perspectives in General
System Theory. Scientific-Philosophical Studies. Ed. by E. Taschdjian.
N.Y., 1976; Обшая теория систем, критический обзор. — В кн.:
Исследования по общей теории систем. М., 1969; Общая теория
систем — обзор проблем и результатов. — В кн.: Системные
исследования. Ежегодник 1969. М., 1969; История и статус общей
теории систем. — В кн.: Системные исследования. Ежегодник
1973. M., I973.
Лит.: Эмби У. Росс. Общая теория систем как новая научная
дисциплина. — В кн.: Исследования по общей теории систем.
М., 1969; Садовский В. Н. Основания обшей теории систем.
Логико-методологический анализ. М., 1974; Unity Through
Diversity. A Festshrift for Ludwig von Bertalanfry. Ed. by W. Grey and
N. D. Rizzo. Parts 1-2. N.Y, 1973.
В. Н. Садовский

БЕСКОНЕЧНОЕ(бесконечность) — философское
понятие, обозначающее безграничность и беспредельность как в
бытийственном, так и в познавательном смысле. Вопрос о
бесконечном возникает на всем протяжении истории
культуры в самых разнообразных формах. Одна из самых
непосредственных — проблема бесконечности (или конечности)
мирового пространства, времени, количества вещей в мире.
Сюда же относится и вопрос о возможности бесконечного
деления континуума, выделения в нем точек. Наконец;,
более изощренной логической техники требует обсуждение
вопроса о существовании разных «типов» бесконечного.
Вопрос о логической и онтологической природе
бесконечности, о ее статусе в Боге и в тварном мире получал разные
решения и обоснования в философии, истории науки и
теологии.

АКТУАЛЬНАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ
БЕСКОНЕЧНОСТЬ. Русское слово «бесконечное» имеет смысл
отрицания: бесконечное есть не конечное (аналогично и лат.
infinitum). Но это отрицание можно брать двояко: или как
частичное отрицание — то, что может превзойти любое
конечное, или как полное отрицание — то, что актуально
превосходит любое конечное. Уже в схоластике 13—J 4 вв.
(В. Шервуд, В. Хейтесбери) это различие осознается и
обозначается (как синкатегорематическая и категорематическая
бесконечность соответственно). Из схоластики же (Григорий
из Римини) идет и другое наименование этих двух разных
подходов к бесконечному — потенциальная и актуальная
бесконечность. Это различение было исходным пунктом и
у создателя теории множеств Г Кантора. Бесконечность, по

246

БЕСКОНЕЧНОЕ
Кантору, можно брать или как процесс — как увеличение,
напр. натуральных чисел, удвоение длины отрезка, либо,
наоборот, как уменьшение, деление данного отрезка на
все более мелкие части, — или как актуально данное
законченное множество (или величину). Бесконечность
как процесс не является, по Кантору, бесконечностью
в собственном смысле: в каждой фазе этого процесса,
хотя и безграничного, мы имеем дело лишь с конечной
величиной, а в целом — с переменной конечной
величиной. Эта «несобственная бесконечность» и называется
потенциальной бесконечностью. Если же мы берем
бесконечное множество как нечто целое, актуально данное,
не связанное ни с каким процессом, как, напр., в случае,
если мы рассматриваем множество всех натуральных
чисел или когда мы рассматриваем завершенный результат
бесконечного деления отрезка на более мелкие части (как
бы ни парадоксально было предположение подобного
рассмотрения), в этом случае имеем дело с собственно
бесконечным, или с актуальной бесконечностью.
Заслугой Кантора была его критика имеющих тысячелетнюю
историю аргументов против существования
бесконечности, основанных нередко на смешении актуальной и
потенциальной бесконечности.
Таковы были прежде всего аргументы, восходящие к
Аристотелю. Так, напр., когда говорилось, что понятие
бесконечности противоречиво, т. к., с одной стороны, оно
должно представлять собой определенное количество, а с
другой — любое количество превосходить, то, как
объяснял Кантор, здесь налицо было смешение понятий
актуально и потенциально бесконечного. Именно последнее,
рассматриваемое как процесс, превосходит любое
конечное количество. Если же мы рассматриваем актуально
бесконечное множество, то вопрос о его количественной
мере и его соотношении с конечными числами должен
уже решаться специальным образом.

БЕСКОНЕЧНОЕ В ИСТОРИИФИЛОСОФИИ.
Античная мысль в основном рассматривает бесконечное как
неоформленное, как не ставшее и, следовательно,
несовершенное. В пифагорейском списке
противоположностей бесконечное стоит на стороне дурного (злого). Бытие
в античной мысли связано с категорией меры и предела.
Бесконечное выступает как беспредельное,
безграничное, почти не существующее — \rf\ov и потому есть нечто
близкое к хаосу, а иногда и отождествляется с ним.
Бесконечное сближается у Платона и Аристотеля с категорией
материи как бесформенным и в силу этого как бы
несуществующим. Бытие вещи доставляется идеей (или
формой), которая ограничивает бесконечное, осуществляя
«вписывание» вещи в упорядоченное единство Космоса.
В то же время в античной философии были мыслители,
которые более позитивно используют категорию
бесконечного. Прежде всего к ним относится Анаксимандр, у
которого главным началом космологии служит апейрон
(греч. dneipov — букв, без-граничное), из которого
возникают и в который возвращаются все вещи (однако по
известным фрагментам не совсем ясно, является ли апейрон
высшим бытийственным началом или только
хаотической смесью основных элементов). Кроме того, здесь
нужно назвать атомистов Левкиппа и Демокрита, у которых
бесконечное пустое пространство содержит бесконечное
количество атомов, образующих бесконечное количество
миров. Однако господствующее отношение к
бесконечному в античности все же иное. В окончательном виде оно
было выражено Аристотелем. Для Аристотеля бесконечное
существует только потенциально как возможность
безграничного изменения: «Вообще говоря, бесконечное
существует таким образом, что всегда берется иное и иное, а
взятое всегда бывает конечным, но всегда разным и разным.
Так что бесконечное не следует брать как определенный
предмет, например, как человека или дом, а в том смысле,
как говорится о дне или состязании, бытие которых не есть
какая-либо сущность, а всегда находится в возникновении
и уничтожении, и хотя оно конечно, но всегда разное и
разное» (Физика 206 а, 28—35). Не существует ни
актуально бесконечного тела (конечен сам космос), ни
бесконечной последовательности причин (т. к. в противном случае,
по Аристотелю, отсутствовала бы первоначальная
истинная причина движения). Актуально бесконечное не дано
ни чувствам, ни уму. Потенциальная бесконечность
реализуется у Аристотеля для чисел в направлении возрастания —
натуральный ряд, а для величин — в направлении
убывания: потенциально бесконечное деление данного отрезка.
Античная математика тоже мыслит свои «прямые» и
«плоскости» как конечные, хотя и произвольно большие отрезки
или куски плоскостей (в отличие от новоевропейской
математики, в которой уже с 17 в. начинают рассматривать
бесконечные прямые, напр. в проективной геометрии).
В неоплатонизме не без влияния восточной мистики
пробивает себе дорогу новое положительное понимание
бесконечного. Переходной ступенью служили здесь
философские взгляды Филона Александрийского, давшего
эллинистическую транскрипцию библейского понимания
Божества. Единое у Плотина, стоящее выше Ума и,
следовательно, выше всякой определенности и формы, в
частности числа, не может быть названо бесконечным. Но Ум
Плотин уже называет бесконечным в следующих смыслах:
В смысле его бесконечного могущества, его единства и
его самодостаточности. Все сушее оказывается тем самым
между двумя бесконечностями: актуальной
бесконечностью Ума и потенциальной бесконечностью мэональной
материи, лишенной границ и формы и получающей свои
определения только через «отражения» совершенств
высшего бытия.
Существенный перелом в отношении бесконечного
происходит с утверждением в европейской культуре
христианства. Не только христианский Бог в себе оказывается
актуально бесконечным, но и творение, в особенности
человек как «образ Божий», несет на себе (в различной мере)
отпечаток совершенств Творца. Однако это понимание
утверждается не сразу. У Оригена еще налицо сильнейшая
зависимость от основных постулатов греческой мысли:
даже Бог не сможет быть бесконечным, т. к. бесконечное
не имеет формы и не мыслимо. По Оригену, высшее
совершенство Бога и его конечность необходимо связаны.
Но уже Августин задает вопрос: неужели Бог не может
мыслить всех чисел (натуральный ряд) разом? Конечность
Бога несовместима, по Августину, с божественным
достоинством. В отношении же тварного мира сдвиг происходит
еще позднее. У Альберта Великого и Фомы Аквинского еще
полностью господствуют аристотелевские запреты: в мире

247

БЕСКОНЕЧНОЕ
не может существовать актуальная бесконечность. Даже
точки континуума существуют в нем только потенциально.
«Легализация» актуальной бесконечности в тварном мире
исторически была связана с обсуждением природы
человеческой души, сотворенной по образу Божьему. В какой
степени божественные совершенства отразились в
человеческой душе? Дуне Скот настаивал, что человеческая душа по
своей природе превосходит ту конечность, которая
характерна для всего тварного: ведь человеческая душа способна
воспринимать божественную благодать, т.е. самого
бесконечного Бога. Значит, ей дарована адекватная предмету
восприятия бесконечная воспринимающая способность. Еще
дальше идут мистики. Экхарт прямо учит, что в глубине
человеческой души имеется нетварная божественная
«искорка». Как соприродная Богу, эта «искорка», естественно,
актуально бесконечна. Подобное понимание образа
Божьего прокладывало дорогу пантеизму и не раз осуждалось
Католической церковью. Кардинал Николай Кузанский
развивает учение о совпадении абсолютного максимума
и абсолютного минимума- В рамках этого учения
бесконечное, абсолютный максимум становится «адекватной
мерой» всех конечных вещей. Понимание соотношения
бесконечного и конечного принципиально меняется по
отношению к античному толкованию: если для последнего
все конечное было актуальным, а бесконечное выступало
лишь как потенциальное, то для Кузанца, наоборот, любая
конечная вещь выступает как потенциальное ограничение
актуально бесконечной божественной возможности —
бытия (possest). Аналогично и в рамках пантеизма Спинозы
оказывается, что omnis determinatio est negatio (каждое
определение есть отрицание): не через предел, не через
ограничение бесформенной материи получают вещи свое
бытие,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн