Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

растворение

души в Брахмане; возможно только неразличение,

подобие (как между отражением, образом — «пратибимба» и

отражаемым, прообразом — «бимба»). В Комментарии на

«Брахма-сутры» Шанкары сказано: «А душа — лишь

отражение высшего Атмана» (2.3.50). В целом в послешанка-

ровой адвайте идея бимба-пратибимба-вады характерна

для направления «виварана», восходящего к ведантисту

Падмападе; здесь сама космическая иллюзиямайя

приобретает известную самостоятельность, начиная все

больше походить на Пракрити санкхъи, а индивидуальная

душа оказывается более устойчивым образованием,

«отражаясь» в некоем сравнительно реальном субстрате.

Окончательную формулировку в рамках адвайты концепция

264

БИНСВАНГЕР

бимба-пратибимба-вады получила у Пракашатмана, Сар-

ваджнятмана и Видьяраньи. В двайта-веданте Мадхвы

душа является отражением Бога не в силу временных

ограничений, которые снимаются в освобождении, но по

самой своей природе, вследствие глубинного внутреннего

«сходства» (садришья) с Кришной.

//. В. Исаева

БИМЕЛЬ(Biemel) Вальтер (род. 19 ноября 1918, Зибу-

рген) — немецкий философ, представитель феноменологии.

Ученик Хайдеггера, издатель его сочинений и сочинений

Гуссерля (в т. ч. его «Идей к чистой феноменологии…»,

кн. 1). В течение многих лет — председатель немецкого

Феноменологического общества, сотрудник архивов

Гуссерля в Лувене и Кёльне. Работы Бимеля посвящены

проблемам развития философии Гуссерля, истолкованию

феноменологии Хайдеггером, а также Гегелю, Сартру, Па-

точке, истолкованию современного искусства, в т. ч. поп-

арта, «нового реализма», проблеме полиперспективности

у Пикассо и др.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1-2. Fr./M., 1996; Le concept de

monde chez Heidegger, 1948; Kants Begrundung der Asthetik und

ihre Bedeutung fur die Philosophie der Kunst, 1959; Heidegger.

Selbstdarstellung. Rheinbeck bei Hamb., 1973.

Лит.: Distanz und Nahe. Reflexionen zur Kunst der Gegenwarf. Walter

Biemel zum 65. Geburtstag, 1983.

И. А. Михайлов

БИНСВАНГЕР(Binswanger) Людвиг (5 апреля 1881,

Кройцлинген, Швейцария — 5 февраля 1966, Амрис-

свиль) — швейцарский психиатр и философ. Получил

медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, Цюрихе.

В 1906 начал работать в клинике Бургхельцли под

руководством Э. Блейлера и К. Г. Юнга. В 1907 примкнул к

психоаналитическому движению, одним из первых стал

применять психоанализ в клинической психиатрии. В 1911—56

руководил клиникой Бельвю в Кройцлингене. В 1956 был

награжден высшей для психиатров наградой — медалью

Крепелина. Несмотря на теоретические расхождения с

ортодоксальным психоанализом, Бинсвангер был близким

другом 3. Фрейда и автором известных о нем

воспоминаний («Erinnerungen an Sigmund Freud». Bern, 1955).

Дружеские отношения связывали его с С. Л. Франком,

оказавшим влияние на персоналистскую концепцию Бинсван-

герав 1940-е гг.

Философские воззрения Бинсвангера сформировались

под влиянием неокантианства и феноменологии. Первая

его книга, получившая широкую известность, —

«Введение в общую психологию» (1922) — была попыткой

решения основных теоретических проблем психологии в духе

феноменологии Э. Гуссерля. После выхода в свет «Бытия

и времени» М. Хайдеггера Бинсвангер, опираясь на

экзистенциальную аналитику (Daseinsanalytik) последнего,

создал собственное философско-антропологическое и

психиатрическое учение, названное «экзистенциальным

анализом» (Daseinsanalyse). Он внес изменения в

психоаналитическую метапсихологию и практику

психотерапии, отвергнув биологизм и детерминизм в трактовке

бессознательных процессов. Человеческое существование

понимается Бинсвангером как единство трех временных

модусов — прошлого, настоящего и будущего. Неврозы

и психозы являются осмысленными способами трансцен-

дирования, конституирования мира и самой экзистенции.

Симптомы различных психических расстройств возникают

в связи с ограниченностью горизонта видения: один

временной модус становится доминирующим, что

препятствует подлинному существованию человека и может

вести к психическому заболеванию. Традиционные методы

клинической психиатрии не подвергаются радикальному

пересмотру, но они недостаточны, поскольку задачей

психиатра является не столько каузальное объяснение

болезни, сколько понимание другого человека. Клиническая

психиатрия и психоанализ дают нам поверхностное

описание симптомов и синдромов, игнорируя индивидуальное

«бытие-в-мире». Психопатология имеет своим истоком

особенности строения «жизненного мира» пациента. Этот

«жизненный мир» конституируется актами сознания, и

у психотика он является не менее осмысленным, чем у

терапевта. Нет реальности для всех одинаковой и

«нормальной», которую можно считать чем-то само собой

разумеющимся и противопоставлять «безумию», отклонение от

того, что считается «нормой», означает создание новой

«нормы»! Для всех «миров», конституируемых

маниакальным сознанием, свойственна своя особая «норма». Неврозы

и психозы суть модификации фундаментальных, структур

«бытия-в-мире», способов трансцендирования.

Описываемые психоанализом невротические симптомы обусловлены

не травмами, детскими фиксациями и идентификациями,

но специфической «конфигурацией» экзистенции,

господством одного из модусов временного трансцендирования.

результате сужения горизонта видения происходят

нарушения в «смысловой матрице», другие модусы перестают

рассматриваться как возможности существования. Бинсвангер

сохраняет основные элементы психоаналитической

терапии, но пересматривает главные понятия психоанализа, в

первую очередь понятие бессознательного психического.

В феноменологической психиатрии Бинсвангера

бессознательное представляет собой результат узости горизонта

экзистенции, бегства от собственных творческих

возможностей в невроз. Пересматривается также и фрейдовское

толкование сновидений. Интерпретации подлежит не

гипотетическое «скрытое», но именно «явное» содержание

сновидения — за ним не скрывается некое вытесненное в

бессознательное содержание. Сновидения не обязательно

являются исполнениями желаний, в них имеется столько же

типов активности, сколько и в бодрствовании. В1930—40-х гг.

Бинсвангер развивает собственную философскую

антропологию, которая все больше расходится с Daseinsanalytik

Хайдеггера. В работе «Основные формы и познание

человеческого существования» (Grundformen und Erkernntnis

des menschlichen Daseins. Z., 1942) он с персоналистских

позиций подвергает критике Хайдеггера: помимо мира

«заботы», «заброшенности», характеризуемого

Бинсвангером как мир взаимного опредмечивания (das

Nehmen-beiEtwas — «принятия-за-нечто»), инструментальной

полезности, имеется модус «бытия-друг-с-другом», в котором

Я и Ты нераздельны и неслиянны. В этом модусе «Мы»

(die Wirheit) или «любви» иначе структурированы

пространство и время. В 1950—60-х гг. Бинсвангер пишет ряд

монографий, в которых с позиций феноменологической

психиатрии осуществляется описание различных

психических заболеваний («Drei Formen missgluckten Daseins».

Tubingen, 1956; «Schizofrenie». Pfullingen, 1957; «Wahn».

265

БИН ЦЗЯ

Pfiillingen, 1965 и др.). Работы Бинсвангера оказали

значительное влияние на экзистенциальную феноменологию и

«экзистенциальный психоанализ» в различных

позднейших версиях. Вместе с тем его трактовка Хайдегтера в духе

философской антропологии вызвала негативную реакцию

самого Хайдегтера и резкую критику со стороны М. Босса,

а также других сторонников «онтологической»

интерпретации Daseinsanalytik.

Соч.: Ausgewahlte Vortrage und Aufsatze. Bd. 1—2. Bern, 1947—

55; Being in the World. Selected Papers of L. Binswanger L., 1975;

Analyse existentielle et psychanalyse freudienne. P., 1970;

Феноменология и психопатология. — «Логос», 1992, № 3.

А. М. Руткевич

БИН ЦЗЯ(школа военной философии) —

древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном

искусстве как выражении общекосмических законов и

одной из основ социальной регуляции. Бин цзя

синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо

цзя. Впервые упоминается в «Хань шу» (1 в.; раздел «И вэнь

чжи»), где, однако, не включена в число 10 главных

философских школ, а выделена как самостоятельное

направление, объединявшее более 50 мыслителей, разделенных на

четыре группы знатоков: стратегия и тактики (цюань моу),

расположения войск на местности (син ши), временных и

психологических условий войны (инь ян), боевых приемов

(цзи цзяо).

Согласно «И вэнь чжи», бин цзя начала формироваться

около 6—5 вв. до н. э. в среде военачальников.

Идеологической основой служат конфуцианские принципы

отношения к военному делу, изложенные в «Хун фане» (см. «Шу

цзин»), «Лунь юе», «Си цы чжуани» (см. «Чжоу и»): военные

действия — последнее на шкале государственных дел, но

необходимое средство пресечения смут и восстановления

«гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (и),

«благопристойности» (ли) и уступчивости (жан).

Наиболее важные сочинения бин цзя — «Сунь-цзы» Сунь У

(6-5 вв. до н. э.) и «У-цзы» У Ци (4 в. до н. э.). В 1972 в КНР

был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя,

считавшийся утраченным к середине 1-го тысячелетия, —

«Сунь Бинь бин фа» («Военные законы Сунь Биня»).

В конце 11 в. «Сунь-цзы» и «У-цзы» были объединены в

«Семикнижии военного канона» («У шин ци шу»; в рус. пер. —

«У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая». СПб.,

1998), куда также вошли «Лютао» («Шесть планов»), «Сыма

фа» («Правила Сыма»), «Сань люэ» («Три стратегии»), «Вэй

Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй» («Диалоги Ли Вэй-гуна»).

Традиционная версия приписывает авторство «Лю тао»

чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 12 в. до

н. э.), «Сыма фа» —Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 — нач. 5 в. до

н. э.), «Вэй Ляо-цзы» — Вэй Ляо (4 в. до н. э.), «Сань люэ»

—Хуан Ши-гуну (3 в. до н. э.); «Ли Вэй-гун вэнь дуй»

считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627—49)

династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном

Ли). Однако фактически «Лю тао» составлен около 3—4 вв.

н. э., «Сань люэ» в кон. 6 — нач. 7 в., а утраченный текст «Ли

Вэй-гун вэнь дуй» восстановлен не ранее 9 в. н. э. Иерархию

этих трактатов в китайской культурной традиции отражает

их последовательность в «У цзин» под редакцией Чжу Фу

(11 в.): «Сунь-шы», «У-цзы», «Сыма фа», «Вэй Ляо-цзы»,

«Ли Вэй-гун вэнь дуй», «Сань люэ», «Лю тао». Идеи «У цзин»

легли в основу всех традиционных военно-политических

и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии,

Кореи и Вьетнама. Мировоззрение бин цзя основывается на

представлении о циклическом характере всех космических

процессов, являющихся переходом

противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь

ян и циркуляции «пяти элементов» (у син). Этот общий

ход вещей есть путь «обращения к корню и возвращения

к началу», т.е. дао. В социальной жизни также действуют

противоположности, в ней взаимообусловлены «культура»

(вэнь) и оппозиционная ей «воинственность» (у),

«воспитание» (цзяо) и «управление» (чжэн); в одних случаях

необходимо опираться на конфуцианские «добродетели»

(дэ) — «гуманность», «должную справедливость»,

«благопристойность», «благонадежность» (синь), а в других — на

противоположные им легистские принципы: «законность»

(фа), «наказуемость» (син), «полезность/выгодность» (ли),

«хитрость» (гуй). Военная сфера — важная область

государственных дел, а главное в военном искусстве — это

победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности

войны, не способен понять и ее «полезности/выгодности».

В подобной диалектике сведущи «властители судеб (мин)

народа» — талантливые и расчетливые полководцы,

которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао,

Небом. Землей и впереди закона, а потому (как и по

учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от

правителя.

Лит.: Сунь-цзы, пер. Е. И. Сидоренко. М., 1955; У-цзы, пер.

Е. И. Сидоренко. М., 1957; Караев Г. Н. Военное искусство

древнего Китая. М., 1963; Конрад И. И. Избр. труды.

Синология. М., 1977, с. 7—384; Цзэн Гунлян (сост.). У цзин цзунъяо

цяньцзи (Основные версии «Семикнижия военного канона»),

т. 1—8. Шанхай, 1959; Сунь-цзы синь таны чжун вай сюэчжэ

лунь Сунь-цзы (Новые исследования о «Сунь-цзы»; китайские

и зарубежные ученые о «Сунь-цзы»). Пекин, 1990; Lewis M. E.

Sanctioned Violence in Early China. N.Y., 1990.

А. И. Кобзев

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД- 1) метод понимания

духовной жизни гуманитарными науками, предложенный

В. Дильтеем. В историческом мире, в отличие от

природного мира, нас интересует индивидуальный процесс

жизни, а биография и особенно автобиография

рассматривается Дильтеем как высшая форма понимания жизни.

«Документы, на которых основывается

преимущественно биография, — это остатки, сохраняющие выражение

и действия личности. Особое место среди них занимают,

конечно, письма и свидетельства. Задача биографа

состоит в том, чтобы, основываясь на такого рода документах,

осмыслить структуру действия, в котором индивид

определен своим окружением и реагирует на него» (Dilthey W.

Gesammelte Werke, Bd. VIL Stuttg., 1992, S. 246).

Автобиография как понимание человеком самого себя, смысла

своей жизни трактуется Дильтеем как наиболее полное и

совершенное понимание и воплощение историчности

духовного мира. Вслед за Дильтеем ранний Хайдеггер также

отдавал приоритет биографическому методу в

гуманитарном знании;

2) метод социальных наук, прежде всего социологии и

социальной психологии, задача которого — понимание

субъективной стороны общественной жизни, выявление типов

266

БИОЭТИКА

личности и их интерпретации социальных процессов и

явлений. Биографический метод основан на

исследовании личных документов (писем, автобиографий,

дневников, мемуаров), в которых находит выражение личное

отношение к пережитым или переживаемым

общественным ситуациям. Впервые был использован У. И. Томасом

и Ф. Знанецким. В книге «Польский крестьянин в Европе

и Америке» (1919) они проанализировали письма и

автобиографии эмигрантов для того, чтобы выяснить

взаимодействие между ценностями и установками личности,

механизмы изменения установок в процессе

приспособления к новым условиям. Социологические исследования

на базе биографического метода широко

использовались в 1920—30-х гг. в США (Г. Д. Лассуэлл, Ч. X. Кули,

Дж. Г. M ид), а после 2-й мировой войны в Польше, где

проводились массовые конкурсы на описание своей жизни

(особенно при изучении изменений ориентации

личности). Главный недостаток биографического метода состоит

в

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн