Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

и на помощь старикам, больным и

инвалидам. Блан считал, что такие мастерские со временем

вытеснят частные предприятия и благодаря им дух

коллективизма возьмет верх над буржуазным индивидуализмом.

Блан называл социализм «евангелием в действии», так как

целью его выступает реализация четырех христианских

принципов: «возлюбите друг друга», «не поступай с другим так,

как не хочешь, чтобы поступали с тобой», «первый из вас

должен быть слугой для всех прочих» и «мир всем людям доброй

воли». Установление социализма в обществе не должно

произойти насильственным, революционным путем, главное

для Блана — «подготовить будущее, не порывая решительно

с прошлым». Идеи Блана заложили основы того, что позднее

назовут государственным социализмом.

Широко известны его исторические труды Блана:

пятитомная «История десяти лет — 1830-1840», 12-томная «История

французской революции» (рус. Пер. Спб. 1907-1909)

«История революции 1848 г.» (рус. пер. 1907) и др.

Соч.: Le Socialisme. P., 1848.

Лит.: Чернов И. Луи Блан. М., 1906; Vidalenc J. Louis Blanc (1811-

1882). P., 1948.

М.М.Федорова

БЛАНКИ(Blanqui) Луи-Опост (8 февраля 1805, Пюже-

Тенье — 1 января 1881, Париж) — французский

социалист, сторонник революционного свержения буржуазного

строя, профессиональный революционер, посвятивший

себя организации целого ряда тайных обществ («Общество

друзей народа», «Общество прав человека») и заговоров,

неоднократно подвергался арестам, дважды был. осужден

на пожизненное заключение и в общей сложности провел

в тюрьме более тридцати шести лет. Издавал журнал «Ни

Бога, ни господина» (с 1879). Отстаивал идею о том, что

история представляет собой лишь борьбу между нищетой

и богатством. Изменение общественного строя связывал

с силой, вооруженным восстанием. Для установления

общественной Республики, первоочередной задачей

которой является поднятие уровня жизни рабочих масс, нужна

революционная диктатура, руководимая меньшинством,

действующим в интересах всего народа. Коммунизм для

него — общество будущего, венец цивилизации. К. Маркс,

с уважением относясь к Бланки, критиковал его идеи и

деятельность. Бланкизм имел значительное влияние на

социалистическое движение, на революционный синдикализм

и ленинизм.

Соч.: La Critique sociale, 2 vol. P., 1885; в рус. пер.: Избр. произв.

М., 1952.

Лит.: Горев Б. И. Огюст Бланки: его жизнь, революционная

деятельность и роль в истории социализма. М., 1921 ; Молчанов Н. Я.

Огюст Бланки. М., 1984; Blanqui et les blanquistes, ed. M. Aguillon

etal. P, 1986.

M. M. Федорова

БЛАНШО(Blanchot) Морис (род. 22 декабря 1907, Кэн,

департамент Соны и Луары) — французский философ,

писатель, литературовед. Испытал влияние Ф. Ницше, Ж. Батая,

М. Хайдеггера, установок сюрреализма. Бланшо развивает

концепцию воли к власти, которая в рамках его философии

противопоставляется самой власти: там, где для разума как

властного начала находится хаос и «чистая негативность»,

которую необходимо преодолеть, для воли к власти

только начинается «чистая позитивность». Любое нормативное

задание языка —лингвистическое, семиотическое,

литературное, риторическое — служит, по Бланшо, проводником

власти; перевод в язык того, что само языка не имеет или

существует как спонтанная речь, он также считает

«упражнением во власти». Демаркационной линией,

отграничивающей власть от безвластного, является книга как культурный

продукт. По мнению Бланшо, мышление как опыт

безвластного возможно лишь там, где устранена любая

субъективность. Писать «нечто», не являющееся книгой, — значит

пребывать в стихии воли к власти, в вечном возвращении,

вне знаков, маркирующих предел письма как книгу. В этом

«нечто» исчезает вопрос о человеке, а философия предстает

как опыт чистой трансгрессивности, т.е. «выхода за

пределы». Человек, по Бланшо, не есть микрокосм, дублирующий

в себе реальность. Он представляет собой всего лишь

аббревиатуру множества частичных и неполных знаков. Т. наз.

«онтологически» полные знаки, которыми, согласно

Бланшо, записан человек, с точки зрения их представленности

в истории, культуре или космосе являются максимально

фрагментарными. Отсюда Бланшо делает вывод, что,

исследуя логику бессознательных импульсов воли к власти,

нельзя опираться на науку, в которой доминирует модус пол-

278

БЛОНСКИЙ

ноты представленности мира. Семиотику следует строить

как серию различных и одновременно тождественных

знаков — импульсов: они различны, асинхронны в

представлении, в непосредственном же действии по своей внутренней

форме они тождественны, т.е. в равной степени заняты

воспроизводством реальности. Такими знаками могут быть

«революция», «власть», «закон», «философия»; все они даются

в открытой серии семиотического процесса, не

отягощенного нормами социальности. Играть знаками социальности

вне социальности — именно это Бланшо называет опытом

безвластного. Синонимом трансгрессивной

текстуальности Бланшо называет желание; не признавая, что есть типы

действия, несводимые к желанию или «чистому» тексту, и

тем самым объявляя желание атрибутом историчности, он

ищет не новой социальности, а конца истории.

Соч.: L’espace litteraire. P., 1955; L’entretien infini. P., 1969; в рус.

пер.: Роман о прозрачности. — В кн.: Роб-Грийе Л. Проект

революции в Нью-Йорке. М., 1996; Последний человек. СПб., 1997.

М. К. Рыклин

БЛОНДЕЛЬ(Blondel) Морис (2 ноября 1861, Дижон — 4

июля 1949, Эксан-Прованс) — французский философ,

приверженец католического модернизма и спиритуализма.

Ученик А. Бергсона. Учился в университете Дижона, затем в

Эколь Нормаль; преподавал в лицеях Шомона, Монтобана

и Эксан-Прованса, в университетах Лилля и Эксан-Про-

ванса. В своих исканиях, кроме Бергсона, опирался на идеи

Паскаля, Спинозы, Лейбница, Гегеля, Мен де Бирана; стал

одним из видных представителей французского

католического модернизма наряду с А. Луази, Э. Ле Руа и др.

Привлек внимание своей работой «Действие» (L’ Action, 1893),

ставшей его диссертацией и впоследствии переработанной

в двухтомное произведение (опубликовано в 1950). Книга

подверглась критике со стороны официального католизма

и была внесена Ватиканом в список запрещенных работ; ее

автора упрекали в рационализации христианства, в

превращении христианского учения в философию. Вместе с тем

университетская общественность в течение нескольких лет

отказывала ему в преподавании философии на том

основании, что он не признавал автономии философии, подчиняя

ее религии.

В создаваемой концепции, которую он называл философией

действия, Блондель стремился примирить томизм с августи-

анством, а также с традицией средневековой мистики;

вместе с тем проводил идею синтеза имманентного и

трансцендентного, характерную для католического модернизма того

времени. Критикуя неотомизм с его «теологическим

рационализмом», Блондель приходит к выводу, что в

деятельности человека осуществляется реальная связь естественного и

сверхъестественного. При этом Блондель считает, что

только единство разума и веры может восстановить целостность

философии: он отвергает как крайний рационализм, для

которого нет иного источника истины, кроме разума, так

и откровенный фидеизм, признающий главенство веры в

познавательном процессе. Для Блонделя мир явлений и мир

высших ценностей не могут быть разобщены, разум и вера

два инструмента одной и той же истины. В сердце человека

он обнаруживает сверхъестественную потребность: человек

воодушевляется целями, отличными от природных целей;

действие человека осуществляется в точке соединения

естественного и сверхъестественного, имманентного и

трансцендентного. Вот почему философия, занимаясь изучением

человека как специфического единства бытия, действия

и мышления, не может быть закрытой самодостаточной

системой; она вынуждена идти на союз с верой,

поскольку одной вере дано достичь сверхъестественное. Действие

благодаря присущему ему динамизму заставляет человека

преодолевать границы собственного «я» и приводит его к

признанию высшего существа, в единении с которым

человек черпает свою внутреннюю силу. Действуя, человек

включается в общемировой опыт и стремится слиться с

Абсолютом. Понятие действия в трактовке Блонделя

обнаруживает свою близость к той совокупности идей,

которая в экзистенциализме трактуется как существование.

В двухтомном произведении «Мышление» (1934)

Блондель стремится показать, что никакая идея о человеке не

дает исчерпывающего знания о том, что он такое.

Мышлениефакт космический, оно не возникает внезапно, «из

ничего», оно составляет часть Вселенной и неотделимо от

нее. Всеобщий динамизм, который, согласно Блонделю,

пронизывает и природу, и историю, порожден

божественной мыслью, являющейся внутренней причиной

развития, источником противоречивости вещей и началом,

полагающим цель эволюции мироздания. В сфере

органической природы божественная мысль проявляет себя в

форме жизненного порыва (как его понимал Бергсон), а с

появлением человека он становится порывом спиритуаль-

ным. В человеческой жизнедеятельности Блондель

выделяет примат волевого начала; его разработка диалектики

выбора предвосхищает эту тематику в экзистенциализме.

Критикуя с христианских позиций буржуазную

цивилизацию, он предлагает религиозно-нравственный путь ее

преобразования.

Соч.: La pensee, t. 1-2. P., 1948-1954; La philosophie et l’esprit

Chretien, t. 1—2. P., 1944-1946; L’etre et les etres. P., 1963.

Лит.: Lacroix J. Maurice Blondel. P., 1963.

И. С. Вдовина

БЛОНСКИЙПавел Петрович [14 (26) мая 1884, Киев — 15

февраля 1941, Москва] — русский психолог, историк

философии, педагог. Окончил историко-философский факультет

Киевского университета св. Владимира (1907). В

студенческие годы переводил тексты Платона и других

древнегреческих философов. Выступил с нетрадиционной оценкой

Парменида (доклад на заседании Московского

психологического общества в 1916, вызвавший широкую дискуссию),

Гераклита, неоплатоников. В 1918 опубликовал историко-

философское исследование «Философия Плотина»,

содержащее его перевод эннеады V 2.

Вслед за своим учителем Г. И. Челпановым в 1907 переехал

в Москву, где наряду с философией начал активно

заниматься педагогической психологией. С 1913 приват-доцент

психологии и педагогики в Московском университете, на

Высших женских педагогических курсах и в Университете

Шанявского. В 1903—17 член партии эсеров, после февраля

1917 поддерживал большевиков. В 1919 создает

Московскую академию народного образования (в 1921—24 —

Академия социального воспитания), ее первый председатель и

профессор. В 1930—41 работает в Институте

экспериментальной психологии, занимается исследованием

психологии памяти и психологии желания. Доктор педагогических

наук (1935). В 1920-е гг. разрабатывает проблемы педологии.

279

БЛОХ

После ее запрета в 1934 не подвергся репрессиям за

педологические воззрения, но от активной педагогической

деятельности отошел. Его вариант педологии отличался от

инструменталистских и бихевиористских подходов более

гуманизированным характером. Выступал за комплексный

подход к изучению ребенка и соответственно к практике

воспитания. Создал генетическую (стадиальную) теорию

памяти, согласно которой стадии памяти выступают как

этапы развития человека и его мышления, что отражается

на его отношениях к действительности («Память и

мышление», 1935).

Соч.: Очерк научной психологии. М, 1921; Современная

философия, ч. 1—2. М, 1918—22; Педология. М., 1925; Психологический

анализ припоминания. М., 1940; Избр. педагогич. произв. М.,

1961; Избр. психолог, произв. М., 1964; Психология и желания.

М, 1965; Мои воспоминания. М., 1971.

Лит.: Данильченко М. Г. Педагогические взгляды П. П. Блонского.

М., 1974.

И. Е. Задорожнюк

БЛОХ(Bloch) Эрнст (8 июля 1885, Людвигсхафен — 4

августа 1977, Тюбинген) — немецкий философ, создатель т. н.

философии надежды. Получил образование в ряде

немецких университетов (Мюнхене, Вюрцберге, Берлине, Гей-

дельберге). Первая работа «Дух утопии» (Geist der Utopie.

В., 1918). В 1933 эмигрировал из страны, с 1938 жил в США,

с 1949 — директор института философии при Лейпцигс-

ком университете в ГДР, с 1961 жил и работал в Тюбингене

(ФРГ). Наиболее известные работы — «СубъектОбъект.

Разъяснение к Гегелю» (Subject—Object Erlauterung zu Hegel.

В., 1951), «Принцип надежды» (Das Prinzip Hoffnung, Bde

1— 3. В., 1954—59), «Проблема материализма — его история

и субстанция» (Das Materialismus problem — seine Geschichte

und Substanz, 1972). Блох считал, что в философии К.

Маркса есть два направления: анализ исторического развития

и конкретной ситуации и анализ

материалистически-гуманистических аспектов жизни. По его мнению, Маркс и

Энгельс, превратив утопию в науку, выполнили только

половину задачи, вторая состоит в том, чтобы соединить науку

с утопией. Сам марксизм он определял как «конкретную

утопию», не принимающую желаемое за действительное, но

стремящуюся утвердить желаемое в действительности.

Уже в «Духе утопии» Блох проводил мысль, что утопия

является составной частью жизни человека, с его неизбежной

устремленностью вперед. Предлагая человеку образ

будущего как желаемого идеала, утопия, по Блоху, выступает как

космологическо-антропологическая категория, поскольку

сама материя наделяется возможностью нового и

стремлением к совершенству. Утопия имеет универсальный

характер. Через становление космического субъекта — объекта

возможно снятие противоположности мышления и бытия,

субъекта и объекта. Конечный момент объекта заключен в

освобождении субъекта, конечный момент субъекта — в

неотчужденном объекте. Отчуждение человека выступает как

центральная проблема у Блоха. Этот мир есть юдоль плача,

страданий, человек в нем «бездомен», он находится «не у

себя», у него нет «Родины». Мир «еще не тот», он «вещь в

себе», он определяется через категории «неясность»,

«темнота переживаемого момента». Снятие отчуждения и

создание надежного «человеческого дома» — смысл жизни. В этом

бездомном мире человека поддерживают только ожидания.

Надежда выступает не только как принцип человеческого

сознания, она изначально присуща самой материи. Своей

направленностью вперед надежда связана

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн