растворение
души в Брахмане; возможно только неразличение,
подобие (как между отражением, образом — «пратибимба» и
отражаемым, прообразом — «бимба»). В Комментарии на
«Брахма-сутры» Шанкары сказано: «А душа — лишь
отражение высшего Атмана» (2.3.50). В целом в послешанка-
ровой адвайте идея бимба-пратибимба-вады характерна
для направления «виварана», восходящего к ведантисту
Падмападе; здесь сама космическая иллюзия — майя —
приобретает известную самостоятельность, начиная все
больше походить на Пракрити санкхъи, а индивидуальная
душа оказывается более устойчивым образованием,
«отражаясь» в некоем сравнительно реальном субстрате.
Окончательную формулировку в рамках адвайты концепция
264
бимба-пратибимба-вады получила у Пракашатмана, Сар-
ваджнятмана и Видьяраньи. В двайта-веданте Мадхвы
душа является отражением Бога не в силу временных
ограничений, которые снимаются в освобождении, но по
самой своей природе, вследствие глубинного внутреннего
«сходства» (садришья) с Кришной.
//. В. Исаева
БИМЕЛЬ(Biemel) Вальтер (род. 19 ноября 1918, Зибу-
рген) — немецкий философ, представитель феноменологии.
Ученик Хайдеггера, издатель его сочинений и сочинений
Гуссерля (в т. ч. его «Идей к чистой феноменологии…»,
кн. 1). В течение многих лет — председатель немецкого
Феноменологического общества, сотрудник архивов
Гуссерля в Лувене и Кёльне. Работы Бимеля посвящены
проблемам развития философии Гуссерля, истолкованию
феноменологии Хайдеггером, а также Гегелю, Сартру, Па-
точке, истолкованию современного искусства, в т. ч. поп-
арта, «нового реализма», проблеме полиперспективности
у Пикассо и др.
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1-2. Fr./M., 1996; Le concept de
monde chez Heidegger, 1948; Kants Begrundung der Asthetik und
ihre Bedeutung fur die Philosophie der Kunst, 1959; Heidegger.
Selbstdarstellung. Rheinbeck bei Hamb., 1973.
Лит.: Distanz und Nahe. Reflexionen zur Kunst der Gegenwarf. Walter
Biemel zum 65. Geburtstag, 1983.
И. А. Михайлов
БИНСВАНГЕР(Binswanger) Людвиг (5 апреля 1881,
Кройцлинген, Швейцария — 5 февраля 1966, Амрис-
свиль) — швейцарский психиатр и философ. Получил
медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, Цюрихе.
В 1906 начал работать в клинике Бургхельцли под
руководством Э. Блейлера и К. Г. Юнга. В 1907 примкнул к
психоаналитическому движению, одним из первых стал
применять психоанализ в клинической психиатрии. В 1911—56
руководил клиникой Бельвю в Кройцлингене. В 1956 был
награжден высшей для психиатров наградой — медалью
Крепелина. Несмотря на теоретические расхождения с
ортодоксальным психоанализом, Бинсвангер был близким
другом 3. Фрейда и автором известных о нем
воспоминаний («Erinnerungen an Sigmund Freud». Bern, 1955).
Дружеские отношения связывали его с С. Л. Франком,
оказавшим влияние на персоналистскую концепцию Бинсван-
герав 1940-е гг.
Философские воззрения Бинсвангера сформировались
под влиянием неокантианства и феноменологии. Первая
его книга, получившая широкую известность, —
«Введение в общую психологию» (1922) — была попыткой
решения основных теоретических проблем психологии в духе
феноменологии Э. Гуссерля. После выхода в свет «Бытия
и времени» М. Хайдеггера Бинсвангер, опираясь на
экзистенциальную аналитику (Daseinsanalytik) последнего,
создал собственное философско-антропологическое и
психиатрическое учение, названное «экзистенциальным
анализом» (Daseinsanalyse). Он внес изменения в
психоаналитическую метапсихологию и практику
психотерапии, отвергнув биологизм и детерминизм в трактовке
бессознательных процессов. Человеческое существование
понимается Бинсвангером как единство трех временных
модусов — прошлого, настоящего и будущего. Неврозы
и психозы являются осмысленными способами трансцен-
дирования, конституирования мира и самой экзистенции.
Симптомы различных психических расстройств возникают
в связи с ограниченностью горизонта видения: один
временной модус становится доминирующим, что
препятствует подлинному существованию человека и может
вести к психическому заболеванию. Традиционные методы
клинической психиатрии не подвергаются радикальному
пересмотру, но они недостаточны, поскольку задачей
психиатра является не столько каузальное объяснение
болезни, сколько понимание другого человека. Клиническая
психиатрия и психоанализ дают нам поверхностное
описание симптомов и синдромов, игнорируя индивидуальное
«бытие-в-мире». Психопатология имеет своим истоком
особенности строения «жизненного мира» пациента. Этот
«жизненный мир» конституируется актами сознания, и
у психотика он является не менее осмысленным, чем у
терапевта. Нет реальности для всех одинаковой и
«нормальной», которую можно считать чем-то само собой
разумеющимся и противопоставлять «безумию», отклонение от
того, что считается «нормой», означает создание новой
«нормы»! Для всех «миров», конституируемых
маниакальным сознанием, свойственна своя особая «норма». Неврозы
и психозы суть модификации фундаментальных, структур
«бытия-в-мире», способов трансцендирования.
Описываемые психоанализом невротические симптомы обусловлены
не травмами, детскими фиксациями и идентификациями,
но специфической «конфигурацией» экзистенции,
господством одного из модусов временного трансцендирования.
результате сужения горизонта видения происходят
нарушения в «смысловой матрице», другие модусы перестают
рассматриваться как возможности существования. Бинсвангер
сохраняет основные элементы психоаналитической
терапии, но пересматривает главные понятия психоанализа, в
первую очередь понятие бессознательного психического.
В феноменологической психиатрии Бинсвангера
бессознательное представляет собой результат узости горизонта
экзистенции, бегства от собственных творческих
возможностей в невроз. Пересматривается также и фрейдовское
толкование сновидений. Интерпретации подлежит не
гипотетическое «скрытое», но именно «явное» содержание
сновидения — за ним не скрывается некое вытесненное в
бессознательное содержание. Сновидения не обязательно
являются исполнениями желаний, в них имеется столько же
типов активности, сколько и в бодрствовании. В1930—40-х гг.
Бинсвангер развивает собственную философскую
антропологию, которая все больше расходится с Daseinsanalytik
Хайдеггера. В работе «Основные формы и познание
человеческого существования» (Grundformen und Erkernntnis
des menschlichen Daseins. Z., 1942) он с персоналистских
позиций подвергает критике Хайдеггера: помимо мира
«заботы», «заброшенности», характеризуемого
Бинсвангером как мир взаимного опредмечивания (das
Nehmen-beiEtwas — «принятия-за-нечто»), инструментальной
полезности, имеется модус «бытия-друг-с-другом», в котором
Я и Ты нераздельны и неслиянны. В этом модусе «Мы»
(die Wirheit) или «любви» иначе структурированы
пространство и время. В 1950—60-х гг. Бинсвангер пишет ряд
монографий, в которых с позиций феноменологической
психиатрии осуществляется описание различных
психических заболеваний («Drei Formen missgluckten Daseins».
Tubingen, 1956; «Schizofrenie». Pfullingen, 1957; «Wahn».
265
БИН ЦЗЯ
Pfiillingen, 1965 и др.). Работы Бинсвангера оказали
значительное влияние на экзистенциальную феноменологию и
«экзистенциальный психоанализ» в различных
позднейших версиях. Вместе с тем его трактовка Хайдегтера в духе
философской антропологии вызвала негативную реакцию
самого Хайдегтера и резкую критику со стороны М. Босса,
а также других сторонников «онтологической»
интерпретации Daseinsanalytik.
Соч.: Ausgewahlte Vortrage und Aufsatze. Bd. 1—2. Bern, 1947—
55; Being in the World. Selected Papers of L. Binswanger L., 1975;
Analyse existentielle et psychanalyse freudienne. P., 1970;
Феноменология и психопатология. — «Логос», 1992, № 3.
А. М. Руткевич
БИН ЦЗЯ(школа военной философии) —
древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном
искусстве как выражении общекосмических законов и
одной из основ социальной регуляции. Бин цзя
синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо
цзя. Впервые упоминается в «Хань шу» (1 в.; раздел «И вэнь
чжи»), где, однако, не включена в число 10 главных
философских школ, а выделена как самостоятельное
направление, объединявшее более 50 мыслителей, разделенных на
четыре группы знатоков: стратегия и тактики (цюань моу),
расположения войск на местности (син ши), временных и
психологических условий войны (инь ян), боевых приемов
(цзи цзяо).
Согласно «И вэнь чжи», бин цзя начала формироваться
около 6—5 вв. до н. э. в среде военачальников.
Идеологической основой служат конфуцианские принципы
отношения к военному делу, изложенные в «Хун фане» (см. «Шу
цзин»), «Лунь юе», «Си цы чжуани» (см. «Чжоу и»): военные
действия — последнее на шкале государственных дел, но
необходимое средство пресечения смут и восстановления
«гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (и),
«благопристойности» (ли) и уступчивости (жан).
Наиболее важные сочинения бин цзя — «Сунь-цзы» Сунь У
(6-5 вв. до н. э.) и «У-цзы» У Ци (4 в. до н. э.). В 1972 в КНР
был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя,
считавшийся утраченным к середине 1-го тысячелетия, —
«Сунь Бинь бин фа» («Военные законы Сунь Биня»).
В конце 11 в. «Сунь-цзы» и «У-цзы» были объединены в
«Семикнижии военного канона» («У шин ци шу»; в рус. пер. —
«У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая». СПб.,
1998), куда также вошли «Лютао» («Шесть планов»), «Сыма
фа» («Правила Сыма»), «Сань люэ» («Три стратегии»), «Вэй
Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй» («Диалоги Ли Вэй-гуна»).
Традиционная версия приписывает авторство «Лю тао»
чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 12 в. до
н. э.), «Сыма фа» —Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 — нач. 5 в. до
н. э.), «Вэй Ляо-цзы» — Вэй Ляо (4 в. до н. э.), «Сань люэ»
—Хуан Ши-гуну (3 в. до н. э.); «Ли Вэй-гун вэнь дуй»
считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627—49)
династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном
Ли). Однако фактически «Лю тао» составлен около 3—4 вв.
н. э., «Сань люэ» в кон. 6 — нач. 7 в., а утраченный текст «Ли
Вэй-гун вэнь дуй» восстановлен не ранее 9 в. н. э. Иерархию
этих трактатов в китайской культурной традиции отражает
их последовательность в «У цзин» под редакцией Чжу Фу
(11 в.): «Сунь-шы», «У-цзы», «Сыма фа», «Вэй Ляо-цзы»,
«Ли Вэй-гун вэнь дуй», «Сань люэ», «Лю тао». Идеи «У цзин»
легли в основу всех традиционных военно-политических
и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии,
Кореи и Вьетнама. Мировоззрение бин цзя основывается на
представлении о циклическом характере всех космических
процессов, являющихся переходом
противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь
ян и циркуляции «пяти элементов» (у син). Этот общий
ход вещей есть путь «обращения к корню и возвращения
к началу», т.е. дао. В социальной жизни также действуют
противоположности, в ней взаимообусловлены «культура»
(вэнь) и оппозиционная ей «воинственность» (у),
«воспитание» (цзяо) и «управление» (чжэн); в одних случаях
необходимо опираться на конфуцианские «добродетели»
(дэ) — «гуманность», «должную справедливость»,
«благопристойность», «благонадежность» (синь), а в других — на
противоположные им легистские принципы: «законность»
(фа), «наказуемость» (син), «полезность/выгодность» (ли),
«хитрость» (гуй). Военная сфера — важная область
государственных дел, а главное в военном искусстве — это
победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности
войны, не способен понять и ее «полезности/выгодности».
В подобной диалектике сведущи «властители судеб (мин)
народа» — талантливые и расчетливые полководцы,
которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао,
Небом. Землей и впереди закона, а потому (как и по
учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от
правителя.
Лит.: Сунь-цзы, пер. Е. И. Сидоренко. М., 1955; У-цзы, пер.
Е. И. Сидоренко. М., 1957; Караев Г. Н. Военное искусство
древнего Китая. М., 1963; Конрад И. И. Избр. труды.
Синология. М., 1977, с. 7—384; Цзэн Гунлян (сост.). У цзин цзунъяо
цяньцзи (Основные версии «Семикнижия военного канона»),
т. 1—8. Шанхай, 1959; Сунь-цзы синь таны чжун вай сюэчжэ
лунь Сунь-цзы (Новые исследования о «Сунь-цзы»; китайские
и зарубежные ученые о «Сунь-цзы»). Пекин, 1990; Lewis M. E.
Sanctioned Violence in Early China. N.Y., 1990.
А. И. Кобзев
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД- 1) метод понимания
духовной жизни гуманитарными науками, предложенный
В. Дильтеем. В историческом мире, в отличие от
природного мира, нас интересует индивидуальный процесс
жизни, а биография и особенно автобиография
рассматривается Дильтеем как высшая форма понимания жизни.
«Документы, на которых основывается
преимущественно биография, — это остатки, сохраняющие выражение
и действия личности. Особое место среди них занимают,
конечно, письма и свидетельства. Задача биографа
состоит в том, чтобы, основываясь на такого рода документах,
осмыслить структуру действия, в котором индивид
определен своим окружением и реагирует на него» (Dilthey W.
Gesammelte Werke, Bd. VIL Stuttg., 1992, S. 246).
Автобиография как понимание человеком самого себя, смысла
своей жизни трактуется Дильтеем как наиболее полное и
совершенное понимание и воплощение историчности
духовного мира. Вслед за Дильтеем ранний Хайдеггер также
отдавал приоритет биографическому методу в
гуманитарном знании;
2) метод социальных наук, прежде всего социологии и
социальной психологии, задача которого — понимание
субъективной стороны общественной жизни, выявление типов
266
личности и их интерпретации социальных процессов и
явлений. Биографический метод основан на
исследовании личных документов (писем, автобиографий,
дневников, мемуаров), в которых находит выражение личное
отношение к пережитым или переживаемым
общественным ситуациям. Впервые был использован У. И. Томасом
и Ф. Знанецким. В книге «Польский крестьянин в Европе
и Америке» (1919) они проанализировали письма и
автобиографии эмигрантов для того, чтобы выяснить
взаимодействие между ценностями и установками личности,
механизмы изменения установок в процессе
приспособления к новым условиям. Социологические исследования
на базе биографического метода широко
использовались в 1920—30-х гг. в США (Г. Д. Лассуэлл, Ч. X. Кули,
Дж. Г. M ид), а после 2-й мировой войны в Польше, где
проводились массовые конкурсы на описание своей жизни
(особенно при изучении изменений ориентации
личности). Главный недостаток биографического метода состоит
в