Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

(социологические,

антропологические, психологические и пр.) с участием человека.

В целом биоэтика в настоящее время существует и

функционирует скорее в качестве непрестанно расширяющегося и

усложняющегося поля проблем, имеющих как когнитивное

и техническое, так и этическое и ценностное содержание, а

потому, как правило, не имеющих простых и однозначных

решений, чем в качестве научной дисциплины со строгим

и общепринятым концептуальным аппаратом.

Существует множество версий биоэтики, принципиально

отличающихся друг от друга по самым существенным моментам.

В этом смысле биоэтика сходна с целым рядом других

современных областей знания, для которых интерес к

строгому теоретическому обоснованию и оформлению

массива вырабатываемых и используемых в их рамках знаний

не яатяется первостепенным.

Из числа теоретических концепций биоэтики наибольшую

популярность (а вместе с тем и наиболее острую критику)

получила схема, предложенная американскими

философами Т. Бичампом и Дж. Чилдрессом. Она включает

четыре принципа и ряд правил, обосновываемых с помощью

принципов. Правила, в свою очередь, служат для

морального обоснования решений и действий в конкретных

ситуациях. Основные принципы биоэтики, согласно Бичампу

и Чилдрессу, — это принцип уважения автономии

пациента, которым обосновывается, в частности, концепция

информированного согласия; восходящий к Гиппократу

принцип «не навреди», который требует минимизации

ущерба, наносимого пациенту при медицинском

вмешательстве; принцип «делай благо» (beneficence),

подчеркивающий обязанность врача предпринимать позитивные

шаги для улучшения состояния пациента; наконец,

принцип справедливости, подчеркивающий необходимость

как справедливого и равного отношения к пациентам, так

и справедливого распределения ресурсов (которые всегда

ограничены) при оказании медицинской помощи.

При обосновании морального выбора в конкретных

ситуациях требования, вытекающие из этих принципов, могут

вступать в противоречие друг с другом. Так, принцип

уважения автономии требует правдивого информирования

пациента о диагнозе и прогнозе заболевания, даже если этот

прогноз крайне неблагоприятен. Однако сообщение ему такой

информации может повлечь тяжелейший психологический

стресс, подорвать сопротивляемость организма болезни,

что будет нарушением принципа «не навреди». В подобных

случаях приходится идти на нарушение одного из

принципов; поэтому говорится, что принципы действенны не в

абсолютном смысле, но только prima facie: от них приходится

отступать в конкретных ситуациях, осознавая, однако,

моральную ущербность такого поступка; иными словами,

отступление от принципа оставляет моральный след.

Предметом острых дискуссий в биоэтике является вопрос о

том, какая из этических теорий является наиболее

приемлемой при поисках ответов на моральные дилеммы,

возникающие в современной биомедицине. В традиционной

медицинской этике неизменно подчеркивалось значение

индивидуальных моральных качеств врача (так наз. этика

добродетели). Этика принципов в известной степени

противостоит ей.

По мере глобализации биоэтики начинает ставиться под

сомнение универсальность того акцента на автономию и

самоопределение индивида, который характерен для

биоэтики в западных странах, особенно в США. Утверждается,

что он отражает те традиции индивидуализма, которые

присущи культуре этих стран, и не уделяет достаточного

внимания ценностям совместной жизни, началам солидарности.

Подчеркивание именно этих ценностей особенно

характерно для биоэтики, развивающейся в странах Востока.

Лит.: Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992; Биоэтика:

принципы, правила, проблемы. М., 1998; Введение в биоэтику.

М., 1998; Коновалова Л. В. Прикладная этика (по материалам

западной литературы). Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. М., 1998;

Beauchamp Т. L., Childress J. F. Principles of Biomedical Etics.

N.Y., 1994; The Birth of Bioethics, — «Hastings Center Report»,

Special Supplement, 1993, v. 23, №6; Callahan D. Bioethics as

a Discipline. — «Hastings Center Studies», v. 1, № 1, p. 66—73;

Idem. Bioethics. — The Encyclopedia of Bioethics, v. 1. N.Y., 1995,

p. 247-256; Danner Clouser K. Bioethics. — The Encyclopedia of

269

биполярный мир

Bioethics, v. 1, 1978, p. 115—127; Encyclopedia of Bioethics,

f. Revised edition, 5v. N.Y., 1995; Tristram E. H. Jr. The Foundations

of Bioethics. Oxf, 1986; Potter Van. Rensselaer Bioethics: Bridge to

the Future. Englwood Cliffs—N.J., 1971; Rothman D. J. Strangers

at the Bedside; A History of How Law and Bioethics Transformed

Medical Decision Making. N.Y., 1991.

B. H. Игнатьев, Б. Т. Юдин

БИПОЛЯРНЫЙ МИР— термин политической науки,

обозначающий двухполюсную структуру мировых

политических сил. Термин отражает реальное противостояние в

мире. Мир после Великой французской революции

характеризовался противоречиями между

нациями-государствами, и на основании этого определяется как

многополюсный. После Великой Октябрьской революции ведущим

стало противостояние между двумя социальными

системами — капитализмом и социализмом, мир этого периода

называется соответственно биполярным. После 2-й

мировой войны лидирующее место среди западных стран заняли

США, среди коммунистических — СССР. Обе страны

обладали статусом великих держав, были победителями в войне,

выступали центрами экспансии своих идеологий и

обладали ядерным оружием. Поэтому в период холодной войны

прежнее более «рыхлое» биполярное противостояние

капитализма и социализма перешло в более жесткое силовое

противостояние США—СССР. По словам Г. Киссинджера,

мир может быть однополярным (имеющим гегемонию),

биполярным или пребывающим в хаосе. В настоящее время

мир стал однополярным, хотя перспективы хаоса при этом

нельзя исключить, как нельзя исключить и объединение

«остального» мира в качестве полюса.

Лит.: Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997; Laue Th. von. The

World Revolution of Westernization. The Twenteeth Century in

Global Perspective. N.Y.-Oxf., 1987.

В. Т. Федотова

БИРУНЙ, Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад, ал (4 сентября

973, Кята — 11 декабря 1048, Газна) —

ученый-энциклопедист. В 1004—18 жил в Хорезме, с 1017 в Газне. Автор около

150 трудов по математике, астрономии, географии,

минералогии, истории, этнографии, филологии, философии (до

нашего времени дошло около 1/5 части; среди основных—

«Хронология», «Памятники минувших поколений», «Наука

звезд», «Канон Мас’уда», «Минералогия»). Как

натурфилософ склонялся к деистическому взгляду на мироздание. Как

ученый-естествоиспытатель сделал вклад в расширение

понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую

тригонометрию, составил тригонометрические таблицы.

Оставаясь геоцентристом, признавал возможность

объяснения астрономических явлений с помощью

гелиоцентризма. На основе изучения летоисчисления разных народов

предложил общие принципы составления календарей, в

т. ч. сельскохозяйственных. Владея в разной степени

арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также

санскритом, способствовал выработке принципов перевода

естественнонаучной терминологии на разные языки.

С газнийским периодом жизни ал-Бирунй (наиболее

плодотворным, несмотря на преследования, которым он

подвергался) связаны его путешествия в Индию, изучение санскрита,

написание фундаментального, не имеющего аналогов во всей

древней и средневековой научной мысли труда

«Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых

разумом и отвергаемых» (др. название — «Индия», завершен в

1030). В нем ал-Бирунй, опираясь на сведения, полученные

от людей разного социального и культурного уровня, и на

изучение письменных памятников, дал, как отметил В. Р.

Розен, «беспристрастное, вполне свободное от

религиозных, расовых, национальных и кастовых предрассудков»

(«Записки Восточного отделения Императорского Русского

археологического общества», 1888, т. 3) детальное научно-

критическое описание быта, культуры и науки индийцев,

изложил и проинтерпретировал их

религиозно-философские системы. Излагая религиозно-философские учения

индийцев, рассматривал концепцию Бога, подчеркивал

идею богопознания как пути к спасению; обращался к

проблеме первопричины мироздания, к понятию «деятеля»,

действующей причины, которая в разных индийских

учениях представлена в виде Бога, или «естества», или времени,

или материи, которая есть и естество и причина времени,

достаточно точно перелагал учение классической санкхьи,

в т. ч. теорию космической эволюции, учение о душе и ее

связи с «тонким телом» и др. При исследовании ал-Бирунй

широко и сознательно использовал сравнительный метод:

«Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с

ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную

близость» («Индия». М., 1995, с. 60), при этом ссылаясь на

Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродисийского,

Галена и других греческих авторов. Сопоставлял индийскую

и исламскую мысль, особенно вьщеляя учение суфиев как

наиболее близких к индийским теориям. При сравнении

обычаев разных народов упоминаются славяне, тибетцы,

хазары, тюрки и др.

Распространенная в небольшом количестве экземпляров

«Индия» не вызвала значительного интереса у

современников, редко упоминалась и цитировалась арабскими и

персидскими авторами. В 1845 она частично была переведена

на французский язык и издана М. Рено (Париж); в 1887 в

Лондоне Э. Захау опубликовал ее арабский оригинал, а в

следующем году — английский перевод (Alberun Vs India.

An Account of the Religion, Philosophy, Literature, Chronology,

Astronomy, Customs, Laws and Astrology of India about A.D.

1030, ed. in the Arabic original by E. Sachau. L., 1988). В

русском переводе (А. Б. Халидова и В. Г. Эрмана) впервые

издана в 1961.

Одновременно с работой над «Индией» ал-Бирунй

выполнил перевод «Санкхьи» (вероятнее же, комментариев Га-

удапады к трактату Ишвара-Кришны «Санкхья-карика»;

перевод не сохранился) и «Патанджали» («Йога-сутры» Па-

танджали) на арабский язык, а также переложение «Начал»

Евклида и «Алмагеста» Птолемея на санскрит.

Настаивал на необходимости тщательной проверки знания

опытом. Экспериментальное знание ал-Бирунй

противопоставлял умозрительному. Как построенную на умозрении

подверг сомнению всю космическую систему Аристотеля, с

этих же позиций критиковал аристотелевскую и,

соответственно, авиценновскую концепции «естественного места» и

аргументацию против существования пустоты.

Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что

«многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и

религиозных» («Индия», с. 363). Поэтому, обязанный

заниматься астрологией, в которой, по его словам,

«предположения преобладают над достоверным знанием» («Геодезия»,

270

БЛABАТСКАЯ

с. 260), он ограничивался выводами, основанными на

астрономических исследованиях.

Соч.: Избр. произв., т. 1-6. Ташкент, 1957—75; Индия. М., 1995.

Лит.: Розенфелъд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская 3. К. Абу-р-

Райхан ал-Бируни. М., 1973; Шарипов А. Великий мыслитель Бе-

руни. Ташкент, 1972.

Е. А. Фролова

БИХЕВИОРИЗМ(от англ. behaviour, амер. behavior —

поведение) — ведущее направление в американской

психологии и социально-политической мысли 20 в., изучающее

поведение в различных его аспектах. Изначально

бихевиоризм отвергал психофизиологический параллелизм в

изучении высшей нервной деятельности животных, а также

человека. Опираясь на экспериментальные труды Э. Торн-

дайка, И. П. Павлова, Ч. Шеррингтона и др., посвященные

выработке условных рефлексов, основатель этого течения

Дж. Б. Уотсон (1878—1958) полагал, что высшая нервная

деятельность может быть исчерпывающе понята и описана

в физиологических терминах стимула и реакции при

изучении поведения животных (и человека) в окружающей

среде. Уотсон считал, что в психологии этот метод подлинно

объективный и решительно отвергал т. наз. субъективный

метод в психологии, отождествляющий наблюдение с

самонаблюдением. Таким образом строго научное

исследование психической деятельности должно ограничиваться

всеобъемлющей регистрацией последовательных фаз

поведения животных в зависимости от стимула и реакции в

определенной среде.

Такой подход к изучению психики, тщательная

разработка экспериментальных методов, строгая систематизация в

исследовании поведения животных и человека в различной

среде — все это стимулировало развитие объективного

метода в психологии, применение в ней точных математических

методов. О мировой популярности бихевиоризма

свидетельствует, в частности, публикация статьи Дж. Б. Уотсона на эту

тему в первом издании БСЭ (см. т. 6. М., 1927 и последующие

издания).

Распространение бихевиоризма в 1930—50 гг., а вместе с

ним и американской социальной психологии выразилось

в заимствовании его идей и терминологии многими

общественными науками (антропологией, этнографией,

социологией, экономикой, политологией и др.), значительное

место в которых занимает изучение массового поведения

людей. С кон. 40-х — нач. 50-х гг. эти науки получили

общее, повсеместно принятое наименование поведенческих

наук, или наук о поведении. К этому же времени относится

создание фонда Форда для поддержки исследований в этом

направлении.

Однако с самого начала бихевиоризму была присуща

определенная ограниченность, проявляющаяся в подчеркнутом

умалении активной роли самого индивида во

взаимодействии со средой. Так, явно гипертрофированным было

принципиальное утверждение Уотсона о полной зависимости

воспитания и поведения индивида от их произвольной

манипуляции посредством внешних стимулов. «Дайте мне

дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я

гарантирую, что если получу для их воспитания

определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из

них, я сделаю из него по моему произволу любого

специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего

лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его

склонностей, желаний, способностей, призвания,

национальности» (Watson /. В. Behaviorism. Chi., 1962 (1915); цит.

по: International Encyclopedia of Social Sciences, 1968, v. 16,

p. 486).

Последователи Уотсона (К. Холл, Э. Толмен и др.) пытались

отойти от ограниченности традиционного бихевиоризма и

признавали существование определенного «внутреннего

мира» индивида, выступающего посредником между

стимулом и реакцией. Этот «внутренний мир индивида» во

многом предопределяет разнообразие в поведении людей,

даже если они подвергались одинаковому воздействию как

экспериментатора, так и среды. Данное направление

бихевиоризма получило название необихевиоризма и стало

главенствующим как в психологии, так и в других науках,

изучающих человеческое поведение.

Значительное влияние на развитие бихевиоризма во 2-й пол.

20 в. оказал

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн