Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

произв. Статьи и доклады.

М, 1954.

Лит.: Балъдыш Г. М. Бехтерев в Петербурге — Ленинграде. Л., 1979;

Никифоров А. Бехтерев. М, 1986.

Н. М. Северикова

БЁМЕ Якоб (Jakob Bohme, Jacob Boeme) (1575, Альтзейден-

берг, близ Гёрлица — 17 ноября 1624, Гёрлиц) — немецкий

мистик, мыслитель и философ. Сын крестьянина,

отличавшийся слабым здоровьем, Бёме получил лишь скудное

образование первых классов начальной школы, в юности

пас скот, был учеником сапожника, затем мастером и

владельцем сапожной лавки в Гёрлице, впоследствии сменил

ремесленничество на (малодоходную) торговлю. Был

примерным семьянином и отцом четырех детей.

Присущие Бёме черты визионерства и харизматического

лидерства (при большой скромности и душевной мягкости) в

соединении с его религиозной неортодоксальностью вызвали

гонения на него со стороны церкви, но в то же время привлекли

к нему в последние годы жизни немало образованных, в т. ч.

знатных сторонников, давших ему почетный титул Prulosophus

Teutonicus. Через них сочинения и идеи Бёме

становятся известными и находят множество приверженцев во всех

протестантских странах (особенно в Голландии и Англии).

Его учение находит глубокий отклик в немецкой

религиозной философии кон. 18 — нач. 19 в. (пиетисты, Гердер, Гёте,

258

БЁРК

Баадер, Фр. Шлегельидр. романтики, Гегель, Шеллинг).

Основные произведения: «Аврора, или Утренняя заря в

восхождении» (1612, рус. пер. 1914), «О троякой жизни

человека» (1619—20), «О вочеловечении Иисуса Христа» (1620),

«De signature rerum» (1621—22), «О выборе по благодати»

(1623), «Mysterium magnum» (1623). Кроме этого Бёме

принадлежат 11 теоретических и 11 практических

(религиозно-наставительных) трактатов, 8

полемически-апологетических сочинений и 79 писем («посланий»), часть которых

считается самостоятельными трактатами. При жизни был

издан только сборник «Путь ко Христу» (1624). В 1628—78

вышло в свет ок. 50 изданий различных его произведений.

Собр. соч.: 1682, 1715, 1730—31 (3-е, лучшее, переиздано в

1955-61), 1831-47.

В мышлении Бёме религиозные и философские идеи

неразрывно слиты с мифопоэтическими образами, и в этом он

близок традициям неоплатонизма, гностицизма, алхимии,

герметизма, немецкой средневековой мистики, импульсы

которой он воспринял (Мейстер Экхарт). Свойственный

ему символизм затруднял рациональное истолкование его

учения (поскольку у Бёме «нет метода и порядка в

изложении своих мыслей, то очень трудно дать представление о

его философии». — Гегель. Соч., т. XI. Л.—М., 1935, с. 230).

Будучи автодидактом, Бёме не признавал иных источников

познания, кроме текста Библии и собственной души; в его

текстах трудно обнаружить скрытые цитаты, распознаются

лишь влияния Парацельса, у которого Бёме заимствовал

отдельные термины (напр., «сигнатуры»), а общепринятые

в ту эпоху алхимические и даже оккультистские термины

(как и терминология мистики) получают у него

оригинальный смысл.

Основной мотив «богомудрия» Бёме — желание очистить

исказившуюся, по его мнению, традицию и на этой

основе установить вечный религиозный мир в обществе, а

отдельным людям дать образец «истинного христианского

процесса» (т. е. духовной практики), ведущего к спасению. Бёме

расходится с господствующей традицией в вопросе о

предопределении и природе зла: он недвусмысленно решает его

в пользу свободы как Бога, так и человека, а зло понимает

как необходимый момент свободы Бога. Центральная идея

Бёме — самооткровение Бога, которое он мыслит как

универсальную бытийную модель и основные модусы которого

выражает терминами «в себе», «вне (из) себя» и «для себя».

Бог в себе есть, по Бёме, вечное Ничто, «безоснова» (или

«беспричина», Ungrund), трансцендентное благо и

свобода, «чистая Божественность», вечное Единое, безначальная

воля, имеющая объектом лишь себя самое. В качестве

таковой она — «вечное око» и одновременно «зерцало Бога», т.е.

абсолютное и самодостаточное самосознание Бога. В силу

своей неограниченной свободы эта воля и вечно пребывает

в Ничто, и является «волей к нечто», т.е. к самооткровению,

которое начинается с «самовмещения» «беспричинной

воли» (Отца как лица Троицы) в себе самой как причине и

сущности себя самой. Т. о., Отец вечно рождает совечного

себе Сына («вечное Слово», «Сердце»). Для дальнейшего

откровения воля должна «выйти из себя», и это «исхожде-

ние» Бёме называет Св. Духом, а его результат — самообоз-

римостыо Бога, Премудростью, «произнесенным Словом»,

в котором единый Бог открывает себя в качестве Троицы.

В процессе самооткровения как «вечной игры» Бога воля

с необходимостью порождает «противоволю» как принцип

движения духа вне чистой Божественности. Первый этап

этого движения — «вечная природа», мир чистых

сущностей, где взаимосложение воли и противоволи приводит к

«сжатию», порождающему «огненную молнию», два

аспекта которой (огонь и свет) образуют соответственно «царство

мрака» (1-й принцип) и «царство радости» (2-й принцип).

В последнем Слово становится «оформленным». Результат

взаимодействия двух «принципов» — материальная

природа (3-й принцип) и человек. Бытие бесконечно многих

сущностей, обусловленное оформлением Слова, Бёме называет

«имагинацией» (т. е. «вхождением в образ»), а ее восприятие

человеком в аспекте множественности — «фантазией»

(наваждением). Символическое самораскрытие Слова

совершается не механически, а свободно, а потому

сопровождается злом (диаболом) как меональной репликой символа.

Т. о., Бог в себе трансцендентен и самодостаточен, но он же,

вечно разыгрывающий самооткровение, имманентен всему,

что разыгрывает. Эта играречь Бога, разорванная паузами

зла и мрака как собственным необходимым внутренним

моментом, вблизи своего источника звучащая чисто и громко,

а в наибольшем отдалении от него, на уровне материальной

природы — глухо, тихо и искаженно. Однако в человеческом

духе, освобожденном пришествием и подвигом Христа,

заключена возможность обратного вхождения в царство вечно

неомраченного духа и свободы. В трактовке

«христианского процесса» Бёме следует мистической традиции: человек

спасается, гася в себе «самоценность» и становясь чистым

проводником Слова Божьего. Обращаясь внутрь себя

посредством смирения и отрешенности, душа перестает быть

лишь зеркалом Духа и обретает субстанциальное тождество

с ним, а звучащее Слово, получая таким образом свое эхо,

познает, до каких пределов оно дошло, и становится «для

себя», символически оформляет себя. Путь восстановления

изначальной целостности человека, нарушенной

грехопадением, Бёме вслед за алхимиками видит еще и в достижении

андрогинного единства изначального Адама (и Христа),

ведущем к новому рождению человека как символического,

причастного к вечности и свободного существа. «Утренняя

заря» возрождения истинной религии, предвозвещающей

«день Божий», и есть смысл той миссии, к которой Бёме

чувствовал себя призванным.

Из многочисленных попыток усвоения идей Бёме наиболее

плодотворными были в философии позднего Шеллинга и в

«аналитической психологии» К. Г. Юнга.

Соч.: Samtliche Schriften, hrsg. von A. Faust und W. E. Peuckert,

Bd. 1—11. Stuttg., 1955—61; Die Urschriften, hrsg. von Werner

Buddecke, Bd. 1—2. Stuttg., 1963 — 66; в рус. пер.: Aurora, или

Утренняя заря в восхождении, пер. А. Петровского. М., 1914

(репринт: М.,1990).

Лит.: Смирнов-Платонов Т. П. Русские переводы Якоба

Бёме.—«Библиографические записки», 1858, № 5, с. 129—137; Peuckert W.-E.

Das Leben Jakob Bohmes. Jena, 1924; Koyre A. La philosophie de Jacob

Boehme. P., 1929; Berdjajew N. Jakob Bohmes Lehre von Ungrund und

Freiheit. -«Blatter fur deutsche Philosophie» (В.), 1932, 6(3); Benz E.

Der vollkommene Mensch nach Jacob Bohme. Stuttg., 1937; Wehr G.

Jakob Bohme in Selbszeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei

Hamburg, 1971; Grunsky H. Jacob Bohme. Stuttg., 1984.

Б. M. Бакусев

БЁРК (Burke) Эдмунд (12 января 1729, Дублин — 9 июля

1797, Биконсфидц) — британский политический философ

259

БЖОЗОВСКИЙ

и эстетик, политический деятель и публицист. Ирландец

по происхождению. В 1766—94 член Палаты общин (виг).

В 1755 анонимно опубликовал пародию «Оправдание

естественного общества…» (A Vindication of Natural Society…),

направленную против проникнутых духом

вольнодумства и религиозного скептицизма «Философских опытов»

Г. Болингброка. Доводя идеи рационально-утопической

критики государства, религии, права, нации, общественной

иерархии до абсурда, пытался показать их бесплодность и

разрушительность, однако двусмысленность в изображении

Бёрком противоречий и нелепостей существующего

общества заставила многих читателей вопреки желанию автора

принять пародию как критику общественных

установлении. Подлинной целью Бёрка было оправдание исконных

традиций и социальных институтов (патриархальная семья,

община, церковь, гильдия и др.), которые как проявления

«естественного закона» «вырастают» в ходе естественного

процесса (описываемого им в терминах биологии).

Сторонник «мудрости» и незыблемости традиционных

установлений, Бёрк рассматривал «право давности» как движущее

начало органичного общественного устройства, образец

которого он видел в английской конституции. Опираясь на

традиционное толкование английского обычного права как

охраняющего привилегии граждан от беззаконных

посягательств властей, с одной стороны, и мятежников — с другой,

Бёрк отстаивал принципы английской революции 1686—89,

признавал за восставшими американскими колониями

право на самозащиту и независимость и в то же время резко

выступал против французских революционеров-якобинцев, в

деятельности которых он усматривал попытку реализации

абстрактных построений идеологии Просвещения. В

памфлете «Размышления о революции во Франции…» (Reflections

on the Revolution in France… 1790; рус. пер. 1993) он

призывал к «контрреволюции», консолидации всех сил Европы в

борьбе против якобинства. Ожесточенная полемика вокруг

памфлета (ок. 40 «ответов» публицистов Бёрку, среди

которых самый известный — Т. Пенна) вызвала поляризацию

общественного мнения в Англии по отношению к Великой

французской революции (и как следствиераскол в 1791

партии вигов).

В своей эстетической концепции Бёрк опирался на идеи

английской эстетики 18 в. В духе сенсуализма Локка

единственным источником эстетических идей признавал чувства.

В основе прекрасного лежит чувство наслаждения, в основе

возвышенного — неудовольствие; встреча с возвышенным

сталкивает человека с реальностью, порождает в нем

ощущение ужаса и беспомощности перед лицом огромного,

непостижимого и могущественного (т. е. божественного).

Влияние идей Бёрка было противоречивым: если либералы

видели в нем защитника общественных свобод и свободной

торговли, двухпартийной системы, права на

самоопределение, то идеологи консерватизма опирались на его

феодально-консервативную концепцию политической власти

и критику Просвещения (Л. Бональд, Ж. де Местр, С. Кол-

ридж, Ф. Савиньи). Современные неоконсерваторы

объявили Бёрка «пророком консерватизма».

Соч.: The Works, v. 1-12. Boston, 1894-99; The Speeches, v. 1-4. L.,

1816; The Correspondence, v. 1-10. Cambr.-Chi., 1958-78;

Философское исследование о происхождении наших идей

возвышенного и прекрасной). М., 1979; Защита естественного общества. —

В кн.: Эгалитаристские памфлеты в Англии середины 18 в. М,

1991, с. 41-110.

Лит.: Трофимов П. С. Возвышенное и прекрасное в эстетике

Э. Бёрка. — В сб.: Из истории эстетической мысли нового

времени. М., 1959; ЧудиновА. В. Размышления англичан о Французской

революции: Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М., 1996; MorleyJ.

Burke. N.Y., 1884; Kirk R. The Conservative Mind from Burke to

Santayana. Chi., 1953; Parkin Ch. The Moral Basis ol Burke’s Political

Thought. Cambr., 1956; Fasel G. E. Burke. Boston, 1983; Nisbet R.

Conservatism: Dream and Reality, Milton Keynes, 1986.

A. M. Сатин

БЖОЗОВСКИЙ(Brzozowski) Станислав (28 июня 1878,

Мазярня, Польша — 30 апреля 1911, Флоренция) —

польский литературный критик, писатель и философ. В нач.

20 в. развивал идеи «философии практики», опираясь на

идеи Вико, Кроне, Бергсона, а также немецкой «философии

жизни». Будучи участником революционного движения,

склонялся к марксизму, но выступал против

«натуралистической», «позитивистской» его интерпретации в трудах

Энгельса, Плеханова и других теоретиков социал-демократии

того времени (работа «Анти-Энгельс» в томе «Идеи», 1910).

Как теоретик социализма опирался на труды Прудона и Со-

реля. В его философии культуры главную роль играют идеи

творческой деятельности, практического преобразования

природы человеком.

Соч.: Legenda Mlodei Polski. Studia о strukturze duszy kufturalnej.

Lwow, 1910; Idee. Wstep do filozotii dojrzalosci dziejowej. Lwow, 1910.

Лит.: Walicki A. Stanislaw Brzozowski — drogi mysli. Warsz., 1977;

Mackiewicz W. Brzozowski. Warsz., 1979.

A. M. Руткееич

БИБЛИЯ(от греч. ?i?ba — «книга») — совокупность

текстов различных эпох и авторов, принимаемая всеми

христианскими вероисповеданиями как Священное Писание.

Результат ведшейся когда-то сложной работы по отбору

этих текстов принято называть каноном, а более или менее

близкие по жанру, но не вошедшие в канон тексты —

апокрифами. Первая часть Библии, состоящая в оригинале из

текстов на древнесемитских языках (древнееврейском,

отчасти арамейском) и обозначаемая у христиан как «Ветхий

(т. е. Старый) Завет», за вычетом нескольких книг, принятых

в православный и католический канон (хотя не включаемых

в канон протестантскими конфессиями), является

Священным Писанием также для иудаизма, в среде приверженцев

которого он обозначается еврейской аббревиатурой «Танак»

по первым буквам слов «Тора» (torah), «Пророки» (nebijim)

и «Писания» (ketubim). Вторая часть Библии,

существующая как сумма греческих текстов и принимаемая только

христианством, имеет обозначение «Новый Завет». Оба эти

обозначения связаны с центральной идеей Библии —идеей

«завета» (евр. breit, греч. oia8r)Kn,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн