Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

бессознательного: эпистемологический статус. — «ФН», 1985,

№ 5; Она же. К спорам о научности психоанализа. —«ВФ», 1991,

№ 4; Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. О неосознаваемых

формах высшей нервной деятельности. М., 1968; БочоришвилиА. Т.

Проблема бессознательного в психологии. Тбилиси, 1961; Клеман

К., БрюноП., СэвЛ. Марксистская критика психоанализа. М., 1976;

Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию

бессознательных процессов. СПб., \997;ЛапланшЖ., ПонталисЖ.

Б. Словарь по психоанализу. М, 1996; ЛевчукЛ. Т. Психоанализ: от

бессознательного к «усталости сознания». Киев, 1989; Лейбин В. М.

Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977; Он же. Фрейд,

психоанализ и современная западная философия. М., 1990; Овча-

ренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Минск, 1994; Попова

И. Г. Французский постфрейдизм: критический анализ. М., 1986;

Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985; Он же.

Психоанализ. Курс лекций. М., 1997; Узнадзе Д. Н. Психологические

исследования. М., 1966; Чхартишвили Ш. Н. Проблема

бессознательного в советской психологии. Тбилиси, 1966; Шерозия А. Е.

К проблеме сознания и бессознательного психического. Опыт

исследования на основе данных психологии установки. Т. 1.

Тбилиси, 1969, т. 2. Тбилиси, 1973; Шерток Л., Соссюр Ф. де. Рождение

психоаналитика: от Месмера до Фрейда. М., 1991; ЭткиндА. Эрос

невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993; Amado

Levy-Valensi E. La nature de la pensee inconsciente. P., 1978; Bertrand

M., Doray B. Psychanalyse et sciences sociales. P, 1989; Bonnet G. Les

voies d’acces de l’inconscient. P, 1987; Borch-Jacobsen. Le lien affectif.

P., 1991; Cent ans apres. P, 1998; ChilandC. Homo psychanalyticus. P.,

1990; Descombes V. L’inconscient maigre lui. P., 1977; David-Menard M.

La folie dans la raison pure. Kant lecteurde Swedenborg. P., 1990;

Eadem. Les constructions de l’universel. Psychanalyse, philosophie

P., 1997; DorJ. L’a-scientificite de la psychanalyse, t. I, 11. P., 1988;

Doray В., Rennes J.-M. (dir.). Carrefours: sciences sociales: le moment

moscovite. P., 1995; DupuyJ.-P. La panique. P., 1991; Ellenberger H. F.

The discovery of the Unconscious. The History and Evolution of Dynamic

Psychiatry. N.Y., 1969; Mien Ph. Le retour a Freud de Jacques Lacan.

P., 1990; Lacan avec les philosophes. P., 1991; Le moment cartesien de

la psychanalyse. Lacan, Descartes, le sujet, E. Porge, A. Soulez (dir.). P.,

1996; Nadal J. U eveil du reve. Psychanalyse des sources inconscientes

de la violence. P., 1985; Die Philosophen und Freud. Wien —

Munch., 1988; La psychanalyse une science? P., 1989; Psychoanalysis

and existential Philosophy. N.Y., 1962; Roudinesco E. La bataille de cent

ans. Histoire de la psychanalyse en France. T 1—2. P., 1986; SallowayFJ.

Freud, Biologist of the Mind. Beyond the psychanalytic Legend. N.Y.,

1979; Whyte L. The Unconscious before Freud. N.Y., 1960.

H. С. Автономова

БЕТ(Beth) Эверт Биллем (17 июля 1908, Алмело,

Нидерланды — 12 апреля 1964, Амстердам) — нидерландский

философ и логик, ученик Брауэра. В 1933—45 — преподаватель

256

БЕТТИ

Утрехтского университета; с 1946 — профессор логики

Амстердамского университета, с 1952 — директор Института

философии точных наук в Амстердаме. Испытал влияние

логического эмпиризма, особенно работ Карнапа по

логике и основаниям математики, однако не принял исходные

установки неопозитивизма. В основе общей философской

позиции Бета лежит тезис о необходимости синтеза логики,

оснований математики, истории точных наук и психологии

мышления. Резко выступал против идеализма и считал, что

современная философия в целом и философия математики

в частности развиваются в направлении к реализму. Под

реализмом Бет понимал концепцию, утверждающую, что

человек в процессе своего опыта вступает в контакт с

различными сферами реальности, несводимыми друг к другу,

однако связанными между собой, дополняющими друг

друга, причем эта связь фиксируется с помощью

онтологических допущений, проверяемых на основе имеющихся

теорий. По мнению Бета, формальный анализ дедуктивной

структуры математических теорий является основой

философии математики. Вместе с тем в математике важную роль

играет математическая и логическая интуиция, которую

необходимо исследовать с помощью рациональных

методов. Бет разработал развернутую концепцию объекта

математики: на первом уровне в качестве такового выступает

мир человеческого опыта, на втором — структура мира в

той мере, в какой она явно выражается в математическом

языке, и, наконец, на третьем уровне — бесконечность.

Рассматривая соотношение логики и психологии, Бет считал

эти дисциплины автономными и взаимно дополняющими

друг друга. Он выступал против любых вариантов

психологизма в логике (и математике) и логицизма — в психологии.

В книге «Математическая эпистемология и философия»

(Mathematical Epistemology and Philosophy. Dordrecht, 1966)

авторы (Бет и Пиаже), несмотря на разногласия по многим

вопросам, сформулировали общую программу

междисциплинарного подхода к эпистемологии, основанную на

переходе от исследования «психологического субъекта»,

центрированного вокруг собственного внутреннего мира

сознания, к «эпистемологическому субъекту»,

когнитивные структуры которого производны от наиболее общих

механизмов координации действий субъектов. При этом

генетическое исследование мышления должно быть

органически связано с использованием историко-критического

метода. Бет внес значительный вклад в развитие

современной логики. Он разработал метод семантических таблиц,

обобщающий табличную процедуру оценки обозначимости

формул классической пропорциональной логики на логику

предикатов (первого порядка): построил семантику

интуиционистской логики, использующую концепцию возможных

миров (оказавшую влияние на работы Крипке). Важным

результатом Бета явилась доказанная им в 1953 теорема,

которая завершила построение классической теории полной

определимости и стимулировала дальнейшие исследования

по теории определимости в формализованных системах

(Л. Свенониус, М. Маккей, Д. Куекер и др.).

Соч.: Метод семантических таблиц. — В кн.: Математическая

теория логического вывода. М., 1967; Les fondements logiques des

mathematiques. P.—Louvain, 1955; L’existence en mathematique. P., 1956;

La crise de la raison et ia logique. R—Louvain, 1957; Formal Methods.

An Introduction to Symbolic Logic. Dordrecht, 1962; Mathematical

Thought. Dordrecht, 1965; Moderne Logica. Assen, 1966.

Лит.: StaalJ.F. E. W. Beth. — «Dialectica», v. 19, 1965; Beth E. W.

Memorial Colloquium. Dordrecht, 1967.

В. Я. Садовский

БЕТА ТАБЛИЦЫ— см. Семантические таблицы.

БЕТТИ(Betti) Эмилио (20 августа 1890, Камерино, Италия —

11 августа 1968, Каморчьяно) — итальянский юрист,

историк и философ, один из ведущих теоретиков герменевтики.

Получил юридическое и филологическое образование,

преподавал историю права и философию права в ряде

итальянских университетов (с 1947 — в Римском университете). В

1955 основал Институт теории интерпретации. Автор около

200 работ по истории права и различным правовым

вопросам.

Бетти выдвинул оригинальную концепцию герменевтики

как общей теории интерпретации. Широкую известность

получила его работа «Герменевтика как общая методика

наук о духе» (Die Hermeneutik als allgemeine Methodik der

Geisteswissenschaften, t. 1—2. Tub., 1962), в которой наряду

с изложением собственной позиции содержится резкая

критика «философской герменевтики» Х.-Г. Гадамера и Р. Буль-

тмана. По мнению Бетти, эти концепции, ориентированные

на «Бытие и время» М. Хайдеггера, имеют дело

исключительно с субъективной стороной понимания.

Герменевтика является не прикладной онтологией, но методологией

истолкования текстов и других выражений человеческого

духа, постичь которые необходимо в их имманентной

логике, независимой от субъективности интерпретатора. Хотя

Бетти критикует Ф. Шлейермахера и В. Дильтея за

психологизацию герменевтики, в целом он следует за ними (а

также В. фон Гумбольдтом), полагая, что герменевтика решает

традиционнуюэпистемологическуюпроблему«наукодухе>>—

познания другой субъективности по оставленным ею в

истории объективациям. Бытие правовых норм или любых

других проявлений духа людей прошлых эпох не

растворяется в языке, а интерпретатор должен выявлять не

экзистенциальные структуры собственного «предпонимания»,

но мысли и деяния других людей во всей их инаковости и

чуждости для нашей субъективности. Опираясь на теорию

познания Н. Гартмана и на идущую от Дж. Вико традицию,

Бетти ставит вопрос об особенностях предмета и метода

«наук о духе», имеющих дело с различными «формами

репрезентации».

В работе «Общая теория интерпретации» (Teoria generale

delia interpretazione. Milano, 1955) Бетти различает четыре

«момента» теории и практики герменевтики:

филологический, критический, психологический и

технико-морфологический. Они выступают и как стадии в процессе

интерпретации, где завершающий,

технико-морфологический момент предстает как реконструкция

«объективно-духовного мира» согласно собственным законам его

формирования, т.е. мы приходим к полному пониманию

культурного контекста и ценностей автора

произведения. Бетти различает также три типа герменевтики,

соответствующие возможным типам интерпретации: 1)

«распознающая интерпретация» (interpretzione ricognitiva),

решающая исключительно когнитивные задачи, напр.,

полного понимания научного, философского,

художественного текста; 2) «репродуктивная интерпретация»

(interpretazione riproduttiva), стремящаяся воспроизвести

257

БЕХТЕРЕВ

и передать переживания, опыт другого (музыкальная,

театральная и т. п. интерпретации); 3) «нормативная

интерпретация» (interpretazione normativa), целью которой

является направление мышления и поведения (юридическая,

моральная, религиозная интерпретация).

На базе указанных четырех моментов интерпретации и

трех ее типов Бетти формулирует четыре

«фундаментальных герменевтических канона»: 1) автономности или

имманентности объекта; 2) тотальности или когерентности;

3) актуальности интендируемого; 4) адекватности интен-

дируемого, или корреспонденции. Эти четыре канона

следует рассматривать в их взаимной связи. Первый задает

общую направленность интерпретации: объектом

герменевтики являются исторические проявления

человеческого духа, которые нужно постичь во всей их инаковости

(alterita), независимости от нашего к ним эмоционального

или познавательного отношения. Значения тех или иных

объективации нам нужно открыть, не подменяя их своими

собственными. Второй канон включает в себя все

традиционные для герменевтики процедуры (отношение целого

и части, сравнительный анализ и т. д.). Третий канон

напоминает учения Хайдеггера и Гадамера о «предпонимании»:

исходным пунктом интерпретации является актуальная

ситуация интерпретатора, но для Бетти задачей историка

является критический анализ собственной перспективы

для устранения возможных привнесений в исследуемое им

прошлое. Четвертый канон ориентирует на максимальную

открытость мыслям и чувствам людей других эпох и

культур, на «конгениальность» понимания. Подобное

познается подобным, и познающий прошлое должен обладать

соответствующей широтой горизонта.

Процесс интерпретации для Бетти является триадичным —

он всегда включает в себя три термина:

интерпретирующего субъекта, форму репрезентации, посредством которой

до нас дошли объективации прошлого, автора

интерпретируемого творения. Два субъекта общаются через эпохи

не сами по себе, но с помощью различных посредников.

Задачей интерпретатора являются «переживание заново»

(Nacherleben) и реконструкция опыта другого, но

филологическая интерпретация и психологическое «вчувствова-

ние» Дильтея представляют собой лишь частные моменты

герменевтики. Подход Бетти к проблеме понимания в

значительной мере определяется его исследованиями в

области истории права. Действовавшие в прошлом законы,

равно как и многие другие объективации человеческого

духа, закрыты для эмпатии, их понимание не требует

постижения душевных движений тех, кто эти законы писал.

Критикуя «философскую герменевтику» за субъективизм и

релятивизм, Бетти подчеркивает, что древние законы

могут не иметь ни малейшего отношения к нашей

исторической ситуации, но все же они вполне познаваемы во всей их

чуждости нашей юридической практике и частной жизни.

Целью «наук о духе» является объективное историческое

познание, реконструкция прошлой жизни, а не

пристальный интерес к собственной экзистенциальной ситуации.

Соч.: Zur Grundlegung einer allgemeinen Auslegungslehre.—

Festschrift fur E. Rabel, IL Tub., 1954.

A M. Руткевыч

БЕХТЕРЕВВладимир Михайлович [20 января (1 февраля)

1857, с. Сорали Вятской губ. — 24 декабря 1927, Москва] —

русский невропатолог, физиолог, психиатр, психолог.

Окончил Петербургскую медико-хирургическую

академию (1878). В 1881 защитил диссертацию на степень

доктора медицины. С 1885 заведующий кафедрой

психиатрии Казанского университета, где создал первую в России

психофизиологическую лабораторию. В 1893—1913

профессор Петербургской военно-медицинской академии; с

1897 — Женской медицинской академии. С 1908 директор

созданного им в Петербурге Психоневрологического

института (1909). В 1918 возглавил созданный также по его

инициативе Институт по изучению мозга и психической

деятельности. Основатель и редактор журналов

«Неврологический вестник», «Обозрение психиатрии, неврологии и

экспериментальной психологии» и др. Развивая различные

отрасли экспериментальной психологии, стремился

сблизить психологическую науку с нейрофизиологией.

Сознание представлял как целостное явление, связывающее все

психические переживания человека, особо вьщеляя в нем

способность к самопознанию, предвидению результатов

совершаемых индивидом действий и регулированию его

поведения. Личность человека исследовал на основе

комплексного изучения структуры и функций мозга

физиологическими, анатомическими и психологическими методами.

На основе объективных методов исследования поведения

человека, которое понимал как совокупность врожденных

и индивидуально приобретенных «сочетательных

рефлексов», и в противовес субъективной психологии стремился

построить естественно-научное психологическое учение,

названное им рефлексологией. Рефлексология понималась

им как особая комплексная наука о человеке и обществе,

долженствующая заменить психологию. Пытался с

позиций рефлекторной теории решать и вопросы социального

характера.

Соч.: Основы учения о функциях мозга, т. 1—7. СПб., 1903—07;

Психика и жизнь. СПб., 1904; Объективная психология, в. 1—3.

СПб., 1907—10; Общие основы рефлексологии человека. М.—Л.,

1928; Автобиография. М., 1928; Избр.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн