эстетике и
поэтике (Комментарий к «Натья-шастре», или «Шастре о
драматическом искусстве», «Лочана» («Глаз») —
Комментарий к трактату «Дхваньялока» («Свет дхвани») Анандавар-
дханы. Наконец, к третьему периоду творчества относятся
собственно философские его работы, в которых он
стремился найти приемлемый синтез между двумя главными
философскими школами кашмирского шиваизма —
школой спанда и школой пратьябхиджня.
В основе учения Абхинавагупты — представление о
космическом союзе двух сущностей (точнее, двух аспектов
одной и той же нераздельной сущности), которые
персонифицированы в образе Шивы и его возлюбленной Ша-
кти. В этом соединении Шива являет собой ясный,
незамутненный свет созерцания (пракаша), тогда как Шакти
символически обозначает динамический, активный аспект
рефлексии, ее интенциональность, направленность вовне
(вимарша). Две стороны сознания пребывают в состоянии
постоянной пульсации, волнообразного движения
(спанда), в соответствии с ритмами которого развертывается и
снова свертывается вся вселенная. Деятельное движение
Шакти вместе с тем является своего рода проекцией
внутренних потенций, латентно заложенных в сердце самого
Шивы; именно благодаря позволению верховного Господа
энергия Шакти проявляется внешним образом — прежде
всего как финическая энергия Высшей Речи (ибо каждый
очередной цикл проявления мира неизменно
начинается с возобновления алфавита, с восстановления
священных текстов — своего рода всеобщей парадигмы тварного
мира), а затем и как полнота прочих явлений и предметов
вселенной. Та же пульсация сознания проявляется в
каждом живом существе, и как только адепт верно угадывает
в себе эту природу, он приходит к внезапному
мистическому озарению (пратибха), «узнаванию» (пратьябхиджня)
себя самого как верховного Господа.
Та же концепция внезапного постижения нашла
отражение и в эстетической теории Абхинавагупты. С его т. зр.,
художник и зритель, поэт и слушатель принципиально
равновелики в своем творческом усилии; радостная дрожь
«узнавания», приносящая эстетическое наслаждение,
возможна лишь потому, что в их душах изначально заложена
одна и та же сущность (концепция «сахридая», или
представление о «со-сердечном» слушателе). Само
представление об эстетическом наслаждении (раса) сближается
у Абхинавагупты не столько с идеей удовольствия,
«вкушения», сколько все с той же онтологической страстью.
В мгновение этой страсти, в переживаемом восторженном
изумлении (чаматкара) адепт как бы очищается от
наносных, суетных забот и ему открывается истинная природа
мира (в этом смысле раса Абхинавагупты на удивление
близка греческому понятию катарсиса, каким оно
предстает в «Федоне» Платона). Крупнейшим учеником и после-
26
АВАНГАРД
дователем Абхинавагупты был Кшемараджа, также помимо
философии интересовавшийся проблемами поэтики.
Соч.: Isvarapratyabhijnakarika by Utpaladeva, with Vimarsini by
Abhinavagupta, ed. by M. S. Kaul, v. 1.-2. — «Kashmir Series of Texts
and Studies», 1918-22, N 22, 33; Tantrasara by Abhinavagupta, ed.
byM.S. Kaul.-Ibid., 1918,N 17;Isvarapratyabhijnakarikavimarsini,engl.
transi, by К. С Pandey. Benares, 1954; L’Essenza dei Tantra, tr. R.
Gnoli. Torino, 1960; Tantraloka. La Luce deile Sacre Scritture, tr. R.
Gnoli. Torino, 1972; II Commento di Abhinavagupta alia Paratrimsika,
tr. R. Gnoli. Roma, 1985; La Lumiare sur les Tantras. Chap. 1 a 5 du
Tantraloka, trad, et comm. par L. Silburn et A. Padoux. P., 1998.
Лит.: Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к
кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М.,
1997; Pandey К. С. Abhinavagupta. An Historical and Philosophical
Study. Varanasi, 1963; Kaw Я К. The Doctrine of Recognition.
Pratyabhijina Philosophy. Hoshiapur, 1967; Gnoli Я The Aesthetic
Experience According to Abhinavagupta. Benares, 1968; Silburn L.
Hymnes de Abhinavagupta. P., 1970; Raghavan V. Abhinavagupta and
His Works. Varanasi, 1981; Padoux A. Vac. The Concept of the Word in
Selected Hindu Tantras. Albany, 1990.
H. В. Исаева
АБХИХИТА-АНВАЯ (санскр. abhihitanvaya —
связывание [уже] выраженного) — индийская лингвофилософс-
кая доктрина, рактующая взаимотношение смысла слов
и предложения. Разработана в мимансе. В противовес
теории Бхартрихари об отсутствии у слов самостоятельного
смысла, независимого от смысла предложения, абхихита-
анвая утверждает, что смысл предложения есть
производная от смысла отдельных слов, который они имеют
прежде, чем войти в него. Т. о., слово в составе предложения
имеет тот же самый смысл, что и в изолированном виде.
Мимансак Кумарила Бхатта и его сторонники,
придерживающиеся доктрины абхихита-анвая, считали, что
слова выражают вещи, а предложение — отношения между
словами. Самотождественность смысла слов в и вне
предложения оспаривалась не только Бхартрихари, но и
сторонниками другого учителя мимансы — Прабхакары Миш-
ры. Они обращали внимание на то, что отдельные слова
(напр., «дерево», «столб», «идти») вне предложения
обозначают некие универсальные сущности, в предложении
же (напр., «Девадатта идет от того дерева к этому столбу»)
индивидуализируются («данное дерево» — это не то же
самое, что «дерево вообще»). См. также Анвита-абхид-
хана, Философия языка (в Индии).
В.Г.Лысенко
АВАНГАРД(франц. avant-garde — передовой отряд) —
категория, означающая в современной эстетике и
искусствознании совокупность многообразных новаторских
движений и направлений в искусстве 1-й пол. 20 в. В России его
впервые употребил (в негативно-ироническом смысле)
А. Бенуа для характеристики ряда участников выставки
«Союза русских художников» (1910).
Авангардные явления характерны для всех переходных
этапов в истории художественной культуры, отдельных видов
искусства. В 20 в., однако, понятие авангарда приобрело
значение термина для обозначения мощного феномена
художественной культуры, охватившего практически все
ее более-менее значимые явления, имеющие, несмотря на
пестроту и разнообразие, много общего. Авангард — это
прежде всего реакция художественно-эстетического
сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории
человечества перелом в культурно-цивилизационных
процессах, вызванный научно-техническим прогрессом (НТП)
последнего столетия. Суть и значение для человечества
этого лавинообразного процесса в культуре пока не
получили адекватного научно-философского осмысления, но
уже с достаточной полнотой выразились в художественной
культуре в феноменах авангарда, модернизма,
постмодернизма.
В сфере научной мысли косвенными побудителями (как
позитивными, так и негативными) авангарда явились
главные достижения практически во всех сферах научного
знания, начиная с конца 19 в., но особенно открытия 1-й
пол. 20 в. в областях ядерной физики, химии,
математики, психологии и технико-технологические реализации
на их основе. В философии — основные учения
постклассической философии от А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора
до Ф. Ницше, А. Бергсона, М. Хайдеггера; в психологии и
психиатрии — прежде всего фрейдизм и возникший на его
основе психоанализ. В гуманитарных науках — отход от
европоцентризма и как его следствие — возросший интерес к
восточным культурам, религиям, культам; возникновение
теософии, антропософии, новых эзотерических учений
и, как реакция на них и на засилье позитивистско-сци-
ентистского миропонимания, всплеск неохристианских
учений (неотомизма, неоправославия). В социальных
науках — социалистические, коммунистические,
анархистские теории, утопически, но с революционно-бунтарским
пафосом отразившие реальные острые проблемы
социальной действительности того времени. Художественное
мышление как самый чуткий барометр
духовно-культурных процессов не могло не отреагировать на эту
калейдоскопическую бурю новаций.
Авангард — предельно противоречивое, даже в чем-то
принципиально антиномическое явление. В нем
сосуществовали в непримиримой борьбе, но и в постоянном
взаимодействии и взаимовлияниях течения и направления,
как утверждавшие и апологизировавшие те или иные
явления, процессы, открытия во всех сферах культурно-циви-
лизационного поля своего времени, так и резко
отрицавшие их.
К характерным и общим чертам большинства авангардных
феноменов относятся их осознанный
заостренно-экспериментальный характер; революционно-разрушительный
пафос, направленный на традиционное искусство (особенно
последнего этапа — новоевропейское) и традиционные
ценности культуры (истину, благо, святость, прекрасное);
резкий протест против всего, что представлялось их
создателям и участникам ретроградным, консервативным,
обывательским, буржуазным, академическим; в
визуальных искусствах и литературе — демонстративный отказ от
утвердившегося в 19 в. «прямого» (реалистически
натуралистического) изображения видимой действительности,
или миметического принципа в узком смысле слова (см.
Мимезис)] безудержное стремление к созданию
принципиально нового в формах, приемах и средствах
художественного выражения; а отсюда и часто декларативно-мани-
фестарный и эпатажно-скандальный характер презентации
представителями авангарда самих себя и своих
произведений, направлений, движений и т. п.; стремление к
стиранию границ между традиционными для новоевропейской
культуры видами искусства, тенденции к синтезу
отдельных искусств (в частности, на основе синестезии), их
27
АВАНГАРД
взаимопроникновению. Остро ощутив глобальность
начавшегося перелома в культуре и цивилизации в целом,
авангард принял на себя функции ниспровергателя старого,
пророка и творца нового в искусстве. Этот процесс начался
еще в 19 в. и на рубеже столетий с появлением символизма,
импрессионизма, постимпрессионизма, модерна (ар нуво)
и активно продолжился во всех основных направлениях и
движениях искусства 1-й пол. 20 в. Авангардисты
демонстративно отказываются от большинства художественно-
эстетических, нравственных, духовных ценностей (прежде
всего европейско-средиземноморской культуры). Новые
формы и способы художественного выражения обычно
сводятся к абсолютизации и доведению до логического
завершения (часто предельно абсурдного с позиции
традиционной культуры — см. Абсурд) того или иного элемента
или совокупности элементов художественных языков,
изобразительно-выразительных приемов искусств,
вычлененных из традиционных культурно-исторических и
художественных контекстов. При этом цели и задачи искусства
видятся представителям различных направлений авангарда
самыми разными вплоть до отрицания вообще
искусства как такового, во всяком случае в его новоевропейском
смысле.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ
КЛАССИФИКАЦИИ. Основные направления авангарда —
фовизм, кубизм, абстрактное искусство, футуризм, дадаизм,
экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись,
сюрреализм, наивное искусство; додекафония и алеаторика в
музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка,
кинетическое искусство и др. К авангарду относятся также такие крупные
фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных
направлений, как П. Пикассо, М. Шагал, П. Н. Филонов,
П. Клее, А. Матисс, А. Модильяни, Ш. Ле Корбюзье, Дж.
Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, А. Шёнберг и некоторые другие.
Возможна лишь условная классификация, притом только
по отдельным параметрам, совокупности самых разных
феноменов авангарда.
1. По отношению к НТП. Принятие НТП вплоть до его
апологии: футуризм, конструктивизм, супрематизм, лу-
чизм, «аналитическое искусство», конкретная поэзия,
конкретная музыка, кинетизм. Внутреннее
противодействие открытиям естественных наук и технологических
достижений: фовизм, экспрессионизм, отчасти абстрактное
искусство, наивное искусство, сюрреализм, Шагал, Клее,
Модильяни. Для других направлений и представителей
авангарда характерно двойственное или неопределенное
отношение. Отдельные направления и личности авангарда
активно опирались на достижения естественных и
гуманитарных наук. Так, дадаизм и сюрреализм использовали
многие находки фрейдизма и юнгианства; некоторые
направления в литературе, театре, музыке находились под
влиянием интуитивизма Бергсона.
2. В отношении духовности. Материалистическая, резко
отрицательная позиция: кубизм, конструктивизм,
«аналитическое искусство», кинетизм и