Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

говорил о «смерти души» и «смерти тела», о

смерти всего человека («О Граде Божьем», XIII, 12), о двух

смертях: «первая смерть изгоняет против воли душу из тела;

смерть вторая против воли будет держать душу в теле» (там

же, XXI, 3). Бессмертие понимается им как преображение,

когда «самая субстанция получит такие свойства, которые

через удивительное изменение окажутся

соответствующими телам бессмертным», обновится к лучшему даже плоть

(там же, XX, 16). О бессмертии духовной части души учили

Маймонид, Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс). Аверроисты

считали, что бессмертием обладает только всеобщий ум-

интеллект.

Мыслители эпохи Возрождения, тяготея к космотеизму

античности, стремились возродить античное понимание

смерти и бессмертия. Некоторые из них (напр., Помпонац-

ци) отрицали бессмертие души, другие, особенно

тяготевшие к неоплатонизму (Фичино, Агриппа, Николай Кузан-

ский, Д. Бруно), учили о бессмертии души, приобщенной

к мировой душе. Среди мыслителей Нового времени также

не было единодушия в трактовке бессмертия души. Для

Спинозы «человеческая душа не может совершенно

уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное»

Этика», V, теорема 23). Бессмертие души отстаивали

Декарт и Гассенди. Лейбниц полагал, что все живые существа

смертны, лишь личность, обладающая совестью и

рефлексией, обладает индивидуальным бессмертием («Теодицея»,

1,89). Натуралистическую трактовку природы, в т. ч. и

природы человека, дали мыслители Просвещения 18 в.,

которые отстаивали идею бренности человека и бессмертие его

природных первоначал. Вольтер называл идею бессмертия

химерой (Метафизический трактатВольтер. Соч. М.,

1988, с. 257). Юм, обсуждая метафизические, моральные

и физические аргументы при доказательстве смертности

души, отрицал ее бессмертие (О бессмертии души. — Юм Д.

Соч., т. 2. М., 1985, с. 798-806). Дидро связывал бессмертие

с продолжением жизни в памяти других поколений. Гете,

выступая против смешения религиозного и философского

понимания бессмертия, подчеркивал: «Для меня

убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности»

(Эккерман И. П. Разговоры с Гете. Ереван, 1988, с. 272). Для

Канта бессмертие души не может быть доказано

логически и является постулатом практического разума. Согласно

Фихте, Я обладает бессмертием, поскольку жизнь человека

принадлежит вечной жизни. По Гегелю, дух вечен и

бессмертен. Э. Гартман относил бессмертие к

метафизическому субъекту, а не к эмпирическому Я. Ницше называл идею

бессмертия личности великой ложью. Натуралистическое

понимание бессмертия развивали материалисты — от

Фейербаха до Бюхнера и Геккеля, которые связывали

бессмертие с сохранением материи. Позитивисты — от Конта

до Маха — объясняли возможное бессмертие культурными

достижениями, которые сохраняются в памяти

человечества. Этот же подход характерен и для М. де Унамуно,

который, говоря о «голоде на бессмертие», связывал идею

бессмертия с жаждой «обессмертить свои имя и славу»,

«пережить себя в памяти других людей и будущих

поколений» («О трагическом чувстве жизни». М., 1997, с. 69). Для

марксистов бессмертие — или иллюзия, или сохранение в

памяти будущих поколений. Между этими двумя

позициями — позицией нигилистического отношения к любым

дискурсам о смерти и о бессмертии и позицией,

трактующей бессмертие как вклад личности в социокультурное

наследие человечества, — марксистская мысль и колеблется.

Такого рода подход к проблеме бессмертия, который можно

назвать социокультурным, поскольку даже в оценке

смертности и бессмертия человека он исходит из ориентации

на социальное, на оценку вклада личности в культурное

наследие, на бессмертие в памяти человечества, присущ не

только марксизму, но и многим философским течениям 20 в.

Все эти четыре варианта философских дискурсов о смерти

и бессмертии сосуществуют и в наст, время, показывая

воочию всю сложность современной культуры и

многообразие мировоззренческих ориентации личности.

Лит.: Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М., 196]; Флоровскш Г. В.

Догмат и история. М., 1998; Sulmond S. D. F. The Christian doctrine

of immortability. L., 1895; Royce J. The Idea of Immortability.

N.Y., 1900; Keyserling H. Unsterblichkeit. В., 1907; Schok H. Der

Unsterblichkeitsgedanke als philosophisches Problem. B., 1922.

* А. П. Огурцов

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ— неосознаваемое,

нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании

бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над-

или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже

сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда

художники, но чаще — врачи). В философии признание

бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве

психики и сознания (Декарт, интроспекционисты).

Бессознательное в философии имело разные обличья и разные

имена: это самостоятельная непостижимая сущность

бытия (мистики, романтики); аффекты и смутные идеи

(Спиноза); незаметные восприятия (Лейбниц); порождающее

начало, творящее мир (Шеллинг); принцип свободной

деятельности человека (Фихте); воля, лежащая в основе мира

(Шопенгауэр), духовное начало вселенной, опирающееся

на панпсихизм или всеобщую способность к ощущению

(Э. фон Гартман); воля к власти (Ницше), интуитивные

идеи и восприятия (Бергсон) и др. Все эти подходы, как

252

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

правило, тяготели либо к онтологическому, либо к

психическому бессознательному.

Открытие бессознательного как объекта научного

исследования (Фрейд) было результатом многих усилий. Вопрос о

бессознательном так или иначе вставал у немецких

естествоиспытателей (Г. Фехнер, Г. Гельмгольц) и психологов

(Т. Липпс). Во Франции П. Жане изучал неосознаваемые

явления психики, придавая сексуальности важное значение в

возникновении неврозов, однако специфика

бессознательного не была им выявлена: подсознательное (subconscient)

для Жане — это ослабленное сознание. Французский

социолог Г. Лебон видел в «коллективном бессознательном»

расовую подоснову всех человеческих проявлений и

особенно массовых действий, грозящих социальными

потрясениями.

Отныне требовалось заявить о бессознательном в

перспективе, свободной как от иррациональной метафизики и

мистики, так и от естественно-научного натурализма,

придав бессознательному статус самостоятельного научного

предмета на фоне господствовавших на рубеже веков

медицинских, физиологических, психологических подходов.

Это и сделал 3. Фрейд, выделив в идее бессознательного

ее антропологические измерения и связав смысловые

моменты бессознательного с тем, что есть в нем типического,

повторяющегося, доступного причинным объяснениям.

В своем подходе к бессознательному Фрейд осознанно

противостоит и своим коллегам-естествоиспытателям, и обеим

группам философов: тем, что мыслили бессознательное в

отрыве от человека, гипостазируя мистическое

бессознательное, и тем, что мыслили человека и его психику в

отрыве от бессознательного, отождествляя сознание с психикой.

Новые параметры работы с бессознательным задала

изобретенная Фрейдом дисциплинапсихоанализ: его целью

является одновременно и лечение больного, и изучение его

бессознательного.

Итак, если до Фрейда бессознательное мыслилось либо как

остаток, или осадок, сознания, либо как оторванный от

субъекта безличный и анонимный принцип, то для Фрейда

бессознательное есть особый тип знания, который

присутствует в субъекте независимо от его осознания и без его

ведома. Фрейдовская идея бессознательного фиксирует

«отрыв знания от истины», отрыв субъекта от самого себя, его

внутреннюю расколотость. Это и есть главная интервенция

Фрейда в философские поля. И этот раскол оказывается

едва ли более мощным ударом, чем открытия Коперника и

Дарвина: человек теряет власть над космосом, над миром

живого, а в конце концов и над своей собственной душой.

Он может быть принужден думать и делать то, чего ему не

хотелось бы думать и делать. Это — радикальная децентра-

ция человеческого мира по отношению к самому себе.

Сначала Фрейд опирался в своей работе с бессознательным

на естественно-научную медицину того времени; этапами

этой работы были поиск причин болезни (травма,

вызванная внешним событием), изучение следствий (нарушения

работы психического аппарата, блокировка потоков

энергии), лечение (обеспечение необходимых психофизических

разрядок). Фрейд верил в возможность отыскать точные

соответствия между нейрофизиологическими и

психическими процессами, находящими конечное выражение в

симптомах больного. В своей лечебной практике Фрейд пытался

заставить пациента вспомнить травматические события, а

затем осмыслить их и вследствие этого излечиться. Однако

гипноз не был надежной опорой лечения, и это заставляло

искать новые пути. Они вели к работе со словом, к выгова-

риванию (пациент) и выслушиванию (врач).

Использование терапевтической роли слова, рассказа (talking cure) —

это собственно и есть психоанализ (и в этом уравнивании

осознания и изменения Фрейд выступал как наследник

Просвещения). Одновременно с этим менялись не только

ее приемы, но и задачи исследования и лечения. Реальные

события либо недоступны, либо несущественны;

страдания больного обусловлены не объективными фактами, а

их субъективными истолкованиями, представлениями,

фантазиями. И потому естественнонаучные схемы

объяснения с поиском причин все более уступают место учету

психодинамических факторов — конфликта побуждений,

защит, сопротивлений.

Идея конфликтности человеческой психики стала

фундаментом концепции. Само возникновение

бессознательного обусловлено психическим механизмом вытеснения

неприятных, стыдных переживаний: они не могут всплыть

на поверхность сознания, и эта зажатость проявляет себя

болезненными симптомами — оговорками, ошибочными

действиями, повторяющимися снами и др. Большая часть

вытесненных впечатлений имеет, по Фрейду, сексуальную

природу. Бессознательное состоит из «представителей» или

репрезентаторов влечений (сами по себе влечения в

бессознательном не даны), находящихся где-то на границе между

психикой и соматикой. Бессознательные представления

записаны в психике особыми знаками, которые складываются

в целые сценарии. Бессознательное отличается особой

подвижностью энергетических нагрузок, способных смещаться

и сгущаться, безразличием к степеням реальности событий,

отсутствием времени, способности к отрицанию,

чувствительности к противоречиям. Это, однако, не значит, что в

бессознательном нет вообще никакой логики: например, в

нем нет линейного времени, но есть время акцентуаций и

интенсивностей, нет отбора элементов, но есть их

соположение и сбережение и проч. По Фрейду, бессознательное — это

универсальный феномен человеческой психики,

построенной как сложная многоуровневая система. Бессознательное

у Фрейда фиксируется в рамках двух схем работы психики.

В первом случае (в рамках «первой топики»)

бессознательное (в принципе неосознаваемое и не вербализуемое)

противопоставляется сознанию и предсознанию (потенциально

вербализуемому и осознаваемому). Во втором случае (в

рамках «второй топики» начиная с 1920-х гг.) бессознательное

предстает прежде всего не как предмет или же место, но как

атрибут, и относится уже не к какой-то одной определенной

инстанции (или субстанции), но к трем различным уровням

психической организации — Я, Оно и Сверх-Я. При этом

Оно — это наследник архаических влечений, сексуальных

и агрессивных; Сверх-Я — носитель усвоенных семейных и

социальных запретов, порождающих чувство страха, вины,

долга; Я — посредник и координатор между обоими этими

давлениями, стремящийся воплотить в жизнь «принцип

реальности». Бессознательное есть и в Я, и тем более в

Сверх-Я, но главным носителем бессознательного

выступает Оно.

Строя обоснование своего терапевтического и

исследовательского подхода к индивиду, Фрейд опирался на

общепринятый в науке того времени тезис о параллелизме онто-

253

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

генеза и филогенеза, развития индивида и развития рода.

При неразвитости современных Фрейду наук — таких, как

антропология или лингвистика, — это толкало его к мифу.

Аналогом семейных отношений, основанных на

Эдиповом треугольнике (соперничество детей с родителями

противоположного пола, сложная механика принятия детьми

своего места в семье и своей социально-половой роли),

стала гипотеза доисторического «убийства праотца»,

фиксирующая рождение запретов и механизмы последующего

обмена женщинами, создающая закон и социальные

нормы индивидуального поведения. Подобные расширения

и обобщения размывали даже ту ограниченную степень

надежности, которую давали Фрейду психиатрические

факты.

Фрейд до конца оставался практикующим врачом и в

конечном счете видел все социальные процессы через

призму индивидуального страдания. В послефрейдовском

развитии психоанализа внимание смешалось, с одной

стороны, на до-индивидуальный уровень (раннее детство,

отношения матери и младенца, важная роль

аффективных контактов для последующего развития индивида), а с

другой стороны, на сверх-индивидуальный уровень (учет

культурных и социальных интересов, мотивов,

побуждений, представлений; это могут быть групповые,

корпоративные, классовые, массовые и проч. бессознательные

механизмы). Вследствие отказа от пансексуальности на

смену субстанционалистскому, вещному

бессознательному приходит бессознательное как структура отношений

(социальных, межличностных). Внимание сдвигалось с

конфликта сознания и бессознательного на

формирование личности (последнее более свойственно

американскому и немецкому психоанализу, нежели французскому, в

котором главенствует образ трагической расщепленности

индивида и отвергаются адаптивные трактовки работы с

бессознательным).

Эта смена подходов к бессознательному ярко видна в

истории психоанализа при переходе от классического

фрейдизма к неофрейдизму и постфрейдизму Так, если у

Фрейда имелась определенная биологизирующая

тенденция в понимании бессознательного, то уже у его ученика

К. Г. Юнга определяющим становится культурологическая

картина бессознательного, опирающаяся на

универсальные типы психики и соотношения между ними, а у А.

Адлера преобладает социальная трактовка бессознательного.

В дальнейшей истории психоанализа определились два

главных подхода к бессознательному — социологический и

лингвистический. Так, американские неофрейдисты (Хорни,

Салливан, Фромм), отказавшись от «пансексуализма»

Фрейда, но учитывая его классификацию типов

характера в зависимости от индивидуальной «судьбы влечений»,

построили образы социальных характеров в социальных

обстоятельствах. При этом, подчеркивает Фромм,

фрейдисты видят индивидуальное бессознательное и слепы к

социальному бессознательному, а марксисты, наоборот,

видят бессознательное в социальном поведении, но не видят

и

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн